ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
явился в средневековом Китае ещё в VI в.; под влиянием китайской живописи сложился и японский П. В европей ском искусстве П . как самостоятельный ж а н р начинает складываться в эпоху Возрождения; в отдельных работах А. Дюрера, А. Альтдорфера (Германия), он уже беспредель
но |
господствует над сценами переднего |
плана. |
В XVII в. |
в |
искусстве классицизма оформились п р и |
н ц и п ы |
идеального |
П., в котором главное место занял образ природы. В конце XVII—XVIII в. распространяется П. топографически точ ный, сельский и городской (в Италии — Каналетто, в Рос сии — Ф. Я. Алексеев). В 1-й половине XIX в. в живописи романтизма пробуждается интерес к передаче различных со стояний природы. Большой вклад в дальнейшее развитие пейзажной живописи внёс англичанин Дж. Констебль, пи савший свои картины целиком с натуры, а также пейзажи сты барбизонской школы. Романтические традиции играют
важную роль в русском П. середины XIX в., особенно в пейзажах М. Н. Воробьёва и маринах И. К. Айвазовского. Расцвет русского П. связан с деятельностью передвижни ков (И . И. Ш и ш к и н , А. К. Саврасов); особое место среди них занимает мастер лирического пейзажа И. И. Левитан. Пленэрная живопись (см. Пленэр), интерес к изменчивой световоздушной среде ярко проявились в творчестве масте ров импрессионизма. В искусстве XX в. признанными масте рами П. стали художники Р. Кент и Э. Уайет в США, Р. Гут тузо в Италии, живописец-абориген А. Наматжира в Австра лии, И. Э. Грабарь, Н. П. Крымов, К. Ф. Юон в России и др.
П Е Р Е Д В И Ж Н И К И — см. Товарищество передвижных художественных выставок.
П Е Р О — в графике: 1) инструмент для рисования жид к и м к р а с я щ и м веществом, и з г о т о в л е н н ы й и з металла, птичьих перьев или тростника (калам); 2) обозначение
техники рисунка, выполненного |
пером. |
I I Е Р С П Е К Т И В А (фр., от лат. |
«видеть сквозь, прони |
кать взором») — в изобразительном искусстве способ изоб ражения объёмных тел на плоскости, т. е. П. позволяет ху дожнику запечатлевать на картине любые объекты так, как мы видим их в натуре. Открыта в Древней Греции в V в. до н. э. Основателем П. в живописи был Аполлодор из Афин. Существуют линейная, световоздушная и обратная П.
Л и н е й н а я П . позволяет художнику за счёт перспек тивного сокращения предметов в пространстве создавать иллюзию глубины на двухмерной (т. е. имеюще й только высоту и ширину) плоскости. С в е т о в о з д у ш н а я П. по зволяет передавать изменение цвета в зависимости от сте пени удаления предмета в пространстве и характера его вза имодействия с окружающей световоздушной средой. При м е н я я о б р а т н у ю П., художник как б ы распластывает изображение на плоскости, за счёт чего достигается эф фект большей декоративности и монументальности.
П Е Т Р О Г Л И Ф Ы (от гр. «ка мень» и «резьба») — то же, что
наскальная живопись.
ПЛАКАТ (нем., через фр.
«объявление, афиша», от ст.-фр. «приклеивать») — разновидность графики, крупноформатное (ли стовое) издание (обычно в виде рисунка, изображения, сопровож даемого кратким текстом), вы п о л н я ю щ е е з а д а ч и н а г л я д н о й агитации и пропаганды, инфор м а ц и и , р е к л а м ы , и н с т р у к т а ж а или обучения. В разные периоды в области П. работали такие из вестные художники, как А. Ту- луз-Лотрек, П. Пикассо (Фран ция), В. А. Серов и К. А. Сомов
(Россия). В 20-е гг. XX в. в России в этом жанре работали
В. В. Маяковский, Д. С. Моор, позднее А. А. Дейнека, Кук-
ры н и к с ы и др. Большую роль сыграл П. в годы Великой Отечественной войны: он будил в людях патриотические
чувства, призывал на борьбу с ф а ш и з м о м .
ПЛАСТИКА (гр.) — 1) то же, что скульптура; в узком смысле — лепка скульптуры из пластических вязких мате риалов; 2) пластичность, выразительность объёмной фор
мы; |
в ш и р о к о м смысле — э м о ц и о н а л ь н а я художествен |
ная |
выразительность, гармония, изящество . |
ПЛАСТИЛИН (ит., от гр. «лепной») — материал для лепки. Изготавливается из очищенного и размельчённого п о р о ш к а глины с добавлением воска, сала и других ве ществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в раз ные цвета. Служит для в ы п о л н е н и я эскизов, небольших моделей, произведений малых форм .
П Л А С Т И Ч Е С К И Е И С К У С С Т В А - в и д ы искусства, произведения которых существуют в пространстве, не из меняясь и не развиваясь во времени; воспринимаются зре нием. П. и. делятся на изобразительные искусства {живопись, скульптура, графика), которые воспроизводят реальный мир, и неизобразительные искусства (архитектура, деко ративно-прикладное искусство, художественное констру ирование), которые служат созданию материально-пред метной среды.
П Л Е Н Э Р |
{фр., |
букв, «открытый воздух») — в живопи |
||
си т е р м и н , |
о з н а ч а ю щ и й |
передачу в картине всего бо |
||
гатства и з м е н е н и й |
цвета, |
обусловленных воздействием |
||
солнечного |
света |
и |
воздуха. П л е н э р н а я ж и в о п и с ь сло |
жилась в результате работы художников на открытом воз духе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры. Наиболее последовательное выражение
п р и н ц и п ы П. н а ш л |
и в творчестве |
ф р а н ц у з с к и х |
худож |
н и к о в 2-й п о л о в и н ы |
XIX в. {см. И м |
п р е с с и о н и з м ) , |
а так |
же в творчестве к р у п н е й ш и х русских ж и в о п и с ц е в того же времени — В. Д. Поленова, И. И. Левитана, К. А. Ко р о в и н а и до.
П О Д Р А М Н И К , подрамок — деревянный остов, на ко торый натягивается холст для живописи. Самый хороший
П. получается из сухой, без сучков мелкослойной сосны.
ПО Л И П Т И Х (от гр. «много» и «складка, дощечка») — произведение, состоящее из нескольких частей, исполнен
ных на отдельных досках или |
полотнах и связанных об |
щ и м назначением или темой, |
а также цветовым и компо |
з и ц и о н н ы м решением . П. в виде складней (складных алта рей) чаще всего встречаются в средневековом (в том числе в древнерусском) искусстве. Разновидностями П. являют
ся диптихг и |
триптих. |
П О П - А Р Т |
{англ., сокр. от popular art — общедоступное |
искусство) — см. Модернизм.
ПОРТРЕТ (фр.) - |
1) жанр |
||||
изобразительного |
искусства, |
||||
в котором |
воссоздаётся изо |
||||
бражение определённого |
че |
||||
ловека |
или |
группы |
л и ц |
(см. |
|
Г р у п п о в о й |
портрет) |
в |
жи |
||
вописи, |
графике, |
скульптуре |
или фотографии. Постоянно
встречающаяся |
в |
искусстве |
|
р а з н о в и д н о с т ь |
П. |
— |
авто |
портрет. Портретный |
жанр |
известен в мировом искусст ве с глубочайшей древности. Выдающимся явлением были живописные П., созданные в Египте в I—III вв. н. э. (по ме
сту находки позднее они стали называться фаюмскими). На стоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения, когда в ы с ш и м началом была признана че ловеческая личность. Многих своих современников запе чатлел великий итальянский художник Тициан . В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается ка мерный П. в противоположность П. парадному, официаль ному, например «Портрет старушки» (1654 г.) Рембрандта. С начала XVIII в. портретный жанр развивается и в русском искусстве. Работы И. Н. Никитина, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Ле вицкого, В. Л. Боровиковского (см. цв. вкл.) показывают не только в н е ш н е е сходство, но и отражают духовные интересы изображаемого человека, его социальное поло жение, типические черты той эпохи, в которой он жил. В 1-й половине XIX в. главным героем портретного искусст ва становится романтическая личность, запёчатлённая в работах О. А. Кипренского и К. П. Брюллова. В 1860—1870-е гг. к портретной ж и в о п и с и присоединяются передвижники,
н а п р и м е р В. Г. П е р о в (портреты А. |
Н. Островского и |
Ф. М. Достоевского, 1871—1872 гг.); |
высшие достижения |
в создании П.-типов принадлежат И. Е. Репину. В 1-й по ловине XX в. в поисках нового стиля художники выполня ют П. своих современников — от рядовых тружеников до выдающихся общественных деятелей: это П. Н. Филонов
(«Колхозник», 1931 г.), |
К. С. Петров - Водкин («Портрет |
|||
А. А. Ахматовой», |
1922 |
г.) и многие |
другие. |
Портретный |
ж а н р не утратил |
своего |
з н а ч е н и я и |
в н а ш и |
дни; 2) от |
дельное произведение портретного жанра также называют портретом.
П О С Т И М П Р Е С С И О Н И ЗМ (от лат. «после» и импрес сионизм) — течение, возникшее во Франции вслед за им прессионизмом в конце XIX — начале XX в. Самые круп ные из художников этого направления — Сезанн, Ван Гог и Гоген (см. цв. вкл.) — оказали большое влияние на раз-
Постимпрессионизм. П. Сезанн. Большая сосна близ Экса. 1890-е гг.
витие искусства XX в. П. повысил интерес к философским
исимволическим началам искусства. Ведущий представи тель этого направления — П. Сезанн — стремился выявить устойчивость и материальность мира. Голландец Ван Гог пытался выразить свой протест в напряжённых по цвету, написанных порывистым, экспрессивным мазком карти нах. Стремясь уйти от действительности, её противоречий
исоциальных конфликтов, П. Гоген свои мечты о гармо н и и мира воплощал в живописи, посвященной быту и ле гендам Полинезии . Творческие искания постимпрессиони
стов проложили путь кубизму (Сезанн), экспрессионизму
(Ван Гог), символизму, фовизму и стилю модерн (Гоген).
ПР И М И Т И В И З М (от лат. «первый, самый ранний») —
вискусстве — подражание примитиву, нарочитый возврат к примитивным формам. Это произведения мастеров из на
рода, не получивших п р о ф е с с и о н а л ь н о й подготовки, в
Р о с с ии — бытовой портрет, лубок, вывесочная живопись (вывески для магазинов, мастерских и т. п.). Представите лями П. являются Н и к о Пиросманишвили в Грузии, А. Рус со во Ф р а н ц и и {см. цв. вкл.), И. Генералич в Хорватии.
ПРОДОЛЬНАЯ |
ГРАВЮРА - см. Ксилография. |
П Р О П О Р Ц И И |
{лат., букв, «соразмерность») — в изоб |
разительном искусстве и архитектуре соразмерность всех частей художественного произведения, их соответствие друг другу и определённое соотношение с целым.
ПРОТОРЕНЕССАНС (от гр. «первый» и Ренессанс) -
период |
итальянского искусства XIII — XIV вв., ознамено |
в а н н ы й |
ростом светских реалистических тенденций, об |
р а щ е н и е м к античным т р а д и ц и я м ( ж и в о п и с ц ы Пьетро Каваллини, Джотто). П. во многом подготовил почву для искусства Возрождения.
П Р О Ф И Л Ь г( фр.) ----- |
вид лица или предмета сбоку. |
П У А Н Т И Л И З М (фр., |
от «точка») — манера письма раз |
дельными мазками правильной ф о р м ы наподобие точек или квадратиков (см. Неоимпрессионизм) .
ПУНКТИРНАЯ МАНЕРА — техника выполнения углуб лённой гравюры, при использовании которой изображение создаётся с помощью мелких углублений в виде точек раз л и ч н о й в е л и ч и н ы и глубины, н а н о с и м ы х п у а н с о н а м и , рулеткой, матуаром, резцами, иглами на поверхность ме
таллической доски, покрытой |
кислотоупорным |
лаком. |
|||
П Ь Е Д Е С Т А Л (фр., |
от ит. |
«нога» |
и «место») |
(поста |
|
мент) — художественно |
о ф о р м л е н н о е |
основание, |
на ко |
||
тором устанавливают вазу, скульптуру, |
обелиск и |
т. |
п. |
Р
РАЗБАВИТЕЛЬ — необходимая часть реквизита живо писца — жидкость для разведения красок и лаков. Для ак варельных красок и гуаши единственный Р. — это вода. Для масляных красок необходимы специальные Р., которые ис пользуются также для приготовления и разбавления лаков, для мытья кистей, палитры и т. д. Самые распространён ные из них: пинен, уайт-спирит, смесь живичного скипи дара и уайт-спирита (1 : 1), раствор льняного масла в уайтспирите, различные лаки, масла, растворённый в пинене или уайт-спирите воск — он придаёт краскам матовость. Применение Р. способствует лучшему сцеплению грунта с красочным слоем.
Р А З М Ы В К А — художественный п р и ё м при работе с
красками, растворимыми в воде (акварель, сепия я др.): при обилии воды — получение изображения более расплывча того и неопределённого.
РАКУРС (фр., от «сокращать, укорачивать») — в жи вописи, графике и рельефе изображение фигуры или пред-