Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 430

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • постоянный и надежный контроль за имеющимися на хранении в организации и учреждении наркосодержащими и дурманящими веществами;

  • тщательный подбор лиц для работы на медицинских складах, складах ГСМ, в химчистках;

  • проведение систематических проверок мест возмож­ного кустарного производства и хранения наркосодержащих средств (подвалы, чердаки, котельные, столовые, подсобные хозяйства);

  • осуществление в приемлемых формах плановых и вне­запных проверок сотрудников;

  • налаживание здоровой и надежной системы информа­ции о негативных явлениях в организациях и учреждениях;

  • своевременное применение мер принуждения к лицам с симптомами наркоманического поведения.

  • Нередко существенный результат в профилактике нар­комании дают такие социально-коррекционные меры, как «разведение» индивидов, испытывающих тягу к дурманящим веществам; выдвижение и поддержка лидеров коллективов, негативно относящихся к наркомании; искусственное сниже­ние статуса негативных лидеров коллективов, способствую­щих наркоманизации членов коллектива. Роль социального работника как специалиста в области социальной коррекции особенно велика. Она проявляется в социально-диагностичес­кой, социально-профилактической и социально-коррекцион-ной деятельности.

  • Медико-санитарные мероприятия по профилактике и пре­одолению наркомании среди граждан и сотрудников должны быть направлены на раннее выявление, постановку точного медицинского диагноза, лечение, медицинскую реабилитацию и осуществление непрерывного медицинского контроля лиц с симптомами наркомании.

  • Таким образом, технология профилактики и пресечения наркомании включает комплекс разъяснительно-воспитатель­

  • ных, психологических, организационных и медико-санитарных мероприятий, направленных на выявление группы риска, ка­налов снабжения, фактов производства и употребления нар­косодержащих препаратов, психолого-педагогическая, лечеб­но-реабилитационная работа с лицами, злоупотребляющими наркотическими средствами. Важнейшая роль в практической реализации этой технологии принадлежит социальному работ­нику, понимающему причины наркоманизации личности, вла­деющему методами выявления ее симптомов и эффективного социального воздействия.

  • Темы для семинарских занятий


  1. Технологии социальной работы по профилактике наркомании.

  2. Неестественные, аномальные причины смертности.

  3. История создания, использования и применения наркотических средств.

  4. Система борьбы с наркотической зависимостью.

  • Темы для написания докладов и рефератов

  1. Технологии профилактики наркомании.

  2. В чем состоит сущность первичной профилактики наркомании.

  3. Современные модели и программы первичной профилактики.

  1. Основные приоритетные направления профилактики наркомании.

  2. Роль СМИ в профилактике наркомании.

  1. Каким образом должна осуществляться превентивная работа че­рез СМИ.

  2. Особенность медико-социальной модели профилактики и чем она отличается от социально-педагогической.

  • Список литературы

  1. Воронцова М.В., Дубровская ТА, Кайгородов П.И. Профилактика наркомании в подростково-юношеской среде: Монография. - Таганрог, 2009.

  2. Жуков В.И. Социальный набат: наркотики, алкоголь, бандитизм, аборты, табакокурение. - М.: Изд-во РГСУ, 2010.

  3. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ, ст. 40.

  4. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависи­мости у детей и молодежи. - М., 2004.

  1. Подхватилин Н.В. Психокоррекионная профилактика подростко­вой наркозависимости. - М., 2005.

  2. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. СВ. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М., 2003.

  3. Ребенок в современном мире. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в жизнедеятельнос­ти. - М., 2004.

  4. Шаповалов К., Шаповалова Л. Употребление токсических веществ и его последствия // Основы безопасности жизнедеятельности, 2007, №9 с. 50.


  1. Тема 3.16. Технология социальной работы по профилактике пьянства и алкоголизма

  2. Аннотация. Тема посвящена изучению технологий профилактики пьянства и алкоголизма в современном обществе. Пристрастие к ал­коголю, как правило, влечет за собой крайне негативные последствия для самих индивидов, их семей, сослуживцев, ведет к ухудшению мо­рально-психологического климата в организации и учреждении. Поэто­му профилактика пьянства и алкоголизма является важной, актуальной и неотложной задачей социальной работы в обществе.

  3. Цель: познакомить студентов со спецификой технологий социальной работы по профилактике пьянства и алкоголизма, рассмотреть основные теории возникновения этого негативного социального явления, выявить основные технологические особенности, пути и способы профилактики пьянства и алкоголизма.

  4. Острой проблемой российского общества по-прежнему остается пьянство. Злоупотребление спиртными напитками является причиной большого числа происшествий и преступ­лений, случаев травматизма, многих грубых нарушений произ­водственной дисциплины. Пристрастие к алкоголю, как прави­ло, влечет за собой крайне негативные последствия для самих индивидов, их семей, сослуживцев, ведет к ухудшению мо­рально-психологического климата в организации и учрежде­нии. Поэтому профилактика пьянства и алкоголизма является важной, актуальной и неотложной задачей социальной работы в обществе.

  5. Специалисты по социальной работе должны различать понятия «пьянство» и «алкоголизм». Под пьянством понима­ется неумеренное потребление спиртных напитков, ведущее к нарушению социальной адаптации индивида. Алкоголизмом же - патологическое влечение к алкоголю, сопровождающее­ся выраженной зависимостью от него, т. е. болезнь.

  6. В настоящее время существует множество научных тео­рий, пытающихся объяснить этиологию пьянства и алкоголиз­ма. Одни из них отдают приоритет физиологическим, вторые психологическим, третьи социальным факторам происхожде­ния этого явления11. Рассмотрим основные из них.

  1. Физиологические теории исходят из того, что к пьян­ству человека предрасполагают, во-первых, особая «алкоори-ентированная» психофизиологическая конституция индивида и, во-вторых, «алкоотягощенная» наследственность.

  2. Психологические теории исходят из того, что алкоголь выступает своеобразным средством компенсации человеком его проблем в области психологической адаптации в той или иной социальной группе. При этом представители различных научных школ видят эти проблемы по разному.


  1. Например, сторонники теории личности указывают на конкретные личностные свойства людей, выступающие потен­циальной основой для ее последующей алкоголизации. По их мнению, существуют четыре типа личностей, более чем дру­гие предрасположенных к пьянству: личность с завышенной самооценкой, не терпящая критики; агрессивная, асоциальная, жестокая личность с легко возникающим чувством нена­висти; неприспособленная, беспомощная личность, склонная к невротическим реакциям; «странная» личность с чертами Репрессивности и параноидальности.

  2. Ученые и практики, стоящие на позициях психодинамичес-кого подхода, считают, что причиной алкоголизма являются чрезмерные ограничения или свобода при воспитании личнос­ти, ведущие к формированию у нее неосознанных неудовлет­воренных потребностей. В этом случае алкоголь выступает сРедством снятия возникающего психического напряжения,

  1. создания и поддержания у человека ощущения ложного благо­получия, силы, уверенности в себе. Действительно, многопла­новое психотропное воздействие этанола превращает алкоголь в средство временного достижения расторможенности, релак­сации, успокоения, лучшего засыпания, стимуляции активности и др. Так, около 44% россиян употребляют спиртные напитки исключительно в качестве средства развлечения. Однако при­нятие его в больших дозах вызывает обратный эффект.

  2. Приверженцы трансактного анализа утверждают, что пьянство и алкоголизм - это своеобразная игра, дающая че­ловеку определенные выигрыши в виде сужения круга обя­занностей, «смягчения» отношения окружающих к оценке его жизни и деятельности, возможности вести себя «на равных» со значимыми людьми, игнорировать некоторые социальные запреты.

  3. В русле теории научения принято рассматривать алко­голь в качестве средства, позволяющего снимать негативные переживания и психические состояния и тем самым получать своеобразное положительное подкрепление, ведущее к за­креплению привычки.

  4. Социальные теории происхождения алкоголизма осно вываются на представлении о том, что алкоголь является про­дуктом социокультуры, а алкоголизм - результат социализации личности в «алкоориентированной» социальной среде. Так, результаты одного из исследований состояния употребления алкогольных напитков в России показывают, что около 29% россиян принимают спиртное под воздействием ближайшего окружения, 14% реагируют на неприятности по работе, 7% на семейные неурядицы, 7% пьют, поддерживая групповые тра­диции, отмечая памятные даты, праздники и др.

  5. Учеными выявлен своеобразный «механизм» алкоголиза­ции личности человека, включающий следующие элементы:

  6. • употребление алкоголя создает у человека иллюзию удовлетворения какой-либо важной для него потребности (в бе­зопасности, уважении окружающих, самоуважении), которая, по его мнению, не может быть удовлетворена иным путем;


  • убеждение в удовлетворенности актуальной потребнос­ти закономерно сопровождается переживанием положитель­ных эмоций;

  • поскольку стремление человека испытывать положи­тельные эмоции весьма велико, у него формируется установ­ка на то, чтобы вновь и вновь переживать их аналогичным спо­собом; на базе таких установок формируется психологическая зависимость от алкоголя;

  • регулярное употребление спиртного приводит к вплете­нию алкоголя в биохимические процессы жизнедеятельности организма, превращению его в атрибут существования чело­века, т. е. к появлению физической зависимости.

  1. Существуют несколько подходов к классификации алкого­лизма. В одном из них выделяются три ступени алкоголиза­ции человека:

  • эпизодическое употребление спиртных напитков, харак­терное для лиц, не пьющих в силу биологической неперено­симости или отрицательной психологической установки к ал­коголю и для потребляющих спиртное случайно (под воздейс­твием окружающих), не испытывающих удовлетворения от выпитого;

  • злоупотребление алкоголем - принятие спиртного один и более раз в неделю или реже, но в значительных дозах (бо­лее 200 г);

  • алкоголизм - хроническое заболевание, характеризую­щееся непреодолимым, патологическим влечением к спирт­ному. В развитии болезни выделяются три стадии: на первой Употребление алкоголя становится основным мотивом пове­дения и содержанием бытия человека; на второй начинают Работать биологические механизмы болезни, порождающие Желание принять повторную дозу после отрезвления и ве­дущие к алкогольной трансформации личности; на третьей

  • потребность в спиртном выходит на уровень потребности в еде, сне, безопасности, т. е. жизнь без него становится не­мыслимой.

  • На последней стадии алкоголизма поводом для употреб­ления спиртных напитков становится любое событие. Алкоголь принимается «для храбрости», «для снятия усталости», «от бо­лезни», «для крепкого сна», «с горя», для обмывания куплен­ной вещи, изменения социального положения сослуживцев и членов их семей, а также в связи с многочисленными датами, юбилеями и т. п. Со временем причин для пьянства становится все больше. У алкоголиков складывается порочная система самооправдания со множеством алиби, формируется мощная система психологической защиты, происходит алкоголизация сознания - спиртное превращается в цель, высшую ценность и смысл жизни. Одновременно укрепляется вера алкоголика в то, что по его желанию он в любой момент «способен отка­заться» от употребления спиртных напитков.

  • Отметим физические, психологические и социальные лос-ледствия пьянства.