Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 412

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. понимание конфликтующими сторонами законности своих притязаний;

  2. инцидент или открытое вступление в конфликт, т. е. проявление вражды (именно на данном этапе предпринимают первую попытку урегулировать конфликт с помощью управ­ленческих воздействий, если попытка не удается, то конфликт развивается дальше);

  3. разрастание и углубление конфликта (выявляются противоборствующие группы, проявляются скрытые причи­ны, что объясняется поддержкой конфликта со стороны окру­жающих, а также поиском других сторонников). На данном этапе конфликт «обрастает» новыми претензиями, отража­ющими интересы других участников и противоречия между ними. Все это растет как снежный ком, поэтому руководи­тель должен быстро действовать и оперативно принимать ме­ры. Нужно ввести конфликт в определенные рамки, принять необходимые правила и процедуры, которые признаваемы обеими сторонами, или обратиться за помощью к какой-либо третьей стороне, которая является авторитетом для других. Если же попытка разрешить конфликт не удается, то он про­должается уже в иных, более острых формах;

  4. переход конфликта в антагонистическую стадию, т. е. стадию открытой конфронтации;

  5. разрешение конфликта;

  6. постконфликт, который возможен особенно в том слу­чае, когда конфликт разрешен посредством нахождения ком­промисса (взаимных уступок).

  1. Представленную классификацию и периодизацию соци­ального конфликта можно эффективно использовать при его диагностике. В результате этого удается получить довольно полное описание социального конфликта, его подробную ха­рактеристику (своеобразную «фотографию»), которая являет­ся важным и необходимым условием при разработке конкрет­ной технологии предотвращения конфликта.

  2. Одним словом, разрабатывая миротворческую техноло­гию, важно помнить, что социологическая наука неоднозначно подходит к оценке роли конфликта в развитии современного общества, выделяя при этом конструктивные и деструктивные конфликты. Однако, какая бы роль ни отводилась социально­му конфликту в обществе, всегда возникает необходимость перехода людей от конфликтного поведения к нормальному, т. е. нужны миротворческие технологии, при разработке кото­рых необходимо принимать такие меры:


  • широко использовать информацию о конфликте: его сущности, истоках, этапах протекания и перспективах даль­нейшего развития;

  • активно наращивать миротворческие ресурсы: привле­кать миротворцев, средства массовой информации, финансо­вые ресурсы, систему законодательных актов и т. п.;

  • развертывать миротворческую деятельность, направ­ленную на мирное разрешение социальных конфликтов.

  1. Выбор миротворческой технологии зависит от стадии конф­ликта, его характера, претензий участников конфликта, а так­же от возможностей миротворцев. Это дает возможность для разрешения производственных, политических, этнических, ре­лигиозных, идеологических и других социальных конфликтов определить основные фазы (этапы) разработки миротвор­ческих технологий:

  1. диагностика конфликта с целью выявить происхожде­ние, масштабы, структуру, характер и последствия конфлик­та;

  2. оценка конфликта, с точки зрения его природы и возмож­ностей преодоления;

  3. выбор определенной стратегии разрешения конфликта (одной стратегии либо нескольких ее вариантов);

  4. формирование технологии разрешения конфликта, в том числе определение ресурсов, кадров, четкого плана или сцена­рия действий.

  1. Наряду с этим важный аспект процесса разработки мирот­ворческих технологий - определение способов (методов) управления конфликтами. Это происходит в четвертой фазе процесса разработки миротворческих технологий и является весьма важным видом управленческой деятельности. Уп­равление конфликтами - целенаправленное воздействие на устранение или минимизацию причин, породивших конфликт, либо коррекция поведения его участников. Основа эффектив­ного управления конфликтами - правильный выбор способов управления конфликтной ситуацией.

  2. Всю совокупность методов управления конфликтами при­нято условно подразделять на три группы:

  1. Внутриличностные методы управления конфликтами представляют собой способы воздействия на отдельную лич­ность и заключаются в умении правильно организовать собс­твенное поведение, высказать свою точку зрения, не вызы­вая защитной реакции со стороны другого человека.

  2. Структурные методы - это способы устранения ор­ганизационных конфликтов, которые связаны преимущест­венно с изменениями в структуре социальных организаций, перераспределением прав, полномочий и ответственности, а также с инновациями в сфере организации труда, приня­той системе стимулирования персонала и т. п. К этой группе методов принято относить разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, разработку общеорганизационных целей и рациональных систем возна­граждения персонала.

  3. Межличностные методы основаны на выборе опре­деленных стилей поведения при возникновении конфликтных ситуаций и необходимости выбора со стороны личности раци­онального способа дальнейшего поведения. При этом вначале развертывания конфликта его участники определяют, как им вести себя дальше с тем, чтобы это в наименьшей степени от­разилось на их интересах. Американские исследователи К. То­мае и Р. Килменн выделяют пять основных стилей поведения в конфликтных ситуациях: 1) уступчивость; 2) уклонение; 3) про­тивоборство; 4) сотрудничество; 5) компромисс. Существует и другая классификация способов управления конфликтами (см. табл. 2).


  1. Таблица 2

  2. Классификация способов управления конфликтами и их характеристика

  1. Наименование способа

  1. Характеристика способа

  1. Предотвращение

  1. Устранение реального предмета конфликта;

  2. привлечение в качестве арбитра авторитетного и не­заинтересованного лица;

  3. создание таких условий, чтобы одна из конфликту­ющих сторон отказалась от предмета конфликта в поль­зу другой стороны

  1. Подавление

  1. Целенаправленное и последовательное сокращение количества конфликтующих лиц;

  2. разработка системы правил, норм и предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потен­циально конфликтными людьми;

  3. создание и поддержание условий, которые затрудня­ют непосредственное взаимодействие между потен­циально конфликтными людьми (или препятствуют ему)

  1. Отсрочка

  1. Уклонение от конфликта до благоприятной поры;

  2. сглаживание причин конфликта;

  3. изменение поведения одной конфликтующей стороны по отношению к другой:

  4. а) изменение силы одного или обоих конфликтующих в воображении противоположной стороны;

  5. б) уменьшение или увеличение роли или места одного из конфликтующих в воображении другого;

  6. • изменение представления конфликтующих сторон (или одной стороны) о конфликтной ситуации (например, об условиях конфликта; характере взаимоотношений людей, связанных с ним и т. п.);

  7. изменение значимости (характера или формы) объекта конфликта в воображении конфликтующих сторон, чтобы сделать их менее конфликтными (уменьшить или увеличить ценность объекта конфликта и тем самым представить его ненужным или недостижимым)

  1. Наряду с изложенными способами управления конфликта­ми, современная конфликтология выработала также и опреде­ленные общие рекомендации для управленцев-менеджеров. Их реализация дает возможность избегать конфликтных ситу­аций в совместной деятельности людей. Рекомендации - фак­тически представляют собой определенный свод правил:

  2. • внимательно изучать свой коллектив, характер и особен­ности людей, отношения между ними и постоянно направлять свои усилия на нормализацию и оптимизацию отношений меж­ду людьми;


  • повышать эффективность совместной деятельности людей, их творческую отдачу, а также постоянно стремиться к согласованности их действий, т. е. заботиться о сработан­ности людей;

  • обращать особое внимание на социально-психологичес­кую атмосферу в коллективе, а также эмоциональное состоя­ние каждого сотрудника;

  • обеспечивать благоприятные условия для продвиже­ния и внедрения нововведений, а также для формирования позитивного инновационного климата в коллективе.

  1. Темы для семинарских занятий

  1. Антикризисные технологии в социальной работе.

  2. Основные научные концепции современных кризисных явлений.

  3. Миротворческие технологии в практике социальной работы.

  4. Способы управления социальными конфликтами.

  1. Темы для написания докладов и рефератов

  1. Кризисные явления в отдельные исторические периоды.

  2. Основные научные концепции возникновения кризисных явлений.

  3. Классификация социальных кризисов и их характеристика.

  4. Кризис как процесс ухудшения функционирования социальной системы.

  5. Технологическая модель преодоления кризиса.

  6. Технологическая модель профилактики кризиса.

  7. Сущность и содержание миротворческих технологий.

  1. Список литературы

  1. Анатомия кризисов. - М.: Наука, 2009.

  2. Здравомыслов АГ. Социология конфликта: Россия на путях преодо­ления кризиса: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Ас­пект-Пресс, 2005.

  3. Лебедева ММ. Политическое урегулирование конфликтов: подхо­ды, решения, технологии. - М.: Аспект Пресс, 2007.

  4. Лукашевич Н.П., Ту ленков Н.В. Социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Туленкова. - К.: МАУП, 1997.

  5. Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Кудрявце­ва. - М.: Юристъ, 2007.

  6. Патрушев В.И. Введение в теорию социальных технологий. - М.: ИКАР, 1998.

  1. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.

  2. Скотт Д. Конфликты и пути их разрешения. - К.: Внешторгиздат,


  1. 1991.

  1. Уткин ЭЛ. Антикризисное управление. - М.: Тандем, 2007.

  2. Фролов СФ. Социология: сотрудничество и конфликты: Учеб. посо­бие. - М.: Юристъ, 2007.

  3. ЯковецЮ.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. - М.: Наука, 2008.