ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 208
Скачиваний: 0
Классификаций управленческих решений много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.
1.По продолжительности действия:
• оперативные;
• тактические;
• стратегические.
2.По числу альтернатив:
•бинарное решение (имеются две альтернативы действия – «да» или
«нет»);
•малоальтернативное (рассматривается малочисленный набор альтернатив);
•многоальтернативное (имеется очень большое, но конечное число альтернатив);
•непрерывное (выбор делается из бесконечного числа состояний непрерывно изменяющихся управляемых величин).
3. По субъекту, принимающему решения:
•индивидуальные;
•групповые.
4.По сфере действия (технические, экономические, социальные, политические и др.).
5.По степени неопределенности (полноты информации):
•решения в условиях определенности;
•решения в условиях риска (вероятностной определенности);
•решения в условиях неопределенности.
6.По степени сложности подготовки управленческого решения:
• стандартные или программируемые;
• нестандартные или непрограммируемые.
7.По степени уникальности:
• новаторские (инновационные, творческие, оригинальные) – это когда требуется предпринять действие, но нет приемлемых альтернатив, и их приходится впервые разрабатывать;
18
• рутинные.
8.По подходу к принятию решения:
• интуитивные;
• основанные на суждении;
• основанные на рациональности.
9.По форме отражения (план, программа, приказ, указание).
10.По типу личности менеджера, принимающего решения:
•импульсивные – авторы этих решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения принимаются «с наскока», «рывками»;
•рискованные – отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей;
•инертные – становятся результатом осторожного поиска. В них, в отличие от импульсивных, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство;
•осторожные – характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью;
•уравновешенные – принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.
11. По степени достижения целей:
•допустимое (приемлемое) – решение, удовлетворяющее ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим;
•оптимальное (наилучшее) – если решение обеспечивает экстремум (максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации;
19
•эффективное – характеризуется степенью достижения целей к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.
Фатхутдинов Р. А. предлагает классифицировать управленческие решения по следующим признакам:
•стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР);
•подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная);
•сфера действия (технические, экономические, политические);
•цель (коммерческие, некоммерческие);
•ранг управления (верхний, средний, нижний);
•масштабность (комплексные, частные);
•организация выработки (личные и коллективные, индивидуальное и групповое);
•продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные);
•объект воздействия (внешние и внутренние);
•методы формализации (текстовые, графические, математические);
•повторяемость (разовые и повторяющиеся);
•формы отражения (план, программа, приказ, указание);
•сложность (стандартные и нестандартные);
•способ передачи (вербальные, письменные, электронные).
2.3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Каждое УР должно удовлетворять десяти требованиям и условиям их разработки и реализации (табл. 3).
Первое требование обязывает руководителей соблюдать действующее законодательство и утвержденные учредителями (акционерами) положения уставных документов компании. Действия УР и его результаты не должны выходить за рамки правового поля.
20
Таблица 3
Требования к УР и условия их достижения
№ |
Требования к УР |
Условия достижения |
|||
п/п |
|
требований |
|
||
1 |
Соответствие УР действующему законодательству |
Самоконтроль |
или |
кон- |
|
|
и положениям уставных документов компании |
троль со стороны юриста, |
|||
|
|
референта |
|
|
|
2 |
Наличие у руководителей соответствующий пол- |
Разработка |
должностных |
||
|
номочий (прав и ответственности) для РУР |
инструкций |
и |
положений |
|
|
|
об отделах и службах |
|
||
3 |
Наличие в тексте УР четкой целевой направленно- |
Доведение до каждого ра- |
|||
|
сти и адресности (исполнителям должно быть яс- |
ботника информации о це- |
|||
|
но, на что направлено разрабатываемое решение и |
лях, сроках выполнения, |
|||
|
какие средства будут использоваться) |
используемых ресурсах |
|||
4 |
Соответствие формы УР его содержанию |
Контроль со стороны |
|
||
|
|
юриста, референта |
|
||
5 |
Обеспечение своевременности (нельзя ни опере- |
Знания и интуиция руко- |
|||
|
жать, ни опаздывать) |
водителя, реальная оценка |
|||
|
|
ситуации |
|
|
|
6 |
Недопустимость в тексте решения противоречий |
Самоконтроль |
и контроль |
||
|
самому себе или ранее реализованным решениям |
со стороны юриста, |
|
||
|
|
референта |
|
|
|
7 |
Возможность технической, экономической и орга- |
Заключение |
специалистов |
||
|
низационной выполнимости УР |
или экспертов |
|
|
|
8 |
Наличие параметров для внешнего или внутренне- |
Составление |
рабочих |
до- |
|
|
го контроля выполнения УР |
кументов, проведение ау- |
|||
|
|
дита |
|
|
|
9 |
Учет возможных отрицательных последствий |
Заключение |
внешних |
экс- |
|
|
при реализации УР в экономической, социальной, |
пертов, оценка рисков |
|
||
|
экологической и других областях |
|
|
|
|
10 |
Наличие возможности обоснованного |
Набор расчетов и предпо- |
|||
|
положительного результата |
ложений |
|
|
|
Второе требование может быть выполнено при четком распределении функций управления и посредством разработки должностных инструкций для конкретной должности и конкретного подразделения. Каждый руководитель должен знать свое должностное поле.
Третье требование реализуется обозначением в тексте УР ясной и понятной цели, ради которой разрабатывается и реализуется, а также перечислением конкретных исполнителей с необходимыми сведениями о них – наименование подразделения, должности и т. д. В тексте УР или в
21
приложении к нему указываются средства, которые необходимы для выполнения УР.
Четвертое требование касается организационно-правовой стороны оформления УР. Основные формы УР (приказ, распоряжение, акт и др.) составляются и заполняются в соответствии с ЕГСДОУ (раздел «Общие требования к документам и службам документационного обеспечения»).
Пятое требование основано на том, что наибольшей востребованностью пользуются УР, которых ждут. Рано пришедшие или рано разработанные УР могут потеряться или стать ошибочными ввиду изменившихся за прошедшее время обстоятельств. Поздно пришедшие решения могут быть уже и ненужными. Это требование достаточно трудно выполнить.
Шестое требование носит технический характер. Иногда руководители забывают об аналогичных, предыдущих действующих УР. Новое УР может вступить в конфликт со старым. Поэтому руководитель должен вести учет УР и устранять возможную несогласованность их. Если такая несогласованность есть, то одно из решений необходимо отменять.
Седьмое требование касается технологической проработки УР. Каждое УР должно иметь реальные возможности выполнимости и полезности. Для достижения этого руководитель может воспользоваться услугами соответствующих специалистов своей компании или консультационных фирм. Для юридического закрепления гарантий выполнимости в тексте УР должны быть визы специалистов (экспертов).
Восьмое требование предполагает реализацию обратной связи в цепи разработки или реализации УР. Контроль – это необходимая функция как управления, так и производства. В тексте УР должны быть указаны промежуточные и окончательные сроки контроля хода проведения работ с указанием конкретных контролирующих лиц или подразделений. Результаты контроля должны доводиться до сведения инициатора УР (субъекта решения).
Девятое требование исходит из того, что реализация любого управленческого решения имеет различного рода отрицательные последствия. Это объясняется сложностью социальной системы, в которой работает ру-
22
ководитель. Необходимо прогнозировать возможные отрицательные последствия и в тексте УР указывать меры по уменьшению их влияния на отдельных исполнителей или компании в целом.
Десятое требование касается активизации деятельности персонала, который будет разрабатывать или реализовывать УР. Работник лучше выполняет УР, которое обязательно принесет положительный результат как для него, так и для других людей или компании. Наличие возможности обоснованного положительного результата должно быть отражено в тексте УР.
Контрольные вопросы
1.Дайте определение термину «управленческое решение».
2.В чем заключаются особенности управленческих решений?
3.В каких значениях употребляется термин «управленческое реше-
ние»?
4.В чем состоит экономическая, организационная, социальная, правовая и технологическая сущность управленческих решений?
5.Охарактеризуйте точки зрения на место процесса РПУР в управлении организацией.
6.Охарактеризуйте подходы к классификации управленческих реше-
ний.
7.Какие требования предъявляются к управленческим решениям?
Тема 3. Технология разработки управленческих решений
3.1. Модели принятия решений
Термин «модель» имеет весьма многочисленные трактовки. Под моделью понимается:
• представление объекта системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности;
23
•образ или прообраз какого-либо объекта или системы объектов, используемый при определенных условиях в качестве их «заменителя» или «представителя»;
•устройство, воспроизводящее, имитирующее что-либо, такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процесс исследования замещает объект-оригинал так, что непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале;
•образец, служащий эталоном.
Важнейшим качеством модели является то, что она дает упрощенный образ, отражающий не все свойства объекта-оригинала, а только те, которые существенны для исследования.
В управлении модели используются для обоснования решений. Такие модели должны обеспечить как описание, так и объяснение, и предсказание поведения систем. Модели в управлении могут быть рассмотрены как консультирующие средства, задание направления для выбора наиболее эффективного варианта решения.
Число всевозможных конкретных моделей также велико, как и число проблем для разрешения которых они разработаны. Эти модели классифицируются по различным признакам.
По общему целевому назначению модели делятся на:
•теоретико-аналитические, используемые при изучении общих свойств и закономерностей экономических процессов;
•прикладные, применяемые в решении конкретных экономических задач анализа, прогнозирования и управления.
По степени агрегирования объектов моделирования модели раз-
деляются на:
•макроэкономические, отражающие функционирование экономики как единого целого;
•микроэкономические, связанные с такими звеньями экономики, как предприятия, фирмы.
24
По конкретному предназначению, т. е. по цели создания и приме-
нения, выделяются модели:
•балансовые, выражающие требование соответствия наличия ресурсов и их использования;
•трендовые, отражающие длительную тенденцию (тренд) развития основных показателей системы;
•оптимизационные, предназначенные для выбора наилучшего варианта из определенного числа вариантов производства, распределения и потребления;
•имитационные, предназначенные для использования в процессе имитации изучаемых систем или процессов.
По учету фактора времени модели подразделяются на:
•статические, в которых все зависимости отнесены к одному моменту времени;
•динамические, описывающие экономические системы в развитии.
По учету фактора неопределенности модели распадаются на:
•детерминированные, если в них результаты на выходе однозначно определяются управляющими воздействиями;
•стохастические (вероятностные), если при задании на входе моде-
ли определенной совокупности значений на ее выходе могут получаться различные результаты в зависимости от действия случайного фактора.
По характеристике математических объектов, включенных в модель, или по типу математического аппарата, используемого в моде-
ли, могут быть введены матричные модели, модели линейного и нелиней-
ного программирования, корреляционно-регрессионные модели, модели теории массового обслуживания, модели сетевого планирования и управления, модели теории игр и т. д.
По типу подхода к изучаемым социально-экономическим систе-
мам выделяют модели:
•дескриптивные, предназначенные для описания и объяснения фактически наблюдаемых явлений или для прогноза этих явлений;
25