Файл: Лекции Введение в педагогику.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В структуре педагогической деятельности Н.В. Кузьмина выделяет три компонента: - конструктивный, - организаторский, - коммуникативный.

Ребенок в педагогике рассматривается как субъект и как объект педагогической деятельности.

Ребенок как объект педагогического процесса подвергается воздействию со стороны взрослых, общественных отношений и форм сознания, явлений окружающей социальной и природной среды, усваивает необходимый ему опыт и информацию, вводится в реально существующую социальную систему.

Ребенок как субъект есть развивающаяся индивидуальность на основе природных сил и задатков, обладающая исходными потребностями, возникающими мотивами и интересами, характеризуется личной активностью, формирующей личные качества, потребности, интересы, возможностью ставить перед собой цели, осуществлять самовоспитание, самосовершенствование, с учетом возрастного и индивидуального проявления.

2.

Методология – совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или социальных явлений. Отмечается три уровня методологии – общий, частный и конкретный.

Общие философские подходы складывались в течение времени, преодолевая ошибки, претерпевая изменения, но являются общенаучными, а некоторые взгляды, идеи используются и в современной науке.

Рационализм (от латин. ratio - разум) – философское течение, признающее разум основой познания, источником опыта и поведения людей. В противопоставление схоластике (тип религиозной философии: теолого-догматический подход, формально-логические связи) и сенсуализму (чувственность – главная форма достоверного познания), рационалисты исходили из идеи естественного порядка. Главное – научить человека мыслить, следовательно, основными предметами считали математику, языки. Сторонники классического рационализма 17-18 веков – Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Эмпиризм – (греч.empeiria - опыт) – философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Идеалистический эмпиризм ограничивает опыт совокупностью ощущений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир (Дж.Беркли, Юм., Мах). Материалистический эмпиризм признает источником чувственного опыта объективно существующий внешний мир (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк). Эмпирики считали, что главное вооружить человека знаниями, следовательно, главное изучить естественные науки: географию, биологию, химию, физику.


Диалектика – теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (от древних Гераклит, Платон, Бруно, из немецкой классической философии Кант, Гегель, позднее Маркс, Энгельс, до русских демократов Герцен, Белинский, Чернышевский, Ленин). Большой вклад в развитие диалектики внес Гегель. Основные идеи диалектического подхода Гегеля:

1.Изучать явления, процессы, объекты в их развитии.

2. Изучать явления, процессы, объекты во взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями, процессами, объектами.

3.Наблюдать моменты перехода количественных изменений в качественные.

4.Рассматривать процесс развития как процесс самодвижения в силу присущих внутренних противоречий.

Каждое научное направление кроме общефилософских подходов к исследованиям, имеет свою частную методологию. Так психолого-педагогические науки опираются на системный, деятельностный, личностный и другие. Кратко охарактеризуем их.

Системный подход предполагает рассмотрение объектов, явлений, процессов как относительно самостоятельную целостность определенным образом связанных между собой элементов, обладающую такими свойствами, которые не присущи каждому элементу в отдельности.

Деятельностный подход предполагает признание особенной роли воспитывающей деятельности для развития ребенка, для решения воспитательных задач. Вне деятельности и общения ребенок не развивается. Чтобы чему-то научиться, надо попробовать это сделать.

Личностный подход означает признание личности ребенка главной социальной ценностью, понимают и принимают его индивидуальность и своеобразие. Педагоги и родители должны создать для ребенка возможности для усвоения социального опыта, чтобы ребенок мог адаптироваться к условиям данного общества, создает условия для самоопределения и самореализации ребенка.

3.

Конкретный уровень методологии представлен методами педагогического исследования. Этот вопрос на самостоятельное изучение. Необходимо таблицей или традиционным конспектом изложить материал по используемым в педагогике методам педагогических исследований.

Для выполнения работы можно использовать предложенную в списке литературы книгу под редакцией В.И. Журавлева и в учебниках педагогики главу «Методы педагогического исследования»:

Педагогика /В.А. Сластенин и др.(1998г.) – гл.6, стр.102-110.

Педагогика /П.И. Пидкасистый (1996г.) – гл.2, стр.39-49.


Педагогика /Ю.К. Бабанский и др. (1988г.)- гл.1, стр.23-28.

Педагогика Т.А. Ильина (1984г.) – гл.1, стр.23-29.


Тема 3. Личность ребенка, ее развитие и формирование

План

1.Основные понятия (индивид, человек, личность, индивидуальность…).

2. Основные факторы развития ребенка.

3. Возрастная периодизация детства.

Литература

1.Рос.пед.энциклопедия. В 2-х томах, 1998 -2000г.

2.Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М.: Новая школа, 1996.– с.8-14.

3.Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Л.И. Рувинский, В.А. Кан-Калик и др. – М.: Просвещение, 1988. – гл.7.

4.Миронов А.И. Критические периоды детства. – М.: Знание, 1979г.

5. Харламов И.Ф. Педагогика. С.65-68.

6. Солоухин В. Камушки на ладони.

1.

В. Солоухин: «Каждый человек с его инди­ви­ду­альной судьбой, словно камешек на морском берегу. Двух одина­ковых не найдешь. И хотя все вместе они есть масса, галь­ка, и для каких-нибудь строительных нужд можно черпать ковшом экскаватора, исчисляя на тонны, все же каждый камешек про себя знает, что он есть отдельный, самостоятельный камешек, что он сам по себе: этот в розовых про­жилках, этот прозрачен, этот, хоть и сер, но уникален сквозной дырочкой в нем, этот черен, как агат. А ведь бы­вает и вправду — агат».

В центре внимания педагогической науки – человек, ребенок, его поступательное развитие в процессе жизни и взаимодействия с социумом. Развитие и формирование личности ребенка – главная задача практической педагогики. В связи с этим существенное значение для нас имеет уяснение самого понятия «личность», соотнесение его с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность».

«Индивид(уум)» (от лат. неделимое) – 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм; 2) отдельный человек. Индивидом, особью может называться любой представитель животного мира. Чем же тогда отличается человек?

В общем развитии человека проходят две взаимосвязанные линии – биологическая и социальная. Рождение ребенка – это рождение человека как биологического существа, но это не рождение личности. Затем биологические задатки развиваются, идет процесс функционального созревания и формирования человека. Развивается скелет, мускулатура, внутренние органы и системы. Процесс биологического созревания проявляется в возрастных этапах его развития.

Одновременно с процессом биологического созревания идет приобретение социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо (в 1,5 месяца начинает улыбаться близким, постепенно овладевает речью, прямохождением, навыками обращения с предметами, вещами, навыками поведения). Все эти социальные приобретения бывают различны у детей одной национальности, одной местности, но живущих в различных социальных и бытовых условиях, т.е. социальные качества формируются прижизненно и зависят от многих факторов, влияющих на развитие ребенка. Таким образом, человек, будучи изначально биологическим существом, в процессе жизнедеятельности вырабатывает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность, он рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. активное, действующее лицо исторической действительности и познания. Следовательно, понятие «человек» синтезирует в себе как его биологические, так и социальные качества и свойства. Если биологическая составляющая человека характеризуется понятием «индивид», то необходимо определить и его социальную составляющую.


Понятие «личность» включает в себя только социальные свойства и качества человека: речь, сознание, навыки и привычки, которые делают его общественным существом. Социальные качества и свойства человека – речь, сознание, навыки, привычки, мировоззрение… – делают его общественным существом и определяются понятием личность. Биологическая характеристика человека в это понятие не входит. Свойство быть личностью связано не с физическим бытием человека, а с его общественными качествами. Таким образом, понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно вырабатываемых им у себя социальных свойств и качеств. У каждого человека различные качества формируются по-разному. Как же определить, когда человек становится личностью? Каковы признаки и критерии, которыми характеризуется степень развития личности, по которым можно судить о мере личностного развития человека?

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн считает, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет определить у нее следующие признаки:

- сознательное управление собственным поведением и деятельностью;

- способность обдумывать свои поступки и отвечать за них;

- способность к автономной деятельности.

Отечественный философ советского периода В.П. Тугаринов назвал такие основные признаки личности: - разумность, - ответственность, - свобода, - личное достоинство, - индивидуальность, и как дополнительные это - общественная активность, - твердость мировоззрения.

Как видно, становление личности связано с возрастной и психической зрелостью. Личность характеризуется не только присвоенными качествами и усвоенными достижениями общественного прогресса, но и специфическим их выражением, своеобразно-творческим характером деятельности, т.е. ее индивидуальностью.

Понятие «индивидуальность» включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает им своеобразную красоту и неповторимость. Индивидуальность характеризуется непохожестью, своеобразием, отличием одного от другого. Индивидуальность обозначается особыми чертами характера, темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей. Индивидуальность присуща и индивиду, и личности, и человеку.

Таким образом, понятие человек более широкое, объединяющее в себе и понятие индивид (как биологическую составляющую), и понятие личность (как социальную составляющую), при чем каждое из рассмотренных понятий характеризуется индивидуальностью.