Файл: Лекции Введение в педагогику.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее общий закон целостного образо­вательного процесса формулируется как обязательное присвоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. В педагогике он выражается в формулировке ее объек­та, что свидетельствует о том, что «обойти» этот закон нельзя.

Другой общий закон — это социальная сущность образования, проявляющаяся в его обусловленности во всех его аспектах и элементах социально-экономическим состоянием общества.

Специфическим законом для сферы образования является отношение к взаимодей­ствию учителя и ученика, воспитателя и воспитанника в образовательном процессе, без которого нет самого этого процесса, а также единство содержательной и процессу­альной сторон обучения.

Ведущим методологическим основанием для описания закономерностей в педагогике является диалектический системно-структурный подход, позволяющий последовательно выявлять существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, т. е. закономерные связи педагогической системы.

Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи:

1 связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями;

2 связи внутри педагогического процесса;

3 связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса;

4 связи между процессами - обучения, образования, воспитания и развития; - между процессами воспитания и самовоспитания; - процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых; - между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания (воспитателей, детских организаций, семьи, общественности и др.)

Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса, сформу­лированные в педагогической литературе:

  • эффективность образовательного процесса законо­мерно зависит от материальных, гигиенических, мораль­но-психологических и т.п. условий, в которых он проте­кает;

  • средства педагогической деятельности обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической си­туации;

  • прочность усвоения содержания учебного материа­ла тем больше, чем систематично организовано прямое и отсроченное повторение этого содержания и введение его в систему уже усвоенного ранее содержания;

  • обученность учащихся сложным способам деятель­ности зависит от того, насколько учитель обеспечил ус­пешное предшествующее овладение простыми видами деятельности и готовности учащихся определять ситуа­ции, в которых эти действия могут быть применены;

  • уровень и качество усвоения зависят при прочих равных условиях (память, способности) от учета учителем степени личностной значимости для учащихся усваивае­мого содержания.


Закономерности в свою очередь конкретизируются принципами.

Принципы в педагогике – это научно обоснованные правила, требования к деятельности педагога, вытекающие из установленных наукой закономерностей. Принципы подвижны, в ходе истории изменяются в зависимости от уровня развития общества, сложившихся социально-экономических и политических условий.

В основе принципов лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности. Некоторые педагогические законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько принципов. На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные, философские, логические, психологические, этические и иные закономерности. Они обуславливаются также целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.

1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося, единства знаний и умений, сознания и поведения.

2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

3. Принцип систематичности, преемственности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.

4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельнос­ти учащихся при руководящей роли учителя, так как педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.

5. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода связанного с эстетизацией детской жизни, обучения и воспитания.

6. Принцип доступности и достаточной сложности обучения.

7. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

8. Принцип связи обучения с жизнью, общественно полезным трудом и производственной практикой.

9. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.


10. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса, уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

11. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

12. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.

Конечно же, все вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены ведущему принципу - принципу духовно-нравственного, направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения. Это предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего раз­вития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.


Тема 6. Понятие, сущность и основные функции культуры педагога

Тема для самостоятельного изучения

План.

1.Понятие, сущность и основные функции культуры.

2.Структура культуры личности.

3.Педагогическая культура, ее основные компоненты.

4.Духовно-нравственная культура педагога.

5.Педагогическая культура и мастерство.

Материалы подготовлены на основе книг:

1. Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М:Пед. об-во России, 2001 -256с.

2. Н.Е. Щуркова Практикум по педагогической технологии. – М.:Пед. об-во России, 2001 – 250с.

1

Во все времена профессия учителя была наиважней­шей. Благодаря педагогической деятельности не прерыва­ется связь времен, культурные ценности становятся дос­тоянием новых поколений, в диалоге учителя и ученика рождаются новые идеи и отношения, новые духовные и материальные ценности.

Конец XX века характеризуется возрастанием культурообразующей функции образования. Воспитание и обу­чение - важнейшие элементы духовной культуры обще­ства. С одной стороны, они отражают уровень ее разви­тия, с другой - обогащают и развивают ее, служат важнейшим средством ее преемственности от поколения к поколению, средством взаимообогащения культур разных стран.

Культура (лат. cultura - возделывание, обрабатывание) - совокупность материальных и духовных ценнос­тей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Культура существует в двух основных формах: объективной (в виде реальных предметов, созданных порой не одним поколением людей и несущих человеческий смысл, в продуктах духовного труда, системе социальных норм и «учреждений, духовных ценностях, в совокупности отно­шений людей к природе, между собой и к самим себе) и субъективной (в виде деятельностных способностей че­ловека, его общественно развитых чувств и возможнос­тей индивида овладеть этим предметным богатством).

Культура характеризует все формы жизнедеятельнос­ти людей: материальное производство, социально-поли­тические отношения, духовное развитие общества, быт, человеческие взаимоотношения. Культуру рассматривают как жизнедеятельность человека в единстве ее процесса и результата.

Человек является объектом и субъектом культуры, и в то же время личность каждого человека - это феномен культуры, так как формируется при воздействии разно­образных культурных явлений: традиций, форм обще­ственного сознания, образа жизни, быта, содержания де­ятельности, воспитания, образования.


Культура общества создается людьми и каждым от­дельным человеком. Ученые выделяют три основные функции культуры: познавательную, информативную и коммуникативную.

Познавательная функция состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпох Культура есть самопознание и самосознание народов. Благодаря таким ее составляющим, как наука, искусство, образование и т.п., люди познают и осознают свои потребности и интересы.

Информативная функция культуры заключается в том, что посредством культуры передаются знания и опыт пре, шествующих поколений последующим, осуществляет обмен знаниями и навыками.

Коммуникативная функция культуры означает, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Общение может быть прямым или косвенным (через литературу, искусство, науку). Подлинная культура призвана развивать личность, делать ее совершенной. Совершенство личности определяется тем, что и как она знает, ценит, созидает, с кем и как общается, как вы потребности и как она их удовлетворяет.

2

По своей структуре культура личности (ее называют общей, базовой культурой) состоит из двух уровней: внутренней, духовной культуры, и внешней, проявляющейся в культуре общения, поведения, внешнего вида.

Внутренняя культура - совокупность духовных цен­ностей человека: его чувств, знаний, идеалов, убежде­ний, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести чувстве собственного достоинства и самоуважения.

Внешняя культура - это способ проявления духовного мира человека в общении и созидательной деятельно­сти.

Через проявления внешней культуры человека мы можем понять и почувствовать уровень его духовного развития. Высшим уровнем развития внутренней культуры: является духовность.

Духовность - это высшая ступень эмоционально-нравственного развития человека, гармония его идеалов с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежали потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию.

Одним из составных элементов общей культуры че­ловека является профессиональная культура личности. Под профессиональной культурой понимается определенный уровень способностей, знаний, умений, навыков, необ­ходимых для успешного выполнения специальной рабо­ты. Профессиональная культура включает в себя общие представления о социальной значимости конкретного вида труда представление о профессиональном идеале, путях, и средствах его достижения, развитое чувство профессиональной гордости, профессиональной чести и ответственности.