ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 291

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

аналогично дерево продолжается. Дерево оканчивается, когда оно доходит до уровня отказов элементов.

Таким образом, дерево отказов - это ориентировочный граф в виде дерева.

Выделяют пять типов вершин дерева отказов (ДО):

-вершины, отображающие первичные отказы;

-вершины, отображающие результирующие или вторичные отказы;

-вершины, отображающие локальные отказы, которые не влияют на возникновение других отказов;

-вершины, соответствующие операции логического объединения случайных событий (типа ”ИЛИ”);

-вершины, соответствующие операции логического произведения случайных событий (типа ”И”).

Каждой вершине ДО, отображающей первичный или результирующий отказ, соответствует определенная вероятность возникновения отказа. Одним из основных преимуществ ДО является то, что анализ ограничивается выявлением только тех элементов систем и событий, которые приводят к постулируемому отказу или аварии. Чтобы определить вероятность отказа, необходимо найти аварийные сочетания, для чего необходимо произвести качественный и количественный анализ дерева отказов.

Качественный анализ дерева отказов заключается в определении аварийных сочетаний. Аварийное сочетаниеэто определенный набор исходных событий. Если все эти исходные события случаются, существует гарантия, что конечное событие происходит. Большие системы имеют значительное число видов отказов. Чтобы упростить анализ, следует рассматривать только те виды отказов, которые являются основными. Поэтому вводится понятие минимального аварийного сочетания.

Минимальное аварийное сочетание - это такое сочетание, в котором при удалении любого исходного события оставшиеся события вместе больше не являются аварийным сочетанием. Аварийное сочетание, включающее другие сочетания, не является минимальным аварийным сочетанием.

44

Выбор исследуемого компонента

Запись

отказа

Ведет ли

Нет

отказ к

 

н - чепе?

 

Да

 

 

 

Разработка мер

 

безопасности

 

 

 

Может ли данный отказ Да

вызвать другой?

Нет

Все ли отказы исследуемого Нет

компонента

рассмотрены

Да

Конец исследований отказов выбранного компонента. Переход

кследующему

компоненту

Рис.1.12. Алгоритм исследования отказов [5]

На рис.1.13 показана система последовательно соединенных элементов, которая включает насос и клапан, имеющие соответственно вероятности безотказной работы 0,98 и 0,95, а также приведено дерево решений для этой системы. Следует отметить, что согласно принятому правилу верхняя ветвь соответствует желательному варианту работы системы, а нижняя – нежелательному. Дерево решений читается слева направо.

Если насос не работает, система отказывает независимо от состояния клапана. Если насос работает, с помощью второй узловой точки изучается вопрос, работает ли клапан.

45


Вероятность безотказной работы системы 0.98 х 0.95=0.931. Вероятность отказа 0.98 х 0.05 + 0.02=0.069, и суммарная вероятность двух состояний системы равна единице.

Успех Клапан

Пуск

 

 

 

 

 

 

Насос

 

а)

Насос (P)

 

Клапан (V)

 

 

V 0,95

P 0,98

 

V 0,05

P0,02

 

 

 

 

 

 

 

 

Отказ

системы

б)

ПУСК

 

 

 

 

НАСОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТКАЗ В

 

 

 

 

НОРМАЛЬНАЯ

РАБОТЕ

 

 

 

 

РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЛАПАН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТКАЗ В

 

 

ОТКАЗ В

 

НОРМАЛЬНАЯ

РАБОТЕ

 

 

 

РАБОТА

 

 

РАБОТЕ

 

СИСТЕМЫ

 

 

 

СИСТЕМЫ

 

 

 

 

в)

Рис.1.13. Дерево решений для двухэлементной системы (работа насоса): а) принципиальная схема; б) диаграмма решений; в) дерево решений.

46


Этот результат можно получить другим способом с помощью таблицы истинности (табл. 1.1).

 

 

 

Таблица 1.1

 

Таблица истинности

 

Состояние

Состояние клапа-

Вероятность ра-

Вероятность от-

насоса

на

ботоспособного

каза системы

 

 

состояния систе-

 

 

 

мы

 

 

 

0,98х0,95

 

Работает

Работает

 

Отказ

 

0,02х0,95

Работает

Отказ

 

0,98х0,05

Отказ

 

0,02х0,05

 

 

0,931

 

Суммарная

величина

0,069

 

 

 

 

Метод используется для анализа возникновения аварийной ситуации и расчета ее вероятности (на основе задания вероятностей исходных событий).

Анализ дерева событий – алгоритм построения последовательности событий, исходящих из основного события (аварийная ситуация). Используется для анализа развития аварийной ситуации (рис.1.14).

ИСА

СПП

СП

Конечное состояние

1

2

3

а)

47


СВАРОЧНЫЕ

РАБОТЫ

 

 

ИСКРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЗГОРАНИЕ

 

 

 

ЗАДЫМЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СП

 

 

 

ССП

вызов 01

 

 

 

 

 

 

 

б)

Рис. 1.14. Дерево событий при выполнении сварочных работ: а) – принципиальная схема; б) – диаграмма событий

Частота каждого сценария развития аварийной ситуации рассчитывается умножением частоты основного события на вероятность конечного события.

Методы анализа деревьев – наиболее трудоемки, они применяются для анализа проектов или модернизации сложных технических систем и производств и требуют высокий квалификации исполнителей.

Опасности носят потенциальный, т.е. скрытый характер. Условия реализации потенциальной опасности называются причинами.

Опасность – следствие некоторой причины или группы причин, которая, в свою очередь, является следствием другой причины, т.е. причины и следствия образуют иерархические структуры или системы, так называемые: “дерево событий”, “дерево причин” (рис.1.15 и 1.16), “дерево отказа” или “дерево опасности”.

X1

X 2

X3

X 4

X5

 

 

 

 

 

X10

N

 

 

X6

 

X9

 

 

 

 

 

 

 

 

X7

 

 

 

X8

Рис. 1.15. Дерево причин аварии тягача [5]:

X1 - обычно используемый тягач вышел из строя; X2 - другой тягач использовался в работе; X3 - различие в высоте прицепа и нового тягача; X4 - осуществление сцепки затруднено; X5 - водитель встает между тягачом и прицепом; X6 - не включен ручной тормоз; X7 - вибрации от работающего двигателя; X8 - двор имеет уклон; X9 - тягач

48


движется к прицепу; X10 - водитель зажимается между прицепом и тягачом; N - несчастный случай (травма); ( X8 - факт постоянного характера; остальные случайного).

Наезд на человека при движении автокрана зпдним ходом; зажатие человека поворотной платформой крана

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

и

 

 

или

 

 

 

 

Машинист начал

 

 

 

 

 

 

 

Наличие помех для

движение, не имея полной

 

Появление человека в зоне

 

 

 

восприятия человеком

 

информации о наличии

 

действия крана

 

 

 

 

 

 

сигнала опасности

 

людей в рабочей зоне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

и

 

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструк-

 

 

 

Машинист

 

мероприятияОтсутствуют

Человек

Человек

 

 

ция

Отсутству-

Отсутству-

своевре-

 

своевреме

 

 

машины не

 

ют

менно не

 

по

нно не

сознательно

 

 

обеспечи-

ет

 

приборы

предупреж

 

ограничению

восприни-

идет на риск

 

 

вает

сигналь-

косвенной

дает о

 

доступа

мает

и не успевает

 

 

 

вовремя

 

 

обзорность

щик

обзорности

действии

 

человека в

признаков

покинуть ОЗ

 

 

ОЗ

 

 

 

ОПФ

 

ОЗ

опасности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

или

и

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Машинист

 

Опасная

 

зона не

не подал

Машинист

ограждена;

сигнал

дал сигнал

отсутствуют

перед

несвоевре-

знаки

началом

менно

безопаснос-

движения

 

 

ти

 

 

 

 

 

Люди не

 

Человек

проинструк-

Имеются

выполняет

тированы о

помехи

тяжелую

возможнос-

восприятия

работу,

ти

признаков

требующую

появления

опасности

концентраци

опасности

 

и усилий

 

 

 

или

 

 

 

или

 

 

 

 

 

 

 

Сигнал не

Машинист

 

Уровень шума в

Яркость

Характер сигнала

 

ОЗ превышает

светового

забыл дать

 

не вызывает

исправлен

 

громкость

сигнала

сигнал

 

настороженности

 

 

сигнала

недостаточная

 

 

 

 

 

 

Рис.1.16. Пример построения “дерева причин” (причины наезда на человека автокрана) [21]

Многообразие причин аварийности и травматизма наиболее полно и удобно представляется в виде диаграммы, отражающей процесс появления и развития цепи предпосылок. Основными компонентами диаграммы причин или опасностей являются узлы (или вершины) и взаимосвязи между ними. В качестве узлов подразумеваются события, свойства и состояния элементов рассматриваемой системы, а также логические условия их трансформации (сложение “ИЛИ” и перемножение “И”).

49