ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 0
учреждений производится соответствующими органами власти с привлечением части пенсий самих проживающих.
Создание специальных жилых домов для одиноких пожилых людей и супружеских пар - один из путей решения сложной задачи по оказанию социальной помощи, а также целого комплекса социальных услуг престарелым гражданам. Как правило, жильцами таких домов становятся те, кто заключил договор на передачу своего жилья государству. Основная цель создания таких домов - обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания; предоставление социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
На основе действующего законодательства проживающим в таких домах гражданам пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.
Несмотря на кажущееся разнообразие учреждений социального обслуживания и различие названий, все их можно условно подразделить на две группы: общепрофильные
испециализированные.
Кобщепрофильным социальным учреждениям относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей определенного территориального формирования или любой территориально-административной единицы (микрорайона, поселка, муниципалитета и т.п.). Находясь максимально близко к месту жительства людей, они преследуют цель оказывать первичную социальную поддержку всем нуждающимся, обратившимся за помощью.
Преобладающей моделью общепрофильных социальных служб в настоящее время являются центры социального обслуживания (ЦСО), где, как правило, имеются отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной социальной помощи. Кроме того, к обшепрофильным учреждениям можно отнести такие, как территориальные центры социальной помощи семье и детям, дома милосердия, комплексные центры социального обслуживания
и др.
Кспециализированным относятся учреждения, обслуживающие определенные группы населения (пожилых и одиноких граждан, инвалидов, мигрантов и других) или оказывающие специфические услуги правового, психолого-педагогического, медицинского характера:
- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; - центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; - социальные приюты для детей и подростков;
-центры экстренной социальной помощи по телефону;
-центры (отделения) социальной помощи на дому;
-дома ночного пребывания;
-специальные дома для одиноких престарелых;
-стационарные учреждения социального обслуживания;
-геронтологические центры и др.
Таким образом, производство социальных услуг как основа экономической деятельности социальных служб определяется правовыми документами и во многом зависит от формы их собственности и источников материально-финансового обеспечения.
6.2. Предпринимательская деятельность как источник дополнительного
финансирования социальных служб
Одним из источников финансирования социальной сферы законодательно признано использование средств от предпринимательской деятельности в социальной сфере в условиях перехода к рыночным отношениям.
В настоящее время социальные услуги в государственной системе в основном оказываются бесплатно. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 № 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» определены категории граждан, получающие бесплатное социальное обслуживание, его виды и размеры:
-граждане, не способные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющие родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход;
-граждане, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают;
-граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшие в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
-несовершеннолетние дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Дополнительные основания по бесплатному социальному обслуживанию
устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с дефицитом бюджетных средств все
большее значение приобретает деятельность по изысканию дополнительных источников финансирования. Одним из таких источников становится предпринимательская деятель-
ность бюджетных организаций системы социальной защиты, в частности - предоставление платных и частично оплачиваемых социальных услуг.
Всоответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ предприятия системы социальной защиты населения являются некоммерческими организациями. Их основная деятельность не может быть направлена на извлечение прибыли. Однако они имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход (прибыль), поскольку она способствует достижению уставных целей.
12 января 1996 г. вступил в силу Федеральный закон «О некоммерческих организациях», в котором определены основные нормы деятельности некоммерческих организаций, в том числе и в социальной сфере.
Вфедеральных законах от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» отражен порядок оказания платных и частично оплачиваемых социальных услуг государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты населения.
Деятельность учреждений социальной защиты населения может быть представлена двумя типами предпринимательства:
1) операциями по производству и реализации товаров и оказанию услуг;
2) внереализационными мероприятиями, к числу которых относятся сдача имущества в аренду, открытие депозитных счетов, участие в совместной деятельности.
Наименование видов предпринимательской деятельности, кроме внешнеэкономической, которыми занимается организация, зависит от того, какие группы товаров и услуг она производит и реализует. За собственником и учредителем оставлено право решать, какие из внереализационных мероприятий и видов деятельности по производству и реализации товаров и услуг может осуществлять учреждение.
Согласно законодательству, многие виды деятельности в России подлежат обязательному лицензированию. Перечень лицензируемых видов деятельности и общий порядок их лицензирования определен Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Гражданский кодекс РФ в ст. 2 определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном Законом порядке, и направление этой прибыли на реализацию уставных целей.
Одним из наиболее прибыльных видов предпринимательской деятельности для социальных учреждений является сдача в аренду имеющихся недвижимости и имущества. Собственник определяет условия договора, в частности величину арендной платы и порядок ее перечисления. Доходы от предпринимательской деятельности поступают в самостоятельное распоряжения предприятий и направляются на расширение ассортимента услуг или другую поддержку клиентов службы.
Бухгалтерский учет по платным услугам осуществляется в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 ноября 1993 г. № 122. При этом средства от реализации услуг поступают на текущий счет по спецсредствам.
Оплата услуг населению может производиться:
-по безналичной форме через банк;
-непосредственно выполняющему их персоналу, но с обязательным оформлением финансового документа (например, приходного кассового ордера, квитанции, талона и др.), согласованного с местными финансовыми органами.
Отчет о расходовании средств от предпринимательской деятельности представляется соответствующему финансовому органу.
Деятельность учреждения по оказанию платных услуг может быть прекращена в случае нарушения законодательства.
В основе предпринимательской деятельности предприятия, учреждения лежат договорные отношения между заказчиком и исполнителем, обеспечивающие законодательную защиту этих отношений.
Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном Правительством РФ. Так, в соответствии с Примерным Положением о центре социального обслуживания, частично надомные услуги оплачивают:
-одинокие пенсионеры и инвалиды, получающие пенсию выше величины прожиточного минимума пенсионера, имеющие трудоспособных родственников, обязанных их содержать по закону, но проживающих отдельно от них;
-пенсионеры и инвалиды, проживающие в семьях, подушевой доход в которых ниже минимального уровня, установленного для данного региона.
Оплата за надомное обслуживание с этих граждан производится по тарифам на услуги, утвержденным местными органами власти. Оплата социально-бытовых услуг в полном объеме взимается: