Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, судебная система на территории Российской Федерации обладает особой властью, регулируется федеральным законодательством, которое не должно противоречить Конституции РФ, действует по принципам единства судебной системы и ее независимости.

Глава 2 Анализ состояния порядка взаимодействия органов федеральной и муниципальной власти в регионе

2.1. Нормативно – правовое обеспечение порядка взаимодействия властей

В настоящее время особую значимость приобретает вопрос о взаимодействии органов местного самоуправления и федеральными органами государственной власти. Важным является вопрос о контроле государства над деятельностью органов власти на местах. Дисциплина исполнения федеральных законов и иных нормативных актов на региональном и муниципальном уровнях является одним из условий стабильного развития государства.[14]

Серьезным является вопрос о контролировании деятельности органов государственной власти в регионе, а также органов местного самоуправления со стороны федеральных органов власти (включая федеральные службы, Администрацию Президента РФ, органы государственного надзора, Правительство РФ и иные органы управления). Стабильное развитие государства основывается на соблюдении и исполнении законодательства (федеральные законы, иные нормативно – правовые акты) на региональном и муниципальном уровнях управления. Если говорить о правовом регулировании взаимодействия органов власти, нужно упомянуть нормативно – правовые акты, как: Федеральный закон 184 – ФЗ, Федеральный закон 131 – ФЗ22, Конституцию Российской Федерации, положения об органах власти, Европейскую Хартию о местном самоуправлении и др. Европейская Хартия о местном самоуправлении закрепляет ряд положений о независимости органов местного самоуправления в пределах своей компетенции, в принятии собственных инициатив по любому вопросу, который не отнесен к компетенции других органов власти. Федеральные и региональные органы государственной власти не имеют права определять порядок деятельности муниципалитетов. Попытки разработать законодательные предписания на федеральном уровне по вопросу контроля деятельности органов местного самоуправления приводили к вмешательству органов государственной власти в систему местного самоуправления. Большое значение в правовой сфере приобретает проблема взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Статья 3 Конституции РФ трактует положения о том, что народ Российской Федерации вправе осуществлять свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления.


В соответствии со ст. 130 Конституции РФ, одной из задач местного самоуправления является обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Поэтому очень важно при взаимодействии (независимо от его природы) органам государственной власти и органам местного самоуправления опираться на Конституцию Российской Федерации.

На конституционном уровне закреплена вся система государственного управления, а также система местного самоуправления, которая независима от государства. Правовая реформа в Российской Федерации связана с правовым обеспечением местного самоуправления, а также правовым сопровождением взаимоотношений федерального центра и регионов Российской Федерации. Правовое обеспечение местного самоуправления связано с государственным контролем над местным самоуправлением, который осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти. Такой контроль имеет два вида:[15]

o Контроль за соблюдение законодательства, который включает контроль за соблюдением законов о местном самоуправлении, контроль за законностью в деятельности органов местного самоуправления (а также лиц, работающих в органах местного самоуправления), прокурорский надзор в этой сфере, регулирование деятельности органов местного самоуправления, установление ответственности за нарушение законодательства, контроль, осуществляемый иными органами государственного управления;

o Контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.[16]

Статус и полномочия органов государственной власти на осуществление контрольно – надзорной деятельности определяют каждый из перечисленных видов контроля. В связи с этим, контроль со стороны федеральных и региональных органов государственной власти может быть охарактеризован как административный. Проанализировав государственный контроль над местным самоуправлением, можно отметить, что условия и порядок контроля, осуществляемого органами государственной власти, определяются федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Статья 8 Европейской Хартии о местном самоуправлении предполагает, что при осуществлении административного контроля степень вмешательства органов государственной власти в работу органов местного самоуправления должна быть соразмерна значимости интересов.

В ходе осуществления взаимодействия необходимо строго соблюдать разграничение компетенции. Это означает, что ни один субъект взаимодействия не должен выполнять в различных сферах несвойственные ему функции. Таким образом, исключается дублирование субъектами взаимодействия друг друга, повышается эффективность их совместной деятельности.


Залогом дальнейшего успешного развития федеративного государства является согласованная деятельность всех уровней власти. Разграничение компетенции между федеральными, региональными и муниципальными органами власти должно осуществляться с учетом особенностей соответствующей территории (географических, экономических, демографических, этнических и других), чтобы конкретные полномочия возлагались на органы власти, способные максимально эффективно их осуществлять.[17]

После принятия ФЗ №131 – ФЗ была проведена огромная работа по приведению нормативно – правовой базы муниципалитетов в соответствие с федеральным законодательством. Были сформированы в соответствии с законодательной базой органы местного самоуправления, были внесены коррективы в документацию (Уставы, Положения), которая регламентирует деятельность местного самоуправления. Приведение органов местного самоуправления в соответствии с законодательством позволяет устранить несоответствия между федеральным, региональным и местным законодательством. Важным моментом является разграничение полномочий между уровнями управления. Каждый уровень управления должен быть наделен своей компетенцией, должен нести ответственность по вопросам своего ведения. На взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления влияет ряд субъективных факторов:[18]

наличие схем взаимодействия;

способность к компромиссам;

взаимодействие для достижения общих целей;

соблюдение законодательной базы;

учет интересов других сторон.

Ведущее место в области местного самоуправления, как и во всей правовой системе Российской Федерации, принадлежит Конституции Российской Федерации, которая закрепляет местное самоуправление как одну из основ конституционного строя РФ.

Конституция Российской Федерации, закрепляя местное самоуправление как основополагающий принцип организации осуществления власти в обществе и государстве, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления и его органов в системе управления обществом и государством, устанавливает его самостоятельность в пределах закрепленных полномочий.

Также следует выделить рабочие документы органов местного самоуправления: протоколы заседаний, доклады, извещения, письма и др. Перечисленные акты предназначены для внутреннего пользования и непосредственно не входят в сферу правотворчества, тем не менее, их правильное оформление и составление важно для обеспечения эффективного правотворчества.


Необходимо подчеркнуть, что закрепляемые формы, принципы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном и региональном законодательстве о местном самоуправлении не отражают полной картины процесса взаимодействия сторон. Содержание уставов в большинстве случаев не отражает каких-либо особенностей, связанных с процессом взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако, с точки зрения создания правовых основ для взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации представляется, что данный вопрос в ряде случаев решен в достаточном объеме.

Взаимодействие всегда носит конкретный характер. В каждом отдельном случае в его определении должны быть указаны направления, формы и принципы взаимодействия сторон. При этом формы государственной поддержки, координации и сотрудничества, контроль над местным самоуправлением наиболее полно раскрывают категорию взаимодействия, соответственно повышают эффективность взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

И хотя в Конституции РФ отсутствуют нормы, определяющие структурную иерархию представительных органов, пишет Н.Ф. Земченков32, и не устанавливается подчиненность представительных органов субъектов Федерации федеральному представительному органу, следует учитывать, что народное представительство в России связано с Селютина Е. Н. Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: правовой и политический аспекты: дисс. … канд. юрид. наук. Орел. 2003. 183 с.

Конституцией РФ и федеральными законами. Местная власть существует не сама по себе, а является основой устойчивости и стабильности развития народовластия, начиная с низшего уровня и прирастая верхними эшелонами власти в условиях единого федеративного государства.

Таким образом, можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Выработка единого механизма управления на региональном и муниципальном уровнях является условием стабильности государства. Необходима четкая система распределения полномочий по предметам ведения. И прежде всего, следует обратить внимание на социальную сферу и сферу жилищно-коммунального хозяйства. Недопустимо также смешение функций органов исполнительной и законодательной ветвей власти на местах. Главное, чтобы каждый орган исполнительной власти в регионах действовал в пределах своих полномочий.


Правовая поддержка местного самоуправления со стороны государства и создание условий для его самостоятельного развития должны опираться на согласованное функционирование всей системы власти и институтов гражданского общества в делах обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. И это приведет к наиболее полному соответствию модели местного самоуправления РФ европейским образцам, т.е. к созданию полноценного муниципального права России, как составной части не только внутреннего, но и международного права.

2.2. Финансово – экономическое обеспечение взаимодействия

Непростая ситуация в сфере согласования интересов федерального центра и регионов в бюджетной и налоговой сферах вызвана тем, что такое взаимодействие осуществляется в разнообразных формах, которые регулируются значительным числом положений федеральных законов и подзаконных актов. Согласно ст. 26.3, 26.18–26.20 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрены следующие направления межуровневого взаимодействия в бюджетных и налоговых отношениях:

финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам власти субъектов РФ;

выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ путем предоставления дотаций из образуемого в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

иные формы финансовой помощи бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета.

Это довольно обширная сфера законодательного и подзаконного регулирования. Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ межуровневое взаимодействие осуществляется, в том числе по следующим направлениям:[19]

бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет. В случае, если кредиты не погашены в установленные сроки, их остаток, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Министерством финансов РФ, за счет межбюджетных трансфертов, а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов (ст. 93.3);

средства от возврата предоставленных на возвратной и возмездной основе средств федерального бюджета, а также плата за пользование ими подлежат перечислению в федеральный бюджет. При нарушении сроков возврата и (или) использовании не по целевому назначению указанных средств федерального бюджета, а также при нарушении сроков исполнения обязательств по 79 предоставленным РФ государственным гарантиям и поручительствам суммы средств, подлежащие перечислению в федеральный бюджет, удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, а также взыскиваются путем обращения взыскания на средства, предусмотренные для перечисления в бюджеты субъектов РФ;