ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

по объекту – показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социальногоразвитияколлектива, охраныокружающейсреды идр.;

по принадлежности к подсистеме системы менеджмента – ин-

формация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике менеджмента, функциональной и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме;

по форме передачи – вербальная (словесная) информация и невербальная;

по изменчивости времени – условно-постоянная и условнопеременная (недолговечная);

по способу передачи – спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;

по режиму передачи – в регламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;

по назначению – экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;

по стадии жизненного цикла товара – стратегического маркетинга,

НИОКР, организационно-технологической подготовки производства и другим стадиям до списания товара;

по отношению объекта управления к субъекту – между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.

Информация может быть представлена в следующих аспектах:

семантическом, т. е. ее смысл и значение;

аксиологическом, т. е. ее ценность;

симеотическом, т. е. ее знаковость;

коммуникативность, т. е. информационные связи в системе;

теоретико-отражательном, т. е. способ отражения информации

(СМИ);

34

гносеологическом, т. е. познавательном;

каузальном, т. е. причинно-следственные отношения при передаче информации;

количественном, т. е. ее измерение;

физическом, т. е. ее форма (книга, дискета и т. д.).

К качеству информации предъявляются следующие требования:

актуальность;

надежность;

достаточность;

достоверность;

комплексность;

адресность;

правовая корректность;

многократность использования;

высокая скорость сбора, обработки и передачи;

возможность кодирования.

Организация массива информации. Информационный массив

это упорядоченная по определенным признакам совокупность всех видов информации, используемой органами управления для выработки управляющего воздействия. Цель создания массива информации – повысить эффективность управления за счет рациональной систематизации информации, правильного ее распределения по уровням управления в соответствии с характером решаемых задач. Информационный массив должен обеспечивать:

прямое обращение потребителей к хранимой информации и возможность многократного ее использования;

наиболее полное удовлетворение информационных потребностей органов управления на всех уровнях;

оперативный поиск и выдачу информации по запросу;

предохранение информации от искажения;

защиту от несанкционированного доступа к информации.

35


Организация потоков информации. Под потоком информации

понимается целенаправленное движение информации от источников до потребителей. Рационализация потоков информации имеет целью исключить дублирование информации, минимизировать маршруты ее прохождения и обеспечить рациональный обмен информацией между органами управления. Информационный поток характеризуется адресностью (наличием источника и потребителя информации), режимом (регламентом) передачи от источника до потребителя и объемом передаваемой информации. По режиму передачи информация может подразделяться на поступающую потребителю принудительно, в нерегламентируемые сроки и по запросу, а также ежедневную, декадную, месячную, квартальную, годовую.

Объем информации – количественная характеристика, измеряемая с помощью условных единиц информации (биты, слова, сообщения, знаки, буквы, листы и др.). Объем информации используется для определения информационной загруженности органов управления, принятия решений по автоматизации управленческих процедур.

Ценность получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения. Для принятия управленческого решения необходимо знать:

какая исходная информации необходима для принятия решения;

в каких информационных документах оформляется решение;

какими средствами доводится исходная директивная информация до объекта управления, исполнителей;

какая информация о ходе и результатах выполнения решения должна даваться органу управления с различных участков управляемого объекта;

ктообязандаватьэтуинформацию, вкакоевремяиприкакихусловиях;

каким образом оформляется информация, какими средствами передается, по каким каналам;

36

кому предназначена информация, в каком объеме и ассортименте она передается для различных звеньев субъекта управления, руководителей различных уровней;

пути и средства обеспечения своевременного получения и надежности информации, контроля за ее прохождением, проверки достоверности;

место, методы и технические средства, люди, предназначенные для работы с информацией, получаемой от объекта управления, способы хранения, переработки и использования, кто использует информацию;

лица, принимающие на основе полученной информации новые решения или корректирующие старые;

формы директивной или регулирующей информации, периодичность ее передачи, получатели и исполнители, сроки доведения до исполнителей.

4.3. Роль новых информационных технологий в РПУР

Важным элементом информационного обеспечения является организация технологического процесса переработки информации с помощью новых информационных технологий (НИТ).

НИТ включают в себя:

новые технологии коммуникаций на основе локальных и распределительных сетей ЭВМ;

новые технологии обработки информации на основе ПК и специализированных рабочих мест;

технологии, исключающиебумагукакосновнойносительинформации;

новые технологии принятия решений на основе средств искусственного интеллекта – баззнаний, экспертных систем, системмоделирования ит. п.

О широких возможностях новых информационных технологий можно судить по перечню функций, которые обеспечиваются в результате их внедрения (табл. 4).

37


Таблица 4

Функции новых информационных технологий

 

Функция

п/п

 

 

 

п/п

1

Общая обработка документов,

16

 

их верификация и оформление

 

 

 

 

2

Локальное хранение документов

17

3

Обеспечение сквозной доступности

18

 

документов без их

дублирования

 

 

на бумаге, дистанционная и совме-

 

 

стная работа служащих над доку-

 

 

ментом

 

 

4

Поддержка способов общения

19

 

в

привычной обстановке рабочего

 

 

места

 

 

5

Электронная почта

 

20

6

Персональная обработка данных

21

7

Составление, воспроизведение

22

 

и

полиграфическое

размножение

 

 

документов

 

 

8

Объединение электронной

23

 

и вербальной коммуникации

 

9

Обмен информацией между

24

 

базами данных

 

 

10

Ввод данных и форм

 

25

11

Ведение профессиональных

26

 

баз данных

 

 

12

Генерация отчетов

 

27

 

по обработке данных

 

 

13

Управление ресурсами

28

14

Контроль исполнения

 

29

 

 

 

15

Управление личным временем

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

 

 

 

 

 

Функция

Поддержка технического и профессионального инструктажа служащих Передача данных

Моделирование решений и имитация их принятия, информационная поддержка принятия решения

Контроль автоматической корреспонденции

Автоматическое обучение Служба консультаций Обеспечение стилистического качества документов

Создание адаптируемых автоматизированных рабочих мест Обмен локальной и персонализированной информацией Служба видеотекста

Обмен и интеграция программных средств Перенос документов с одного

носителя на другой Полиграфическое оформление Телефонные и телевизионные совещания Групповой контакт через терминалы

Обеспечение разнообразия в на- глядном представлении материала

Внедрение НИТ в управленческую деятельность преследует цели не только автоматизации путинных методов обработки информации, но и организации информационно-коммуникативного процесса на качественно новом уровне.

38


4.4. Система «человек – машина»

Каких бы успехов ни достигала техника, труд был и остается достоянием человека, а машины, как бы сложны они ни были, являются лишь орудиями его труда. В процессе труда человек, используя машины как орудия труда, осуществляет сознательно поставленные им цели. Эта точка зрения привела к формированию понятия системы «человек–машина» (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая человека-оператора (группу операторов) и машины, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Машиной в СЧМ называется совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе деятельности.

Деятельность оператора имеет ряд особенностей, определяемые тенденциями развития современного производства:

с развитием техники увеличивается число объектов и их параметров, которыми необходимо управлять. Это усложняет и повышает роль операций по планированию и организации труда, по контролю и управлению производственными процессами;

развиваются системы дистанционного управления. Человек все более удаляется от управляемых объектов, о динамике их состояния он судит не по данным непосредственного наблюдения, а на основании восприятии сигналов от устройств отображения информации, имитирующих реальные производственные объекты. Осуществляя дистанционное управление, человек получает необходимую информацию в закодированном виде (т. е. в виде показаний счетчиков, индикаторов, измерительных приборов

ит. д.), что обусловливает необходимость декодирования и мысленного сопоставления полученной информации с состоянием реального управляемого объекта;

увеличение сложности и скорости течения производственных процессов выдвигает повышенные требования к точности действий операторов, быстроте принятия решений в осуществлении управленческих функ-

39

ций. В значительной мере возрастает степень ответственности за совершаемые действия, поскольку ошибка оператора при выполнении даже самого простого акта может привести к нарушению работы всей системы «человек-машина», создать аварийную ситуацию с угрозой для жизни работающих людей. Поэтому работа оператора в современных человекомашинных комплексах характеризуется значительными увеличениями нагрузки на нервно-психическую деятельности человека, в связи с чем поиному ставится проблема критериев тяжести операторского труда. Основным критерием становится не физическая тяжесть труда, а его нервнопсихическая напряженность;

в условиях современного производства изменяются условия работы человека. Для некоторых видов деятельности оператора характерно ограничение двигательной активности, которое не только проявляется в общем уменьшении количества мышечной работы, но и связано с преимущественным использованием малых групп мышц. Иногда оператор должен выполнять работу в условиях изоляции от привычной социальной среды, в окружении приборов и индикаторов;

повышение степени автоматизации производственных процессов требует от оператора высокой готовности к экстренным действиям. При нормальном протекании процесса основной функцией оператора является контроль и наблюдение за его ходом. При возникновении нарушений оператор должен осуществить резкий переход от монотонной работы

вусловиях «оперативного покоя» к активным, энергичным действиям по ликвидации возникших отклонений. При этом он должен в течение короткого промежутка времени переработать большое количество информации, принять и осуществить правильное решение. Это приводит к возникновению сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок.

Контрольные вопросы

1.Дайте определения понятию «коммуникация».

2.Охарактеризуйте основные виды коммуникаций.

40


3.Перечислите элементы коммуникаций.

4.Охарактеризуйте этапы коммуникационного процесса.

5.Перечислите основные моменты, способствующие эффективному проведению коммуникаций.

6.Дайте определение понятию «информация».

7.Перечислите виды информации.

8.Перечислите аспекты, в которых может быть представлена инфор-

мация.

9.Какие требования предъявляются к качеству информации?

10.Перечислите элементы НИТ.

11.Какие функции выполняют НИТ в принятии УР?

12.Охарактеризуйте систему «человек-машина».

13.Каковы особенности деятельности оператора в системе «человекмашина»?

Тема 5. Человеческий фактор в РПУР

5.1. Руководитель в управлении: возможности и ограничения

Прогресс в области управления связан, прежде всего, с активизацией человеческого фактора, с созданием условий для проявления и максимальной реализации способностей всех членов организации: аналитиковэкспертов, ЛПР и исполнителей.

Один из важных аспектов в процессе РПУР – проблема стиля руководства и его взаимосвязь с процессом разработки и принятия решений. Проблемы вытекают из следующих вопросов:

Как вести себя руководителю с подчиненными в ситуации, требующей выбора?

Всегда ли следует обсуждать с ними возникшую проблему и возможные варианты решений?

Нужно ли добиваться согласия подчиненных с принятым решением?

41