ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 430
Скачиваний: 1
постоянный и надежный контроль за имеющимися на хранении в организации и учреждении наркосодержащими и дурманящими веществами;
тщательный подбор лиц для работы на медицинских складах, складах ГСМ, в химчистках;
проведение систематических проверок мест возможного кустарного производства и хранения наркосодержащих средств (подвалы, чердаки, котельные, столовые, подсобные хозяйства);
осуществление в приемлемых формах плановых и внезапных проверок сотрудников;
налаживание здоровой и надежной системы информации о негативных явлениях в организациях и учреждениях;
своевременное применение мер принуждения к лицам с симптомами наркоманического поведения.
Нередко существенный результат в профилактике наркомании дают такие социально-коррекционные меры, как «разведение» индивидов, испытывающих тягу к дурманящим веществам; выдвижение и поддержка лидеров коллективов, негативно относящихся к наркомании; искусственное снижение статуса негативных лидеров коллективов, способствующих наркоманизации членов коллектива. Роль социального работника как специалиста в области социальной коррекции особенно велика. Она проявляется в социально-диагностической, социально-профилактической и социально-коррекцион-ной деятельности.
Медико-санитарные мероприятия по профилактике и преодолению наркомании среди граждан и сотрудников должны быть направлены на раннее выявление, постановку точного медицинского диагноза, лечение, медицинскую реабилитацию и осуществление непрерывного медицинского контроля лиц с симптомами наркомании.
Таким образом, технология профилактики и пресечения наркомании включает комплекс разъяснительно-воспитатель
ных, психологических, организационных и медико-санитарных мероприятий, направленных на выявление группы риска, каналов снабжения, фактов производства и употребления наркосодержащих препаратов, психолого-педагогическая, лечебно-реабилитационная работа с лицами, злоупотребляющими наркотическими средствами. Важнейшая роль в практической реализации этой технологии принадлежит социальному работнику, понимающему причины наркоманизации личности, владеющему методами выявления ее симптомов и эффективного социального воздействия.
Темы для семинарских занятий
Технологии социальной работы по профилактике наркомании.
Неестественные, аномальные причины смертности.
История создания, использования и применения наркотических средств.
Система борьбы с наркотической зависимостью.
Темы для написания докладов и рефератов
Технологии профилактики наркомании.
В чем состоит сущность первичной профилактики наркомании.
Современные модели и программы первичной профилактики.
Основные приоритетные направления профилактики наркомании.
Роль СМИ в профилактике наркомании.
Каким образом должна осуществляться превентивная работа через СМИ.
Особенность медико-социальной модели профилактики и чем она отличается от социально-педагогической.
Список литературы
Воронцова М.В., Дубровская ТА, Кайгородов П.И. Профилактика наркомании в подростково-юношеской среде: Монография. - Таганрог, 2009.
Жуков В.И. Социальный набат: наркотики, алкоголь, бандитизм, аборты, табакокурение. - М.: Изд-во РГСУ, 2010.
Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ, ст. 40.
Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. - М., 2004.
Подхватилин Н.В. Психокоррекионная профилактика подростковой наркозависимости. - М., 2005.
Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. СВ. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М., 2003.
Ребенок в современном мире. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в жизнедеятельности. - М., 2004.
Шаповалов К., Шаповалова Л. Употребление токсических веществ и его последствия // Основы безопасности жизнедеятельности, 2007, №9 с. 50.
Тема 3.16. Технология социальной работы по профилактике пьянства и алкоголизма
Аннотация. Тема посвящена изучению технологий профилактики пьянства и алкоголизма в современном обществе. Пристрастие к алкоголю, как правило, влечет за собой крайне негативные последствия для самих индивидов, их семей, сослуживцев, ведет к ухудшению морально-психологического климата в организации и учреждении. Поэтому профилактика пьянства и алкоголизма является важной, актуальной и неотложной задачей социальной работы в обществе.
Цель: познакомить студентов со спецификой технологий социальной работы по профилактике пьянства и алкоголизма, рассмотреть основные теории возникновения этого негативного социального явления, выявить основные технологические особенности, пути и способы профилактики пьянства и алкоголизма.
Острой проблемой российского общества по-прежнему остается пьянство. Злоупотребление спиртными напитками является причиной большого числа происшествий и преступлений, случаев травматизма, многих грубых нарушений производственной дисциплины. Пристрастие к алкоголю, как правило, влечет за собой крайне негативные последствия для самих индивидов, их семей, сослуживцев, ведет к ухудшению морально-психологического климата в организации и учреждении. Поэтому профилактика пьянства и алкоголизма является важной, актуальной и неотложной задачей социальной работы в обществе.
Специалисты по социальной работе должны различать понятия «пьянство» и «алкоголизм». Под пьянством понимается неумеренное потребление спиртных напитков, ведущее к нарушению социальной адаптации индивида. Алкоголизмом же - патологическое влечение к алкоголю, сопровождающееся выраженной зависимостью от него, т. е. болезнь.
В настоящее время существует множество научных теорий, пытающихся объяснить этиологию пьянства и алкоголизма. Одни из них отдают приоритет физиологическим, вторые психологическим, третьи социальным факторам происхождения этого явления11. Рассмотрим основные из них.
Физиологические теории исходят из того, что к пьянству человека предрасполагают, во-первых, особая «алкоори-ентированная» психофизиологическая конституция индивида и, во-вторых, «алкоотягощенная» наследственность.
Психологические теории исходят из того, что алкоголь выступает своеобразным средством компенсации человеком его проблем в области психологической адаптации в той или иной социальной группе. При этом представители различных научных школ видят эти проблемы по разному.
Например, сторонники теории личности указывают на конкретные личностные свойства людей, выступающие потенциальной основой для ее последующей алкоголизации. По их мнению, существуют четыре типа личностей, более чем другие предрасположенных к пьянству: личность с завышенной самооценкой, не терпящая критики; агрессивная, асоциальная, жестокая личность с легко возникающим чувством ненависти; неприспособленная, беспомощная личность, склонная к невротическим реакциям; «странная» личность с чертами Репрессивности и параноидальности.
Ученые и практики, стоящие на позициях психодинамичес-кого подхода, считают, что причиной алкоголизма являются чрезмерные ограничения или свобода при воспитании личности, ведущие к формированию у нее неосознанных неудовлетворенных потребностей. В этом случае алкоголь выступает сРедством снятия возникающего психического напряжения,
создания и поддержания у человека ощущения ложного благополучия, силы, уверенности в себе. Действительно, многоплановое психотропное воздействие этанола превращает алкоголь в средство временного достижения расторможенности, релаксации, успокоения, лучшего засыпания, стимуляции активности и др. Так, около 44% россиян употребляют спиртные напитки исключительно в качестве средства развлечения. Однако принятие его в больших дозах вызывает обратный эффект.
Приверженцы трансактного анализа утверждают, что пьянство и алкоголизм - это своеобразная игра, дающая человеку определенные выигрыши в виде сужения круга обязанностей, «смягчения» отношения окружающих к оценке его жизни и деятельности, возможности вести себя «на равных» со значимыми людьми, игнорировать некоторые социальные запреты.
В русле теории научения принято рассматривать алкоголь в качестве средства, позволяющего снимать негативные переживания и психические состояния и тем самым получать своеобразное положительное подкрепление, ведущее к закреплению привычки.
Социальные теории происхождения алкоголизма осно вываются на представлении о том, что алкоголь является продуктом социокультуры, а алкоголизм - результат социализации личности в «алкоориентированной» социальной среде. Так, результаты одного из исследований состояния употребления алкогольных напитков в России показывают, что около 29% россиян принимают спиртное под воздействием ближайшего окружения, 14% реагируют на неприятности по работе, 7% на семейные неурядицы, 7% пьют, поддерживая групповые традиции, отмечая памятные даты, праздники и др.
Учеными выявлен своеобразный «механизм» алкоголизации личности человека, включающий следующие элементы:
• употребление алкоголя создает у человека иллюзию удовлетворения какой-либо важной для него потребности (в безопасности, уважении окружающих, самоуважении), которая, по его мнению, не может быть удовлетворена иным путем;
убеждение в удовлетворенности актуальной потребности закономерно сопровождается переживанием положительных эмоций;
поскольку стремление человека испытывать положительные эмоции весьма велико, у него формируется установка на то, чтобы вновь и вновь переживать их аналогичным способом; на базе таких установок формируется психологическая зависимость от алкоголя;
регулярное употребление спиртного приводит к вплетению алкоголя в биохимические процессы жизнедеятельности организма, превращению его в атрибут существования человека, т. е. к появлению физической зависимости.
Существуют несколько подходов к классификации алкоголизма. В одном из них выделяются три ступени алкоголизации человека:
эпизодическое употребление спиртных напитков, характерное для лиц, не пьющих в силу биологической непереносимости или отрицательной психологической установки к алкоголю и для потребляющих спиртное случайно (под воздействием окружающих), не испытывающих удовлетворения от выпитого;
злоупотребление алкоголем - принятие спиртного один и более раз в неделю или реже, но в значительных дозах (более 200 г);
алкоголизм - хроническое заболевание, характеризующееся непреодолимым, патологическим влечением к спиртному. В развитии болезни выделяются три стадии: на первой Употребление алкоголя становится основным мотивом поведения и содержанием бытия человека; на второй начинают Работать биологические механизмы болезни, порождающие Желание принять повторную дозу после отрезвления и ведущие к алкогольной трансформации личности; на третьей
потребность в спиртном выходит на уровень потребности в еде, сне, безопасности, т. е. жизнь без него становится немыслимой.
На последней стадии алкоголизма поводом для употребления спиртных напитков становится любое событие. Алкоголь принимается «для храбрости», «для снятия усталости», «от болезни», «для крепкого сна», «с горя», для обмывания купленной вещи, изменения социального положения сослуживцев и членов их семей, а также в связи с многочисленными датами, юбилеями и т. п. Со временем причин для пьянства становится все больше. У алкоголиков складывается порочная система самооправдания со множеством алиби, формируется мощная система психологической защиты, происходит алкоголизация сознания - спиртное превращается в цель, высшую ценность и смысл жизни. Одновременно укрепляется вера алкоголика в то, что по его желанию он в любой момент «способен отказаться» от употребления спиртных напитков.
Отметим физические, психологические и социальные лос-ледствия пьянства.