Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

граждане формируют исполнительные органы государственной власти путем прямого голосования;

деятельность органов исполнительной власти в России регулируется Конституцией Российской Федерации, основными Федеральными и региональными законами, специализированными нормативно–правовыми актами, также органы исполнительной власти имеют четкую организацию своей деятельности, самостоятельны в принятии решений;

органы исполнительной власти придерживаются принципа разделения

полномочий (также по уровням управления), автономны.

4) формы контроля: законность, подконтрольность, ответственность. Исполнительная власть демократического характера опирается на главные принципы демократии. Дальнейшее закрепление этих принципов возможно только тогда, когда в рамках переходного общества демократические тенденции играют доминирующую роль.

При рассмотрении работы органов исполнительной власти в рамках теории административного права, можно говорить об осуществлении органами исполнительной власти государственно – управленческой деятельности и о том, что они являются субъектами государственного управления как одной из форм государственной деятельности наряду с законодательной и судебной.

Функционирование органов исполнительной власти носит деятельностный характер, который выражается в реализации функций государства в различных сферах.[7]

Содержание деятельности органов исполнительной власти заключается в осуществлении определенных полномочий, которые закреплены федеральным и региональным законодательством, Конституцией Российской Федерации и иными нормативно – правовыми актами. Функции, задачи, выполняемые органами исполнительной власти, определяют компетенцию этих органов.

Реализация принадлежащих этим органам юридически властных полномочий осуществляется в административном порядке. Следовательно, деятельность органов исполнительной власти носит государственно-властный характер и представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительная стороны взаимно обусловлены.

Полномочия органов исполнительной власти выражаются в нормативно–правовом регулировании, принятии в рамках своей компетенции нормативно–правовых актов, контроле за исполнением решений, разработке государственных программ (федеральных и областных) и др. Акты, которые разрабатываются и принимаются органами исполнительной власти, подзаконны и направлены на регулирование общественных отношений (по сферам деятельности). Акты органов исполнительной власти носят исполнительно – распорядительный характер.


Таким образом, органы исполнительной власти в Российской Федерации – государственные органы, входящие в систему государственного управления России, имеющие свою структуру, полномочия, компетенцию, направленную на реализацию законов в сфере общественных отношений.

Наравне с исполнительной властью в России существует законодательная власть. Термин «законодательная власть» уточняет область исследования и предполагает наличие следующих функций представительного органа: законодательная функция (исключительное право принятия законов); контрольная функция, прежде всего, контроль за работой исполнительной власти; финансовая функция.[8]

Законодательная функция заключается в том, что органы законодательной власти РФ обладают правом издавать законы (нормативно - правовые акты, наделенные высшей юридической силой после Конституции Российской Федерации и не противоречащие ей же). Таким правом обладают только органы законодательной власти. Законы могут приниматься по любому ведению в пределах полномочий государства или региона Российской Федерации. Закон – акт, который содержит наиболее общие правила, регулирующие определенную сферу общественных отношений. Законотворческая функция законодательных органов проистекает из представительной природы, что дает основание именовать законодательный процесс представительным законодательным процессом.[9]

В науке существует несколько подходов к определению термина «законотворческий процесс». В самом узком смысле этот термин обозначает собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность уполномоченного на это государственного органа. При этом подходе условно выделяют четыре основные стадии: законодательная инициатива; рассмотрение проекта в уполномоченном органе; принятие закона; обнародование. Другие, рассматривая законотворческий процесс в широком смысле, включают в законотворческий процесс наряду с официальной деятельностью законодательного органа и деятельность по подготовке и обсуждению проектов законов до внесения их в порядке законодательной инициативы. В подобном обсуждении принимает участие не только законодательный орган, но и иные государственные органы и общественные организации. В рамках такого подхода можно выделить предварительный этап законодательного процесса (деятельность до внесения проекта в порядке законодательной инициативы) и основной (т.е. законодательный процесс в узком его понимании).[10]


Принятие законов (как категория) уступает по объемам категории «законодательный процесс». Принятие законов – деятельность по принятию закона, связанная с органами законодательной власти. Можно выделить стадии внесения, рассмотрения и принятия законопроекта. Большую роль в деятельности органов законодательной власти играет осуществляемая ими контрольная функция. Законодательный контроль нужен для того, чтобы нивелировать деятельность демократических институтов, не дать «захватить» власть. Контроль при этом должен быть действенным, но не должен быть жестким и отяготительным для органов исполнительной власти. Иначе произойдет сбой в функционировании ветвей власти. Проблема законодательного контроля подробно рассматривается в научных трудах отечественных ученых. Законодательный контроль подразумевает проверку деятельности государственных органов и возможность применения ограничений.

Непосредственно контрольные полномочия характеризуются разнообразием форм и включают в себя контроль, осуществляемый входящими в структуру парламента органами и должностными лицами. Конкретные формы (способы) парламентского контроля весьма разнообразны: заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ, запросы и вопросы парламента, работа комитетов и комиссий, парламентские слушания и т.д.

Важным элементом законодательного контроля выступают санкции, применяемые парламентом. Наиболее распространенными из них являются: вотум недоверия, выражение порицания, импичмент.[11]

Таким образом, законодательный контроль можно определить как систему норм, определяющую участие органов законодательной власти в формировании высших органов власти, формы проверки деятельности последних и возможность применения санкций. Объектом законодательного контроля, в первую очередь, выступает деятельность исполнительной власти и ее должностных лиц.

Объем контрольных полномочий и их эффективность зависят от разных факторов: формы правления, наличия оппозиции, конституционных традиций и т.д. Форма правления определяет взаимодействие высших органов: так, в парламентских республиках и парламентских монархиях исполнительная ветвь власти на деле является подчиненной и подконтрольной законодательной. В президентских и полупрезидентских республиках исполнительная и законодательная власти отделены друг от друга, поэтому парламент наделяется соответствующим объемом контрольных полномочий в отношении исполнительной власти.[12]


Эффективность контроля зависит не столько от наличия и разнообразия форм, сколько от наличия оппозиции. Когда Правительство и большинство в парламенте принадлежит одной партии – эффективность контроля снижается.

К правотворческой и контрольной функциям примыкает финансовая функция, то есть принятие соответствующего бюджета и контроль за его исполнением. Названная функция занимает промежуточное положение между правотворческой и контрольной деятельностью законодательной власти. Она выражается в установлении доходов и расходов, принятии бюджета и утверждении отчета о его исполнении. С одной стороны, принятие бюджета – это правотворческая функция. С другой – и принятие, и проверка исполнения бюджета есть один из способов контроля представительной власти за исполнительной.[13]

Несмотря на то, что рассмотренные функции законодательной власти по-разному закреплены в Конституции Российской Федерации, это не означает, что одни из них являются основными, а другие – дополнительными. Только в своей совокупности данные функции дают возможность в полном объеме раскрыть содержание законодательной власти и ее место в системе разделения властей.

Третьей ветвью власти в Российской Федерации является судебная власть. Специалисты в области процессуального права и судоустройства определяют судебную власть как «возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы», или как «предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов...». Определение судебной власти, которое наилучше приближено к предмету конституционно–правовой науки, трактует деятельность судебных органов, направленную на оптимизацию и контроль конституционных принципов. В Конституции Российской Федерации закреплены гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью. Термин «судебная власть», который закреплен в нормативно – правовой базе Российской Федерации, определяется через ряд положений, включающих организацию судебной власти в системе государственного управления, а также через правила деятельности судов. Термин, определяющий деятельность судов, - «правосудие». Таким образом, судебная власть – обособленный и свободный от других вид государственной власти, который осуществляется судами в порядке, установленным законодательной базой Российской Федерации, в форме конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. В Российской Федерации деятельность судебной системы регламентирована Конституцией Российской Федерации.


В Конституции Российской Федерации есть отдельная глава «Судебная власть». В этой главе формируются положения о судебной системе РФ, определяется статус судов РФ, раскрываются основные моменты назначения судей, закреплены положения правосудия на территории РФ, на которые обязана опираться судебная власть в демократическом государстве. Указанные в Конституции РФ нормы организации судебной системы предопределяют положения о судебной власти в России.19 Кроме Конституции РФ деятельность судебной системы регламентирует ФЗ «О судебной системе РФ», принятый в 1996 году, который решил некоторые проблемы судебной системы, такие как:

Федеральный закон закрепляет в себе принципы несменяемости и неприкосновенности судей, назначение их на должности, размер должностных окладов, обязанность выполнения судебных постановлений;

Федеральный закон предусматривает ряд специальных установок о единстве судебной системы;

Федеральный закон содержит классификацию судов, законодательное закрепление элементов судебной системы, классификацию государственных органов, которые определяют работу правосудия, закрепление механизма финансирования.

Важнейшим принципом судебной системы является ее единство.

Оно выражается в:

регулировании судебной системы Конституцией РФ, Федеральным законодательством;

соблюдении судами правил судопроизводства;

применении в судебной деятельности Конституции РФ, Федерального законодательства, регионального законодательства, нормативно – правовой базы РФ, принципов международного права и др.;

исполнении и соблюдении на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

закреплении статуса судей в законодательстве РФ;

финансирование деятельности судебной системы из федерального бюджета.

настоящее время в России сложилась двухуровневая судебная система (федеральные суды и суды субъектов РФ), которая включает функционирование судов обычной юрисдикции, арбитражных судов,

Конституционного Суда РФ, а также аналогичных органов правового контроля. Конституция РФ направляет федеральное законодательство на формирование четко определенной судебной системы, которая включает в себя компетентные суды.20 Децентрализация судебной системы обоснована ст. 10 Конституции РФ, которая правозглашает принцип разделения властей на территории РФ, ст. 73, устанавливающей принцип безусловной компетенции субъектов РФ в пределах его ведения, главой 7 Конституции РФ «Судебная власть», устанавливающей различия между судами, статьей 5 , регламентирующей правовую природу республик как государств.