Файл: Гендер для чайников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Икона Смоленской Богоматери (Одигитрии)

ноно в; 2) в искусствоведении — описание и систематиза­ ция типологических признаков и схем, принятых при изоб­ ражении каких-либо персонажей или сюжетных сцен (пре­ имущественно в средневековом искусстве с его символи-

к о й ) ; 3) с о в о к у п н о с т ь и з о б р а ж е н и й к а к о г о - л и б о лица; совокупность сюжетов, характерных для искусства какой - либо эпохи, направления.

И К О Н О П И СЬ — христианская (главным образом пра­

вославная)

станковая культовая

живопись. Д р е в н е й ш и е

памятники

И. относятся к VI в.

Она возникла на основе

традиций позднеэллинистического искусства. Первоначаль­ ные произведения — «портреты» святых — выполнялись в

технике

мозаики,

энкаустики, затем и к о н

ы писали тем­

перой, с

XVIII в.

— масляными красками

на деревянных

досках, реже — металлических. В X—XI вв. центром И. ста­ ла Византия, расцвет древнерусской живописи приходит­ ся на конец XIV — середину XVI в. Среди икон этого вре­ мени выделяются работы Феофана Грека (выходца из Ви­ зантии), Андрея Рублёва, Даниила Чёрного, Дионисия . До XVII в. живописцы не подписывают своих работ, поэтому в летописях и других литературных источниках упомина­ ются имена этих наиболее чтимых иконописцев . И м е н н о им удалось, работая в рамках евангельских сюжетов, при всём п о ч т е н и и к традициям, обогатить, переосмыслить старинные образцы И.

И Л Л Ю З И О Н И З М (фр.,

от лат. «обман, заблужде­

ние»)

— в

изобразительном

искусстве обман

глаз, имита­

ц и я ,

с о з д

а ю щ а я впечатление реального

существования

изображаемого пространства или предметов; таковы, на­ пример, натюрморты XVIII в. — «обманки» (изображения насекомых, монет и т. п., которые можно было принять за

настоящие).

 

 

 

 

И Л Л Ю М И Н И Р О В А Н И Е (нем.,

от

лат.

«освещать,

украшать»)

— 1) раскрашивание

вручную гравюр

или ри­

сунков; 2)

в ы п о л н е н и е цветных

миниатюр

или

орнамен­

тов в рукописных книгах.

 

 

 

 

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (лат. «наглядное

изображение») —

1) изображение, сопровождающее текст;

2) область изобра-


Д. Флаксман. Иллюстрация к «Илиаде». Гера и Афина мчатся на помощь эллинам

зительного искусства, связанная с образным истолкова­ нием литературных произведений . И с т о р и я развития И . неотделима от развития книги. Известны рисунки из еги­ петского папирусного свитка 1400 г. до н. э. Средневеко­ вые рукописные книги украшались великолепными мини­ атюрами, их выполняли лучшие художники. С появлени­ ем и развитием книгопечатания рисованные миниатюры вытесняются гравюрами. Вначале И. резались на одной дос­ ке с текстом, образуя единый графический лист. И., ис­ полненные в резцовой гравюре на меди, печатались на от­ дельном листе и вклеивались в книгу. С распространением ксилографии и литографии возрастают тиражи иллюстри­ рованных книг. И.-гравюра имела 2 авторов: художника и гравёра, который её вырезал. Т а к они и подписывались: слева — художник, справа — гравёр. Своеобразие И. в том, что она не самостоятельна по сюжету, но помогает автору делать зримыми его образы, идеи. В настоящее время И. вы­ полняются методами художественной графики, фотогра­ ф и и , а также с помощью компьютерных программ.

И М П Р Е С С И О Н И ЗМ (фр., от

лат.

«впечатление»)

— на­

п р а в л е н и е в искусстве п о с л е д н е й

трети

XIX —

начала

XX в., представители которого

стремились

запечатлеть ре­

альный мир в его подвижности и изменчивости (см. цв. вкл.).


И. зародился во Ф р а н ц и и в 1860-х гг., когда живописцы Э. Мане, О. Ренуар и Э. Дега внесли в искусство многообра­ зие, динамику, свежесть восприятия мира. В 70—80-х гг. сформировался И. во французской пейзажной живописи. Картины К. Моне, К. Писсарро, А. Сислея, написанные на открытом воздухе (пленэре), передавали ощущение свер­ кающего солнечного света. Разложение сложных тонов на чистые цвета, накладываемые на холст отдельными маз­ ками и рассчитанные на оптическое смешение их при вос­ приятии картины зрителем, цветные тени и рефлексы — всё это создавало беспримерно светлую, трепетную воз-

Импрессионизм.

О.Ренуар. Девушка с веером

душную живость. И. распространился в мировом искусст­ ве; в частности, его последователями были известные рус­ ские художники К. А. Коровин, И. Э. Грабарь.

ИН И Ц И А Л (лат. «начальный») (буквица) — укруп­

нё н н а я заглавная буква раздела в тексте книги; в руко­ писных книгах буквице уделяли очень большое внимание. Её рисовали особенно нарядной, узорчатой, яркой . Чаще всего буквица была красной, отсюда и название первой строки — красная .

ИНСТАЛЛЯЦИЯ (фр., от лат. «установка») — про­ странственная композиция, создаваемая из разнородных элементов — предметов быта, изделий и материалов про­ мышленного производства и т. п.; основоположниками И. были дадаисты и сюрреалисты.

ИНТЕРЬЕР (фр. «внутренний») — жанр изобразитель­ ного искусства. Величайшим достижением эпохи Возрож­ дения стала линейно-геометрическая перспектива — одно

из главных средств создания правдивого и прекрасного в искусстве. Интерьерные решения Леонардо да Винчи от­ личаются не только безупречностью о т н о ш е н и й между человеком и средой — они отводят специальную роль све­ тотени. К о р и ф е и Возрождения — Т и ц и а н , Веронезе и Тинторетто — тяготеют к грандиозности парадных поме­ щений. Нидерландские и немецкие мастера XV— XVI вв. раз­ рабатывают «комнатный» мир, заботливо, детально пере­ давая его фактуру. В XVII в. в Голландии создается целая школа жанристов с особым пристрастием к и н т и м н о м у городскому пейзажу и И. Подлинным певцом И. в XVIII в. во Ф р а н ц и и становится Ж. Б. С. Шарден. В 1-й половине XIX в. в России под руководством А. Г. Венецианова обра­ зуется целая школа И. — к ней относятся П. А. Федотов,

И.Е. Репин, В. А. Серов и др.

ИСКУССТВОЗНАНИЕ (искусствоведение) - наука об искусстве, состоящая из теории искусства, истории искус­ ства и художественной критики . Теория искусства изучает


общие законы и специфику конкретных видов художест­ венного творчества. История искусств изучает различные периоды и явления в историческом развитии искусства и процесс этого развития в целом. Художественная критика рассматривает и оценивает явления современного искусст­

ва, анализирует

тенденции и перспективы его

развития.

В XVI—XVIII вв.

появились история искусства

(Дж. Ваза-

ри), его теория (И . И. Винкельман), художественная кри­ тика (Д. Дидро).

И С Т О Р И Ч Е С К И Й Ж А Н Р — один из важнейших жан­

ров в

изобразительном искусстве, объединяет произведе­

ни я

живописи, скульптуры, графики, в которых запечат­

лены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества. С И. ж. тесно связан жанр батальный. И. ж. в эпоху античности был неотделим от мифологического, только позднее появились такие про­ и з в е д е н и я , к а к , н а п р и м е р , рельефы к о л о н н ы Т р а я н а в Риме (II в. н. э., см. рис. на с. 44), на которых с почти доку­ ментальной точностью изображены эпизоды войны рим­ л я н с даками. В искусстве средневековой Европы И. ж. за­ менял жанр религиозно-мифологический. Только в эпоху Возрождения он родился, по существу, заново . В числе шедевров русской исторической живописи можно выделить картины Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея» (1871 г.), В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Боярыня Морозова» (1887 г.) и др.

И Т А Л Ь Я Н С К И Й КАРАНДАШ - инструмент для ри­ сования. Известные с XIV в. И. к. изготавливались из чёр­ ного глинистого сланца, с XX в. преимущественно из по­ рошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Рисунки, выполненные И. к., отличает насыщенность ли­ ний, мягкость оставляемого им следа способствует прора­ ботке объёмов; разновидностью И. к. является «рисоваль­ ная ретушь», выпускаемая в виде обычного карандаша.

к

КАДМИИ (лат., от гр. «цинковая руда») — общее на­

звание группы

художественных красок я р к о - л и м о н н о г о ,

оранжевого и

красного цветов.

КАЗЕИН (фр., от лат. «сыр») — сложный белок, обра­ зующийся при створаживании молока под действием рас­ щепляющих ферментов или кислот. Применяется для про­ изводства клея, лаков, красок и т. п. (казеиново-известко- вая живопись — см. Фреска).

КАЛЛИГРАФИЯ (гр., букв, «красивый почерк») — ис­ кусство красивого и чёткого письма. История К. тесно свя­ зана с историей письменности и орудий письма: калам (см. Перо) — в древнем мире и на Ближнем Востоке, кисть — в странах Ю ж н о й и Восточной Азии, птичье перо — в Ев­ ропе до XIX в.

КАНОН (гр. «правило, предписание») — 1) совокуп­ ность художественных приёмов или правил, которые счи­ таются обязательными в ту или иную эпоху; 2) произве­ дение, служащее нормативным образцом.

КАНТ (нем.) — полоска, которая окаймляет в виде рам­ ки рисунок, таблицу и т. п.

КАПРИЧОС (исп., через ит., от лат. «коза») — жанр

причудливых и фантастических изображений; В. Кардуччо в «Диалогах о ж и в о п и с и » (1663 г.) писал: «Живопись и живописцы, следующие новым принципам, подобны гор­ н ы м козам (исп. cabras), которые взбираются по горным тропинкам на возвышенности, и щ а новых путей, не бо­ ясь трудностей... Отсюда же и берётся обычай называть новые мысли художника К а п р и ч о с » . В XVI в. понятие capricci в смысле «своеобразно, остроумно» часто встреча­ ется в Италии. Особенную известность в жанре К. имеет

серия офортов и с п а н с к о г о

художника Ф.

Гойи (1746—

1828 гг.) с тем же названием

(см. рис. на с.

46).


Гойя. «Горячо!». Рисунок к офорту из серии «Капричос». 1792-1797

КАРАНДАШ (от тюрк, «чёрный камень») — стержень (часто в деревянной, пластмассовой или металлической оправе) для письма, рисования, черчения. В XII—XVI вв. применялись свинцовые ш т и ф т ы (мягкие, легко стираю­ щиеся линии) и серебряные штифты (проведённые линии почти не стирались, см. рис. на с. 96) в металлической опра­ ве. В XIV в. появился итальянский карандаш. В XVI в. в Анг­ лии в графстве Камберленд были открыты залежи графита. На фабриках глыбы графита распиливались на пластины, те, в свою очередь, — на тонкие палочки, которые встав­ ляли в деревянные оправы. Так появились графитовые К., названные «рисовальным оловом», так как вначале считали,

Карандашная

манера.

А. Е. Егоров. Истязание Спасителя. Лист из альбома «Рисунки, сочинённые

и гравированные Егоровым». 1814

что графит — это разновидность оловянной руды. К XIX в. залежи истощились. Однако в 1794 г. французский изобре­ татель Ж а к Конте, смешав графитовый порошок с чистой глиной и водой, получил грифели, твёрдость которых можно было регулировать: твёрдый — Н, м я г к и й — В, средней твёрдости — НВ (у нас Т, Ми ТМ соответственно).

КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА — техника гравирования, разновидность углублённой гравюры, имитирующая рисунок карандашом, углём, сангиной или пастелью. Эффекты К. м. достигаются нанесением мелкозернистых штрихов и пя­ тен рулеткой и л и чеканом на загрунтованную металли­ ческую доску с последующим травлением.

ш. Филипон. карикатура

на Карла х. «о, какая

отвратительная маска!»

КАРИКАТУРА (ит., от лат. «пере­ гружать, преувеличивать») — наме­ ренно искажённое, пародийное, под­ чёркнуто смешное изображение лица или события, обычно графическое. В К. художник соединяет в неразрывное це­ лое реальные и фантастические черты, преувеличивает и заостряет характер­ ные о с о б е н н о с т и лица, фигуры, ко­ стюма, манеры поведения изображаемого персонажа. Однако при этом он

обязательно сохраняет сходство с на-

г

турой. Расцвет К. относится к XIX в., когда появились работы О. Домье и других известных ка­ рикатуристов. Важную роль в борьбе с ф а ш и з м о м сыграла К. в нашей стране в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.).

КАРНАЦИЯ (фр. «телесный цвет», от лат. «плоть») — живописные приёмы, используемые при изображении лица

и обнажённой

натуры.

К А Р Т И И 4

— произведение станковой живописи, име­

ющее самостоятельное художественное значение. Карти­ ной обычно называют произведения сюжетного характе­ ра, основу которых составляет изображение человеческих действий, общественных событий, — чаще всего это бы­ товой, исторический, батальный жанры. Значительно реже картинами называют произведения других жанров: натюр­ морт, интерьер и т. д. К. предполагает глубину, завершён­ ность и обобщённость образного содержания, она редко пишется с натуры. Чаще всего ей предшествуют наброски, зарисовки, этюды, эскизы, в которых художник собирает материал для будущей К. Большую роль в этом процессе играет воображение, фантазия, вымысел. Наиболее распро­ странённой техникой исполнения станковой К. является