Файл: Лекции Введение в педагогику.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Единство морали и культуры выражается в профессиональной этике. Общая культура и профессиональная культура личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.

3

Педагогическая культура - это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной орга­низации педагогического процесса.

Она определяет характер осуществления всех основ­ных функций учителя: образовательной, воспитательной, развивающей. В содержании педагогической культуры мож­но выделить совокупность стержневых компонентов, та­ких как культура педагогического мышления, общения, поведения и внешнего вида, духовно-нравственная куль­тура.

Культура педагогического мышления включает высо­кое развитие способности к научной обработке педагоги­ческих явлений и фактов, относящихся как к личности школьника (его сознанию, поведению), так и к воспита­тельному процессу, к личности самого учителя. Рефлек­сия учителя как компонент культуры мышления побуж­дает его к постоянному самосовершенствованию в лич­ностном и профессиональном отношениях. Интуиция как элемент культуры педагогического мышления способствует мгновенным верным решениям в сложных педагогичес­ких ситуациях. Интуиция - это чутье, догадка, озарение, основанные на богатом предшествующем опыте и психолого-педагогических знаниях. Культура педагогического мышления обогащается и развивается на основе информационной культуры. Получение новой информации, ее отбор, обработка и затем своевременное использование залог успешного творческого мышления и творческой деятельности педагога.

Одна из важнейших черт культуры педагогического мышления - творчество. Творческое мышление характеризуют ряд признаков: гибкость мышления, зоркость в видении проблем, парадоксов, способность к свертыва­нию мыслительных операций, переносу, цельность вос­приятия, легкость генерирования идей. Культура умствен­ного труда как элемент культуры педагогического мышления позволяет учителю эффективно и долгие десятиле­тия осуществлять гностическую деятельность, реализовы­вать свои творческие планы.

4

Духовно-нравственная культура - это нить, связывающая духовность учителя с духовным миром ребенка, которая определяет гуманистическую направленность его личности. Это критерий профессионализма учителя, так как только нравственная личность способна воспитывать нравственного ребенка. Гармония соответствующих знаний, чувств и поведения личности учителя становится притягательной для детей, стимулирует формирование нравственного идеала у воспитанников. От нравственной позиции педагога во многом зависит наше будущее.


Духовная культура педагога - интегративное качества личности, характеризующееся мерой и способом творческой самореализации субъекта, направленной на формирование духовности. Она создает ту ауру, которая притягивает ребенка к педагогу. Чистота помыслов и чувств создает условия для искреннего диалога между учителем и учеником. Любовь к ребенку облегчает взаимопонима­ние. "Зорко одно лишь сердце", - писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Духовно-нравственная культура - залог формирования культуры педагогического общения, в процессе которого создается благоприятная атмосфера, способству­ющая развитию личности ребенка. Знание нравственны норм и правил общения, культура речи, виртуозное, мастерское владение приемами и методами взаимодей­ствия и воздействия на личность ребенка в сочетании с педагогическим тактом - элементы культуры педагоги­ческого общения. Педагогический такт - это способность выбрать правильный, адекватный подход к воспитанни­ку, проявляющийся в уважении к его личности, укреп­ляющий его чувство собственного достоинства. Для этого учителю необходимо быть деликатным, обладать чувством меры, саморегуляцией, эмпатией, выдержкой. Высшим уровнем культуры общения является культура сотрудни­чества.

По мнению В.А.Сухомлинского, важным элементом профессиональной культуры учителя является умение ориентироваться в сложных ситуациях, обращаться к уму и сердцу воспитанника.

Культура поведения и внешнего вида учителя - это не только средство пробуждения симпатии учащихся к учителю, средство налаживания контактов, но и действен­ный способ воспитания и воздействия на нравственные и эстетические чувства ребенка. Повышенные требования к внешнему виду учителя (одежда, выражение лица, ми­мика, жесты, пантомимика) обусловлены социально-пси­хологическими и профессионально-эстетическими осо­бенностями его труда. Эмоциональное впечатление, ко­торое производит учитель, память чувств, которые он оставляет ученику, - все это факторы, способствующие созданию благоприятной атмосферы взаимопонимания между учителем и воспитанником.

5

Возможно, педагогическая профессия является един­ственной, где профессиональная культура не только эле­мент базовой (общей) культуры человека; она формиру­ется и развивается на основе базовой культуры. Лишь ду­ховно богатый, образованный и воспитанный человек может стать настоящим педагогом, к которому будут тя­нуться ученики.

Признаками педагогической культуры учителя явля­ются интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребнос­тей, гармония умственного, нравственного и физическо­го развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и пе­дагогическое мастерство.


Учитель является творцом культурных ценностей, чем выше его культура, тем больших успехов он достига­ет в своей педагогической деятельности.

Педагог - человек высокой культуры, ее носитель, к, нему предъявляются высокие требования, так как имен­но он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание сле­дует рассматривать как способ приобщения человека к культуре.

Воспитание - это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социаль­но-экономических условиях (О.С.Газман).

В воспитательном процессе осуществляется не про­сто взаимодействие педагога и воспитанника: происхо­дит диалог двух людей, разных поколений и культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педаго­га, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места императивности и авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Диа­логическое взаимодействие осуществляется при деликат­но созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Такое взаимодействие может организовать лишь педагог-мастер.

Мастерство педагога как высший уровень развития его профессионализма является результатом многолетне­го педагогического опыта и творческого саморазвития личности. Педагогическая культура - основа, которая дает возможность подняться к вершинам мастерства. Педаго­гическая культура - основание и содержание профессио­нализма учителя, мастерство - форма его проявления в педагогической деятельности.

Восхождение к мастерству - не самоцель. Педагоги­ческое мастерство позволяет сделать учебно-воспитатель­ный процесс увлекательным и легким, как для педагога, так и для ученика. Мастерство позволяет достичь высоких оптимальных результатов при малых затратах сил учителя и ученика. Ребенок при общении с педагогом-мастером не замечает, что его воспитывают и обучают: ему просто хочется еще и еще раз встретиться с интересным, доб­рым и мудрым человеком - Учителем.

Рекомендуемая литература

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М., 1989.

Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. - М., 1993.

Библер В.С. Школа диалога культур. - Кемерово, 1995.

Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение чело­века культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону, 1991.


Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. - М., 1991.

Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспекти­вы // Новое педагогическое мышление. - М., 1989.

Газман О.С. Концептуальные основы содержания де­ятельности классного руководителя (воспитателя) // Ве­стник образования. 1991. №8.

Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., 1987.

Добрынина В.И. Культура и цивилизация // Культу­рология. - М., 1993.

Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. - М., 1989.

Каган М.С. Философия культуры. - СПб. 1996.

Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. – М., 1993.

Щуркова Н.Е. Духовная культура личности. – М., 1994.


Тема 7. Педагогическая деятельность и мастерство

Тема для самостоятельного изучения.

Мастерство - это то, чего можно добиться,

и как могут быть известны мастер-токарь,

прекрасный мастер-врач, так должен и может

быть прекрасным мастером педагог...

А.С. Макаренко

План.

  1. Педагогическая деятельность: понятие, сущность.

2.Слагаемые педагогического мастерства, их характеристика.

Материалы подготовлены по книге Л.А. Байковой и Л.К. Гребенкиной Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001.

1.

В педагогической науке деятельность, технология и мастерство - понятия одного ряда. Все они характеризу­ются высоким уровнем профессиональной подготовлен­ности. Их связующим звеном являются прежде всего твор­чество и общая культура учителя. Рассмотрим сущность каждого из указанных понятий.

Педагогическая деятельность - это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры. Ученые-педагоги рас­сматривают ее как особый вид социальной, общественно значимой деятельности взрослых (родителей, учителей, социальных работников), направленной на развитие и саморазвитие личности и проводимой в образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, средних специаль­ных, высших, внешкольных).

Педагогическая деятельность - это взаимосвязанная деятельность учителя и обучающегося. Без взаимосвязи пре­подавательской и учебной деятельности не существует ни­какого учебно-воспитательного процесса. Это закон обу­чения и воспитания.

Предмет и продукт педагогической деятельности - личность ребенка и ее гармоничное развитие. Феномен педагогической деятельности (и конкретно - деятельно­сти учащегося), в связи с деятельностью других людей, - в ее активном, творчески развивающемся и преобразую­щем характере.

Структура педагогической деятельности как системы охватывает профессиональную деятельность, основными компонентами которой являются цели (направлены на изменение собственной личности и ее деятельности, со­знания и поведения детей), содержание, средства, дей­ствия, условия, технология, объект и субъект труда учителя, достигнутый результат.