ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гулирование внешних и внутренних взаимоотношений государственной и местной власти, систем управления.

Научно-технические факторы дают преимущества тем организациям, которые быстро берут на вооружение достижения НТП.

Социокультурные факторы оказывают влияние на деятельность организации, так как предпочтение потребителя формируется на основе культурных, исторических, местных традиций.

Природные ресурсы характеризуют наличие природных ресурсов и состояние окружающей природной среды.

Организации не могут прямым воздействием изменить макровнешнюю среду, однако иногда они активно и даже агрессивно оказывают на нее косвенное воздействие с целью более эффективного приспособления к ней.

Основные свойства внешней среды организации: объемность, сложность, неопределенность, подвижность, коммуникабельность (рис. 5).

При разработке, принятии и реализации управленческих решений необходимо проанализировать ее объемность, т. е. определить с каким числом элементов внешней среды организация взаимодействует. Если их от 7 до 10, то это большая объемность, до 4-6 элементов – средняя объемность, до 3-х – малая.

Неопределенность макросреды характеризуется неполнотой или неточностью информации о текущем или перспективном состоянии элементов внешней среды, об условиях реализации решения, в том числе о связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации решения неблагоприятных ситуаций и последствий, – это риск. Все, что потенциально позволяет снизить степень неопределенности, считается информацией (это факты, оценки, прогнозы, связи, используемые для снижения или устранения возможных нежелательных последствий взаимоотношений фирмы с факторами внешней среды).

60

Сложность

Уровни

Высокий Средний Низкий

Сложность определяется трудозатратами материальных и интеллектуальных ресурсов на обработку элементов внешней среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неопределенность

 

Подвижность

 

 

 

 

Свойства

 

 

 

 

Скорость измене-

 

 

 

 

 

 

 

Возможность небла-

 

 

 

 

 

внешней

 

ния параметров

 

 

 

 

гоприятных ситуа-

 

 

 

 

 

 

среды

 

 

ее элементов

 

 

 

 

 

ций и последствий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объемность (число элементов

 

 

Коммуникабельность (уровень

 

внешней среды, которые

 

 

 

 

 

 

отношений между

 

 

 

оказывают влияние на УР)

 

 

организацией и внешней средой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Малая (1-3)

 

Средняя (4-6)

 

 

Большая (7-10)

 

 

 

 

Полное взаимодействие

 

Преимущественное взаимодействие

 

 

Преимущественное противодействие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Сложность внешней среды

 

 

Подвижность внешней среды характеризуется быстротой изменения параметров или их обновления. Параметры подвижности: количество, время, качественные показатели.

Коммуникабельность объекта с внешней средой имеет существенное значение для обмена информацией между ними, так как от этого зависит качество УР. Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает ее содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель.

61



6.2. Выявление управляемых факторов внешней среды

Анализ внешней среды с точки зрения выявления ее структуры состоит в определении неуправляемых с позиции ЛПР факторов хозяйственной деятельности и их комбинации.

Пространство управляемых факторов (альтернатив) и неуправляемых факторов (внешней среды) представляет собой единое взаимосвязанное целое – пространство деятельности хозяйственного субъекта. Все, что остается вне альтернатив, является для данного субъекта внешней средой в широком понимании. Но этот широкий подход к анализу внешней среды не пригоден. Поэтому под внешней средой понимается та часть неуправляемых факторов, которая оказывает существенное влияние на управляемые факторы. Зачастую внешняя среда рассматривается в виде аморфной массы, которая оказывает на ЛПР всегда одинаковое влияние. На уровне психологии это выглядит так: сильные личности во всех неудачах винят, прежде всего, себя, а слабые, наоборот, ссылаются на неблагоприятные обстоятельства и на других людей, т. е. на внешнюю среду.

Что касается вопроса об управляемости факторов, то он имеет первостепенное значение для оценки внутренних резервов производства и выявления объективных условий и качества работы коллектива.

Классификация факторов хозяйственной деятельности:

управляемые (регулируемые) – факторы, характеризующие качество работы коллектива (уровень организации производства и труда, качество управленческой работы, степень использования ресурсов и др.);

условно управляемые (труднорегулируемые) – факторы и условия,

обладающие большой инерцией, т. е. зависящие в основном от предыстории функционирования управляемого объекта и с трудом поддающиеся воздействию со стороны ЛПР (объем и структура основных производственных средств, характеристики технического уровня производства, структура промышленно-производственного персонала);

62

– неуправляемые (нерегулируемые) – факторы и условия, которые не могут быть изменены субъектом управления (климатические и геологические условия, условия реализации продукции и др.).

Отнесение фактора к той или иной группе зависит от рассматриваемого уровня управления (цех, предприятие, отрасль) и от длительности периода реализации принятого решения. Чем выше уровень управления, тем больше факторов можно рассмотреть в качестве управляемых, и шире становятся границы их целенаправленного изменения. Многие факторы, которые на уровне предприятия являются внешними ограничителями, на уровне министерства надо рассматривать в качестве управляемых.

Чем длительнее период реализации принятого управленческого решения, тем шире становятся границы возможного изменения труднорегулируемых факторов. Например, если в течение года объем и структуру основных производственных фондов изменить весьма трудно, то в течение пятилетки можно осуществить коренные изменения материально-техни- ческой базы производства.

Следовательно, на вопрос об управляемости факторов нельзя ответить с точки зрения каких-либо абстрактных представлений. Управляемость фактора определяется конкретными условиями места и времени реализации принимаемого УР. От того, как ЛПР решит проблему управляемости факторов, во многом зависит успех дальнейшего хода подготовки управленческого решения.

6.3.Проблемы формирования внешней среды и адаптации

кней субъекта хозяйствования

Впроцессе формирования и адаптации субъекта хозяйствования к внешней среде можно выделить три этапа (рис. 6):

1. Выявление неуправляемых факторов, влияние которых на решение поставленной задачи теоретически возможно;

63


2.Количественное моделирование и эмпирическое измерение интенсивности влияния неуправляемых факторов: на управляемые факторы (пространство альтернатив), на результаты реализации альтернатив.

3.Определение объективно обусловленного (нормативного) уровня результатов реализации альтернативы по конкретным значениям неуправ-

ляемых факторов.

Выявление неуправляемых факторов внешней среды

Количественное моделирование и эмпирическое измерение интенсивности влияния неуправляемых факторов

Определение объективно обусловленного (нормативного) уровня результатов реализации альтернативы

по конкретным значениям неуправляемых факторов

Рис. 6. Процесс формирования и адаптации субъекта хозяйствования к внешней среде

Суть первого этапа заключается в исследовании причинно-следст- венных связей между внешней средой и деятельностью хозяйственного субъекта по решению поставленной задачи. Главное здесь – обеспечить комплексность (внутреннюю и внешнюю) исследования связей.

Суть второго этапа в том, что он создает основу для переноса изменения среды на элементы поставленной задачи и результаты ее решения. Здесь происходит ранжирование неуправляемых факторов внешней среды по степени влияния на поставленную задачу.

Суть третьего этапа в том, что на основе второго этапа можно рассчитать объективно ожидаемый результат и отделить этот результат от трудового вклада коллектива во главе с ЛПР. Если итоги работы хуже объективно рассчитанного результата, то ЛПР не справился с поставленной задачей, если лучше – то проблема успешно разрешена.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте факторы макровнешней среды организации.

64

2.Охарактеризуйте факторы микровнешней среды организации.

3.Охарактеризуйте основные свойства внешней среды организации.

4.В чем значение выявления управляемых факторов внешней среды организации в РПУР?

5.Дайте классификацию факторов хозяйственной деятельности с точки зрения их управляемости.

6.Охарактеризуйте этапы процесса формирования и адаптации субъекта хозяйствования к внешней среде.

Тема 7. Анализ альтернатив действия

7.1. Цель и альтернативы ее достижения

Теория принятия управленческих решений (ТПУР) обеспечивает комплексное рассмотрение и системное изучение категорий цели и альтернативы, а также их взаимосвязей. Их комплексность и системность вытекают из того, что цели и средства их достижения по структуре сходны и взаимно детерминированы.

Категории «цель» и «альтернативы» очень похожи друг на друга, так как альтернативы, ведущие к цели, сами одновременно являются целями, к которым ведут другие альтернативы. Из «дерева целей» видно, что лишь самые последние альтернативы (листья дерева) не могут быть целями.

Взаимная детерминированность целей и альтернатив определяется следующим:

если нет хоть одного из ресурсов или условий, относящихся к системе средств достижения цели, соответствующая цель оказывается недостижимой;

повышение значимости какой-нибудь компоненты цели предлагает преимущественное развитие средств ее достижения;

на ограниченном отрезке времени возможно компенсировать отставание отдельных средств за счет других, но это, как правило, влечет за со-

65


бой экономическое удорожание процесса достижения цели и опасность истощения компенсирующих средств;

все элементы систем целей и средств в принципе равноправны, но значение определенных элементов в конкретной управленческой ситуации, разумеется, изменяется;

цель может выявлять посредством совокупности ее элементов, которой должна соответствовать совокупность элементов средств, и актуальность последних зависит от их дефицитности, влияния, возможности компенсировать другими средствами и т. п.;

на каждом иерархическом уровне имеются свои конкретные цели и средства их достижения, и в случае наличия метацели (сквозной цели) необходимо достичь соответствия целей и средств разных уровней управления, иначе возрастают сложности в процессе ее достижения;

для достижения общей цели разными иерархиями необходимо согласовать частные цели и средства (например, по линии ведомственного и регионального управления).

Среди требований к качеству целей можно выделить следующие:

комплексность цели означает, что описание желаемого результата должно охватить все основные аспекты проблемной ситуации. В противном случае, принимаемое решение является ущербным, и его реализация приводит к возникновению противоречий, более серьезных, чем решаемое;

системность цели должна обеспечить ее увязку со всеми другими управленческими задачами;

согласованность цели означает непротиворечивость компонент целевой системы. Для достижения согласованности применяют разные приемы: 1) ранжирование компонент целевой системы по очередности их учета при принятии решений; 2) разработка коэффициентов значимости разных компонент целевой системы, позволяющих сводить все компоненты к одной комплексной цели;

реальность цели подчеркивает ее зависимость от альтернатив действия. Цель, для достижения которой нет реальных вариантов действия, является иллюзией.

66

Цели могут быть:

неограниченные – направляющие, так называемые траекторные (на-

пример, увеличение эффективности производства);

ограниченные – точечные (достижение определенного уровня эффективности производства). Иметь дело с точечными целями всегда лучше, чем с целями, сформулированными лишь словесно, так как наличие критерия, позволяющего измерить и оценить степень достижения цели, упрощает работу менеджера и делает ее результаты нагляднее.

7.2.Сопоставимость, взаимоисключаемость и полнота альтернатив

Определение альтернатив достижения цели означает описание вариантов действия в подходящей для моделей принятия решения форме. Данные модели обеспечивают дальнейшую системную обработку альтернатив с целью выявления наилучшей из них.

Следует прорабатывать не менее трех организационно-технических вариантов. При сравнении разных альтернатив их необходимо привести в сопоставимый вид. Эта процедура проводится по следующим факторам:

фактор времени;

фактор качества объекта;

фактор масштаба (объема) производства работ;

фактор инфляции;

уровень освоенности объекта в производстве;

методполученияинформации дляпринятия управленческого решения;

условия использования (эксплуатации) объекта;

фактор риска и неопределенности.

Основные правила обеспечения сопоставимости альтернатив:

количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех;

в качестве базового варианта решения должен приниматься более новый по времени вариант решения. Остальные альтернативные варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов;

67