ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 211
Скачиваний: 0
Врасширении объема платных услуг центрам оказывают помощь органы самоуправления, предприятия и организации различных форм собственности, предприниматели и общественные организации.
Например, в Москве в 1992 г. в рамках территориального управления социальной защиты «Красносельское» была создана общественная благотворительная организация Координационный центр социальной поддержки населения Москвы (КЦСП). Центром разработан комплекс программ, нацеленных на создание условий для полноценной гражданской (материальной, духовной) жизни населения района.
Одним из основополагающих принципов деятельности КЦСП является самостоятельное добывание материальных средств путем создания при общественных организациях предприятий, прибыль которых используется только на социальные нужды района. Источниками финансирования деятельности центра стали средства внебюджетного фонда территориального управления, благотворительные целевые взносы, имущественная поддержка и гуманитарная помощь, а также налоговые льготы, которые имеют общественные организации в соответствии с законодательством. Концентрация в центре финансовых средств позволяет реализовывать масштабные социальные проекты по охране материнства и детства, реабилитации детей-инвалидов, поддержке детей-сирот, будущих матерей, бесплатного питания льготных категорий жителей и др.
Вплане работы Координационного центра предусмотрено дальнейшее расширение предпринимательской деятельности: открытие минипекарни, магазина, мастерской по ремонту мебели и т.д.
Аналогичная работа проводится и в других регионах страны. Создается немало негосударственных социальных служб (преимущественно социально-психологических), действующих на основе Закона о предпринимательстве и предпринимательской деятельности.
Однако при внедрении смешанного финансирования государственной системы социального обслуживания за счет хозрасчетной деятельности возникает немало проблем
итрудностей. До последнего времени эта деятельность облагается практически всеми видами налогов, как и коммерческие предприятия. Некоторые исполнительные органы власти регионов и местные администрации неохотно разрешают хозрасчетную деятельность в сфере социальных услуг.
Анализ функционирования предпринимательских структур в системе социальной защиты населения позволяет сделать вывод о том, что предпринимательская деятельность еще не получила необходимого развития и нуждается в дальнейшем правовом и орга-
низационном совершенствовании, усилении и поддержке со стороны органов местного самоуправления.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания подлежит льготному налогообложению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6.3. Организация и оплата труда работников социальных служб
Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.
Кадры социальной работы - это люди, работающие в системе социальной защиты, выполняющие должностные задачи и наделенные для этого определенными обязанностями, правами и ответственностью.
Всистеме социальной защиты населения различают «социальных работников» и «специалистов по социальной работе». Специальность введена Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 23 апреля 1991 г.
№92 «О дополнении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих - специалист по социальной работе».
Всоответствии с должностными обязанностями, специалист по социальной работе выявляет на предприятии (в объединении, организации, учреждении), в курируемом микрорайоне (округе, муниципалитете) семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, психолого-педагогической, социально-экономической, социально-бытовой и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникших трудностей, конфликтных или кризисных ситуаций (по месту жительства, работы, учебы и т.д.), оказывает содействие в их разрешении и социальную защиту. Содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению. Проводит среди населения работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению общественных норм жизни в социуме, предупреждению правонарушений и т.д. Оказывает консультативную помощь семьям, помогает в трудоустройстве
несовершеннолетних, инвалидов, пенсионеров. Проводит индивидуальную работу с детьми, подростками, лицами асоциального поведения, а также с теми, кто испытывает негативное воздействие социального окружения. Выявляет и оказывает содействие лицам, нуждающимся в опеке и попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Участвует в работе по созданию центров социального обслуживания и социальной помощи семье, социальной реабилитации, приютов, подростковых и семейных центров, ассоциаций и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации выпускников детских домов и лиц, вернувшихся из специализированных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.
Кадры социальных работников можно квалифицировать по признакам трудовой занятости в определенной структуре и занимаемым должностям.
Социальная работа является сложной многофункциональной деятельностью, в которой группа социально-экономических методов по существу, объединяет те из них, с помощью которых специалисты оказывают воздействие на интересы и потребности клиентов.
Материальная мотивация и поддержка жизнедеятельности личности и социальных групп, испытывающих в этом потребность, имеет первоочередное значение в системе социальной работы.
Как известно, сфера социального обслуживания занимается производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и нематериальных услуг. Всякий процесс производства включает в себя три основных элемента: предмет труда, средство труда и сам труд.
В социальных отраслях процесс труда существенно модифицируется. Объектом воздействия («предметом труда») становится сам человек, его физическое и психическое здоровье, умственные и эстетические потенции.
Средства труда тоже, строго говоря, таковыми не являются, так как основные фонды учреждений медицины, здравоохранения, народного образования, социального обслуживания и др., не выполняют функцию средств труда, а являются средством (предметами) потребления. Причем это предметы совместного потребления. Перенесения их стоимости на продукт труда здесь не происходит.
Своеобразно и содержание самого труда как целесообразной деятельности человека. Труд социальных работников - это, как правило, сложный психологически, умственно и физически труд, не ограниченный рамками законодательно установленного времени и связанный с высоким нервно-эмоциональным напряжением.
Всфере социального обслуживания значительно уже представлены возможности механизации и автоматизации труда, хотя и здесь используются компьютеры, создаются автоматические базы данных и т.д. Чрезвычайно велика роль субъективного фактора; в совокупных затратах труда преобладает живой, а не овеществленный, труд. Отсюда - трудности в нормировании труда и оценке его результатов.
Внастоящее время внедряется трехуровневая система профессиональной подготовки социальных работников: бакалавры, магистры и специалисты по социальной работе.
Вопросы оплаты труда занимают особое место в трудовых отношениях. Оплата труда - основной источник эффективности труда работника. В социалистической экономике проблему оплаты труда в течение многих лет пытались решить по правилу: «оплата труда должна соответствовать его количеству и качеству». Однако перенести это правило из области теоретизирования на практическую почву так и не удалось. Причина в том, что неразрешимую проблему представляет измерение количества труда как количество затрачиваемой работником физической энергии и умственных усилий.
Предположение о прямо пропорциональной зависимости между количеством труда
изатратами рабочего времени условно, а
именно на нем зиждется повременная оплата труда, широко распространенная как
внерыночной, так и в рыночной экономике. Представляет трудность определение цены часа рабочего времени как многофакторного показателя. Наиболее предпочтительна используемая в системе социальной работы повременная система оплаты труда, основанная на использовании сетки тарифных ставок и должностных окладов применительно к определенному уровню квалификации работника.
Право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания имеют граждане, получившие высшее или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку в образовательных учреждениях РФ, а также имеющие лицензию на право самостоятельной работы в сфере социального обслуживания. С 2001 г.
всфере социального обслуживания деятельность не лицензируется.
Нагрузка обслуживаемых на одного социального работника колеблется от 4 до 8 человек и более в зависимости от наличия коммунальных удобств, плотности проживания клиентов, вида населенного пункта (село, город), развитости социальной инфраструктуры (транспорт, телефон, поликлиника и т.п.). Норма обслуживания утверждается администрацией муниципалитета и может быть уменьшена или увеличена. Так, например, в г. Набережные Челны норма обслуживания составляет 12 человек.
На 10-12 социальных работников (они обслуживают 80-100 человек) назначается заведующий отделением. В зависимости от числа обслуживаемых (в Москве, например, в ЦСО обслуживается нередко более 1000-1200 человек) создается требуемое число отделений. В 2004 г. было 2082 Центра социального обслуживания, в них 1185 отделений дневного пребывания, 710 - временного пребывания. В каждом центре имеются также отделение срочной социальной помощи; отделение реабилитации и др.
Низкая оплата труда, тяжелая физическая работа, высокая степень эмоциональной нагрузки становятся причиной текучести кадров. Вместе с тем одним из факторов трудовой мотивации является свободный график работы, возможность самому планировать рабочий день, маршрут посещения клиентов. При этом должно быть соблюдено условие посещения каждого клиента не менее 2 раз в неделю. За исполнением этого требования следит заведующий отделением социального обслуживания на дому.
Экономический статус социального работника государственной системы социального обслуживания определяется соответствующими нормативно-правовыми документами. В их числе Указ Президента РФ от 26 августа 1995 г. № 879 «О дополнительных окладах в органах государственной власти», Постановление Правительства РФ от 24 августа 1994 г. № 823 «О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы», утвержденные приказом Министерства социальной защиты населения, Примерные положения о деятельности учреждений социального обслуживания, а также Постановление Министерства труда РФ от 22 февраля 1996 г. № 12 и др.
Оплата труда работников государственной и муниципальной системы социальной защиты населения основана на тарифной системе. Тарифная система - это совокупность нормативов, с помощью которых государство регулирует уровень заработной платы по отраслям в зависимости от квалификационных признаков, характера и условий труда работников. Тарифная система включает: тарифно-квалификационные требования, тарифные ставки, тарифную сетку и районные коэффициенты к заработной плате.
Квалификационные требования к работающим в сфере социального обслуживания состоят в следующем.
•Специалист по социальной работе высшей категории должен иметь высшее образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе I категории не менее 3 лет.
•Специалист по социальной работе I категории - высшее образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе II категории не менее 3 лет.