Файл: Лекции Введение в педагогику.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогическая деятельность, являясь по своей сути - духовно-практи­чес­кой, предусматривает социализацию каждого ребенка, включение его в общественные, меж­личностные отношения, в овладение общественным опы­том.

Система деятельности учителя-воспитателя представ­ляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности: диагностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, аналитическую, корректирующую, ре­зультативную.

Диагностическая деятельность учителя направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и коллектива учащихся, результаты диагности­рования которой используются для корректировки учеб­но-воспи­тательного процесса.

Проектировочная и конструктивная деятельность пре­дусматривает прогнозирование дальнейшего развития ребенка и детского коллектива; определение целей, задач, содержания, формой методов работы (планирование дея­тельности).

Организаторская деятельность предусматривает сис­тему действий учителя и учащихся по выполнению раз­нообразных видов воспитания и обучения.

Коммуникативная деятельность - это организация пе­дагогически целесообразных отношений между взрослы­ми и детьми.

Коррекционная деятельность - это поддержка и вос­питательно-образова­тель­ная помощь нуждающимся в ней детям, внесение изменений в учебно-воспитательный про­цесс с целью достижения оптимальных результатов обу­чения, воспитания и развития учащихся.

Аналитическая деятельность - это анализ результатов педагогической деятельности с целью прогнозирования и внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.

Системный подход к организации отдельных видов деятельности в свою очередь представляет взаимосвязь сле­дующих элементов: цель, задачи, содержание, средства, формы и методы, результат. Любая система приводится в действие людьми; в педагогической деятельности глав­ными действующими лицами являются педагог и ребенок. Именно они на каждом этапе педагогической деятельно­сти, взаимодействуя друг с другом и коллективом в це­лом, совместно решают задачи воспитания, обучения и развития.

Педагог, являясь субъектом деятельности, управляет учебно-воспита­тель­ным процессом, обеспечивает его об­разовательный, воспитывающий и развива­ющий харак­тер. Совершенствование педагогической деятельности ока­зывает влияние на развитие личности учителя и учащего­ся, поскольку внешнее действие, как правило, оказыва­ет влияние на психические процессы, которые в свою очередь качественно изменяют деятельность, выводят ее на уровень творчества.


2.

В современных условиях все больше появляется учи­телей-мастеров своего дела: учителей года, учителей-эк­спериментаторов, исследователей, творчески работающих учителей. Это специалисты высшей квалификации, вы­сокой культуры, разрабатывающие авторские програм­мы, владеющие альтернативными педагогическими тех­нологиями, индивидуальным стилем работы, наиболее полно реализующие свой творческий потенциал, доби­вающиеся в итоге высоких результатов в обучении, вос­питании и развитии подрастающих поколений.

Каждый учитель должен стремиться совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Педагогическое мастерство - это высший уровень пе­дагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обу­чения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогичес­кой деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учеб­но-воспитательного процесса, в решении научно-прак­тических проблем.

Педагогическая деятельность - это проявление по­стоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, сре­ди которых важное место занимают инициативность и ак­тивность, глубокое внимание и наблюдательность, ис­кусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических за­дач, самостоятельность суждений и выводов.

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые спо­собствуют обеспечению высокого уровня самоорганиза­ции профессиональной деятельности. Набор качеств учи­теля-профес­сио­нала, помогающий ему обеспечивать учеб­но-воспитательный процесс на высоком творческом уров­не, достаточно обширен. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интелли­гентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педа­гога-мастера - человеколюбие и умение общаться с людь­ми.

Педагогическое мастерство с технологической точки зрения - это система, основными компонентами кото­рой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологичес­кая компетентность (см. рис. 1,2).


Общая культура педагога - не только компонент пе­дагогического мастерства, но и своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально зна­чимые качества педагога. Культура учителя - это средство педагогической деятельности, основа педагогического мастерства и условие педагогического творчества. В профессиональной деятельности педагог опирает­ся на потенциальные возможности своей личности, а со­вершенствование общей культуры позволяет ему разви­вать творчество и педагогическое мастерство.

Гуманистическая направленность личности педагога - это его интересы, ценности, идеалы. Каждый учитель дол­жен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а следовательно, в своей педагоги­ческой деятельности осознавать значимость личности каж­дого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на ос­нове любви и уважения. Проявление гуманистического стиля взаимоотношений учителя и учащихся следует рас­сматривать как показатель профессионального мастерства педагога.

Важнейшей частью педагогического мастерства явля­ются профессиональные знания и умения. Это, прежде всего философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (мето­дологическом, информационно-содержательном, методи­ческом, технологическом, творческом) и становятся ба­зой педагогического сознания и мышления, а психоло­го-педагогическая эрудиция - необходимой предпосыл­кой успешной работы учителя.

Велика роль профессиональных способностей учите­ля в его успешной деятельности. Ученые-исследователи выделяют ведущие из них: дидактические (учебные), ком­муникативные (способность общаться), перцептивные (профессиональная зоркость, наблюдательность), эмоци­ональные (способность чувствовать и управлять своими эмоциями, владеть собой), прогностические (способность намечать перспективы), креативность и импровизацию (способность к творчеству), интуицию (способность пред­видеть), эмпатию (способность к сопереживанию).

Технологичность придает педагогическому мастерству другое качество, другую сущность, - мастерство владе­ния, например, педагогическими (диагностическими, ин­формационными, социальными, игровыми, дидактичес­кими) технологиями, проектированием и организацией диалога, дифференциацией, интеграцией и др., а не ме­тодикой передачи информации. Владение педагогически­ми технологиями совершенствует педагогическое мастер­ство. Даже имея средние способности, преподаватель мо­жет стать педагогом-мастером.


Уровень педагогического мастерства зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев: 1) целесообразности (по направленности), 2) творчества (по содержанию деятельности), 3) технологичности (по уровню педагогической техники), 4) оптимальности (по выбору эффективных средств), 5) продуктивности (по результату). Чем выше технологичность педагога, тем выше уровень его мастерства.

На этапе становления педагогического мастерства будущего учителя необходимо сформировать гуманисти­ческую направленность и педагогическую культуру, при­обрести необходимые знания и умения, развить способ­ности и овладеть педагогической техникой.

Вопросы и задания

  • Каждый ли учитель может стать мастером?

  • Каковы пути овладения педагогическим мастерством?

  • Приведите примеры деятельности педагогов-мастеров.

  • Изучив опыт учителя, составьте портрет педагога-мастера.

  • Ответьте на следующие вопросы:

1. Считают ли другие, что Вы человек обидчивый, ранимый, уязвимый в общении (в ответ на критику, за­мечания)?

2. У Вас долго сохраняется в душе осадок от разного рода переживаний, возникающих в общении (досады, радости, печали)?

3. У Вас часто бывают подъемы и спады настрое­ния?

4. Вы тяжело и долго переживаете критику в свой адрес?

5. Вас сильно утомляет шумная веселая компания?

6. Вы заметно испытываете затруднения, стесняясь, когда приходится знакомиться с новыми людьми?

7. Вам легче и приятнее узнать о чем-либо из книги, чем спросить об этом других?

8. Вы часто испытываете желание отдохнуть в оди­ночку, побыть в тишине?

9. Вы долго подыскиваете нужные слова, когда Вам приходится разговаривать?

10. Вы предпочитаете узкий круг постоянных знакомых широкому кругу новых знакомств?

Если Вы на большинство вопросов ответили «да» Вам предстоит большая работа над собой, чтобы добиться успеха в профессии учителя.

Рекомендуемая литература

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М., 1985.

Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии М., 1989.

Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. — М. 1997.

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М., 1991.

Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А. Зязюна. - М., 1989.

Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995. Гл.4.

Периодические издания: журн. "Педагогические тех­нологии", "Учитель", "Завуч", "Классный руководитель" и др.


Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992.

Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1997.

Педагогический поиск /Сост. И.Н.Баженова. — М., 1987.

Российская педагогическая энциклопедия.

Советы педагогу-воспитателю /Сост.Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина. — Рязань, 1995.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1997.

Теория и практика воспитания / Под. ред. Л.А. Байковой, Л.К.Гребенкиной. — Рязань, 1997.

Технология игровой деятельности: Учебное пособие.

Учителю о педагогической технике /Под ред. Л.И. Рувинского. — М., 1987.

Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993.

49