Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 434

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • сформировать у населения, представителей незащи­щенных групп новое, цивилизованное отношение: толерант­ность, терпимость и заботу;

  • обеспечить каждому клиенту условия развития, адек­ватные его возможностям и потребностям;

  • своевременно диагностировать и выбирать культурно-досуговые программы, адекватные возможностям каждого клиента;

  • интегрировать представителей незащищенных групп в общество: создавать условия, позволяющие клиенту соци­ального учреждения включиться в бытовую и трудовую де­ятельность.

  • Особенности процессов технологий культурно-досуговой деятельности проявляются в следующих принципах:

  • толерантности: сочувствия, сострадания, терпимости;

  • педагогизации окружающей среды, формировании про­грессивного мышления;

  • реабилитации средствами культуры, образования и ме­дицинского сопровождения, позволяющего клиенту исполь­зовать в доступных для него сферах свое право наследова­ния социального и культурно-исторического опыта челове­чества;

  • развитии всех клиентов;

  • приоритетности культурной и трудовой деятельности как основы жизненной адаптации, социализации, реабилита­ции;

  • широкой ориентации жизнедеятельности граждан на нормальную жизнь, учиться, работать, быть востребованными и равноправными членами общества.

  • Объектами культурно-досуговой деятельности учреж­дений социальной защиты населения являются отдельные личности и группы населения, а также среда обитания граж­дан - территориальный социум.

  • Культурно-досуговая деятельность учреждений социаль-ой защиты ставит следующие задачи:

  • выявление проблем граждан, обращающихся в учреж-ения социальной защиты и возможности их решения техноло-ями культурно-досуговой деятельности;

  • разработка планов и программ организации комплекса ероприятий культурно-досугового характера;

  • создание условий для развития творческого потенциала ичности и различных групп населения;

  • установление партнерских отношений с субъектами льтурно-досуговой деятельности в решении социальных ~ач;

  • разработка социально-культурных проектов;


  • профилактика антисоциальных и девиантных форм до-уга.

  • На уровне государства и общества, каждого социального ли культурного учреждения необходимо ввести ответствен-ость за полноценное включение каждого человека в обыч­ную социокультурную жизнь через их социально-культурную реабилитацию и адаптацию, принятие необходимых мер, спо­собствующих реализации их социальных прав и возможностей. Без соблюдения такой ответственности значительная часть граждан лишается достаточного социокультурного простран­ства для своего достойного существования и развития.

  • Как свидетельствует практика, достойный образ жизни людей не может гарантироваться принятием только адекват­ных мер медицинского или психологического вмешательства. Выйти на такой уровень социокультурной компетенции, кото­рый позволил бы им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия - такова цель, которая объединяет и граж­данские институты, и самих людей, нуждающихся в социаль­ной защите.

  • В ходе решения поставленных задач учреждения социаль­ной защиты населения осваивают технологии поэтапно.

  • Основные технологии культурно-досуговой деятельности в системе социальной защиты населения классифицируются по следующим признакам'.

  • социальным и возрастным характеристикам групп, кото­рым они адресованы (для детей и подростков, молодежи, для семей, пожилых граждан и инвалидов);

  • частоте проведения мероприятий (систематические или разовые);

  • степени новизны (традиционные, новые, инновацион­ные);

  • количественной направленности (индивидуальные, груп­повые, массовые).

  • Традиционные технологии культурно-досуговой деятель­ности в системе социальной защиты населения:

  • развитие творческих групп, кружков и объединений;

  • формирование клубной деятельности и объединений по интересам (например, для молодежи и подростков);

  • проведение экскурсий, турпоездок, выездов на при­роду;

  • проведение просветительской деятельности (лекцион­ная работа, в том числе кинолектории, проведение семинаров и конференций, создание дискуссионных клубов, преимущест­венно для молодежи и подростков);


  • • проведение праздников, юбилейных мероприятий. Инновационные технологии основаны на появлении

  • оригинальных идей, использовании новейших средств, совре­менных форм организации культурно-досуговой деятельности (например, создание социально-культурных проектов, освое­ние компьютерных технологий).

  • В отличие от разовых мероприятий, социальные технологии позволяют объединить усилия различных субъектов культурно-досуговой деятельности, направленных на решение социаль­ных задач, устанавливать партнерские отношения, привлекать общественные и частные организации.

  • К инновационным можно отнести игровые и арт-техноло-гии. В различных сочетаниях они использовались и ранее, но только сейчас начинают проводиться как самостоятельные развернутые технологии, имеющие высокий уровень эффек­тивности в получении результатов.

  • Культурно-досуговая деятельность помогает каждому участнику социальной группы адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях, найти в культурной среде нишу для применения своих творческих способностей, уметь отыс­кать и использовать нужную для своей практической деятель­ности и досуга информацию, использовать досуговую деятель­ность в терапевтических и оздоровительных целях.

  • Назначение социокультурных и досуговых технологий со­стоит и в том, чтобы научить ребенка или взрослого адекват­но участвовать в самых разнообразных формах и ситуациях общения, пользоваться всеми доступными средствами мас­совой информации, компьютером, книгами, обучить знаниям и навыкам, увеличивающим степень его самостоятельности в выборе и осуществлении способов проведения досуга и раз­влечений, круга общения и самообслуживания.

  • Технологический процесс создания любой досуговой про­граммы достаточно сложен, поэтому логично разделяется на основные этапы.

  • анализ ситуации, складывающейся вокруг клиента, осознание возможностей учреждения, учет социально-поли­тической, экономической, корпоративной, психологической ситуации с последующим формулированием цели, направ­ленной на изменение качества социального благополучия клиента;

  • сбор материалов, содержащих логически выстроенную смысловую нагрузку, определяющих действие культурно-до­суговой программы или мероприятия, планирование програм­мы и процедура ее создания;


  • • репетиции и проведение культурно-досуговой программы;

  • • анализ проведенной программы и соотнесение получен­ных результатов с реализацией цели и задач.

  • Технологии творческой реабилитации - одно из эффектив­ных, развивающихся в настоящий момент направлений в ра­боте с детьми.

  • Творчество - это больше, чем просто организация досуга детей, развлечение и приятное проведение времени. В отличие от медицины творчество изначально обращено к чувственной и эмоциональной стороне человека, поэтому позволяет наибо­лее щадяще прикасаться к душе ребенка-инвалида. В любой творческий процесс вовлекается вся биогенная и психогенная организация человека, его конституция. Творчество - это «нор­ма жизни», оно пронизывает все жизненные процессы, опре­деляет и «норму здоровья», так как высшее, интеллектуальное творчество через «пирамиду биологических организаций» ока­зывается связанным со здоровьем, благотворно воздействуя на него. Коль скоро творчество имеет функциональную связь со здоровьем, то возможна и обратная связь: с помощью творче­ства возвращать здоровье как норму жизни. Возвращая орга­низму состояние творческого поиска, следует ожидать, что ор­ганизм, как целостная система, начнет сам гармонизироваться, избавляясь от патологии или компенсируя ее.

  • Одним из новых направлений работы учреждений соци­альной защиты населения становятся различные виды соци­ального туризма, в том числе туризм семейный.

  • Социальный туризм получил мировое признание и занял заслуженное место в современном обществе. Эта разновид­ность туризма доступна каждому гражданину с учетом его воз­раста, здоровья, социального положения. Основные участники туризма - определенные категории населения, прежде всего учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды, ветераны войны и труда, малообеспеченные семьи. Вместе с тем социальный туризм может быть представлен в качестве компенсации за напряженную работу, средством стимулирования эффектив­ного труда; включает соответствующие категории работников предприятий, организаций, учреждений.

  • Источниками финансирования социального туризма явля­ются государственные и муниципальные средства, выделяе­мые на социальные нужды, средства частных, корпоративных, смешанных предприятий и организаций, благотворительных фондов для проведения видов организованного, коллективно­го туризма.

  • В настоящее время социальный туризм в нашей стране осуществляется преимущественно в двух формах.


  • оздоровительный туризм для пожилых граждан и ин­валидов. Работу ведут турфирмы в «холодный» сезон, когда приток туристов снижен. Клиенты направляются в курортно-оздоровительные места и санатории через турфирмы, пользу­ются сезонными льготами, заполняя места в гостиницах пони­женной классности по специальным ценам в «межсезонье». Финансирование льготное, частное, в основном за счет самих же пожилых граждан и инвалидов. Возможно привлечение спонсорских и благотворительных средств;

  • инватуризм для лиц с ограничениями жизнедеятель­ности. Работу проводят органы социальной защиты, специа­лизированные муниципальные социальные учреждения и ор­ганизации (особенно активно в Москве), а также обществен­ные организации, ориентированные на реабилитацию инвали­дов. Финансирование - смешанное (в основном бюджетное, возможно привлечение спонсорских и благотворительных средств, в том числе с привлечением зарубежных фондов, а также с частичной оплатой расходов со стороны семьи, на попечении которой находится инвалид).

  • Другая форма социального туризма: подростковый и мо­лодежный, адресованный подросткам и молодежи из «группы Риска», малообеспеченных и неполных семей. Работе органов социальной защиты населения помогают различные подрост­ковые и молодежные клубы и объединения, отчасти привле­

  • каются и молодежные политизированные группы и движения, занимающиеся молодежными проблемами (военно-патриоти­ческое и историко-краеведческое движение для подростков и молодежи).

  • Вместе с тем надо отметить, что организация социально-туристической деятельности не должна рассматриваться как проведение разовых экскурсий и мероприятий. Ее следует представлять как социальную технологию, направленную на решение конкретных социальных задач: формирование модели поведения в группе, командообразование, развитие коммуникативных навыков, творческих и познавательных способностей личности, социализации детей и подростков.

  • Перечисленные выше технологии культурно-досуговой деятельности в учреждениях социальной защиты населения могут и должны развиваться. Использование их предъявля­ет дополнительные требования к уровню профессиональной компетенции специалистов по социальной работе, совершен­ствованию их личных свойств и качеств.

  • Темы для семинарских занятий