ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Социальная профилактика молодёжного экстремизма в России
Глава I. Теоретические основы социальной профилактики молодёжного экстремизма в Российской федерации
§1. Социальная профилактика молодёжного экстремизма как проблема современной науки и практики
Глава II. Эмпирические основы социальной профилактики молодёжного экстремизма в Российской Федерации
§1.Опыт реализации профилактики молодёжного экстремизма в Российской Федерации
§2. Программа профилактики молодёжного экстремизма. Результаты реализации
Перечень программных мероприятий
Анкетирование с целью выявления отношения целевой группы к проблеме молодёжного экстремизма
Лекция на тему «Характеристика понятия «экстремизм»»
Просмотр документальных фильмов об экстремизме, терроризме
Круглый стол на тему «Причины молодёжного экстремизма»
Конкурс эссе «Экстремизм в молодёжной среде»
Лекция на тему «Религиозный экстремизм»
Сотрудники управления принимают участие в работе по раскрытию наиболее резонансных преступлений последнего времени. Кроме того, они проводят активную работу по документированию преступной деятельности участников ячеек международных экстремистских организаций.
Но только силами и полномочиями государственных органов ситуацию с экстремистскими проявлениями не переломить. Поэтому чрезвычайно важно конструктивное взаимодействие с институтами гражданского общества. Управление на постоянной основе проводит консультации с представителями различных общественных и правозащитных организаций.
Противодействие экстремизму в современный период требует от органов государственной власти всех уровней принятия решительных, эффективных мер и согласованных действий, направленных на профилактику, предупреждение и пресечение его проявлений в любых формах. Эта работа носит долгосрочный характер. Причем многие ученые считают действующую нормативно-правовую базу противодействия экстремизму в России достаточной для осуществления соответствующей правоприменительной деятельности. Однако представляется, что это не совсем так.
Нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие ответственность за экстремизм, работают не вполне эффективно. И это обусловлено не только отсутствием на то желания правоприменителя, но и тем, что данные нормы, включая их санкции, нуждаются в существенной корректировке. Так, в России за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики предусмотрены, в отличие от многих западных стран, весьма либеральные административные меры (ст. 20.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях). Кроме того, как свидетельствует правоприменительная практика, достаточно часто виновные в преступлениях, предусмотренных ст. 280, 282, 2821 и 2822 УК РФ, уходят от ответственности по двум основаниям: недостижения возраста уголовной ответственности и истечения срока давности уголовного преследования.
К сожалению, неэффективность деятельности государственных органов в борьбе против экстремизма чревато катастрофическими последствиями, прежде всего, для самого государства.
Проблемы профилактики экстремизма отражены и в подзаконных нормативных актах, так Министерством регионального развития Российской Федерации в целях повышения эффективности реализации государственной национальной политики, а также своевременного предотвращения и профилактики конфликтных ситуаций была разработана и принята «Инструкция о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений и действиях, направленных на ликвидацию их последствий», которая утверждена приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 29 июня 2007 г. № 57
Общим недостатком деятельности государственных органов является разрозненность предпринимаемых мер, отсутствие системности в политике государства по профилактике экстремизма в молодёжной сфере, а также координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере реализации государственной национальной политики. В результате этого политика носит фрагментарный характер.
Для устранения вышеуказанных проблем в деятельности органов государственной власти Указом Президента РФ от 26 июля 2011 г. N 988 сформирована Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму – коллегиальный орган государственной власти.
Основная цель Межведомственной комиссии: «обеспечение реализации государственной политики в области противодействия экстремизму, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в противодействии экстремизму, а также организационно-методического руководства этой деятельностью».
Для достижения данной цели перед комиссией поставлены следующие задачи:
подготовка ежегодных докладов о проявлениях экстремизма в Российской Федерации и представление их президенту Российской Федерации не позднее второго квартала года, следующего за отчетным;
разработка мер, направленных на противодействие экстремизму и на устранение способствующих ему причин и условий;
разработка проектов концепций, стратегий, программ, планов и иных документов в области противодействия экстремизму.
участие в международном сотрудничестве в области противодействия экстремизму, в том числе в подготовке проектов международных договоров и соглашений Российской Федерации.
В сферу деятельности межведомственной комиссии входят следующие полномочия:
принимать решения по организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области противодействия экстремизму, а также осуществлять контроль за исполнением этих решений;
вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
создавать межведомственные рабочие группы и иные рабочие органы в целях изучения вопросов, касающихся противодействия экстремизму, в том числе для выездов в субъекты РФ, а также для подготовки проектов соответствующих решений Межведомственной комиссии [9].
На региональном уровне федеральные законы Российской Федерации развиваются и уточняются применительно к местным условиям. К настоящему времени разработаны и действуют множество региональных нормативных правовых актов, регулирующих профилактику экстремизма в молодёжной среде.
В регионах полномочиями по профилактике экстремизма наделены государственные органы, входящие в структуру исполнительной региональной власти (аппараты глав субъектов Российской Федерации, администрации (правительства субъектов РФ), региональные министерства, департаменты, комитеты, управления и др.).
В подавляющем большинстве муниципальных образований работа по гармонизации межнациональных отношений строится на основе принятых муниципальных долгосрочных программ (рассчитанных на 1-3 года). Стоит отметить, что создание подобных программ не вытекает напрямую из полномочий органов местного самоуправления, однако органы региональной власти нередко «спускают» подобную разнарядку на уровень муниципалитетов. Впрочем, там, где к созданию подобных документов подходят не формально, они способны стать основой продуктивной и содержательной работы с молодежью, общественными организациями и национальными объединениями.
Так, в целях предотвращения национальной и религиозной нетерпимости, гармонизации национальных отношений в Аксайском районе Ростовской области принята и реализуется муниципальная долгосрочная целевая программа «Профилактика экстремизма и терроризма в Аксайском районе на 2012-2014 годы». Кроме того, мероприятия по предотвращению национальной и религиозной нетерпимости, гармонизации национальных отношении предусмотрены районными долгосрочными целевыми программами: «Профилактика правонарушений в Аксайском районе на 2011-2014 годы» в сфере образования, культуры и работы с молодежью. В рамках работы по данному направлению на территориях сельских поселений проводятся сходы, беседы с населением, в образовательных учреждениях района, осуществляются публикации в местных СМИ, проводятся рейды, проверки потенциально опасных объектов и мест массового пребывания людей, организовано взаимодействие с органами власти, правоохранительными органами и иными организациями.
В 2008 году решением Петрозаводского Городского Совета утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа на 2009-2011 гг. «Петрозаводск – территория толерантности». За 2009-2011 годы силами Администрации Петрозаводского городского округа и партнеров из общественных объединений, органов федеральной и республиканской власти, образовательных и культурных центров в рамках программы организовано и проведено 105 мероприятий. Дискуссионные площадки, внедрение конкурсных механизмов, работа коллегиальных органов, проектная деятельность – некоторые из форм программных действий. В них приняли участие более 6400 человек, представляющих различные целевые группы, от учащихся образовательных учреждений до лидеров неправительственных организаций. На реализацию Программы из бюджета городского округа выделены средства в размере 300 тыс.рублей в 2011 году. С момента старта долгосрочной муниципальной целевой программы на 2009-2011 гг. «Петрозаводск – территория толерантности» количество документов, подготовленных в Администрации и учитывающих задачи развития толерантности, увеличилось на 29%. Отмечается рост количества информационных материалов по тематике толерантности, размещенных на сайте Администрации Петрозаводского городского округа, на 22%. В 8 раз увеличился объем средств, привлеченных из внебюджетных источников на реализацию Программы. По итогам 2009-2011 гг. число некоммерческих организаций, реализующих проекты в сфере толерантности совместно с Администрацией Петрозаводского городского округа, выросло на 38%.
В городе Красноярске разработана и успешно реализована городская целевая программа «Профилактика экстремизма на территории города Красноярска» на 2010-2012 годы.
Целью данной программы является обеспечение защиты прав и свобод граждан, формирование и внедрение в социальную практику установок толерантного сознания и совершенствование системы профилактических мер антиэкстремистской направленности, предупреждение экстремистских и ксенофобных проявлений.
Задачи программы:
1. Сокращение экстремистских проявлений, минимизация их последствий на территории города Красноярска.
2. Разработка и реализация эффективных мер и механизмов в области формирования у граждан толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе.
3. Разработка и реализация системы мер раннего учета и предупреждения межнациональных конфликтов на основе аналитического мониторинга межэтнических процессов.
4. Определение, разработка и внедрение эффективных социокультурных технологий преодоления негативных этнических стереотипов и формирования культуры межэтнического диалога.
В результате реализации программы были достигнуты целевые индикаторы и показатели эффективности. В основной своей массе показатели превысили запланированные, в том числе:
доля обучающихся в 5-11 классах, принявших участие в мероприятиях программы, 87% (плановый показатель – 86%);
доля детей «группы риска» среди учащихся, занятых в системе дополнительного образования – 62% (плановый показатель – 59%);
доля учащихся, занятых в системе дополнительного образования – 36,1 %, (плановый показатель – 35,5%).
В администрации муниципального образования Белореченский район Краснодарского края утверждена долгосрочная целевая программа «Содействие развитию культуры, искусства, народного творчества на территории муниципального образования Белореченский район на 2011-2013 годы». Целями программы являются развитие национальных культур, искусства, творчества народов, проживающих в муниципальном образовании Белореченский район, укрепление посредством этого межэтнического сотрудничества, мира и согласия на территории муниципального образования Белореченский район; поддержание стабильной общественно-политической обстановки; предотвращение этнических конфликтов; формирование позитивного имиджа муниципального образования Белореченский район как района комфортного для проживания представителей любой национальности и конфессии. Основные задачи программы: обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления, представителей этнических диаспор, обществ для стабилизации этнополитической ситуации в районе, профилактики экстремизма и терроризма; поддержка и распространение идей духовного единства и межэтнического согласия; развитие национальных культур народов, проживающих на территории муниципального образования Белореченский район.
На территории Костромской области в рамках целевой программы «Профилактика правонарушений в костромской области» на 2011-2014 годы реализуется подпрограмма «Профилактика правонарушений экстремистской направленности и террористических проявлений». Цель Подпрограммы – реализация государственной политики в области противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации, совершенствование системы профилактики правонарушений террористических и экстремистских проявлений на территории региона, укрепление межнационального согласия, достижение взаимопонимания и взаимного уважения в вопросах межэтнического и межкультурного сотрудничества, снижение уровня общей преступности.
Как уже отмечалось, профилактика проявлений экстремизма и традиционно относится к компетенции разнообразных государственных, муниципальных и общественных структур. От того, насколько будет скоординированной данная работа, во многом зависит ее результативность. Муниципальные органы власти нередко берут на себя роль координатора данной работы, обеспечивая тем самым кумулятивный эффект.
В соответствии с постановлением администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в округе создана и утверждена межведомственная комиссия по вопросам противодействия проявлениям экстремизма на территории Верхнеуфалейского городского округа. Комиссия проводит свою работу ежеквартально в соответствии с утверждённым планом заседаний. Кроме того, в округе утвержден состав антитеррористической комиссии, главой городского округа ежегодно утверждается план заседаний антитеррористической комиссии. Контроль над исполнением решений комиссий возложен на секретариат антитеррористической комиссии округа. Обеспечивается своевременное выявление и информирование администрации городского округа о состоянии преступности, вносятся конкретные предложения по профилактике преступлений и правонарушений террористической и экстремистской направленности.
Принимаются своевременные меры для устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений террористической и экстремистской направленности по представлениям, внесённым правоохранительными органами. Организовано взаимодействие с антитеррористической комиссией Челябинской области и областной межведомственной комиссией по профилактике экстремизма и организован контроль над исполнением их решений.