ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-с пенсионеров и инвалидов, проживающих в семьях, трудоспособные члены которых обязаны содержать их по закону и подушевой доход в которых выше установленного для данного региона минимального уровня;

-со всех категорий граждан при оказании им социально-бытовых услуг, не входящих в перечень основных, предусмотренных положением об отделении социальнобытового обслуживания на дому.

Оплата за надомное обслуживание взимается по прейскуранту стоимости социальных услуг, утвержденному местными органами самоуправления. Лица, принимаемые на надомное обслуживание на платных условиях, заключают с центром договор, определяющий характер и объем оказываемых услуг, а также порядок и размер оплаты за них. Этот договор может заключаться с самим клиентом службы, его родственниками, с каждым из них при оплате на долевых условиях, а также с трудовыми коллективами, организациями и ведомствами, оплачивающими обслуживание.

Денежные средства, поступившие за оказание услуг на дому, зачисляются на счет центра и направляются на текущее содержание и развитие отделений социальной помощи сверх выделяемых государственных ассигнований.

В последнее время в связи с необходимостью повышения уровня социального обслуживания граждан, ростом потребности и расширением ассортимента услуг все большее распространение имеет эта деятельность учреждений социального обслуживания. Она носит некоммерческий характер, ибо получаемая прибыль идет на дальнейшее развитие сферы социальных услуг.

Переход на новые условия хозяйствования значительно расширяет виды финансовых источников.

Предпринимательская деятельность учреждения социального обслуживания населения может осуществляться на основе бизнес-планов или пилотных проектов.

Бизнес-план (план осуществления бизнес-операции) включает в себя следующее. 1. Характеристику контингента обслуживания.

2. Перечень возможных партнеров и конкурентов в регионе.

3. Перечень средств, получаемых из бюджета, от платных услуг. 4. Перечень услуг.

5. Смету расходов.

6. Планирование (целевое, ориентированное на тех, кто нуждается в услугах), опрос обслуживаемого населения (общественное мнение, выборочный социологический, психолого-педагогический), ориентированный:

- на выявление реальных и потенциальных потребностей в услугах;


-изучение контактной среды партнеров, «конкурентов», спонсоров, местных управленцев;

-определение внутренних резервов Центра социального обслуживания.

По итогам такого изучения создаются «социальные карты» («социальные паспорта»). Они - основа целевого планирования и практики социальной работы.

Целевое планирование должно включать три блока.

1.Определение цели программы на основе изучения потребности населения и конкретной «среды». Блок отвечает на вопрос: что делать?

2.Выработка технологий. Блок отвечает на вопрос: как делать?

3.Определение ресурсов, с помощью которых можно реализовать программу.

Все три блока взаимосвязаны целью и направленностью. В их основе - потребности населения и состояние контактной среды. Внешняя среда и ресурсы ограничивают основную цель и включают необходимость поиска партнеров, спонсоров, источников различных форм финансирования или форм взаимопомощи.

Представляют интерес два варианта индивидуального договорного обслуживания граждан на платной основе унитарным предприятием «Моссоцгарантия» г. Москвы и управлением социальной защиты населения г. Электросталь Московской области.

Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество и не имеющая права распределения имущества по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия, правовое положение этих предприятий определяется Гражданским кодексом РФ (ст. 113) и законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ.

30 августа 1994 г. Правительство Москвы приняло Постановление о социальной поддержке одиноких пожилых граждан в обмен на добровольную передачу ими жилой площади в собственность города. Была создана служба «Моссоцгарантия».

«Моссоцгарантия» - самостоятельный хозяйствующий субъект, юридическое лицо, ведомственно подчиненное Комитету социальной защиты населения г. Москвы и подотчетное в своей деятельности Правительству города. Оно имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет и печать, товарный знак и др. По обязательствам, связанным с приобретением жилых помещений на условиях пожизненного проживания граждан, «Моссоцгарантия» и Правительство Москвы несут субсидиарную ответственность.


Основной задачей этой новой службы является осуществление дополнительной социальной поддержки и оказание социально-бытовой, медицинской и материальной помощи одиноким пожилым гражданам и инвалидам в обмен на добровольную передачу ими жилой площади в собственность Москвы по договорам купли-продажи с условием пожизненного содержания или на условиях обмена или переселения в специальный жилой дом для одиноких престарелых.

Социальные услуги оказываются после заключения договора (дополнительного соглашения), стоимость оказываемых услуг удерживается бухгалтерией «Моссоцгарантия» из суммы денежной месячной компенсации за предоставленную жилую площадь. По договору купли-продажи с пожизненным содержанием продавцу выплачивается материальное содержание, размер которого определяется с учетом возраста продавца и характеристики занимаемой жилой площади. Размер денежной компенсации автоматически индексируется при увеличении возраста и увеличении размера минимальной оплаты труда.

Основные цели деятельности предприятия «Моссоцгарантия»:

-создание благоприятных условий жизни одиноким пенсионерам и инвалидам, оказание им дополнительных социально-бытовых и медицинских услуг;

-создание стабильных возможностей и ресурсов, кроме городского бюджета, для дополнительной социально-бытовой, медицинской и финансовой поддержки одиноких пожилых москвичей и инвалидов;

-привлечение внебюджетных средств и ресурсов, в том числе использование возможностей работы на рынке ценных бумаг для обеспеченного пожизненного содержания одиноких престарелых и инвалидов, передавших принадлежащую им жилую площадь в собственность города или переселившихся в специальный жилой дом для одиноких престарелых;

-учет, заселение и контроль за использованием специальных домов для одиноких престарелых, организация их эксплуатации, содержание и сохранность, а также обслуживание проживающих в них.

Финансирование предприятия осуществляется из городского бюджета на оплату:

-денежной компенсации гражданам, заключившим договор купли-продажи с условием пожизненного содержания;

-ритуальных услуг и расходов;

-услуг по оформлению и регистрации договоров купли-продажи с условием пожизненного содержания;

-коммунальных услуг (10 %);


-транспортных расходов по обслуживанию;

-труда персонала «Моссоцгарантия», специальных домов и др.

Особенность аналогичной службы в г. Электросталь заключается в том, что оно не выплачивает клиентам наличных денег по договору купли-продажи, а принимает граждан на пожизненное бесплатное обслуживание.

Договор купли-продажи приватизированной квартиры с условием пожизненного содержания клиента предусматривает обеспечение бесплатного пользования отчужденной квартирой, уходом и необходимой помощью, а также выполнение следующих услуг:

-регулярный медицинский контроль за состоянием здоровья, организация медицинского патронажа;

-оказание ритуальных услуг сообразно пожеланию клиента;

-закрепление постоянного социального работника для обеспечения продуктами и товарами, уборки помещения, стирки белья и т.д.;

-организация ремонта электробытовой техники и поддержание квартиры в надлежащем состоянии;

-обеспечение льготным питанием, связи с медицинскими учреждениями и т.д. Потенциальными клиентами являются одинокие престарелые граждане не моложе

75 лет и инвалиды. Финансирование службы производится за счет бюджета города посредством кредитования с последующим возвратом полученных средств после продажи квартир.

Служба находится в составе Управления социальной защиты населения г. Электросталь в виде самостоятельного специализированного подразделения. Она работает в тесном контакте с Советами ветеранов и другими общественными организациями. В этом же Управлении действует и подразделение, осуществляющее обслуживание граждан на хозрасчетной основе. Возможный контингент обслуживаемых состоит из:

-престарелых граждан (одиноких и условно одиноких), имеющих месячный доход менее определенной суммы, сопряженной с прожиточным минимумом;

-детей-инвалидов;

-инвалидов с детства без трудовой рекомендации;

-инвалидов общего заболевания без трудовой рекомендации;

-инвалидов нетрудоспособного возраста;

-детей школьного возраста;

-других категорий граждан по договорным услугам. Возможные виды услуг: уборка квартиры, сдача белья в стирку, сдача одежды в химчистку, оказание юридических услуг, оказание помощи в финансовых операциях, доставка продуктов на дом, при-


готовление пищи на дому, мелкий ремонт в квартире, парикмахерские услуги, медицинские услуги на дому, другие услуги договорного характера.

Прейскурант оказываемых услуг регулярно обновляется и утверждается администрацией города.

В период становления социальных служб, в 1992—1993 гг., во многих регионах России создавалась экономическая база для предпринимательской деятельности, расширялись объемы и ассортимент платных услуг. За счет средств, получаемых от ремонтных и других видов бытовых услуг жителям, оплачиваемых по коммерческим расценкам, они оказывают бесплатные или частично оплачиваемые услуги социально незащищенным категориям населения.

В последние годы наблюдается тенденция переноса центра тяжести в финансировании расходов на социальные нужды с областного на местный уровень. Однако в связи с тем, что местные бюджеты не имеют финансовых возможностей для удовлетворения потребностей населения, социальные службы вынуждены привлекать все больше средств от своей предпринимательской деятельности. Для этого областные администрации на основе действующего законодательства создают свою нормативную базу.

Например, в Пензенской области в 1994 г. администрацией было принято Постановление «О внесении дополнений в Положение о центре социального обслуживания населения», в соответствии с которым центры могут заниматься предпринимательской деятельностью, оказанием платных услуг, а полученные средства направлять на развитие центров, их структурных подразделений, поощрение социальных работников, осуществление социальной помощи населению. Были утверждены примерные расценки на платные услуги и образец договора на оказание платных услуг.

Исходя из конкретных возможностей и потребностей населения, центры оказывают платные услуги, объем и ассортимент которых возрастает. Среди них такие, как ежедневное приготовление пищи на дому, обработка приусадебного участка, посадка овощей и картофеля, уборка урожая, стирка и глаженье белья, генеральная уборка помещения и сезонное мытье окон, ремонт квартиры, кровли, заборов, калиток, остекление оконных рам, врезка замков, побелка печей, потолков и стен, чистка печных труб и дымоходов, протопка печей, ремонт одежды, расколка дров, доставка топлива и т.д.

Одному из центров г. Пензы за счет расширения объема платных услуг удалось создать экономическую базу для организации отделения срочной службы, открыть пункт проката.