Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 406

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • труд и коллективные договоры (свободный труд, справедливые ус­ловия труда, вознаграждения);

  • социальное обслуживание (социальная и медицинская помощь, ус­луги со стороны социальных служб);

  • права на объединение;

  • обеспечение доступа высшему образованию, профессиональная подготовка;

  • семейные отношения.

  • Присоединение России к Хартии, а также ратификация важнейших конвенций Международной организации труда - важный и положитель­ный шаг в становлении России как социального государства, в котором растет понимание, что социальная политика должна стать политикой соци­альной безопасности.

  • Политика безопасности социальной сферы включает в свое предметное поле широкий круг вопросов: доходы насе­ления, занятость, социальную защиту и поддержку населения, здравоохранение, физическую культуру и спорт, образование и трудовые отношения и т.д. В той или иной мере политика на­циональной безопасности и государственная социальная по­литика охватывает все население страны.

  • В этой связи возникает ряд принципиальных вопросов по поводу меры (степени) государственного регулирования соци­альной сферы, определения объемов финансовых ресурсов на социальные цели, выделяемых в бюджетах всех уровней, и зако­нодательного закрепления системы государственных гарантий в форме социальных стандартов. Следует отметить, что сама структура предметного поля социальной политики государства существенно различается в общественных формациях и типах государственного устройства, а также меняется (модифициру­ется) на переломных формационных этапах (аграрное-индуст­риальное общество, капитализм-социализм, либеральная-соци­ально-демократическая модель и т.д.). В таких ситуациях, как правило, подвергаются существенной трансформации базовые

  • общественные институты - доходов населения, здравоохра­нения, образования и культуры, рынка труда и т.д. Подобный формационный этап преобразований переживает сегодня Рос­сия, что выражается в выборе социальной модели государства и формировании на этой основе новой политики национальной безопасности в социальной сфере. В то же время ни один вид национальной безопасности не может быть реализован без ста­билизации социальной сферы, которая способствует сплочению различных социальных слоев, групп, этносов, преодолению кон­фликтов, увеличению занятости населения, повышению качес­тва жизни, сокращению нищеты и бедности. Без этого нельзя противостоять внутренним и внешним деструктивным силам, обеспечить деятельность политических, правовых, силовых структур, для чего необходимо использовать социально-эконо­мические средства и методы:


  • стабильность политического строя, прочность федера­тивного устройства, социально-экономический уклад Россий­ской Федерации;

  • защита гражданских прав населения, повышение уров­ня и качества жизни народа;

  • поддержание гражданского мира, межнационального согласия, социального партнерства;

  • сохранность и развитие отечественного культурного и духовного наследия, осуществление творческой деятельнос­ти и функционирование учреждений культуры;

  • экологическая ситуация в стране и эффективная эксплу­атация ее природных ресурсов;

  • активное влияние на мировые процессы, укрепление международного авторитета страны;

  • военное строительство и обороноспособность страны;

  • предупреждение терроризма и организованной преступ­ности и другие аспекты национальной безопасности.

  • Значение социальных факторов и условий в обеспечении различных видов национальной безопасности зафиксирова­но в основополагающих документах Российской Федерации, регламентирующих деятельность в этой области. Исключи­тельная роль социальной сферы в системе национальной безопасности объясняет, почему она является постоянным и важным предметом политического управления, регуляции и регламентации.

  • Темы для семинарских занятий

  1. Социальная безопасность граждан - одна из важнейших состав­ляющих национальной безопасности.

  2. Критерии эффективности политики, проводимой в стране, в отно­шении социальной безопасности.

  3. Социальная сфера как объект обеспечения национальной безо­пасности.

  • Темы для написания докладов и рефератов

  1. Сущность и содержание социальной безопасности.

  2. Социальная безопасность как показатель, характеризующий уро­вень социальной защищенности граждан.

  3. Объекты социальной безопасности.

  4. Основные стандарты безопасности.

  5. Субъекты обеспечения социальной безопасности.

  • Список литературы

  1. Белов П.Г. Методологические основы национальной безопасности России: Ч. I. Базовые категории, методы исследования и обеспечения; Ч.И. Методы совершенствования и политико-правовое обеспечение. - СПб.: ГПУ, 2004.

  2. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов : научное издание / Авт. И.А. Буркин, А.В. Возже-ников, Н.В. Синеок/Под общ. ред. А.В. Возженикова. 2-е изд., доп. - М.: Изд-во РАГС, 2008.

  3. Макаров В.Е. Обеспечение безопасности социальной организа­ции. - М.: Изд-во РГСУ, 2008.



  1. Тема 4.23. Технология предупреждения и преодоления

  2. профессиональной деформации

  3. Аннотация. Тема раскрывает технологию предупреждения и преодо­ления профессиональной деформации специалистов социальной работы, которые являются способом организации и упорядочения целесообраз­ной профессиональной деятельности, совокупностью приемов и методов, направленных на преобразование или профессиональное развитие спе­циалиста. При этом речь идет о специфических приемах и методах. Спе­цифика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность и поэто­му может быть многократно использована с условием самоорганизации специалиста.

  4. Цель: познакомить студентов с сущностью и содержанием технологий предупреждения и преодоления профессиональной деформации, основ­ных ее этапах разработки, предупреждения и преодоления (теоретичес­ком, методическом и процедурном), совокупность которых представляет собой систему.

  5. Профессиональная адаптация, взаимосвязь профессио­нальной деятельности и личности, деформирование личнос­ти в профессиональной деятельности являются актуальными проблемами в психологии труда. Данные проблемы изучали многие ученые.

  6. Профессиональная деформация (искажение) - это про­цесс и результат влияния служебной деятельности, профессии на человека; это система личностной адаптации к условиям конкретной профессиональной деятельности; это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятель­ности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивнос­ти труда и взаимодействии с другими участниками процесса, а также на развитии самой личности.

  7. В связи с этим актуальным для социального работни­ка является освоение технологий по предупреждению и преодолению профессиональной деформации, которые представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной профессиональной деятельности, совокуп­ность приемов и методов, направленных на преобразование или профессиональное развитие специалиста. При этом речь идет о специфических приемах и методах. Специфика техно­логии в том, что она алгоритмизирует деятельность и поэтому может быть многократно использована с условием самоор­ганизации специалиста.

  8. Объектом технологии предупреждения и преодоления профессиональной деформации является профессиональная деятельность специалиста на различных уровнях профессио­нального развития.

  9. Можно выделить три основных этапа разработки тех­нологии предупреждения и преодоления профессиональной деформации: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему.

  10. Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделе­нием структурных элементов и выявлением причины профес­сиональной деформации в деятельности специалиста.

  11. Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения сведений о профессиональной деформации специалиста, определения приемов и средств обработки и анализа этих сведений и прин­ципов трансформации (преобразования) выводов в конкрет­ные рекомендации для изменения деятельности.

  12. Процедурный этап предполагает решение задач, связан­ных с составлением алгоритма действий и организацией прак­тической деятельности по предупреждению или устранению профессиональной деформации.


  1. В этой связи необходимо определить сущность и содер­жание технологии предупреждения и преодоления професси­ональной деформации.

  2. Технологии предупреждения и преодоления профессио­нальной деформации выступают в двух формах - как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом. Данные техно­логии разнообразны, поэтому при их разработке необходимо учитывать алгоритм профессионального развития специалиста, который представляет собой систему психологических прин­ципов для осуществления профессиональной деятельности. В технологии учитываются:

  1. Требования к профессиональной деятельности.

  2. Цель деятельности по преодолению и предупрежде­нию профессиональной деформации.

  3. Субъект преодоления или предупреждения професси­ональной деформации.

  4. Объект - потенциал специалиста.

  5. Информационное поле о достижении цели по преодо­лению и предупреждению профессиональной деформации.

  1. Функциональные элементы технологии предупреждения и преодоления профессиональной деформации:

  1. Анализ особенностей профессиональной деятельности.

  2. Исследование индивидуальных особенностей специа­листа.

  3. Оценка индивидуальной работоспособности специа­листа.

  4. Формирование профессионального мастерства.

  5. Анализ эффективности технологии.

  1. Исходя из того, что технология - это стратегия - такти­ка - техника реализация сил, средств, способов преодоления и предупреждения профессиональной деформации на различ­ных уровнях профессионального развития, можно определить подходы к выбору способов, форм и методов (деловая игра, тренинги, аутотренинги, система повышения квалификации и переподготовки специалистов).

  2. Решение вопросов предупреждения и преодоления про­фессиональной деформации опирается на понимание того, что в процессе реализации технологий необходимо формирование личностных качеств индивида, возможности их совершенство­вания, воспроизводства и реабилитации. Данный процесс ос­нован на самоорганизации специалиста.

  3. При включении специалиста в систему самоорганизации необходимо учитывать его заинтересованность в профессио­нальном процессе, являющемся характерным проявлением темперамента. Одни люди могут проявлять профессиональ­ную усталость (разновидность профессиональной деформа­ции) или быть инертными по своей природе. Следовательно, им необходимо приложить существенные усилия, чтобы стать инициативными в системе самоорганизации. Другим же, ак­тивным и стремительным, необходимо определить, в каком направлении действовать, чтобы их энергия и энтузиазм по­могли им в достижении поставленных целей.

  4. Под поисковой активностью в процессе самоорганизации понимается поведение, направленное на изменение сущест­вующей ситуации или отношения к ней. Проявление активнос­ти специалиста - важная составная часть процесса планиро­вания, прогнозирования результатов технологий по предуп­реждению и преодолению профессиональной деформации. По утверждению многих ученых, данный вид деформации ог­раничивает профессиональную и творческую активность, по­нижая уровень самоорганизации специалиста.

  5. Деловая игра и тренинги основаны на включении спе­циалиста в процесс осознания актуальных для них проблем и разработки путей их решения в диалоговом режиме. Про­цесс выявления проблемы способствует формированию поло­жительной мотивации к профессиональной деятельности, что является профилактическим мероприятием. В свою очередь,