ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 409
Скачиваний: 1
целое, балансирующее между потребностями и интересами индивида;
в-четвертых, всякое социальное действие по своей природе является ритмичным, индивидуальным;
в-пятых, с точки зрения ритма, социальные технологии характеризуются повторяемостью и стабильной конституирующей простотой.
В сфере человеческой деятельности структурно-организующие качества ритма становятся предметом двоякого оценочного отношения - утилитарного и социального. В основе утилитарной оценки ритма лежит констатация его связи с эффективностью процессов деятельности и качеством его конечного продукта (например уровень социального обслуживания, т. е. ритм оценивается прежде всего по его связи с функциональным назначением социального продукта). Со-циальное отношение к ритму становится возможным тогда, когда наше внимание в известной мере абстрагируется от функционального содержания данного продукта или процесса, композиционной структуры и концентрируется на самом содержании развития (гуманистических аспектах, основ милосердия, реальной социальной защищенности человека).
Изучение социальных ритмов - предпосылка попыток воздействия на них. Исследователи считают, что для человека преобладающее значение имеют социальные факторы: ритм сна и бодрствования, режим труда и отдыха, работа общественных учреждений, транспорта и т.п. Их условились называть «социальными датчиками времени» в отличие от «природных датчиков времени» (свет, температура окружающей среды, ионный состав воздуха, напряженность электрического и магнитного полей Земли и т.п.).
Индивидуальное развитие человека, как и его периодизация связаны универсальными возрастными процессами (рост, созревание, развитие, старение), в ходе которых формируются соответствующие возрастные свойства (различия). Все это обобщается в возрастных стадиях (фаз, этапов, периодов) или этапах развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и др.). Существует методика статистической обработки дневников и биографий выдающихся деятелей при выявлении индивидуальных многолетних ритмов жизни и творчества. В современной науке выделяют три главных термина для характеристики индивидуального развития в его целом - время жизни, жизненный цикл и жизненный путь. Хотя их не редко используют как синонимы, они существенно различны по содержанию.
Профессиональные действия социального работника можно представить как многоритмичный сложно структурированный процесс. Привычка пользоваться алгоритмическими приемами в практической работе становится требованием времени, так как обучение простейшим алгоритмам и использование их в профессиональной работе дисциплинирует социального работника, приучает его к порядку и организованности мышления, вырабатывает особый стиль мыслительной деятельности, при котором мышление перестает быть чем-то неопределенным, аморфным, а приобретает более четкие формы и становится управляемым. Необходимость использования алгоритмов связана с подготовкой социального работника к действиям в условиях современного развития, когда от него требуется умение применять алгоритмические приемы мышления при решении целой серии однородных задач. В математике и информатике точное предписание, определяющее последовательность действий, обеспечивающее получение требуемого результата из исходных данных, называют алгоритмом.
Алгоритм -это понятное и точное предписание (указание) исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или решение задачи. Практическая ценность алгоритма заключается в том, что с его помощью можно решать однозначные задачи. По сути дела
мы имеем аналог некоего социального конвейера, где все операции в процессе деятельности производятся в определенной последовательности, которую нельзя нарушить, в противном случае не будет достигнута конкретная цель. Поэтому любая человеческая деятельность обязательно алгоритмична и технологична. Специфика социальной технологии состоит в том, что она алгоритмизирует социальную деятельность (жизнь) и может быть не только многократно использована, т. е. тиражирована, но и многократно применима для решения сходных задач.
Отличительное свойство ритмических алгоритмов - количество действий в процессе выполнения и значительно превышенное количество команд, из которых организован ритм. Социальные технологи фактически формируются с детства, т. е. ребенок приучается следовать тем или иным правилам, выполнять разнообразные инструкции и указания, которые представляют собой последовательность действий, необходимых исполнить в определенном порядке.
Эффективным методом построения алгоритмов является метод пошаговой детализации (последовательное построение, «проигрывание» алгоритма, т. е. выполнить его шаг за шагом). При этом сложная задача разбивается на ряд более простых. В результате некоторые вспомогательные алгоритмы могут стать основными по отношению к алгоритмам более низкого уровня. Процесс пошаговой детализации заканчивается, когда задачи очередного уровня окажутся совсем простыми. Метод пошаговой детализации универсален. Он применим для решения задач из разных областей жизни.
Ритм, как правило, складывается из двух компонентов: а) эндогенного, связанного с внутренним, генетически закрепленным свойством клеток и органов проявлять ритмичные колебания показателей своей жизнедеятельности; б) экзогенного, связанного со взаимодействиями организма с окружающей его внешней средой и ответными реакциями на те или иные раздражения. Можно сказать, что ритмическая активность - одно из фундаментальных свойств живой материи. Ритм - есть повторение одного и того же события или воспроизведение одного вида биологическим ритмом, которое вызывает равномерное чередование во времени различных состояний организма, биологических процессов или явлений. Но не всякое повторяющееся явление может быть названо биоритмом.
Биоритм - это самоподдерживающийся и, в известной мере, автономный процесс. Спектр биологических ритмов, присущих земным организмам, исключительно велик. Теория биоритмов не имеет ничего общего с астрологией, гороскопами или предсказаниями, а трактует периодические возвращения определенных функциональных процессов в организме человека. Применение этой теории не означает того, что надо ориентировать свою жизнь исключительно в соответствии с биоритмами или испытывать страх перед так называемыми критическими днями.
Биологические ритмы, или биоритмы, - это циклическое изменение физического, эмоционального и интеллектуального состояния. Знание периода биоритмов поможет правильно распределить свои силы в течение определенного времени.
Работоспособность каждого человека подвержена определенным колебаниям, происходящим в рамках естественного ритма. Каждый может приспособиться к этим колебаниям своей работоспособности. Нельзя пытаться работать против своего естественного дневного ритма (который можно изменить, незначительно), необходимо использовать эти закономерности в своем распорядке дня.
Например, можно определить свой индивидуальный дневной ритм и на основе систематических наблюдений построить свою технологию работоспособности. Наблюдение за собой (например, в течение 10 дней) и постановка следующих вопросов помогут в этом клиенту и социальному работнику:
В какое время дня вы ощущаете наибольший прилив сил?
Когда соображаете наиболее быстро?
Когда начинаете уставать или когда определенные виды деятельности даются особенно тяжело?
К какому времени вы чувствуете себя опустошенным и уставшим?
Когда занимаетесь хобби для разгрузки, отдаете себя своим увлечениям, расслабляетесь?
Когда начинаете бороться со сном или когда ложитесь в постель?
На какой период приходится ваше в прямом смысле рабочее время?
Когда вы заняты наиболее важными делами?
Когда вы выполняете менее важную работу?
Наряду с регулярными колебаниями дневной работоспособности наблюдаются другие биологические закономерности в течение более длительных периодов времени -биоритмы.
Понятия «цикл» и «ритм» довольно близки. Под цикличностью подразумеваются только повторяемость событий, ритм определяет и другие параметры процесса, прежде всего период (в зависимости от длительности периода сложилась одна из классификаций биоритмов) и частота. Период - это время между одинаковыми состояниями соседних циклов, его выражают в единицах времени, частота - число циклов, завершающихся в единицу времени.
Наступило время, когда человек не только осознает, но и должен «почувствовать» свой ритм. Причина кризиса в том, что человек перестал жить по биологическим ритмам. Для него гораздо важнее социальные ритмы: время начала и конца рабочего дня, работы радио и телевидения, театра, кино, выставок и даже транспорта. Социальные ритмы перестали укладываться в рамки биологических ритмов, свойственных человеку, и в первую очередь ритма сон - бодрствование. Научно-технический прогресс и особенно урбанизация значительно раздвинули границы причин кризисного состояния индивида. Ритмичность - это основное свойство живого организма его неотъемлемое качество.
Однако современный социальный ритм требует от человека постоянной собранности, внимания, умения напряженно работать, порой быстро принимать ответственные решения в любое время суток. В ряде случаев биологический ритм начинает как бы тормозить, мешать активной жизни современного человека.
Поэтому увлечение социальными и биологическими ритмами сегодня - не дань моде, а необходимость наших дней. Многое специалистам уже известно, а еще больше предстоит узнать и изучить. Прекращение цикличности - социальная смерть, которая может наступить раньше биологической.
В сложных жизненных ситуациях, кажущихся порой безвыходными, жизнь не утрачивает смысла и ценности, если научиться подчинять себе обстоятельства (разумеется, там, где это возможно и целесообразно), развить способности управлять своими эмоциями, самоанализом и саморегуляции поведения. Необходимо освоить циклический ритм жизни: подъем - не повод для расслабленности, кризис - не конец света.
Кризис в технологии социальной работы характеризуется тем, что не учитываются циклично-ритмическое развитие и взаимодействие субъектов и объектов социальной защиты, а воздействие осуществляется с нарушением научных стандартов, методов и требований, предъявляемых к социальным технологиям.
Знание биоритмов - это не только сохраненное здоровье, а порой и жизнь, благодаря грамотному распределению самых разнообразных нагрузок, это еще и долголетие, не омраченное болезнями, и здоровая, гармоничная семья, лишенная проблем «отцов и детей», и крепкое жизнеспособное потомство и многое другое. Поэтому любой комплекс профессиональных мероприятий в социальной работе необходимо проводить с учетом фактора времени. Известно, что индивид вступает в сложные взаимоотношения между временной ор
ганизацией различных систем организма (возможные патологии) с окружающей системой социальной помощи, поддержки (например, технология диагностики), с различными фазами биоритма организма. Социальный работник при проведении той или иной работы с клиентом должен учитывать эндогенные и экзогенные явления. Например, при использовании определенных видов технологий можно применять следующую классификацию:
профессиональные (превентивные) способы воздействия;
имитационное воздействие;
методы «навязывания» ритма.
Превентивное воздействие базируется на исследовании биологических ритмов, закономерностей развития изучаемых проблем, недугов. Например, необходимо учитывать сроки проведения тех или иных мероприятий, режим дня, ритм физических или интеллектуальных нагрузок. Вместе с медработниками составляются рекомендации по изменению режима сна, бодрствования, ритмов двигательной активности, режима питания и т.д.
Имитационный способ предусматривает использование известных, апробированных методов, средств воздействия на клиента на основе уже установленных закономерностей, в соответствии с характером воздействия биоритмов на здорового человека. Например, следует учитывать социальную активность клиента в зависимости от его психологического потенциала (флегматик, холерик и др.)
Метод «навязывания» ритма является попыткой поиска принципиально новой формы - путем нормализации нарушенных функций биосоциосистемным воздействием, которое применяется с учетом закономерностей их временной организации. Наиболее четкие рекомендации могут быть даны в отношении изменения режима профессиональной деятельности, отдыха, сна и т.д.
Учение о ритмах природных и социальных процессов создает предпосылки для разработки общей теории и технологии социальной работы, дает в руки исследователя научно обоснованный метод научного предвидения и прогнозирования, профилактики, реабилитации и адаптации клиентов и других видов социального воздействия.
В технологии социальной работы ритм является порядком и инструментом, который утверждается действием и подтверждается закономерным результатом.
В технологии социальной работы цикл рассматривается как совокупность социальных процессов, актов, ритмов, составляющих качественную определенность конкретного этапа деятельности. Соответственно весь деятельностный процесс социального работника, решение социальных проблем объектов или субъектов (семья, индивид, коллектив и т.п.) можно представлять как ряд циклов, фаз или витков, но не отдельных, разрозненных, а связанных и соединенных в единую систему взаимодействия.
Темы для семинарских занятий
Роль методологии циклизма и ритма в развитии инновационных процессов в технологии социальной работы.
Сущность и содержание экономических циклов в технологии социальной работы.
Темы для написания докладов и рефератов
Метод и его роль в технологии социальной работы.
Анализ управленческих циклов в технологии социальной работы.
3. Особенности психологических циклов в технологии социальной работы.
4. Педагогические циклы и их роль в технологии социальной работы.
5. Классификация и важнейшие методы в технологии социальной работы.
Список литературы
1. Ерохин Ю.С Технология социальной работы: история и современность (монография). - М., 2002.
Патрушев В.И. Основы общей теории социальных технологий. - М., 2008.
ПлотинскийЮ.М. Модели социальных процессов. - М.5 2006.
Российская семья: Энциклопедия. - М., 2008.
Современная энциклопедия социальной работы / Под. ред. акад. РАН В.И. Жукова. - М., 2008.
Технология социальной работы: Учеб. пособие / Под. ред. Н.Ю. Григорьева. - Саратов, 2003.
Технология социальной работы / Под. ред. Э.Г. Зайнышева. - М. 2006.