ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Лекции по курсу «введение в педагогику»
Тема 1. Педагогика в курсе психолого-педагогических дисциплин.
Тема 3. Личность ребенка, ее развитие и формирование
Тема 4. Личность педагога, ее становление и развитие.
Тема 5. Педагогический процесс и его основные характеристики.
Тема 6. Понятие, сущность и основные функции культуры педагога
Каков ваш идеал учителя? ….
А кто успел и догадался поздравить своего любимого учителя с праздником – Днем учителя? …
В 2009-10г. в России обсуждалась и была принята Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», направленная на модернизацию и развитие системы общего образования страны.
Об этом сообщил Президент России Дмитрий Медведев 5 ноября 2009г. в Послании Федеральному Собранию. Как отметил Президент РФ, если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана во всем мире, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего». «С передовых позиций мы откатились», – признал глава государства и подчеркнул, что слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом.
При этом школьное образование, по мнению Дмитрия Медведева, «представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны».
Важной задачей, стоящей перед общим образованием, Дмитрий Медведев считает сохранение, качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей. «Ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. И, что еще более важно, для пополнения школ новым поколением учителей», – отметил глава государства. «Мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе, – пообещал Президент страны. – Но и педагоги должны уважительно относиться к ученикам, должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми». В этой связи Президент России заявил о том, что полностью поддерживает предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. В наступившем 2011г. речь идет о подготовке нового Закона РФ об образовании и модернизации образовательной системы страны.
Тем из вас, кто по завершении обучения в вузе все же перешагнет порог школы или другого учебного заведения в роли педагога, хочется от души пожелать стать для кого-то из ребят тем самым-самым, кого захочется вспоминать добрым словом и после окончания обучения многие годы.
По словам А Дистервега, «самым важным явлением в школе, самым поучительным примером для наблюдения, самым живым примером для ученика является сам учитель. Его личность завоевывает ему уважение, влияние, силу. Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Каким же он должен быть, какие функции должен выполнять, каким требованиям соответствовать.
Функции учителя:
- учебно-информативная;
- воспитательная;
- диагностическая;
- организаторская;
- просветительская (работа с родителями);
- гностическая;
- исследовательская.
Требования к учителю и его обязанности:
1.изучать с учениками определенные учебные дисциплины;
2.управлять процессом развития и формирования личности ребенка;
3.использовать разнообразные формы учебной и внеучебной работы;
4.не только много знать, но и многое уметь;
5.глубокое знание своего предмета на современном научном уровне, т.к. «не возможно дать другому то, что не имеешь сам» (А.Дистервег). Нельзя стать хорошим учителем не владея в совершенстве своей специальностью;
6.надо не только самому обладать знаниями, но и уметь сделать их достоянием своих учеников, что совсем не одно и то же;
7.учитель может и должен владеть педагогическим мастерством, приобретать и постоянно совершенствовать знания, навыки и умения обучения и воспитания;
8.необходимо наличие педагогических способностей, призвания;
9.владение педагогической техникой (тон, стиль, темп, культура речи, мимика, жесты, умение управления и демонстрации и т.д.). Макаренко А.С. считал, что не возможно быть хорошим воспитателем, не умея владеть своей мимикой, не может придать своему лицу необходимое выражение или сдерживать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, серьезным, сердитым… Должен вести себя так, чтобы каждое движение его воспитывало и всегда должен знать, чего он хочет т чего он не хочет в данный момент;
10.в отношении к профессии и к детям необходимо сочетание любви к делу с любовью к ученикам. Л.Н. Толстой: «Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет ни любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к детям, он – совершенный учитель!»
В.А.Сухомлинский: «Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком»;
11.Авторитет учителя, его моральный облик. К.Д. Ушинский подчеркивает огромное значение личности педагога в воспитании: «никакие уставы и программы … не могут заменить личности в деле воспитания … Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Я.А.Коменский считал, что дело воспитания нельзя доверять человеку неустойчивому в нравственном отношении, а Н.А.Добролюбов писал: «…горе тому учителю, в нравственных достоинствах которого усомнятся его ученики!»;
12.Педагогический такт, чувство меры во всем. К.Д.Ушинский: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающего всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность»;
13.Творческое отношение к делу, постоянный поиск нового и непрерывное совершенствование.
14.Изучение и обобщение передового педагогического опыта;
15.творческое отношение к внеклассной воспитательной работе.
Выполнение данных требований необходимо каждому педагогу и контролируется администрацией школы.
2.
При рождении каждый человек получает какие-либо задатки к определенным видам деятельности. Чтобы задатки превратились в способности, необходимо включиться в конкретную деятельность. Педагогические способности развиваются по мере включения в практическую педагогическую деятельность.
Педагогические способности – совокупность качеств личности достаточных и необходимых для успешного выполнения ею соответствующей педагогической деятельности.
1. Дидактические способности (или способности конструирования учебного материала). Это способность доходчиво, просто, понятно объяснять учебный материал. Непонятное делать понятным, сложное – простым (а не наоборот! не запугивать сложностью предмета!). Дидактические способности не коррелируются умственными способностями. Надо знать, что может понять ученик, ориентироваться на ребенка.
2. Перцептивные способности: - в психологи – восприятие учителем ученика; а) в педагогике – педагогическая наблюдательность, способность по едва заметным внешним проявлениям судить о внутреннем состоянии ученика, умение «читать по лицу». Перцепция выражается: б) в понимании внутреннего мира ребенка, умении проникнуть в него, правильно истолковать его психическое состояние; - в способности улавливать все сдвиги, происходящие в развитии ребенка, обнаруживать отклонения; в) улавливать тенденции в развитии детского коллектива, т.е. это можно назвать педагогической зоркостью. Но недостаточно видеть, надо уметь чувствовать, а поэтому следует назвать еще и способность эмпатии – (в психологии – вчувствование), педагогу необходимо вчувствоваться в состояние ребенка, понять, оценить ситуацию и со своей, и с его точки зрения, понять, что переживает ребенок.
3. Коммуникативные способности – это способность устанавливать правильный тон, стиль взаимоотношений с учащимися. В конце 19в. немецкий психолог Курт Левин выделяет три основных стиля взаимодействия: авторитарный, демократический, либеральный. Можете ли вы их охарактеризовать? Опишите самостоятельно характерные положительные и отрицательные черты каждого стиля, оставьте несколько строк для выполнения задания дома.
Московские исследования показали, что, отвечая на вопрос «Какой учитель для вас идеален?», дети отметили, что ценят того, к кому можно подойти и посоветоваться в любую минуту жизни, во взаимоотношениях импонирует позиция старшего, опытного друга, наставника.
4.Организаторские способности. Учитель как организатор детского коллектива должен уметь сплотить коллектив и организовать его деятельность. Для этого нужно развивать группу умений: - умение увлечь интересной целью, - умение наметить конкретный план действий; - умение педагогически верно распределить поручения; - умение регулировать внутриколлективные отношения; - умение осуществлять контроль совместной деятельности; - умение организовать работу родителей в совместном коллективе детей и взрослых.
Хороший организатор никогда не поставит детей в позицию пассивного исполнителя. И.П.Иванов: «При организации любого вида деятельности не для них и без них, а вместе с ними».
5. Суггестивные способности (внушение) – способность волевого воздействия на учеников, способность предъявлять требования и добиваться безусловного их выполнения. В требовании не должно быть упрашивающих или унизительных интонаций, а по форме требования могут быть очень разнообразны: требование, приказ, поручение, просьба, намек и т.д.
6. Проектировочные способности или педагогическое воображение – взгляд в будущее, педагогическое предвидение, отражение в сознании того, чего еще пока нет, но к чему будем стремиться. Это способность предвидеть и предчувствовать последствия своих слов, действий, решений (как слово наше отзовется); - проектировать личность ученика: что получится из этого ребенка при определенном воздействии; - прогнозировать развитие коллектива. В целом, надо зримо представлять будущее: чтобы воспитать у ребенка какое-либо качество, надо к нему относиться так, как будто это качество у него уже сформировано.
7.Интуиция - в ее основе лежит знание и опыт. Только тот может овладеть этой способность, кто хорошо владеет психолого-педагогической эрудицией.
8.Академические способности – компетентность, широкий кругозор, способность расширять круг знаний, следить за развитием теории, науки, приобретать новые знания, но не забывать и о дидактических способностях – доходчиво представлять учебный материал.
9. Специфические способности – т.е. то, что требует особенность преподаваемого предмета (филолог – одно, музыкант – другое …).
10. Способность владения педагогической техникой, т.е. речь, мимика, жесты, самообладание и т.д.
Педагогические способности необходимо развивать. Для этого нужно работать над собой. В.А.Сухомлинский: «Чтобы дать ученику искорку знаний, надо самому выпить море света».