ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2024

Просмотров: 190

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Социальная профилактика молодёжного экстремизма в России

Глава I. Теоретические основы социальной профилактики молодёжного экстремизма в Российской федерации

§1. Социальная профилактика молодёжного экстремизма как проблема современной науки и практики

§2. Характеристика экстремистских молодежных объединений, запрещенных на территории Российской Федерации

Глава II. Эмпирические основы социальной профилактики молодёжного экстремизма в Российской Федерации

§1.Опыт реализации профилактики молодёжного экстремизма в Российской Федерации

§2. Программа профилактики молодёжного экстремизма. Результаты реализации

Перечень программных мероприятий

Анкетирование с целью выявления отношения целевой группы к проблеме молодёжного экстремизма

Лекция на тему «Характеристика понятия «экстремизм»»

Просмотр документальных фильмов об экстремизме, терроризме

Круглый стол на тему «Причины молодёжного экстремизма»

Конкурс эссе «Экстремизм в молодёжной среде»

Лекция на тему «Религиозный экстремизм»

Анализ результатов реализации.

Вопрос № 4

Заключение

Библиографический список

Приложения

Благодарим за сотрудничество!

Научно-методическое и аналитическое обеспечение профилактики экстремизма в молодежной среде.

В рамках данного направления предлагается осуществление следующих мероприятий:

  • разработка исследовательского инструментария и проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение проблем и социального самочувствия детей, подростков, молодежи, исследование девиаций в молодежной среде, анализ деятельности и развития молодежных субкультур;

  • разработка и внедрение в практику системы государственных грантов, направленных на поддержку исследований и проектов, ориентированных на оптимизацию системы профилактики экстремистской активности в среде молодежи;

  • организация и проведение научно-практических конференций, посвященных, исследованию проблем молодежного экстремизма;

  • формирование научного сообщества исследователей, занимающихся изучением проблем экстремального поведения, национализма, шовинизма, ксенофобии, развития толерантного самосознания среди молодежи;

  • разработка, издание и широкое распространение в субъектах Российской Федерации научных и научно-методических работ по проектированию и обеспечению функционирования системы профилактики экстремизма в молодежной среде;

  • создание тематического Интернет-ресурса для педагогов, психологов, социальных работников, руководителей и сотрудников молодежных центров, клубов, руководителей и актива молодежных общественных объединений, посвященного проблемам профилактики экстремистского поведения молодых людей;

  • создание при кафедрах социальной педагогики, социальной работы, социальной психологии вузов, действующих в соответствующем регионе, лабораторий по исследованию региональных аспектов проявлений молодежного экстремизма, радикального поведения, лабораторий изучения молодежных субкультур;

  • создание на базе государственных и муниципальных учреждений по работе с молодежью, молодежных центров экспериментальных площадок по апробации инновационных форм профилактики молодежного экстремизма, развитию методов «мягкого» управления молодежными субкультурами, ресоциализации их представителей;

  • создание реестра детских и молодежных субкультур, действующих на территории региона или муниципального образования с описанием их численности, основных видов и форм деятельности.


Создание системы альтернативных полей, площадок для реализации потенциала молодежи и включения ее в социально одобряемые виды деятельности.

Основные мероприятия данного направления:

  • разработка и актуализация в общественном сознании молодежи новой ценностной модели личности молодого россиянина, основанной на толерантности, культуре мира, патриотизме, гражданской ответственности;

  • создание механизмов для организованного включения молодых людей в экстремальные виды спорта путем образования региональных ассоциаций экстремальных видов спорта, проведение открытых чемпионатов для «экстремалов», организации специализированных спортивных смен в летних оздоровительных лагерях и др.;

  • учреждение молодежных СМИ (телеканал, радио, журналы, газеты), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успешность и т.д. в среде молодежи;

  • активизация молодежных общественных движений, в основе деятельности которых лежит идея позитивного решения разнообразных молодежных проблем (к примеру, институционализация движений футбольных фанатов через их привлечение к организованным и социально контролируемым формам реализации собственной активности);

  • организация и проведение фестивалей молодежных музыкальных субкультур (панки, хиппи, рокеры, хип-хоп культура и т.д.);

  • разработка и проведение конкурса «Неформальные лидеры России», направленного на выявление, обучение и включение в общественно продуктивную деятельность лидеров неформальных молодежных объединений, групп, движений;

  • формирование системы воспитательной работы с молодежью по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга молодежи;

  • создание эффективной системы центров реабилитации подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

  • развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации;

  • создание и развитие «уличных» служб работы с молодежью, специалисты которых могут осуществлять профилактическую деятельность непосредственно среди дворовых уличных групп и компаний;

  • развитие дворового спорта, организация и проведение соревнований по дворовому футболу, волейболу, стритболу и т.д.;

  • создание при студенческих общежитиях клубов и центров, организующих досуг обучающихся;

  • строительство площадок для занятий молодежью экстремальными видами спорта;

  • создание, развитие практической деятельности молодежных советов при органах власти, обеспечение их включения в реальные процессы управления развитием региона.


Кадровое и организационное обеспечение функционирования системы профилактики молодежного экстремизма.

Основные мероприятия данного направления:

  • создание на базе ведущих региональных университетов сети образовательных центров для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по профилактике молодежного экстремизма;

  • формирование команды тренеров, использующих в образовательной деятельности инновационные методики профилактики экстремизма в молодежной среде;

  • создание серии специализированных научно-методических изданий, посвященных проблеме молодежного экстремизма;

  • подготовка подростковых и молодежных психиатров, способных осуществлять профилактические и оперативные действия, ориентированные на разрушение зависимого поведения, снижения уровня агрессии молодой личности и т.д.;

  • организация профессиональной переподготовки или повышения квалификации школьных психологов, социальных работников, специалистов сферы работы с молодежью;

  • повышение квалификации работников детских домов, социальных приютов, колоний для несовершеннолетних и т.д.;

  • внедрение системы тренингов, позволяющих ознакомить практических работников молодежного профиля с инновационными способами и технологиями профилактики молодежного экстремизма;

  • организация системы тренингов и семинаров для руководителей и актива детских и молодежных общественных объединений, координаторов молодежных движений региональных и местных отделений политических партий.

Все это позволит постепенно переориентировать тенденцию развития молодежного экстремизма в сторону его снижения, а также использовать потенциал молодежи в конструктивных целях, находя тем самым баланс между интересами молодых людей, местных сообществ, государства и общества в целом.

Другой подход рассматривает профилактику экстремистской деятельности в молодежной среде, как область науки и практики социальной работы, которая интенсивно связана с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики, воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя [29].

В настоящее время существует пять основных психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма:


Подход, основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка. Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме.

Подход, основанный на аффективном обучении. В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что проявлять нетерпимость к "другим" начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска – низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию).

Подход, основанный на влиянии социальных факторов. Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний.

Подход, основанный на формировании жизненных навыков. В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей.

Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской. Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым[41].

Таким образом, на данный момент существует множество моделей, форм и методов профилактики экстремизма в молодёжной среде. Однако ни одна из предложенных моделей не может решить данную проблему исходя только из своей концепции. В данном случае необходима интеграция методов, принадлежащих разным моделям, что позволит осуществлять социальную профилактику молодёжного экстремизма комплексно и эффективно.


Молодежный экстремизм в России сегодня выступает одним из следствий снижения уровня образования и культуры, разрыва преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, снижения показателей гражданственности и патриотизма, криминализации сознания, что оказало существенное влияние на формирование ценностей молодого поколения.

Молодежь как демографическая группа общества является наиболее уязвимой для экстремизма.