ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 2052
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Религия, ее роль в жизни современного общества.
1. Власть. Роль политики в жизни общества.
1. Право, его роль в жизни государства и общества.
1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
1. Наука в жизни современного общества.
1. Политический режим. Демократия.
1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
1. Биологическое и социальное в человеке.
1. Экономика и ее роль в жизни общества.
1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
1. Социальные конфликты, пути их решения.
1. Органы государственной власти Российской Федерации.
1. Особенности подросткового возраста.
1. Социальные ценности и нормы. Мораль.
1. Социальная структура общества.
1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
1. Экономические цели и функции государства.
1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
1. Налоги, уплачиваемые гражданами.
1. Человек и его ближайшее окружение.
1. Личность. Межличностные отношения.
1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
Все нормативные правовые акты можно разделить по их юридической силе на две большие группы: законы и подзаконные акты. Законы — это нормативные правовые акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.
Законы образуют стержень правовой системы. В Российской Федерации они принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом РФ.
2. Слово «школа» по-гречески буквально «досуг», и у древних греков школой счи тались свободные от обязанностей занятия, развлечения, игры. Разнообразие таких занятий считалось основой развития личности. Как вы думаете, почему древние греки уделяли такое внимание игре? Как влияет игра на развитие человека? В чем ее особенности как формы деятельности?
Игра, наряду с трудом и учением, является одной из форм деятельности человека. Человек, вступая в жизнь, познает ее через игру. Знаменитый психолог С.Л. Рубинштейн писал, что суть человеческой игры в способности, отображая, преображать действительность.
Для ребенка игра является лучшим способом познакомиться с будущей взрослой жизнью. Благодаря играм дети копируют поведение взрослых, в них воспитываются общественно значимые качества, такие как находчивость, выносливость, сообразительность, коммуникабельность. Эта форма деятельности необходима для полноценного развития ребенка — как физического, так и психического.
Любая игра основана на определенных правилах. Участие в ней воспитывает необходимость признавать и соблюдать правила. Она гармонична и системна. Благодаря ей ребенок может примерить на себя различные роли и выяснить, где он чувствует себя наиболее комфортно.
В 1938 г. был опубликован трактат историка и культуролога Йохана Хейзинги «Человек играющий» (лат. Homo Ludens), посвященный всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному значению ее в человеческой цивилизации. Хейзинга выделяет такой формальный признак игры, как свободу. Он подчеркивает, что игра не опирается на какой-либо рациональный фундамент, ее важнейшая характеристика — иррациональность, Основное различие между игровой и трудовой деятельностью заключается в общем отношении к своей деятельности. Выполняя работу или участвуя в созидательном труде, человек делает не только то, что ему интересно или удовлетворяет его непосредственные потребности, но и то, что нужно сделать ему, к чему принуждает его практическая необходимость или побуждают лежащие на нем обязанности. Игра же никак не связана с насущным удовлетворением жизненных потребностей. Таким образом, игру можно определить как форму сознательной деятельности, где человек, осваивая регламентируемый правилами процесс, в силу своих способностей постигает сущность этого процесса и взаимосвязь происходящего с ним.
3. Вам поручили подготовить реферат на тему «Современное информационное общество». Составьте план ваших действий для выполнения этого задания.
Во-первых, необходимо составить план реферата. Реферат, как правило, должен состоять из следующих структурных элементов:
введение, в котором обосновывается актуальность темы, объект и предмет исследова ния, хронологические рамки, дается краткий анализ использованной литературы;
основных глав (разделов); как правило, в первой главе (разделе) излагаются основные теоретические положения (в данном случае, можно предложить дать объяснение поня тия «общество», представить типологию обществ); во второй главе (разделе) целесооб разно дать развернутую характеристику информационного общества; в третьей главе можно изложить проблемы современного информационного обществе и (или) спрогно зировать перспективы дальнейшего развития современного общества и т.п.;
заключение, в котором кратко делаются основные выводы по проблеме;
список источников и литературы.
Во-вторых, необходимо подобрать литературу: справочники, энциклопедии, учебники, монографии, статьи в различных журналах, таких как «Общественные науки и современность», «Полис» и т.д.
Третьим этапом работы является написание реферата по составленному и согласованному с учителем плану.
БИЛЕТ № 24
1. Экономические цели и функции государства.
Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, являются:
повышение благосостояния и качества жизни населения в России;
обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;
усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов;
развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;
улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансиро ванности экономического развития.
К важнейшим экономическим функциям государства относятся:
формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвра щения экономических кризисов;
регулирование кредитно-денежной системы страны;
развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма;
защита и охрана всех видов собственности;
формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;
помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедно сти в социальное бедствие и причину политических конфликтов;
регулирование трудовых отношений в стране;
охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;
контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в меж дународных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую эконо мику;
регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;
размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации функций государства;
сбор и распространение информации об экономическом развитии страны.
Главные экономические задачи, которые вынуждены сегодня решать большинство стран, состоят в достижении следующих экономических целей:
увеличение объемов производства материальных благ;
обеспечение более высокого уровня жизни;
табильный уровень цен;
справедливое перераспределение доходов граждан и хозяйственных объединений;
перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;
организация производства общественных услуг, предоставляемых государством на равных началах всем гражданам, включая социально незащищенные категории;
охрана окружающей среды.
Справиться с указанными задачами государству помогают различные методы и прежде всего механизм налогообложения.
2. Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болез ни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмот рено по учебному плану, и программа курса не была пройдена. Гражданка К. решила вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли права станут основанием при рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждаю щие ваш ответ.
Основанием для рассмотрения дела в суде будут нормы гражданского права. Они закреплены в Гражданском кодексе РФ и принятых в соответствии с ним других нормативных правовых актах.
Из условий задачи следует, что гражданка К. заключила договор возмездного оказания услуг с организатором курсов иностранного язьпса, по условиям которого должна была пройти обучение по конкретному учебному плану. За обучение гражданка К. внесла определенную плату. Поскольку перед заключением указанного договора обе стороны — гражданка К. и организаторы курсов — были свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора, следует признать, что в данном случае была соблюдена предусмотренная п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 421 ГК РФ свобода договора.
Участники возникшего правоотношения равны между собой, приобрели и осуществляли свои гражданские права по договору возмездного оказания услуг и в своем интересе. Более того, посчитав свои права нарушенными, гражданка К. в соответствии с нормами, регулирующими защиту гражданских прав, восстанавливает их, обратившись с исковым заявлением в суд.
3. В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переде лаешь», — утверждал папа. «Без дела жить — только небо коптить», — говорила мама. А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Представьте подобный разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем отношении к труду вы сами? Как бы вы обосновали свою позицию?
Под понятием труд принято понимать осознанную, целенаправленную деятельность по производству материальных и нематериальных благ. Именно в процессе трудовой деятельности создается экономическая основа общества.
Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род занятий и деятельности. Он вправе, например, самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
Право на труд относится к основным правам и свободам человека. При этом важную роль играют такие нравственные качества человека, как трудолюбие либо, наоборот, тунеядство. Обратимся к высказываниям мыслителей прошлого:
«Трудолюбие — душа всякого дела и залог благосостояния» (Ч. Диккенс).
«Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер).
«Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай» (Л. Толстой).
«Труд есть единственный источник богатства; богатство, добываемое трудом, есть единственное лекарство против страданий бедности и против пороков праздности» (Д. Писарев).
БИЛЕТ № 25