ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 434
Скачиваний: 1
сформировать у населения, представителей незащищенных групп новое, цивилизованное отношение: толерантность, терпимость и заботу;
обеспечить каждому клиенту условия развития, адекватные его возможностям и потребностям;
своевременно диагностировать и выбирать культурно-досуговые программы, адекватные возможностям каждого клиента;
интегрировать представителей незащищенных групп в общество: создавать условия, позволяющие клиенту социального учреждения включиться в бытовую и трудовую деятельность.
Особенности процессов технологий культурно-досуговой деятельности проявляются в следующих принципах:
толерантности: сочувствия, сострадания, терпимости;
педагогизации окружающей среды, формировании прогрессивного мышления;
реабилитации средствами культуры, образования и медицинского сопровождения, позволяющего клиенту использовать в доступных для него сферах свое право наследования социального и культурно-исторического опыта человечества;
развитии всех клиентов;
приоритетности культурной и трудовой деятельности как основы жизненной адаптации, социализации, реабилитации;
широкой ориентации жизнедеятельности граждан на нормальную жизнь, учиться, работать, быть востребованными и равноправными членами общества.
Объектами культурно-досуговой деятельности учреждений социальной защиты населения являются отдельные личности и группы населения, а также среда обитания граждан - территориальный социум.
Культурно-досуговая деятельность учреждений социаль-ой защиты ставит следующие задачи:
выявление проблем граждан, обращающихся в учреж-ения социальной защиты и возможности их решения техноло-ями культурно-досуговой деятельности;
разработка планов и программ организации комплекса ероприятий культурно-досугового характера;
создание условий для развития творческого потенциала ичности и различных групп населения;
установление партнерских отношений с субъектами льтурно-досуговой деятельности в решении социальных ~ач;
разработка социально-культурных проектов;
профилактика антисоциальных и девиантных форм до-уга.
На уровне государства и общества, каждого социального ли культурного учреждения необходимо ввести ответствен-ость за полноценное включение каждого человека в обычную социокультурную жизнь через их социально-культурную реабилитацию и адаптацию, принятие необходимых мер, способствующих реализации их социальных прав и возможностей. Без соблюдения такой ответственности значительная часть граждан лишается достаточного социокультурного пространства для своего достойного существования и развития.
Как свидетельствует практика, достойный образ жизни людей не может гарантироваться принятием только адекватных мер медицинского или психологического вмешательства. Выйти на такой уровень социокультурной компетенции, который позволил бы им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия - такова цель, которая объединяет и гражданские институты, и самих людей, нуждающихся в социальной защите.
В ходе решения поставленных задач учреждения социальной защиты населения осваивают технологии поэтапно.
Основные технологии культурно-досуговой деятельности в системе социальной защиты населения классифицируются по следующим признакам'.
социальным и возрастным характеристикам групп, которым они адресованы (для детей и подростков, молодежи, для семей, пожилых граждан и инвалидов);
частоте проведения мероприятий (систематические или разовые);
степени новизны (традиционные, новые, инновационные);
количественной направленности (индивидуальные, групповые, массовые).
Традиционные технологии культурно-досуговой деятельности в системе социальной защиты населения:
развитие творческих групп, кружков и объединений;
формирование клубной деятельности и объединений по интересам (например, для молодежи и подростков);
проведение экскурсий, турпоездок, выездов на природу;
проведение просветительской деятельности (лекционная работа, в том числе кинолектории, проведение семинаров и конференций, создание дискуссионных клубов, преимущественно для молодежи и подростков);
• проведение праздников, юбилейных мероприятий. Инновационные технологии основаны на появлении
оригинальных идей, использовании новейших средств, современных форм организации культурно-досуговой деятельности (например, создание социально-культурных проектов, освоение компьютерных технологий).
В отличие от разовых мероприятий, социальные технологии позволяют объединить усилия различных субъектов культурно-досуговой деятельности, направленных на решение социальных задач, устанавливать партнерские отношения, привлекать общественные и частные организации.
К инновационным можно отнести игровые и арт-техноло-гии. В различных сочетаниях они использовались и ранее, но только сейчас начинают проводиться как самостоятельные развернутые технологии, имеющие высокий уровень эффективности в получении результатов.
Культурно-досуговая деятельность помогает каждому участнику социальной группы адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях, найти в культурной среде нишу для применения своих творческих способностей, уметь отыскать и использовать нужную для своей практической деятельности и досуга информацию, использовать досуговую деятельность в терапевтических и оздоровительных целях.
Назначение социокультурных и досуговых технологий состоит и в том, чтобы научить ребенка или взрослого адекватно участвовать в самых разнообразных формах и ситуациях общения, пользоваться всеми доступными средствами массовой информации, компьютером, книгами, обучить знаниям и навыкам, увеличивающим степень его самостоятельности в выборе и осуществлении способов проведения досуга и развлечений, круга общения и самообслуживания.
Технологический процесс создания любой досуговой программы достаточно сложен, поэтому логично разделяется на основные этапы.
анализ ситуации, складывающейся вокруг клиента, осознание возможностей учреждения, учет социально-политической, экономической, корпоративной, психологической ситуации с последующим формулированием цели, направленной на изменение качества социального благополучия клиента;
сбор материалов, содержащих логически выстроенную смысловую нагрузку, определяющих действие культурно-досуговой программы или мероприятия, планирование программы и процедура ее создания;
• репетиции и проведение культурно-досуговой программы;
• анализ проведенной программы и соотнесение полученных результатов с реализацией цели и задач.
Технологии творческой реабилитации - одно из эффективных, развивающихся в настоящий момент направлений в работе с детьми.
Творчество - это больше, чем просто организация досуга детей, развлечение и приятное проведение времени. В отличие от медицины творчество изначально обращено к чувственной и эмоциональной стороне человека, поэтому позволяет наиболее щадяще прикасаться к душе ребенка-инвалида. В любой творческий процесс вовлекается вся биогенная и психогенная организация человека, его конституция. Творчество - это «норма жизни», оно пронизывает все жизненные процессы, определяет и «норму здоровья», так как высшее, интеллектуальное творчество через «пирамиду биологических организаций» оказывается связанным со здоровьем, благотворно воздействуя на него. Коль скоро творчество имеет функциональную связь со здоровьем, то возможна и обратная связь: с помощью творчества возвращать здоровье как норму жизни. Возвращая организму состояние творческого поиска, следует ожидать, что организм, как целостная система, начнет сам гармонизироваться, избавляясь от патологии или компенсируя ее.
Одним из новых направлений работы учреждений социальной защиты населения становятся различные виды социального туризма, в том числе туризм семейный.
Социальный туризм получил мировое признание и занял заслуженное место в современном обществе. Эта разновидность туризма доступна каждому гражданину с учетом его возраста, здоровья, социального положения. Основные участники туризма - определенные категории населения, прежде всего учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды, ветераны войны и труда, малообеспеченные семьи. Вместе с тем социальный туризм может быть представлен в качестве компенсации за напряженную работу, средством стимулирования эффективного труда; включает соответствующие категории работников предприятий, организаций, учреждений.
Источниками финансирования социального туризма являются государственные и муниципальные средства, выделяемые на социальные нужды, средства частных, корпоративных, смешанных предприятий и организаций, благотворительных фондов для проведения видов организованного, коллективного туризма.
В настоящее время социальный туризм в нашей стране осуществляется преимущественно в двух формах.
оздоровительный туризм для пожилых граждан и инвалидов. Работу ведут турфирмы в «холодный» сезон, когда приток туристов снижен. Клиенты направляются в курортно-оздоровительные места и санатории через турфирмы, пользуются сезонными льготами, заполняя места в гостиницах пониженной классности по специальным ценам в «межсезонье». Финансирование льготное, частное, в основном за счет самих же пожилых граждан и инвалидов. Возможно привлечение спонсорских и благотворительных средств;
инватуризм для лиц с ограничениями жизнедеятельности. Работу проводят органы социальной защиты, специализированные муниципальные социальные учреждения и организации (особенно активно в Москве), а также общественные организации, ориентированные на реабилитацию инвалидов. Финансирование - смешанное (в основном бюджетное, возможно привлечение спонсорских и благотворительных средств, в том числе с привлечением зарубежных фондов, а также с частичной оплатой расходов со стороны семьи, на попечении которой находится инвалид).
Другая форма социального туризма: подростковый и молодежный, адресованный подросткам и молодежи из «группы Риска», малообеспеченных и неполных семей. Работе органов социальной защиты населения помогают различные подростковые и молодежные клубы и объединения, отчасти привле
каются и молодежные политизированные группы и движения, занимающиеся молодежными проблемами (военно-патриотическое и историко-краеведческое движение для подростков и молодежи).
Вместе с тем надо отметить, что организация социально-туристической деятельности не должна рассматриваться как проведение разовых экскурсий и мероприятий. Ее следует представлять как социальную технологию, направленную на решение конкретных социальных задач: формирование модели поведения в группе, командообразование, развитие коммуникативных навыков, творческих и познавательных способностей личности, социализации детей и подростков.
Перечисленные выше технологии культурно-досуговой деятельности в учреждениях социальной защиты населения могут и должны развиваться. Использование их предъявляет дополнительные требования к уровню профессиональной компетенции специалистов по социальной работе, совершенствованию их личных свойств и качеств.
Темы для семинарских занятий