Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 401

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. положительная мотивация способствует осознанию, формули­ровке проблем, разработке путей ее решения.

  2. Обязательным составляющим выявления проблемы яв­ляются процессы рефлексии и самоопределения. Рефлек­сия - осмысливание собственных действий (саморефлексия) и действий партнеров по общению (взаиморефлексия). Са­моопределение - выработка собственных позиций, осознание своего места в профессиональной деятельности.

  3. Надо учитывать, что обсуждение является более плодо­творным, если специалистом осознается собственное участие в решении проблемы. При этом рефлексию следует обращать как в прошлое (критически осмысливая и анализируя накоп­ленный опыт), так и в настоящее (постоянно учитывая скла­дывающуюся ситуацию, в зависимости от этого осмысливать и оценивать собственные действия в процессе решения выде­ленных проблем).

  4. Самооценка может быть адекватной, т. е. когда личное мнение о себе совпадает с тем, что человек в действитель­ности собой представляет, и неадекватной, когда мнение о се­бе расходится с тем, каким его считают другие. Если наблю­дается значительное отклонение самооценки, то нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. При этом неадекватная самооценка может быть заниженной или завышенной. Самооценка - сложный личностный, интимный процесс. Процедура ее выявления должна быть опосредован­ной, так как человеку, с одной стороны, нельзя просто задать вопрос «Каков ты есть?» и ждать полного ответа, а с другой стороны, надо учитывать этическое качество, по которому хвалить самого себя неприлично, нескромно, поэтому лучше подвергнуть себя самокритике.

  5. Выявление личных возможностей на основе рефлексии и использование их в профессиональной деятельности стано­вятся профилактическими мероприятиями профессиональной деформации специалистов.

  6. Отдельные упражнения, ориентированные на умственную деятельность при полном телесном расслаблении, посвящены духовному развитию и предназначены молодому специалисту для того, чтобы осознать и сформулировать (руководствуясь «взрослыми» моделями поведения, а также прислушаться к голосу собственного Я) свои личные и профессиональные цели, так как многие из них возникают неосознанно, формиру­ются бессознательно.

  7. Процесс вхождения человека в систему социальной служ­бы всегда сопряжен с проблемой адаптации, которая вклю­чает анализ жизненного опыта (саморефлексия) и воспри­ятие опыта коллег (взаиморефлексия). В этой связи система сопровождения в процессе адаптации направлена на оценку сильных и слабых профессиональных действий как своих, так и действий коллег.

  8. Профессия социального работника немыслима без нагру­зок, которые составляют необходимый компонент всей жиз­недеятельности. То же относится и к расслаблению, которого сегодня гораздо труднее добиться. Психические нагрузки ста­ли сложнее переноситься и нет возможности уравновесить их физической активностью. Эпоха стрессов, перегрузок и пере­утомления истощает нервные ресурсы, и усталость наступает быстрее, чем восстановительные процессы. Однако нагрузки на все системы организма абсолютно необходимы для их нор­мального функционирования. Жизнь немыслима без преодо­ления внешних и внутренних противоречий, человек старается обойти их, что не всегда удается. Умение расслабиться (естес­твенный рефлекторный процесс) многим непосильно в наше время, когда одна перегрузка накладывается на другую, один стресс заменяет другой. Профессиональная деформация мо­жет развиваться из-за неумения расслабляться.

  9. У специалистов социальной сферы, работающих с клиен­тами с выраженной нервно-эмоциональной напряженностью, уровень тревожности имеет тенденцию к хроническому тече­


  1. нию. В данных ситуациях сеансы аутотренинга являются на­иболее эффективными, так как повышают активность функций центральной нервной системы и являются профилактическим мероприятием профессиональной усталости и профессио­нальной деформации. Количество сеансов в цикле занятий ау­тотренинга определяется личностными особенностями специ­алиста.

  2. Основным положительным условием технологии преодо­ления и предупреждения профессиональной деформации яв­ляется сам специалист с его логикой мышления, основанной на образовательном и культурном уровне, а составной час­тью - планирование и прогнозирование результатов.

  3. Рассматривая процесс предупреждения и преодоления профессиональной деформации специалиста, необходимо ос­тановиться на системе повышения квалификации и переподго­товки. Данная система предназначена для того, чтобы научить специалиста избегать ошибок в своей деятельности и пони­мать рамки, ограничения, задаваемые самой деятельностью и личностью человека.

  4. Своеобразная противоречивость процесса развития лич­ности состоит в том, что изменения совершаются не ради из­менения, а в целостном процессе жизнедеятельности, вклю­чающем в качестве базового компонента именно содержание достигнутого. Личности свойственно стремиться сохранять ба­зовую систему моделей, доказавшую свою адекватность вне­шнему миру. В этой связи, развитие модели личности, отли­чающейся от первоначальной, приводит к сдаче завоеванных ранее позиций, к трудности получения и использования новой информации и, в конечном результате, к профессиональной деформации.

  5. Состояние специалиста, в котором он не желает совер­шенствовать систему жизнедеятельности и дестабилизирует свою профессиональную деятельность, можно рассматривать как профессиональную деформацию, где деформационными будут методы достижения результатов, цель деятельности и отношение к окружающим.

  6. Особый интерес представляет предупреждение профес­сиональной деформации специалистов в профессиональном развитии, указывающее на индивидуальные особенности че­ловека, и рассматриваемое как защитная реакция организма на негативные процессы в профессиональной деятельности, при проявлении которой снижается эффективность професси­ональной деятельности, когда способы и приемы умственной деятельности занижены, что характеризует систему самоорга­низации специалиста.

  7. Программы и способы преодоления выступают формой индивидуальной активности, направленной на реализацию личности в системе конкретных условий, средств, способов социального существования. Процесс преодоления - это, в то же время, относительно жестко зафиксированный во времени и пространстве целесообразный, с точки зрения личности ру­ководителя, ряд функций, акций, ситуаций, проявляемых чело­веком, включившимся в данную деятельность.

  8. Зачастую у специалистов возникает рецидив профессио­нальной усталости, профессиональной деформации и выгора­ния. Как предотвратить рецидив проявления профессиональ­ной деформации? Прежде всего необходимо создание целос­тной системы самозащиты личности от этого явления. Специа­лист в служебной деятельности вырабатывает определенные формы самозащиты, расширяя, сужая, перестраивая диапа­зон своих служебных контактов, организационного поведения. Эта ориентировка в деловых контактах с теми, кто вовлечен в коммуникационные сети, каждый раз предполагает оценку и корректировку своей позиции.

  9. Самозащита специалиста проявляется как основа комму­никаций. Она может быть сильной или ослабленной в зависи­мости от того, как осуществляется контроль коммуникацион­ного пространства, как происходит понимание процесса вза­


  1. имодействия. В какой мере специалист может осуществлять свободу организационного маневра в своем «коммуникатив­ном пространстве», перераспределяя ресурсы, так и выстраи­вается его система самозащиты. Это свобода маневра может быть большой, если есть простор в «коммуникационном про­странстве», и маленькой, если такой простор сужен. Проявления самозащиты.

  2. 1. Структура самозащиты:

  • дифференцированность - мера многогранности, много-аспектности.

  • консистентность - мера целостности, связанности;

  • адаптивность - мера универсальности, гибкости, прони­цаемость для новаций;

  • качество опыта (цели, ценности, идеалы, нормы).

  1. 2. Состав и внутренние связи системы проявлений про- фессиональной деформации:

  • узость - широта диапазона, характеризующая проявле­ния, с точки зрения понятий, используемых для описания;

  • степень свободы элементов в системе (плотность свя­зей).

  1. Механизм формирования самозащиты:

  • обучение;

  • творчество.

  1. Динамика развития. Основные принципы самозащиты:

  1. Сферичность контроля (проектирование), направления самозащиты.

  2. Степень координации, подвижность, гибкость, свобода от всякой жесткости, зажатости, напряжения.

  3. Точность составленных стратегически взаимосвязан­ных проявлений, которые могут быть эффективными при раз­личных действиях подчиненных.

  1. По своей сути, самозащита - это искусство реагирования. Она основана на реакциях на различные формы нападения, так как нападение само содержит те элементы, которые ис­пользует защитная стратегия.

  2. Все это в той или иной мере определяет поведение спе­циалиста, к характеристикам которого относятся: результа­тивность; перспектива; инструментарность; эффективность деятельности; творческий или репродуктивный характер де­ятельности.

  1. Результативность предполагает, что в конечной фазе или этапе имеется результат, который можно интерпретиро­вать в зависимости от имевшейся цели. Здесь речь идет о до­стижении приемлемого статуса, о профессиональной саморе­ализации, о достижении неких искомых состояний, объектов и т.п. (власть, творчество, стабильность, пенсия, занятость, развлечения и т.п.) после преодоления профессиональной де­формации.

  2. Перспективность определяется пространственно-вре­менным интервалом жизнедеятельности, в пределах которо­го достигаются основные и промежуточные цели программы преодоления. Перспективность, вытекающая из личного опы­та, включает следующие аспекты:


  • реальный - представление о наиболее вероятных и бли­жайших целях деятельности, а также средствах и способах их достижения.

  • идеальный - картина, образ будущего, в основе которо­го проекция опыта личности.

  1. 3. Инструментальность (оснащенность) преодоления профессиональной деформации - набор образцов, методов, приемов поведения и, прежде всего, взаимодействия с дру- гими людьми, т. е. личностное вооружение. Сюда относятся статусно-ролевой репертуар личности и набор стереотипов поведения и коммуникаций символических, ритуальных, ре- альных действий, доминирующих в профессиональной среде (сообществе) и передающихся по социальной эстафете. Они являются обязательными компонентами социально-психоло-

  1. гической стандартизации и идентификации индивидов в про­фессиональном сообществе.

  2. Методы предупреждения и преодоления профессиональ­ной деформации зависят от предметно-целевой направлен­ности (результативности) деятельности и социальных образцов-стереотипов и способов обучения им (наставник, социальная среда в период профессиональной адаптации).

  3. 4. Эффективность преодоления профессиональной де­формации зависит от множества факторов:

  • настроения, мнений, оценок, предпочтений людей;

  • системы поведения руководителя;

  • сложившейся системы профессиональной стратифика­ции, внутри которой функционирует та или иная стратегия де­ятельности;

  • системы самооценки успешности поведения в соответс­твии с организационными программами;

  • системы коллективной рефлексии (общественного) мне­ния;

  • регламентирования деятельности;

  • личностных возможностей человека.

  1. Преодоление профессиональной деформации - это созна­тельно реализуемый комплекс действий и поступков специа­листа, связанных с координацией профессиональных возмож­ностей.

  2. В процессе преодоления профессиональной деформации специалисту важно увидеть свою собственную личность, ее возможности, ограничения, возможность саморазвития, вы­явить факторы, условия, влияющие на его психологический опыт и служебную деятельность. Основная задача методов преодоления профессиональной деформации специалиста заключается в достижении позитивного личностного сущест­вования при условии продуктивности профессиональной са­мореализации. Под процессом понимается увеличение спо­собности человека к принятию жизненного пути, увеличение возможности переживания и сопереживания. Раскрытие се­бя - это особое изучение, обращенное к самому себе в поис­ках личностных возможностей и потенций, выступающих как важнейшее условие преодоления профессиональной дефор­мации. Основой преодоления профессиональной деформации является самосознание собственного поведения и реагирова­ния, это эксперимент над собой.

  3. Основной подход к преодолению профессиональной де­формации основан:


  • на анализе тех моментов деятельности и личности, кото­рые характеризуются негативными проявлениями профессио­нальной деформации;

  • на проявлениях профессиональной деформации, кото­рые возможно корректировать путем обучения, тренинга, кон­сультаций и анализа явления.

  1. В настоящее время разработана технология управления по предупреждению и преодолению профессиональной де­формации, состоящей из следующих этапов:

  2. 7-й этап. Формирование адекватной самооценки профес­сиональных способностей.

  3. Цель - выявление профессионально важных качеств со­циального работника и снятие эмоционально-психологичес­ких барьеров, страхов, возникающих при вхождении в про­фессиональную среду. Хорошей основой для создания опти­мальных условий, способствующих формированию будущих специалистов, являются деловые игры или тренинг-семинар в образовательном процессе. Во время групповой дискус­сии происходит коллективное обсуждение какой-либо про­блемы с конечной целью прийти к определенному общему мнению.

  4. Процесс выявления проблемы способствует формиро­ванию положительной мотивации на профессиональную де­ятельность, что является профилактическим мероприятием на проявление усталости. В свою очередь, положительная моти-

  1. \

  1. вация способствует осознанию, формулировке проблем, раз­работке путей ее решения.

  2. 2-й этап. Ознакомление с профессиональной культурой социальных учреждений.

  3. Цель - знание норм, ценностей и традиций социального уч­реждения.

  4. К сожалению, в обществе на современном этапе духовно-нравственные ценности отходят на второй план, уступая мес­то материальным ценностям. В такой ситуации наблюдается диссонанс между ценностями, господствующими в обществе, и ценностями социальной работы. Для социальных работников профессиональной необходимостью является наличие высо­ких моральных качеств, которые достаточно трудно сохранять и формировать в периоды социальных потрясений в обществе. Таким образом, можно говорить о кризисе, который выража­ется в несовпадении ценностей социальных работников и со­циального общества на современном этапе, причем, происхо­дит этот кризис на личностном уровне.

  5. Основные параметры самоактуализации оказываются к моменту поступления на работу в основном сложившимися, а профессиональная социализация с этого момента лишь кор­ректирует их, т. е. не происходит коренного «преобразования» личности».

  6. Рекомендации и методы работы по самоактуализации: