ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 412
Скачиваний: 1
понимание конфликтующими сторонами законности своих притязаний;
инцидент или открытое вступление в конфликт, т. е. проявление вражды (именно на данном этапе предпринимают первую попытку урегулировать конфликт с помощью управленческих воздействий, если попытка не удается, то конфликт развивается дальше);
разрастание и углубление конфликта (выявляются противоборствующие группы, проявляются скрытые причины, что объясняется поддержкой конфликта со стороны окружающих, а также поиском других сторонников). На данном этапе конфликт «обрастает» новыми претензиями, отражающими интересы других участников и противоречия между ними. Все это растет как снежный ком, поэтому руководитель должен быстро действовать и оперативно принимать меры. Нужно ввести конфликт в определенные рамки, принять необходимые правила и процедуры, которые признаваемы обеими сторонами, или обратиться за помощью к какой-либо третьей стороне, которая является авторитетом для других. Если же попытка разрешить конфликт не удается, то он продолжается уже в иных, более острых формах;
переход конфликта в антагонистическую стадию, т. е. стадию открытой конфронтации;
разрешение конфликта;
постконфликт, который возможен особенно в том случае, когда конфликт разрешен посредством нахождения компромисса (взаимных уступок).
Представленную классификацию и периодизацию социального конфликта можно эффективно использовать при его диагностике. В результате этого удается получить довольно полное описание социального конфликта, его подробную характеристику (своеобразную «фотографию»), которая является важным и необходимым условием при разработке конкретной технологии предотвращения конфликта.
Одним словом, разрабатывая миротворческую технологию, важно помнить, что социологическая наука неоднозначно подходит к оценке роли конфликта в развитии современного общества, выделяя при этом конструктивные и деструктивные конфликты. Однако, какая бы роль ни отводилась социальному конфликту в обществе, всегда возникает необходимость перехода людей от конфликтного поведения к нормальному, т. е. нужны миротворческие технологии, при разработке которых необходимо принимать такие меры:
широко использовать информацию о конфликте: его сущности, истоках, этапах протекания и перспективах дальнейшего развития;
активно наращивать миротворческие ресурсы: привлекать миротворцев, средства массовой информации, финансовые ресурсы, систему законодательных актов и т. п.;
развертывать миротворческую деятельность, направленную на мирное разрешение социальных конфликтов.
Выбор миротворческой технологии зависит от стадии конфликта, его характера, претензий участников конфликта, а также от возможностей миротворцев. Это дает возможность для разрешения производственных, политических, этнических, религиозных, идеологических и других социальных конфликтов определить основные фазы (этапы) разработки миротворческих технологий:
диагностика конфликта с целью выявить происхождение, масштабы, структуру, характер и последствия конфликта;
оценка конфликта, с точки зрения его природы и возможностей преодоления;
выбор определенной стратегии разрешения конфликта (одной стратегии либо нескольких ее вариантов);
формирование технологии разрешения конфликта, в том числе определение ресурсов, кадров, четкого плана или сценария действий.
Наряду с этим важный аспект процесса разработки миротворческих технологий - определение способов (методов) управления конфликтами. Это происходит в четвертой фазе процесса разработки миротворческих технологий и является весьма важным видом управленческой деятельности. Управление конфликтами - целенаправленное воздействие на устранение или минимизацию причин, породивших конфликт, либо коррекция поведения его участников. Основа эффективного управления конфликтами - правильный выбор способов управления конфликтной ситуацией.
Всю совокупность методов управления конфликтами принято условно подразделять на три группы:
Внутриличностные методы управления конфликтами представляют собой способы воздействия на отдельную личность и заключаются в умении правильно организовать собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека.
Структурные методы - это способы устранения организационных конфликтов, которые связаны преимущественно с изменениями в структуре социальных организаций, перераспределением прав, полномочий и ответственности, а также с инновациями в сфере организации труда, принятой системе стимулирования персонала и т. п. К этой группе методов принято относить разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, разработку общеорганизационных целей и рациональных систем вознаграждения персонала.
Межличностные методы основаны на выборе определенных стилей поведения при возникновении конфликтных ситуаций и необходимости выбора со стороны личности рационального способа дальнейшего поведения. При этом вначале развертывания конфликта его участники определяют, как им вести себя дальше с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах. Американские исследователи К. Томае и Р. Килменн выделяют пять основных стилей поведения в конфликтных ситуациях: 1) уступчивость; 2) уклонение; 3) противоборство; 4) сотрудничество; 5) компромисс. Существует и другая классификация способов управления конфликтами (см. табл. 2).
Таблица 2
Классификация способов управления конфликтами и их характеристика
|
|
|
|
|
|
|
|
Наряду с изложенными способами управления конфликтами, современная конфликтология выработала также и определенные общие рекомендации для управленцев-менеджеров. Их реализация дает возможность избегать конфликтных ситуаций в совместной деятельности людей. Рекомендации - фактически представляют собой определенный свод правил:
• внимательно изучать свой коллектив, характер и особенности людей, отношения между ними и постоянно направлять свои усилия на нормализацию и оптимизацию отношений между людьми;
повышать эффективность совместной деятельности людей, их творческую отдачу, а также постоянно стремиться к согласованности их действий, т. е. заботиться о сработанности людей;
обращать особое внимание на социально-психологическую атмосферу в коллективе, а также эмоциональное состояние каждого сотрудника;
обеспечивать благоприятные условия для продвижения и внедрения нововведений, а также для формирования позитивного инновационного климата в коллективе.
Темы для семинарских занятий
Антикризисные технологии в социальной работе.
Основные научные концепции современных кризисных явлений.
Миротворческие технологии в практике социальной работы.
Способы управления социальными конфликтами.
Темы для написания докладов и рефератов
Кризисные явления в отдельные исторические периоды.
Основные научные концепции возникновения кризисных явлений.
Классификация социальных кризисов и их характеристика.
Кризис как процесс ухудшения функционирования социальной системы.
Технологическая модель преодоления кризиса.
Технологическая модель профилактики кризиса.
Сущность и содержание миротворческих технологий.
Список литературы
Анатомия кризисов. - М.: Наука, 2009.
Здравомыслов АГ. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Аспект-Пресс, 2005.
Лебедева ММ. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. - М.: Аспект Пресс, 2007.
Лукашевич Н.П., Ту ленков Н.В. Социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Туленкова. - К.: МАУП, 1997.
Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юристъ, 2007.
Патрушев В.И. Введение в теорию социальных технологий. - М.: ИКАР, 1998.
Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
Скотт Д. Конфликты и пути их разрешения. - К.: Внешторгиздат,
1991.
Уткин ЭЛ. Антикризисное управление. - М.: Тандем, 2007.
Фролов СФ. Социология: сотрудничество и конфликты: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2007.
ЯковецЮ.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. - М.: Наука, 2008.