ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Лекции по курсу «введение в педагогику»
Тема 1. Педагогика в курсе психолого-педагогических дисциплин.
Тема 3. Личность ребенка, ее развитие и формирование
Тема 4. Личность педагога, ее становление и развитие.
Тема 5. Педагогический процесс и его основные характеристики.
Тема 6. Понятие, сущность и основные функции культуры педагога
Единство морали и культуры выражается в профессиональной этике. Общая культура и профессиональная культура личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.
3
Педагогическая культура - это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.
Она определяет характер осуществления всех основных функций учителя: образовательной, воспитательной, развивающей. В содержании педагогической культуры можно выделить совокупность стержневых компонентов, таких как культура педагогического мышления, общения, поведения и внешнего вида, духовно-нравственная культура.
Культура педагогического мышления включает высокое развитие способности к научной обработке педагогических явлений и фактов, относящихся как к личности школьника (его сознанию, поведению), так и к воспитательному процессу, к личности самого учителя. Рефлексия учителя как компонент культуры мышления побуждает его к постоянному самосовершенствованию в личностном и профессиональном отношениях. Интуиция как элемент культуры педагогического мышления способствует мгновенным верным решениям в сложных педагогических ситуациях. Интуиция - это чутье, догадка, озарение, основанные на богатом предшествующем опыте и психолого-педагогических знаниях. Культура педагогического мышления обогащается и развивается на основе информационной культуры. Получение новой информации, ее отбор, обработка и затем своевременное использование залог успешного творческого мышления и творческой деятельности педагога.
Одна из важнейших черт культуры педагогического мышления - творчество. Творческое мышление характеризуют ряд признаков: гибкость мышления, зоркость в видении проблем, парадоксов, способность к свертыванию мыслительных операций, переносу, цельность восприятия, легкость генерирования идей. Культура умственного труда как элемент культуры педагогического мышления позволяет учителю эффективно и долгие десятилетия осуществлять гностическую деятельность, реализовывать свои творческие планы.
4
Духовно-нравственная культура - это нить, связывающая духовность учителя с духовным миром ребенка, которая определяет гуманистическую направленность его личности. Это критерий профессионализма учителя, так как только нравственная личность способна воспитывать нравственного ребенка. Гармония соответствующих знаний, чувств и поведения личности учителя становится притягательной для детей, стимулирует формирование нравственного идеала у воспитанников. От нравственной позиции педагога во многом зависит наше будущее.
Духовная культура педагога - интегративное качества личности, характеризующееся мерой и способом творческой самореализации субъекта, направленной на формирование духовности. Она создает ту ауру, которая притягивает ребенка к педагогу. Чистота помыслов и чувств создает условия для искреннего диалога между учителем и учеником. Любовь к ребенку облегчает взаимопонимание. "Зорко одно лишь сердце", - писал Антуан де Сент-Экзюпери.
Духовно-нравственная культура - залог формирования культуры педагогического общения, в процессе которого создается благоприятная атмосфера, способствующая развитию личности ребенка. Знание нравственны норм и правил общения, культура речи, виртуозное, мастерское владение приемами и методами взаимодействия и воздействия на личность ребенка в сочетании с педагогическим тактом - элементы культуры педагогического общения. Педагогический такт - это способность выбрать правильный, адекватный подход к воспитаннику, проявляющийся в уважении к его личности, укрепляющий его чувство собственного достоинства. Для этого учителю необходимо быть деликатным, обладать чувством меры, саморегуляцией, эмпатией, выдержкой. Высшим уровнем культуры общения является культура сотрудничества.
По мнению В.А.Сухомлинского, важным элементом профессиональной культуры учителя является умение ориентироваться в сложных ситуациях, обращаться к уму и сердцу воспитанника.
Культура поведения и внешнего вида учителя - это не только средство пробуждения симпатии учащихся к учителю, средство налаживания контактов, но и действенный способ воспитания и воздействия на нравственные и эстетические чувства ребенка. Повышенные требования к внешнему виду учителя (одежда, выражение лица, мимика, жесты, пантомимика) обусловлены социально-психологическими и профессионально-эстетическими особенностями его труда. Эмоциональное впечатление, которое производит учитель, память чувств, которые он оставляет ученику, - все это факторы, способствующие созданию благоприятной атмосферы взаимопонимания между учителем и воспитанником.
5
Возможно, педагогическая профессия является единственной, где профессиональная культура не только элемент базовой (общей) культуры человека; она формируется и развивается на основе базовой культуры. Лишь духовно богатый, образованный и воспитанный человек может стать настоящим педагогом, к которому будут тянуться ученики.
Признаками педагогической культуры учителя являются интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство.
Учитель является творцом культурных ценностей, чем выше его культура, тем больших успехов он достигает в своей педагогической деятельности.
Педагог - человек высокой культуры, ее носитель, к, нему предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание следует рассматривать как способ приобщения человека к культуре.
Воспитание - это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях (О.С.Газман).
В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника: происходит диалог двух людей, разных поколений и культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места императивности и авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Такое взаимодействие может организовать лишь педагог-мастер.
Мастерство педагога как высший уровень развития его профессионализма является результатом многолетнего педагогического опыта и творческого саморазвития личности. Педагогическая культура - основа, которая дает возможность подняться к вершинам мастерства. Педагогическая культура - основание и содержание профессионализма учителя, мастерство - форма его проявления в педагогической деятельности.
Восхождение к мастерству - не самоцель. Педагогическое мастерство позволяет сделать учебно-воспитательный процесс увлекательным и легким, как для педагога, так и для ученика. Мастерство позволяет достичь высоких оптимальных результатов при малых затратах сил учителя и ученика. Ребенок при общении с педагогом-мастером не замечает, что его воспитывают и обучают: ему просто хочется еще и еще раз встретиться с интересным, добрым и мудрым человеком - Учителем.
Рекомендуемая литература
Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М., 1989.
Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. - М., 1993.
Библер В.С. Школа диалога культур. - Кемерово, 1995.
Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону, 1991.
Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. - М., 1991.
Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. - М., 1989.
Газман О.С. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (воспитателя) // Вестник образования. 1991. №8.
Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., 1987.
Добрынина В.И. Культура и цивилизация // Культурология. - М., 1993.
Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. - М., 1989.
Каган М.С. Философия культуры. - СПб. 1996.
Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. – М., 1993.
Щуркова Н.Е. Духовная культура личности. – М., 1994.
Тема 7. Педагогическая деятельность и мастерство
Тема для самостоятельного изучения.
Мастерство - это то, чего можно добиться,
и как могут быть известны мастер-токарь,
прекрасный мастер-врач, так должен и может
быть прекрасным мастером педагог...
А.С. Макаренко
План.
Педагогическая деятельность: понятие, сущность.
2.Слагаемые педагогического мастерства, их характеристика.
Материалы подготовлены по книге Л.А. Байковой и Л.К. Гребенкиной Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001.
1.
В педагогической науке деятельность, технология и мастерство - понятия одного ряда. Все они характеризуются высоким уровнем профессиональной подготовленности. Их связующим звеном являются прежде всего творчество и общая культура учителя. Рассмотрим сущность каждого из указанных понятий.
Педагогическая деятельность - это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры. Ученые-педагоги рассматривают ее как особый вид социальной, общественно значимой деятельности взрослых (родителей, учителей, социальных работников), направленной на развитие и саморазвитие личности и проводимой в образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, средних специальных, высших, внешкольных).
Педагогическая деятельность - это взаимосвязанная деятельность учителя и обучающегося. Без взаимосвязи преподавательской и учебной деятельности не существует никакого учебно-воспитательного процесса. Это закон обучения и воспитания.
Предмет и продукт педагогической деятельности - личность ребенка и ее гармоничное развитие. Феномен педагогической деятельности (и конкретно - деятельности учащегося), в связи с деятельностью других людей, - в ее активном, творчески развивающемся и преобразующем характере.
Структура педагогической деятельности как системы охватывает профессиональную деятельность, основными компонентами которой являются цели (направлены на изменение собственной личности и ее деятельности, сознания и поведения детей), содержание, средства, действия, условия, технология, объект и субъект труда учителя, достигнутый результат.