Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 409

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • целое, балансирующее между потребностями и интересами индивида;

  • в-четвертых, всякое социальное действие по своей приро­де является ритмичным, индивидуальным;

  • в-пятых, с точки зрения ритма, социальные технологии ха­рактеризуются повторяемостью и стабильной конституирую­щей простотой.

  • В сфере человеческой деятельности структурно-организую­щие качества ритма становятся предметом двоякого оце­ночного отношения - утилитарного и социального. В основе утилитарной оценки ритма лежит констатация его связи с эффективностью процессов деятельности и качеством его конечного продукта (например уровень социального обслу­живания, т. е. ритм оценивается прежде всего по его связи с функциональным назначением социального продукта). Со-циальное отношение к ритму становится возможным тогда, когда наше внимание в известной мере абстрагируется от функционального содержания данного продукта или процес­са, композиционной структуры и концентрируется на самом содержании развития (гуманистических аспектах, основ мило­сердия, реальной социальной защищенности человека).

  • Изучение социальных ритмов - предпосылка попыток воз­действия на них. Исследователи считают, что для человека преобладающее значение имеют социальные факторы: ритм сна и бодрствования, режим труда и отдыха, работа обществен­ных учреждений, транспорта и т.п. Их условились называть «социальными датчиками времени» в отличие от «природных датчиков времени» (свет, температура окружающей среды, ионный состав воздуха, напряженность электрического и маг­нитного полей Земли и т.п.).

  • Индивидуальное развитие человека, как и его периодиза­ция связаны универсальными возрастными процессами (рост, созревание, развитие, старение), в ходе которых формируют­ся соответствующие возрастные свойства (различия). Все это обобщается в возрастных стадиях (фаз, этапов, периодов) или этапах развития (детство, переходный возраст, зрелость, ста­рость и др.). Существует методика статистической обработки дневников и биографий выдающихся деятелей при выявле­нии индивидуальных многолетних ритмов жизни и творчества. В современной науке выделяют три главных термина для ха­рактеристики индивидуального развития в его целом - время жизни, жизненный цикл и жизненный путь. Хотя их не редко используют как синонимы, они существенно различны по со­держанию.

  • Профессиональные действия социального работни­ка можно представить как многоритмичный сложно струк­турированный процесс. Привычка пользоваться алгоритми­ческими приемами в практической работе становится требо­ванием времени, так как обучение простейшим алгоритмам и использование их в профессиональной работе дисциплини­рует социального работника, приучает его к порядку и орга­низованности мышления, вырабатывает особый стиль мысли­тельной деятельности, при котором мышление перестает быть чем-то неопределенным, аморфным, а приобретает более четкие формы и становится управляемым. Необходимость ис­пользования алгоритмов связана с подготовкой социального работника к действиям в условиях современного развития, когда от него требуется умение применять алгоритмические приемы мышления при решении целой серии однородных за­дач. В математике и информатике точное предписание, опре­деляющее последовательность действий, обеспечивающее получение требуемого результата из исходных данных, назы­вают алгоритмом.

  • Алгоритм -это понятное и точное предписание (указание) исполнителю совершить последовательность действий, направ­ленных на достижение указанной цели или решение задачи. Практическая ценность алгоритма заключается в том, что с его помощью можно решать однозначные задачи. По сути дела


  • мы имеем аналог некоего социального конвейера, где все опе­рации в процессе деятельности производятся в определенной последовательности, которую нельзя нарушить, в противном случае не будет достигнута конкретная цель. Поэтому любая человеческая деятельность обязательно алгоритмична и техно­логична. Специфика социальной технологии состоит в том, что она алгоритмизирует социальную деятельность (жизнь) и может быть не только многократно использована, т. е. тиражирована, но и многократно применима для решения сходных задач.

  • Отличительное свойство ритмических алгоритмов - коли­чество действий в процессе выполнения и значительно пре­вышенное количество команд, из которых организован ритм. Социальные технологи фактически формируются с детства, т. е. ребенок приучается следовать тем или иным правилам, выполнять разнообразные инструкции и указания, которые представляют собой последовательность действий, необходи­мых исполнить в определенном порядке.

  • Эффективным методом построения алгоритмов является метод пошаговой детализации (последовательное построение, «проигрывание» алгоритма, т. е. выполнить его шаг за шагом). При этом сложная задача разбивается на ряд более простых. В результате некоторые вспомогательные алгоритмы могут стать основными по отношению к алгоритмам более низкого уровня. Процесс пошаговой детализации заканчивается, ког­да задачи очередного уровня окажутся совсем простыми. Ме­тод пошаговой детализации универсален. Он применим для решения задач из разных областей жизни.

  • Ритм, как правило, складывается из двух компонентов: а) эндогенного, связанного с внутренним, генетически закреп­ленным свойством клеток и органов проявлять ритмичные ко­лебания показателей своей жизнедеятельности; б) экзогенного, связанного со взаимодействиями организма с окружающей его внешней средой и ответными реакциями на те или иные раз­дражения. Можно сказать, что ритмическая активность - одно из фундаментальных свойств живой материи. Ритм - есть пов­торение одного и того же события или воспроизведение одного вида биологическим ритмом, которое вызывает равномерное чередование во времени различных состояний организма, био­логических процессов или явлений. Но не всякое повторяюще­еся явление может быть названо биоритмом.

  • Биоритм - это самоподдерживающийся и, в известной мере, автономный процесс. Спектр биологических ритмов, присущих земным организмам, исключительно велик. Теория биоритмов не имеет ничего общего с астрологией, гороскопа­ми или предсказаниями, а трактует периодические возвраще­ния определенных функциональных процессов в организме человека. Применение этой теории не означает того, что на­до ориентировать свою жизнь исключительно в соответствии с биоритмами или испытывать страх перед так называемыми критическими днями.

  • Биологические ритмы, или биоритмы, - это циклическое изменение физического, эмоционального и интеллектуально­го состояния. Знание периода биоритмов поможет правильно распределить свои силы в течение определенного времени.

  • Работоспособность каждого человека подвержена определенным колебаниям, происходящим в рамках естест­венного ритма. Каждый может приспособиться к этим коле­баниям своей работоспособности. Нельзя пытаться работать против своего естественного дневного ритма (который можно изменить, незначительно), необходимо использовать эти зако­номерности в своем распорядке дня.

  • Например, можно определить свой индивидуальный дневной ритм и на основе систематических наблюдений построить свою технологию работоспособности. Наблюдение за собой (например, в течение 10 дней) и постановка следующих вопросов помогут в этом клиенту и социальному работнику:


  1. В какое время дня вы ощущаете наибольший прилив сил?

  2. Когда соображаете наиболее быстро?

  1. Когда начинаете уставать или когда определенные виды деятель­ности даются особенно тяжело?

  2. К какому времени вы чувствуете себя опустошенным и устав­шим?

  3. Когда занимаетесь хобби для разгрузки, отдаете себя своим увле­чениям, расслабляетесь?

  1. Когда начинаете бороться со сном или когда ложитесь в постель?

  1. На какой период приходится ваше в прямом смысле рабочее вре­мя?

  1. Когда вы заняты наиболее важными делами?

  2. Когда вы выполняете менее важную работу?

  1. Наряду с регулярными колебаниями дневной работоспо­собности наблюдаются другие биологические законо­мерности в течение более длительных периодов времени -биоритмы.

  2. Понятия «цикл» и «ритм» довольно близки. Под циклич­ностью подразумеваются только повторяемость событий, ритм определяет и другие параметры процесса, прежде все­го период (в зависимости от длительности периода сложилась одна из классификаций биоритмов) и частота. Период - это время между одинаковыми состояниями соседних циклов, его выражают в единицах времени, частота - число циклов, завершающихся в единицу времени.

  3. Наступило время, когда человек не только осознает, но и должен «почувствовать» свой ритм. Причина кризиса в том, что человек перестал жить по биологическим ритмам. Для не­го гораздо важнее социальные ритмы: время начала и конца рабочего дня, работы радио и телевидения, театра, кино, вы­ставок и даже транспорта. Социальные ритмы перестали ук­ладываться в рамки биологических ритмов, свойственных че­ловеку, и в первую очередь ритма сон - бодрствование. Науч­но-технический прогресс и особенно урбанизация значительно раздвинули границы причин кризисного состояния индивида. Ритмичность - это основное свойство живого организма его неотъемлемое качество.

  4. Однако современный социальный ритм требует от чело­века постоянной собранности, внимания, умения напряженно работать, порой быстро принимать ответственные решения в любое время суток. В ряде случаев биологический ритм на­чинает как бы тормозить, мешать активной жизни современ­ного человека.

  5. Поэтому увлечение социальными и биологическими рит­мами сегодня - не дань моде, а необходимость наших дней. Многое специалистам уже известно, а еще больше предсто­ит узнать и изучить. Прекращение цикличности - социальная смерть, которая может наступить раньше биологической.

  6. В сложных жизненных ситуациях, кажущихся порой без­выходными, жизнь не утрачивает смысла и ценности, если научиться подчинять себе обстоятельства (разумеется, там, где это возможно и целесообразно), развить способности уп­равлять своими эмоциями, самоанализом и саморегуляции поведения. Необходимо освоить циклический ритм жизни: подъем - не повод для расслабленности, кризис - не конец света.

  7. Кризис в технологии социальной работы характеризу­ется тем, что не учитываются циклично-ритмическое развитие и взаимодействие субъектов и объектов социальной защиты, а воздействие осуществляется с нарушением научных стан­дартов, методов и требований, предъявляемых к социальным технологиям.

  8. Знание биоритмов - это не только сохраненное здоровье, а порой и жизнь, благодаря грамотному распределению са­мых разнообразных нагрузок, это еще и долголетие, не омра­ченное болезнями, и здоровая, гармоничная семья, лишенная проблем «отцов и детей», и крепкое жизнеспособное по­томство и многое другое. Поэтому любой комплекс профес­сиональных мероприятий в социальной работе необходимо проводить с учетом фактора времени. Известно, что индивид вступает в сложные взаимоотношения между временной ор­


  1. ганизацией различных систем организма (возможные патоло­гии) с окружающей системой социальной помощи, поддержки (например, технология диагностики), с различными фазами биоритма организма. Социальный работник при проведении той или иной работы с клиентом должен учитывать эндоген­ные и экзогенные явления. Например, при использовании оп­ределенных видов технологий можно применять следующую классификацию:

  1. профессиональные (превентивные) способы воздейс­твия;

  1. имитационное воздействие;

  2. методы «навязывания» ритма.

  1. Превентивное воздействие базируется на исследовании биологических ритмов, закономерностей развития изучаемых проблем, недугов. Например, необходимо учитывать сроки проведения тех или иных мероприятий, режим дня, ритм физи­ческих или интеллектуальных нагрузок. Вместе с медработни­ками составляются рекомендации по изменению режима сна, бодрствования, ритмов двигательной активности, режима пи­тания и т.д.

  2. Имитационный способ предусматривает использование известных, апробированных методов, средств воздействия на клиента на основе уже установленных закономерностей, в соответствии с характером воздействия биоритмов на здо­рового человека. Например, следует учитывать социальную активность клиента в зависимости от его психологического по­тенциала (флегматик, холерик и др.)

  3. Метод «навязывания» ритма является попыткой поиска принципиально новой формы - путем нормализации нару­шенных функций биосоциосистемным воздействием, которое применяется с учетом закономерностей их временной органи­зации. Наиболее четкие рекомендации могут быть даны в от­ношении изменения режима профессиональной деятельности, отдыха, сна и т.д.

  4. Учение о ритмах природных и социальных процессов со­здает предпосылки для разработки общей теории и техноло­гии социальной работы, дает в руки исследователя научно обоснованный метод научного предвидения и прогнозирова­ния, профилактики, реабилитации и адаптации клиентов и дру­гих видов социального воздействия.

  5. В технологии социальной работы ритм является поряд­ком и инструментом, который утверждается действием и под­тверждается закономерным результатом.

  6. В технологии социальной работы цикл рассматривается как совокупность социальных процессов, актов, ритмов, со­ставляющих качественную определенность конкретного этапа деятельности. Соответственно весь деятельностный процесс социального работника, решение социальных проблем объек­тов или субъектов (семья, индивид, коллектив и т.п.) можно представлять как ряд циклов, фаз или витков, но не отдельных, разрозненных, а связанных и соединенных в единую систему взаимодействия.

  7. Темы для семинарских занятий


  1. Роль методологии циклизма и ритма в развитии инновационных процессов в технологии социальной работы.

  2. Сущность и содержание экономических циклов в технологии со­циальной работы.

  1. Темы для написания докладов и рефератов

  1. Метод и его роль в технологии социальной работы.

  2. Анализ управленческих циклов в технологии социальной работы.

  1. 3. Особенности психологических циклов в технологии социальной работы.

  2. 4. Педагогические циклы и их роль в технологии социальной работы.

  3. 5. Классификация и важнейшие методы в технологии социальной работы.

  4. Список литературы

  5. 1. Ерохин Ю.С Технология социальной работы: история и современ­ность (монография). - М., 2002.

  1. Патрушев В.И. Основы общей теории социальных технологий. - М., 2008.

  2. ПлотинскийЮ.М. Модели социальных процессов. - М.5 2006.

  3. Российская семья: Энциклопедия. - М., 2008.

  4. Современная энциклопедия социальной работы / Под. ред. акад. РАН В.И. Жукова. - М., 2008.

  5. Технология социальной работы: Учеб. пособие / Под. ред. Н.Ю. Григорьева. - Саратов, 2003.

  6. Технология социальной работы / Под. ред. Э.Г. Зайнышева. - М. 2006.