Файл: Конспект лекций по надежности (2).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.08.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Травин г.М., Токарев в.А., Родионова е.А.

Кострома

Содержание Лекция 1. Декомпозиция технологических систем 5

Лекция 1. Декомпозиция технологических систем

1.1. Понятие системы

1.2. Классификация систем

1.3. Технологические системы и их элементы

1.4. Состояния и события технической системы

Вопросы для самоконтроля

2.1. Понятие качества

2.2. Свойства надежности

2.3. Показатели оценки надежности

3.1. Факторы и процессы влияния

3.2. Изнашивание

3.3. Влияние скорости процессов на надежность технических систем

4.1. Классификация отказов

4.2. Характеристика потока отказов

5.1. Вероятность безотказной работы

5.2. Наработка на отказ, до отказа, интенсивность и параметр потока отказов

5.3. Законы распределения времени между отказами

6.1. Понятие физической и моральной долговечности

6.2. Технико-экономическая долговечность

6.3. Определение оптимального срока службы оборудования

6.4. Количественные показатели долговечности

6.5. Выбор показателей долговечности средств технологического оснащения и их элементов

Вопросы для самоконтроля

Лекция 7. Ремонтопригодность. Свойства и показатели оценки

7.1. Понятие и свойства ремонтопригодности

7.2. Характеристики свойств ремонтопригодности

7.3. Частные показатели оценки ремонтопригодности

8.1. Требования к информации о надежности

8.2. Методы исследования и оценки надежности

8.3. Комплексные показатели надежности

9.1. Избыточность как основной метод повышения надежности систем

9.2. Понятие о резервировании

9.3. Методы резервирования элементов

9.4. Методы резервирования систем

9.5. Использование алгебры логики для моделирования систем с резервированием

Вопросы для самоконтроля

10.1. Расчет надежности резьбовых соединений

10.2. Расчет надежности сварных соединений

10.3. Расчет надежности соединений с натягом

11.1. Понятие и свойства надежности оперативного персонала

11.2. Виды и формы отказов персонала

11.3. Классификация ошибок оперативного персонала

Библиографический список

Готовность – свойство оператора включаться в работу в любой произвольный, нужный момент времени.

Своевременность – свойство оператора выполнять задачу, не превышая отведенного лимита времени. Основным показателем своевременности является вероятность выполнения задачи в течение времени . Эта вероятность равна

Восстанавливаемость – свойство человека-оператора контролировать свои действия и исправлять допущенные ошибки.

11.2. Виды и формы отказов персонала

Согласно ГОСТ 26387-84 «Система «человек-машина» отказ человека-оператора это невыполнение им предписанных действий или снижение качества их выполнения за пределы, необходимые для достижения цели деятельности.

Все отказы подразделяются на две группы: связанные с прекращением или снижением уровня деятельности и не обусловленные уровнем деятельности. Отказы вследствие внешних причин, не позволяющих выполнять рабочие действия, в технической литературе принято относить к организационным. С позиции надежности производственной системы окончательные отказы, связанные с прекращением деятельности (смерть, травма, заболевание) носят разовый характер и не оказывают систематического влияния на результаты функционирования производства. Наибольшее влияние на результаты функционирования производственной системы оказывают отказы, связанные со снижением уровня деятельности: психофизиологические и мотивационные (утомление, стресс, нежелание) и не связанные с прекращением или снижением уровня деятельности. ГОСТ 26387-84 определяет отказ человека-оператора, не связанный с прекращением деятельности как ошибку.

Для промышленного персонала все виды отказов с позиции их влияния на комплексную надежность производства можно свести к 4 основным группам: невыход на работу, прекращение работы, снижение производительности, ошибки. Первые две группы – это отказы, связанные с прекращением деятельности; третья – со снижением уровня деятельности; четвертая группа – отказы, не связанные как с прекращением, так и с уровнем деятельности.

Все отказы, имеющие место в деятельности персонала, возникают под воздействием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы: психофизиологические, личностные, социальные, социально-психологические. Степень влияния перечисленных групп факторов на возникновение отказов, а, следовательно, и на надежность персонала, различна.



11.3. Классификация ошибок оперативного персонала

ГОСТ 26387-84 Система «человек-машина» определяет отказ человека-оператора, не связанный с прекращением деятельности как ошибку. Ряд авторов также выделяет ошибку как особый вид отказа, не связанного с потерей работоспособности. Например, ошибочное действие ‑ такое, которое не адекватно объективным, социально заданным целям управления. В то же время оно адекватно субъективной цели человека и в этом смысле должно рассматриваться как закономерное. Кроме того, ошибку определяют как кратковременное непроизвольное отклонение от нормы деятельности или однократное неправильное формирование нормы.

Рассматриваются три вида ошибочных действий (или бездействий) оператора: оператор выполнил что-то не то; не так; не вовремя. Согласно другой классификации ошибок присутствует еще неверное целеобразование. Классификация в инженерной психологии дополнительно рассматривает такой признак различия ошибок, как структурный уровень деятельности, на котором они совершаются.

По разным оценкам по вине оператора происходит от 20 до 80% всех нарушений в работе АС и от 15 до 40% всех аварий. Экспериментальные статистические исследования, проведенные в условиях швейного производства, показали, что из всех проанализированных отказов технологического оборудования 26,4% являются следствием ошибок персонала. Простои оборудования в устранении отказов вследствие ошибок персонала составляют около 28% от общего времени простоев, а неисправимый брак 18,5% от всех случает возникновения брака.

Анализ различных подходов и классификаций ошибок персонала позволил выделить следующие возможные ошибки операторов:

  • неправильная последовательность выполнения рабочих приемов

  • неправильное выполнение рабочих приемов;

  • неправильный выбор режима работы оборудования;

  • неправильная установка режима работы оборудования;

  • неправильная ориентация изделия в процессе выполнения операции;

  • ошибка выбора инструмента или приспособления;

  • ошибка установки (настройки) инструмента и приспособления;

  • работа неисправным инструментом или приспособлением;

  • работа на неисправном оборудовании;

  • неправильная передача обрабатываемого изделия;

  • неправильное оформление документов;

  • ошибка в оценке технического состояния оборудования;

  • несоблюдение технических параметров обрабатываемого изделия;

  • неправильная комплектация изделия.


Вопросы для самоконтроля

  1. Какими составляющими определяется комплексное свойство надежности персонала?

  2. Предполагает ли безошибочность полное отсутствие ошибок персонала?

  3. В чем специфика ошибки как вида отказа персонала?

  4. В какие группы можно объединить факторы, влияющие на возникновение ошибок?

  5. С помощью каких методов можно повысить надежность персонала?

Библиографический список

  1. ГОСТ 21.003-75. Системы «человек-машина». Основные понятия. Термины и определения. – М.: Изд-во стандартов, 1975.

  2. ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Термины и определения. – М.: Изд-во стандартов, 1989.

  3. ГОСТ 27.033-83. Надежность в технике. Выбор и нормирование показателей надежности. – М.: Изд-во стандартов, 1983.

  4. ГОСТ 27.103-83. Надежность в технике. Критерии надежности и предельных состояний. Основные положения. – М.: Изд-во стандартов, 1982.

  5. Кубарев, А.И. Надежность в машиностроении / А.И. Кубарев – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство стандартов, 1989. – 224с.

  6. Математические основы теории надежности: Методические указания к практическим работам / Д.Ю. Кобзов, И.В. Свиридо. БрИИ. – Братск, 1995. – 30с.

  7. Острейковский, В.А. Теория надежности: Учеб. для вузов / В.А. Острейковский. – М.: Высш. шк., 2003. – 463 с.

  8. Пирогов, К.М. Основы надежности текстильных машин: Учебное пособие для вузов / К.М. Пирогов, С.А. Егоров. – Иваново: ИГТА, 2004. – 268 с.

  9. Проников, А.С. Надежность машин / А.С. Проников. ‑ М.: Машиностроение, 1978. – 592 с.

  10. Проников, А.С. Параметрическая надежность машин / А.С. Проников. ‑ МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. – 560 с.

  11. Решетов, Д.Н. и др. Надежность машин: Уч. пособие для машиностр. спец. вузов / Д.Н. Решетов, А.С. Иванов, В.З. Фадеев; Под ред. Д.Н. Решетова. – М.: Высшая школа, 1988. – 238с.

  12. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Ломова. – М.: Машиностроение, 1982. – 368с.