ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 401
Скачиваний: 1
положительная мотивация способствует осознанию, формулировке проблем, разработке путей ее решения.
Обязательным составляющим выявления проблемы являются процессы рефлексии и самоопределения. Рефлексия - осмысливание собственных действий (саморефлексия) и действий партнеров по общению (взаиморефлексия). Самоопределение - выработка собственных позиций, осознание своего места в профессиональной деятельности.
Надо учитывать, что обсуждение является более плодотворным, если специалистом осознается собственное участие в решении проблемы. При этом рефлексию следует обращать как в прошлое (критически осмысливая и анализируя накопленный опыт), так и в настоящее (постоянно учитывая складывающуюся ситуацию, в зависимости от этого осмысливать и оценивать собственные действия в процессе решения выделенных проблем).
Самооценка может быть адекватной, т. е. когда личное мнение о себе совпадает с тем, что человек в действительности собой представляет, и неадекватной, когда мнение о себе расходится с тем, каким его считают другие. Если наблюдается значительное отклонение самооценки, то нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. При этом неадекватная самооценка может быть заниженной или завышенной. Самооценка - сложный личностный, интимный процесс. Процедура ее выявления должна быть опосредованной, так как человеку, с одной стороны, нельзя просто задать вопрос «Каков ты есть?» и ждать полного ответа, а с другой стороны, надо учитывать этическое качество, по которому хвалить самого себя неприлично, нескромно, поэтому лучше подвергнуть себя самокритике.
Выявление личных возможностей на основе рефлексии и использование их в профессиональной деятельности становятся профилактическими мероприятиями профессиональной деформации специалистов.
Отдельные упражнения, ориентированные на умственную деятельность при полном телесном расслаблении, посвящены духовному развитию и предназначены молодому специалисту для того, чтобы осознать и сформулировать (руководствуясь «взрослыми» моделями поведения, а также прислушаться к голосу собственного Я) свои личные и профессиональные цели, так как многие из них возникают неосознанно, формируются бессознательно.
Процесс вхождения человека в систему социальной службы всегда сопряжен с проблемой адаптации, которая включает анализ жизненного опыта (саморефлексия) и восприятие опыта коллег (взаиморефлексия). В этой связи система сопровождения в процессе адаптации направлена на оценку сильных и слабых профессиональных действий как своих, так и действий коллег.
Профессия социального работника немыслима без нагрузок, которые составляют необходимый компонент всей жизнедеятельности. То же относится и к расслаблению, которого сегодня гораздо труднее добиться. Психические нагрузки стали сложнее переноситься и нет возможности уравновесить их физической активностью. Эпоха стрессов, перегрузок и переутомления истощает нервные ресурсы, и усталость наступает быстрее, чем восстановительные процессы. Однако нагрузки на все системы организма абсолютно необходимы для их нормального функционирования. Жизнь немыслима без преодоления внешних и внутренних противоречий, человек старается обойти их, что не всегда удается. Умение расслабиться (естественный рефлекторный процесс) многим непосильно в наше время, когда одна перегрузка накладывается на другую, один стресс заменяет другой. Профессиональная деформация может развиваться из-за неумения расслабляться.
У специалистов социальной сферы, работающих с клиентами с выраженной нервно-эмоциональной напряженностью, уровень тревожности имеет тенденцию к хроническому тече
нию. В данных ситуациях сеансы аутотренинга являются наиболее эффективными, так как повышают активность функций центральной нервной системы и являются профилактическим мероприятием профессиональной усталости и профессиональной деформации. Количество сеансов в цикле занятий аутотренинга определяется личностными особенностями специалиста.
Основным положительным условием технологии преодоления и предупреждения профессиональной деформации является сам специалист с его логикой мышления, основанной на образовательном и культурном уровне, а составной частью - планирование и прогнозирование результатов.
Рассматривая процесс предупреждения и преодоления профессиональной деформации специалиста, необходимо остановиться на системе повышения квалификации и переподготовки. Данная система предназначена для того, чтобы научить специалиста избегать ошибок в своей деятельности и понимать рамки, ограничения, задаваемые самой деятельностью и личностью человека.
Своеобразная противоречивость процесса развития личности состоит в том, что изменения совершаются не ради изменения, а в целостном процессе жизнедеятельности, включающем в качестве базового компонента именно содержание достигнутого. Личности свойственно стремиться сохранять базовую систему моделей, доказавшую свою адекватность внешнему миру. В этой связи, развитие модели личности, отличающейся от первоначальной, приводит к сдаче завоеванных ранее позиций, к трудности получения и использования новой информации и, в конечном результате, к профессиональной деформации.
Состояние специалиста, в котором он не желает совершенствовать систему жизнедеятельности и дестабилизирует свою профессиональную деятельность, можно рассматривать как профессиональную деформацию, где деформационными будут методы достижения результатов, цель деятельности и отношение к окружающим.
Особый интерес представляет предупреждение профессиональной деформации специалистов в профессиональном развитии, указывающее на индивидуальные особенности человека, и рассматриваемое как защитная реакция организма на негативные процессы в профессиональной деятельности, при проявлении которой снижается эффективность профессиональной деятельности, когда способы и приемы умственной деятельности занижены, что характеризует систему самоорганизации специалиста.
Программы и способы преодоления выступают формой индивидуальной активности, направленной на реализацию личности в системе конкретных условий, средств, способов социального существования. Процесс преодоления - это, в то же время, относительно жестко зафиксированный во времени и пространстве целесообразный, с точки зрения личности руководителя, ряд функций, акций, ситуаций, проявляемых человеком, включившимся в данную деятельность.
Зачастую у специалистов возникает рецидив профессиональной усталости, профессиональной деформации и выгорания. Как предотвратить рецидив проявления профессиональной деформации? Прежде всего необходимо создание целостной системы самозащиты личности от этого явления. Специалист в служебной деятельности вырабатывает определенные формы самозащиты, расширяя, сужая, перестраивая диапазон своих служебных контактов, организационного поведения. Эта ориентировка в деловых контактах с теми, кто вовлечен в коммуникационные сети, каждый раз предполагает оценку и корректировку своей позиции.
Самозащита специалиста проявляется как основа коммуникаций. Она может быть сильной или ослабленной в зависимости от того, как осуществляется контроль коммуникационного пространства, как происходит понимание процесса вза
имодействия. В какой мере специалист может осуществлять свободу организационного маневра в своем «коммуникативном пространстве», перераспределяя ресурсы, так и выстраивается его система самозащиты. Это свобода маневра может быть большой, если есть простор в «коммуникационном пространстве», и маленькой, если такой простор сужен. Проявления самозащиты.
1. Структура самозащиты:
дифференцированность - мера многогранности, много-аспектности.
консистентность - мера целостности, связанности;
адаптивность - мера универсальности, гибкости, проницаемость для новаций;
качество опыта (цели, ценности, идеалы, нормы).
2. Состав и внутренние связи системы проявлений про- фессиональной деформации:
узость - широта диапазона, характеризующая проявления, с точки зрения понятий, используемых для описания;
степень свободы элементов в системе (плотность связей).
Механизм формирования самозащиты:
обучение;
творчество.
Динамика развития. Основные принципы самозащиты:
Сферичность контроля (проектирование), направления самозащиты.
Степень координации, подвижность, гибкость, свобода от всякой жесткости, зажатости, напряжения.
Точность составленных стратегически взаимосвязанных проявлений, которые могут быть эффективными при различных действиях подчиненных.
По своей сути, самозащита - это искусство реагирования. Она основана на реакциях на различные формы нападения, так как нападение само содержит те элементы, которые использует защитная стратегия.
Все это в той или иной мере определяет поведение специалиста, к характеристикам которого относятся: результативность; перспектива; инструментарность; эффективность деятельности; творческий или репродуктивный характер деятельности.
Результативность предполагает, что в конечной фазе или этапе имеется результат, который можно интерпретировать в зависимости от имевшейся цели. Здесь речь идет о достижении приемлемого статуса, о профессиональной самореализации, о достижении неких искомых состояний, объектов и т.п. (власть, творчество, стабильность, пенсия, занятость, развлечения и т.п.) после преодоления профессиональной деформации.
Перспективность определяется пространственно-временным интервалом жизнедеятельности, в пределах которого достигаются основные и промежуточные цели программы преодоления. Перспективность, вытекающая из личного опыта, включает следующие аспекты:
реальный - представление о наиболее вероятных и ближайших целях деятельности, а также средствах и способах их достижения.
идеальный - картина, образ будущего, в основе которого проекция опыта личности.
3. Инструментальность (оснащенность) преодоления профессиональной деформации - набор образцов, методов, приемов поведения и, прежде всего, взаимодействия с дру- гими людьми, т. е. личностное вооружение. Сюда относятся статусно-ролевой репертуар личности и набор стереотипов поведения и коммуникаций символических, ритуальных, ре- альных действий, доминирующих в профессиональной среде (сообществе) и передающихся по социальной эстафете. Они являются обязательными компонентами социально-психоло-
гической стандартизации и идентификации индивидов в профессиональном сообществе.
Методы предупреждения и преодоления профессиональной деформации зависят от предметно-целевой направленности (результативности) деятельности и социальных образцов-стереотипов и способов обучения им (наставник, социальная среда в период профессиональной адаптации).
4. Эффективность преодоления профессиональной деформации зависит от множества факторов:
настроения, мнений, оценок, предпочтений людей;
системы поведения руководителя;
сложившейся системы профессиональной стратификации, внутри которой функционирует та или иная стратегия деятельности;
системы самооценки успешности поведения в соответствии с организационными программами;
системы коллективной рефлексии (общественного) мнения;
регламентирования деятельности;
личностных возможностей человека.
Преодоление профессиональной деформации - это сознательно реализуемый комплекс действий и поступков специалиста, связанных с координацией профессиональных возможностей.
В процессе преодоления профессиональной деформации специалисту важно увидеть свою собственную личность, ее возможности, ограничения, возможность саморазвития, выявить факторы, условия, влияющие на его психологический опыт и служебную деятельность. Основная задача методов преодоления профессиональной деформации специалиста заключается в достижении позитивного личностного существования при условии продуктивности профессиональной самореализации. Под процессом понимается увеличение способности человека к принятию жизненного пути, увеличение возможности переживания и сопереживания. Раскрытие себя - это особое изучение, обращенное к самому себе в поисках личностных возможностей и потенций, выступающих как важнейшее условие преодоления профессиональной деформации. Основой преодоления профессиональной деформации является самосознание собственного поведения и реагирования, это эксперимент над собой.
Основной подход к преодолению профессиональной деформации основан:
на анализе тех моментов деятельности и личности, которые характеризуются негативными проявлениями профессиональной деформации;
на проявлениях профессиональной деформации, которые возможно корректировать путем обучения, тренинга, консультаций и анализа явления.
В настоящее время разработана технология управления по предупреждению и преодолению профессиональной деформации, состоящей из следующих этапов:
7-й этап. Формирование адекватной самооценки профессиональных способностей.
Цель - выявление профессионально важных качеств социального работника и снятие эмоционально-психологических барьеров, страхов, возникающих при вхождении в профессиональную среду. Хорошей основой для создания оптимальных условий, способствующих формированию будущих специалистов, являются деловые игры или тренинг-семинар в образовательном процессе. Во время групповой дискуссии происходит коллективное обсуждение какой-либо проблемы с конечной целью прийти к определенному общему мнению.
Процесс выявления проблемы способствует формированию положительной мотивации на профессиональную деятельность, что является профилактическим мероприятием на проявление усталости. В свою очередь, положительная моти-
\
вация способствует осознанию, формулировке проблем, разработке путей ее решения.
2-й этап. Ознакомление с профессиональной культурой социальных учреждений.
Цель - знание норм, ценностей и традиций социального учреждения.
К сожалению, в обществе на современном этапе духовно-нравственные ценности отходят на второй план, уступая место материальным ценностям. В такой ситуации наблюдается диссонанс между ценностями, господствующими в обществе, и ценностями социальной работы. Для социальных работников профессиональной необходимостью является наличие высоких моральных качеств, которые достаточно трудно сохранять и формировать в периоды социальных потрясений в обществе. Таким образом, можно говорить о кризисе, который выражается в несовпадении ценностей социальных работников и социального общества на современном этапе, причем, происходит этот кризис на личностном уровне.
Основные параметры самоактуализации оказываются к моменту поступления на работу в основном сложившимися, а профессиональная социализация с этого момента лишь корректирует их, т. е. не происходит коренного «преобразования» личности».
Рекомендации и методы работы по самоактуализации: