Файл: Лекции Введение в педагогику.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний. В методической литературе, как российской, так и зарубежной, существует множество определений понятия «компетенция», но остановимся на одном из них

Компетенция - способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях. (Разработка модульных программ, основанных на компетенциях. Методическое пособие.- Москва, 2005 с.6.)

Основные составляющие понятия компетенции.

Знания - осваиваются в ходе познавательной деятельности. Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни в коей мере не принижает роль знания. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом в жизни в обществе, основанном на знаниях в которых предстоит жить.

Умение - предполагает целенаправленное выполнение действия, задания.

Отношение - под ним понимается к объекту и предмету деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение работника к самому себе к своему личному и профессиональному развитию и карьере.

Опытом становится то жизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработано человеком и стало частью его внутреннего мира, когда он анализирует результаты своей деятельности и делает правильные выводы.

Следует обратить особое внимание на необходимость использования термина «компетенция», а не компетентность. Предлагаемый подход основывается именно на компетенциях, понимаемых как совокупность знаний, умений, отношений и опыта, которые эффективно используются как в знакомых, так и новых ситуациях, а не на компетентности, понимаемой как адекватное поведение в организации и осуществлении профессиональной деятельности.

Различают три основных типа компетенций:

1.Профессиональные 2. Мобильные 3. Ключевые.

Так как рассматривается компетентностный подход в аспекте общеобразовательных дисциплин, более подробно рассматриваются мобильные и ключевые компетенции.

Мобильные - социальные, коммуникативные, методические и иные, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий.


Ключевые - необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям, к ним относятся:

· грамота и счет;

· использование теоретических знаний в практических целях;

· умение учиться;

· умение осуществлять поиск и интерпретацию информации;

· умение сотрудничать и работать в команде;

· умение решать проблемы;

· ответственность за собственное обучение;

· коммуникативные умения;

· ответственность за качество труда и обучения;

· инициативность, творчество и т.д.

Важно подчеркнуть, что данные компетенции актуально развивать не только в профессиональном курсе, но и общеобразовательном.


Тема 2. Педагогика как наука.

План.

1.Объект, предмет, задачи и основные категории педагогической науки.

2.Методология педагогической науки.

3.Методы педагогического исследования.

Литература.

1. Методы педагогических исследований /В.И. Журавлева. – М., 1987.

2. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М.: Новая школа, 1996. - с.8-13.

3. Учебники педагогики:

Педагогика /В.А. Сластенин и др.(1998г.) – гл. 5и6,с.72-110.

Педагогика /П.И. Пидкасистый (1996г.) – гл.2, стр. 33-55

Педагогика /Ю.К. Бабанский и др. (1988г.)- гл.1.

Педагогика Т.А. Ильина (1984г.) – гл.1.

Педагогика Б.Т. Лихачев (1993г.) – гл.5

Педагогика И.Ф. Харламов (1990г.) – гл.1 и 2.

4.Педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. –М., 1998, 2000.

5.Педагогические словари.

1.

Педагогика - наука о законах образования, обучения и воспитания детей и взрослых.

Наука – одна из форм человеческого сознания (наряду с искусством и религией), сфера человеческой деятельности, результатом которой является добыча знаний, их систематизация, создание теорий в области своего предмета.

Теория – форма организации научных знаний с целостным представлением о закономерностях и существенных связях действительности её объекта (в педагогике, например, - теория обучения, теория воспитания и др.).

Объект исследования в педагогике это всегда процесс – реальный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, школе, вузе и т.п.).

Предметом исследований в педагогике является педагогический факт, явление педагогической действительности, которое обуславливает развитие человека. (Рассмотрим на примере урока биологии)

Каждая наука имеет свои определенные специфичные цели.

Цель науки – описание, объяснение, предсказание процессов и явлений реальной действительности в русле открываемых наукой законов. Цель это предвосхищаемый результат деятельности, то к чему будем стремиться в ходе деятельности. Цели конкретизируются задачами.

Задачи педагогической науки (т.з. П.И. Пидкасистого)

1.Исследование закономерностей учебно-воспитательного процесса и управления педагогической системой.

2.Обобщение и изучение передового педагогического опыта и практики.

3.Разработка инновационных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, которые позволяют эффективно решать педагогические задачи.


4.Введение результатов исследований в педагогическую практику.

С другой точки зрения, некоторые педагоги (В.А. Сластенин) этот же вопрос рассматривают как функции педагогической науки:

1.Теоретическая функция (м.б. описана по трем уровням)

- описательный (об опыте);

- диагностический (выявление состояния объекта);

- прогностический (моделирование преобразования объекта).

2.Технологический (2 уровня)

- проективный (разработка методических материалов, планов, программ, учебников);

- преобразовательный (внедрение достижений педагогической науки в практику обучения и воспитания).

3.Рефлексивный и корректировочный (оценка результатов влияния исследований на практику обучения и воспитания и последующая коррекция).

Критерием истинности и основой развития теории является практика. Теория и практика не мыслимы друг без друга. Теория без практики несостоятельна, практика без теории наивна.

Каждая наука имеет свой словарь, свои основные понятия, которыми оперирует в работе. Это категогиальный аппарат науки.

Категории – наиболее общие понятия, которыми оперирует педагогика, такие как педагогический процесс, образование, обучение, воспитание и другие. При всей важности категорий, на многие из них у педагогов-теоретиков нет единой точки зрения. Рассмотрим их.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогический процесс как целенаправленная деятельность проходит в специально созданной педагогической системе.

Педагогическая система – любое объединение людей, специально созданное для реализации педагогических целей (Л.Ф. Спирин).

С точки зрения В.А. Сластенина (с.84) педагогическая система – это множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатаций достижения гражданином определенных государством образовательных уровней (Закон РФ «Об образовании»).

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся в ходе которого осуществляется образование и развитие человека (Бабанский с.10).


Обучение – целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека. Его результат – присвоение человеком знаний, выработка умений (Поляков с.10).

Обучение – процесс общения учителя и учащихся, в ходе которого происходит управляемое усвоение общественного опыта, воспроизведение, овладение той или иной конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности (Пидкасистый с.119).

Воспитание целенаправленное управление процессом развития личности (Караковский: не личностью, а процессом ее развития!) (по «Концепции воспитания учащейся молодежи» Караковского В.А. и др.).

Воспитание – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека (Поляков с.10).

Воспитание – двусторонний процесс и результат взаимодействия педагога и ребенка с целью развития личности ребенка, при активности самой личности (Бабанский).

Сущность воспитательного процесса в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека с тем. Чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности (Бабанский с.94). Сущность – это то, что есть явление само по себе, что в любых ситуациях и при любых обстоятельствах остается неизменным.

Социализация – исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат активного усвоения индивидом, социального опыта (А.В. Петровский).

Социализация – процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром (А.В. Мудрик).

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в свойствах и качествах личности (физическое, физиологическое, интеллектуальное, морально-нравственное, трудовое, социально-бытовое…).

Саморазвитие – целенаправленный осознанный процесс развития и формирования у себя свойств и качеств личности, черт характера, устойчивых взглядов, убеждений, мировоззрения.

Формирование – результат развития личности. Означает её становление, приобретение совокупности устойчивых качеств на определенном этапе развития, относительно устойчивый фиксированный результат.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе (Сластенин с.24).