ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
Икона Смоленской Богоматери (Одигитрии)
ноно в; 2) в искусствоведении — описание и систематиза ция типологических признаков и схем, принятых при изоб ражении каких-либо персонажей или сюжетных сцен (пре имущественно в средневековом искусстве с его символи-
к о й ) ; 3) с о в о к у п н о с т ь и з о б р а ж е н и й к а к о г о - л и б о лица; совокупность сюжетов, характерных для искусства какой - либо эпохи, направления.
И К О Н О П И СЬ — христианская (главным образом пра
вославная) |
станковая культовая |
живопись. Д р е в н е й ш и е |
памятники |
И. относятся к VI в. |
Она возникла на основе |
традиций позднеэллинистического искусства. Первоначаль ные произведения — «портреты» святых — выполнялись в
технике |
мозаики, |
энкаустики, затем и к о н |
ы писали тем |
перой, с |
XVIII в. |
— масляными красками |
на деревянных |
досках, реже — металлических. В X—XI вв. центром И. ста ла Византия, расцвет древнерусской живописи приходит ся на конец XIV — середину XVI в. Среди икон этого вре мени выделяются работы Феофана Грека (выходца из Ви зантии), Андрея Рублёва, Даниила Чёрного, Дионисия . До XVII в. живописцы не подписывают своих работ, поэтому в летописях и других литературных источниках упомина ются имена этих наиболее чтимых иконописцев . И м е н н о им удалось, работая в рамках евангельских сюжетов, при всём п о ч т е н и и к традициям, обогатить, переосмыслить старинные образцы И.
И Л Л Ю З И О Н И З М (фр., |
от лат. «обман, заблужде |
|||
ние») |
— в |
изобразительном |
искусстве обман |
глаз, имита |
ц и я , |
с о з д |
а ю щ а я впечатление реального |
существования |
изображаемого пространства или предметов; таковы, на пример, натюрморты XVIII в. — «обманки» (изображения насекомых, монет и т. п., которые можно было принять за
настоящие). |
|
|
|
|
|
И Л Л Ю М И Н И Р О В А Н И Е (нем., |
от |
лат. |
«освещать, |
||
украшать») |
— 1) раскрашивание |
вручную гравюр |
или ри |
||
сунков; 2) |
в ы п о л н е н и е цветных |
миниатюр |
или |
орнамен |
|
тов в рукописных книгах. |
|
|
|
|
|
ИЛЛЮСТРАЦИЯ (лат. «наглядное |
изображение») — |
||||
1) изображение, сопровождающее текст; |
2) область изобра- |
Д. Флаксман. Иллюстрация к «Илиаде». Гера и Афина мчатся на помощь эллинам
зительного искусства, связанная с образным истолкова нием литературных произведений . И с т о р и я развития И . неотделима от развития книги. Известны рисунки из еги петского папирусного свитка 1400 г. до н. э. Средневеко вые рукописные книги украшались великолепными мини атюрами, их выполняли лучшие художники. С появлени ем и развитием книгопечатания рисованные миниатюры вытесняются гравюрами. Вначале И. резались на одной дос ке с текстом, образуя единый графический лист. И., ис полненные в резцовой гравюре на меди, печатались на от дельном листе и вклеивались в книгу. С распространением ксилографии и литографии возрастают тиражи иллюстри рованных книг. И.-гравюра имела 2 авторов: художника и гравёра, который её вырезал. Т а к они и подписывались: слева — художник, справа — гравёр. Своеобразие И. в том, что она не самостоятельна по сюжету, но помогает автору делать зримыми его образы, идеи. В настоящее время И. вы полняются методами художественной графики, фотогра ф и и , а также с помощью компьютерных программ.
И М П Р Е С С И О Н И ЗМ (фр., от |
лат. |
«впечатление») |
— на |
|
п р а в л е н и е в искусстве п о с л е д н е й |
трети |
XIX — |
начала |
|
XX в., представители которого |
стремились |
запечатлеть ре |
альный мир в его подвижности и изменчивости (см. цв. вкл.).
И. зародился во Ф р а н ц и и в 1860-х гг., когда живописцы Э. Мане, О. Ренуар и Э. Дега внесли в искусство многообра зие, динамику, свежесть восприятия мира. В 70—80-х гг. сформировался И. во французской пейзажной живописи. Картины К. Моне, К. Писсарро, А. Сислея, написанные на открытом воздухе (пленэре), передавали ощущение свер кающего солнечного света. Разложение сложных тонов на чистые цвета, накладываемые на холст отдельными маз ками и рассчитанные на оптическое смешение их при вос приятии картины зрителем, цветные тени и рефлексы — всё это создавало беспримерно светлую, трепетную воз-
Импрессионизм.
О.Ренуар. Девушка с веером
душную живость. И. распространился в мировом искусст ве; в частности, его последователями были известные рус ские художники К. А. Коровин, И. Э. Грабарь.
ИН И Ц И А Л (лат. «начальный») (буквица) — укруп
нё н н а я заглавная буква раздела в тексте книги; в руко писных книгах буквице уделяли очень большое внимание. Её рисовали особенно нарядной, узорчатой, яркой . Чаще всего буквица была красной, отсюда и название первой строки — красная .
ИНСТАЛЛЯЦИЯ (фр., от лат. «установка») — про странственная композиция, создаваемая из разнородных элементов — предметов быта, изделий и материалов про мышленного производства и т. п.; основоположниками И. были дадаисты и сюрреалисты.
ИНТЕРЬЕР (фр. «внутренний») — жанр изобразитель ного искусства. Величайшим достижением эпохи Возрож дения стала линейно-геометрическая перспектива — одно
из главных средств создания правдивого и прекрасного в искусстве. Интерьерные решения Леонардо да Винчи от личаются не только безупречностью о т н о ш е н и й между человеком и средой — они отводят специальную роль све тотени. К о р и ф е и Возрождения — Т и ц и а н , Веронезе и Тинторетто — тяготеют к грандиозности парадных поме щений. Нидерландские и немецкие мастера XV— XVI вв. раз рабатывают «комнатный» мир, заботливо, детально пере давая его фактуру. В XVII в. в Голландии создается целая школа жанристов с особым пристрастием к и н т и м н о м у городскому пейзажу и И. Подлинным певцом И. в XVIII в. во Ф р а н ц и и становится Ж. Б. С. Шарден. В 1-й половине XIX в. в России под руководством А. Г. Венецианова обра зуется целая школа И. — к ней относятся П. А. Федотов,
И.Е. Репин, В. А. Серов и др.
ИСКУССТВОЗНАНИЕ (искусствоведение) - наука об искусстве, состоящая из теории искусства, истории искус ства и художественной критики . Теория искусства изучает
общие законы и специфику конкретных видов художест венного творчества. История искусств изучает различные периоды и явления в историческом развитии искусства и процесс этого развития в целом. Художественная критика рассматривает и оценивает явления современного искусст
ва, анализирует |
тенденции и перспективы его |
развития. |
В XVI—XVIII вв. |
появились история искусства |
(Дж. Ваза- |
ри), его теория (И . И. Винкельман), художественная кри тика (Д. Дидро).
И С Т О Р И Ч Е С К И Й Ж А Н Р — один из важнейших жан
ров в |
изобразительном искусстве, объединяет произведе |
ни я |
живописи, скульптуры, графики, в которых запечат |
лены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества. С И. ж. тесно связан жанр батальный. И. ж. в эпоху античности был неотделим от мифологического, только позднее появились такие про и з в е д е н и я , к а к , н а п р и м е р , рельефы к о л о н н ы Т р а я н а в Риме (II в. н. э., см. рис. на с. 44), на которых с почти доку ментальной точностью изображены эпизоды войны рим л я н с даками. В искусстве средневековой Европы И. ж. за менял жанр религиозно-мифологический. Только в эпоху Возрождения он родился, по существу, заново . В числе шедевров русской исторической живописи можно выделить картины Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея» (1871 г.), В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Боярыня Морозова» (1887 г.) и др.
И Т А Л Ь Я Н С К И Й КАРАНДАШ - инструмент для ри сования. Известные с XIV в. И. к. изготавливались из чёр ного глинистого сланца, с XX в. преимущественно из по рошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Рисунки, выполненные И. к., отличает насыщенность ли ний, мягкость оставляемого им следа способствует прора ботке объёмов; разновидностью И. к. является «рисоваль ная ретушь», выпускаемая в виде обычного карандаша.
к
КАДМИИ (лат., от гр. «цинковая руда») — общее на
звание группы |
художественных красок я р к о - л и м о н н о г о , |
оранжевого и |
красного цветов. |
КАЗЕИН (фр., от лат. «сыр») — сложный белок, обра зующийся при створаживании молока под действием рас щепляющих ферментов или кислот. Применяется для про изводства клея, лаков, красок и т. п. (казеиново-известко- вая живопись — см. Фреска).
КАЛЛИГРАФИЯ (гр., букв, «красивый почерк») — ис кусство красивого и чёткого письма. История К. тесно свя зана с историей письменности и орудий письма: калам (см. Перо) — в древнем мире и на Ближнем Востоке, кисть — в странах Ю ж н о й и Восточной Азии, птичье перо — в Ев ропе до XIX в.
КАНОН (гр. «правило, предписание») — 1) совокуп ность художественных приёмов или правил, которые счи таются обязательными в ту или иную эпоху; 2) произве дение, служащее нормативным образцом.
КАНТ (нем.) — полоска, которая окаймляет в виде рам ки рисунок, таблицу и т. п.
КАПРИЧОС (исп., через ит., от лат. «коза») — жанр
причудливых и фантастических изображений; В. Кардуччо в «Диалогах о ж и в о п и с и » (1663 г.) писал: «Живопись и живописцы, следующие новым принципам, подобны гор н ы м козам (исп. cabras), которые взбираются по горным тропинкам на возвышенности, и щ а новых путей, не бо ясь трудностей... Отсюда же и берётся обычай называть новые мысли художника К а п р и ч о с » . В XVI в. понятие capricci в смысле «своеобразно, остроумно» часто встреча ется в Италии. Особенную известность в жанре К. имеет
серия офортов и с п а н с к о г о |
художника Ф. |
Гойи (1746— |
1828 гг.) с тем же названием |
(см. рис. на с. |
46). |
Гойя. «Горячо!». Рисунок к офорту из серии «Капричос». 1792-1797
КАРАНДАШ (от тюрк, «чёрный камень») — стержень (часто в деревянной, пластмассовой или металлической оправе) для письма, рисования, черчения. В XII—XVI вв. применялись свинцовые ш т и ф т ы (мягкие, легко стираю щиеся линии) и серебряные штифты (проведённые линии почти не стирались, см. рис. на с. 96) в металлической опра ве. В XIV в. появился итальянский карандаш. В XVI в. в Анг лии в графстве Камберленд были открыты залежи графита. На фабриках глыбы графита распиливались на пластины, те, в свою очередь, — на тонкие палочки, которые встав ляли в деревянные оправы. Так появились графитовые К., названные «рисовальным оловом», так как вначале считали,
Карандашная
манера.
А. Е. Егоров. Истязание Спасителя. Лист из альбома «Рисунки, сочинённые
и гравированные Егоровым». 1814
что графит — это разновидность оловянной руды. К XIX в. залежи истощились. Однако в 1794 г. французский изобре татель Ж а к Конте, смешав графитовый порошок с чистой глиной и водой, получил грифели, твёрдость которых можно было регулировать: твёрдый — Н, м я г к и й — В, средней твёрдости — НВ (у нас Т, Ми ТМ соответственно).
КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА — техника гравирования, разновидность углублённой гравюры, имитирующая рисунок карандашом, углём, сангиной или пастелью. Эффекты К. м. достигаются нанесением мелкозернистых штрихов и пя тен рулеткой и л и чеканом на загрунтованную металли ческую доску с последующим травлением.
ш. Филипон. карикатура
на Карла х. «о, какая
отвратительная маска!»
КАРИКАТУРА (ит., от лат. «пере гружать, преувеличивать») — наме ренно искажённое, пародийное, под чёркнуто смешное изображение лица или события, обычно графическое. В К. художник соединяет в неразрывное це лое реальные и фантастические черты, преувеличивает и заостряет характер ные о с о б е н н о с т и лица, фигуры, ко стюма, манеры поведения изображаемого персонажа. Однако при этом он
обязательно сохраняет сходство с на-
г
турой. Расцвет К. относится к XIX в., когда появились работы О. Домье и других известных ка рикатуристов. Важную роль в борьбе с ф а ш и з м о м сыграла К. в нашей стране в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.).
КАРНАЦИЯ (фр. «телесный цвет», от лат. «плоть») — живописные приёмы, используемые при изображении лица
и обнажённой |
натуры. |
К А Р Т И И 4 |
— произведение станковой живописи, име |
ющее самостоятельное художественное значение. Карти ной обычно называют произведения сюжетного характе ра, основу которых составляет изображение человеческих действий, общественных событий, — чаще всего это бы товой, исторический, батальный жанры. Значительно реже картинами называют произведения других жанров: натюр морт, интерьер и т. д. К. предполагает глубину, завершён ность и обобщённость образного содержания, она редко пишется с натуры. Чаще всего ей предшествуют наброски, зарисовки, этюды, эскизы, в которых художник собирает материал для будущей К. Большую роль в этом процессе играет воображение, фантазия, вымысел. Наиболее распро странённой техникой исполнения станковой К. является