ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Лекции по курсу «введение в педагогику»
Тема 1. Педагогика в курсе психолого-педагогических дисциплин.
Тема 3. Личность ребенка, ее развитие и формирование
Тема 4. Личность педагога, ее становление и развитие.
Тема 5. Педагогический процесс и его основные характеристики.
Тема 6. Понятие, сущность и основные функции культуры педагога
Педагогическая деятельность, являясь по своей сути - духовно-практической, предусматривает социализацию каждого ребенка, включение его в общественные, межличностные отношения, в овладение общественным опытом.
Система деятельности учителя-воспитателя представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности: диагностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, аналитическую, корректирующую, результативную.
Диагностическая деятельность учителя направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и коллектива учащихся, результаты диагностирования которой используются для корректировки учебно-воспитательного процесса.
Проектировочная и конструктивная деятельность предусматривает прогнозирование дальнейшего развития ребенка и детского коллектива; определение целей, задач, содержания, формой методов работы (планирование деятельности).
Организаторская деятельность предусматривает систему действий учителя и учащихся по выполнению разнообразных видов воспитания и обучения.
Коммуникативная деятельность - это организация педагогически целесообразных отношений между взрослыми и детьми.
Коррекционная деятельность - это поддержка и воспитательно-образовательная помощь нуждающимся в ней детям, внесение изменений в учебно-воспитательный процесс с целью достижения оптимальных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
Аналитическая деятельность - это анализ результатов педагогической деятельности с целью прогнозирования и внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.
Системный подход к организации отдельных видов деятельности в свою очередь представляет взаимосвязь следующих элементов: цель, задачи, содержание, средства, формы и методы, результат. Любая система приводится в действие людьми; в педагогической деятельности главными действующими лицами являются педагог и ребенок. Именно они на каждом этапе педагогической деятельности, взаимодействуя друг с другом и коллективом в целом, совместно решают задачи воспитания, обучения и развития.
Педагог, являясь субъектом деятельности, управляет учебно-воспитательным процессом, обеспечивает его образовательный, воспитывающий и развивающий характер. Совершенствование педагогической деятельности оказывает влияние на развитие личности учителя и учащегося, поскольку внешнее действие, как правило, оказывает влияние на психические процессы, которые в свою очередь качественно изменяют деятельность, выводят ее на уровень творчества.
2.
В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела: учителей года, учителей-экспериментаторов, исследователей, творчески работающих учителей. Это специалисты высшей квалификации, высокой культуры, разрабатывающие авторские программы, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы, наиболее полно реализующие свой творческий потенциал, добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии подрастающих поколений.
Каждый учитель должен стремиться совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Педагогическая деятельность - это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.
Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств учителя-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера - человеколюбие и умение общаться с людьми.
Педагогическое мастерство с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность (см. рис. 1,2).
Общая культура педагога - не только компонент педагогического мастерства, но и своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Культура учителя - это средство педагогической деятельности, основа педагогического мастерства и условие педагогического творчества. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.
Гуманистическая направленность личности педагога - это его интересы, ценности, идеалы. Каждый учитель должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения. Проявление гуманистического стиля взаимоотношений учителя и учащихся следует рассматривать как показатель профессионального мастерства педагога.
Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это, прежде всего философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (методологическом, информационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция - необходимой предпосылкой успешной работы учителя.
Велика роль профессиональных способностей учителя в его успешной деятельности. Ученые-исследователи выделяют ведущие из них: дидактические (учебные), коммуникативные (способность общаться), перцептивные (профессиональная зоркость, наблюдательность), эмоциональные (способность чувствовать и управлять своими эмоциями, владеть собой), прогностические (способность намечать перспективы), креативность и импровизацию (способность к творчеству), интуицию (способность предвидеть), эмпатию (способность к сопереживанию).
Технологичность придает педагогическому мастерству другое качество, другую сущность, - мастерство владения, например, педагогическими (диагностическими, информационными, социальными, игровыми, дидактическими) технологиями, проектированием и организацией диалога, дифференциацией, интеграцией и др., а не методикой передачи информации. Владение педагогическими технологиями совершенствует педагогическое мастерство. Даже имея средние способности, преподаватель может стать педагогом-мастером.
Уровень педагогического мастерства зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев: 1) целесообразности (по направленности), 2) творчества (по содержанию деятельности), 3) технологичности (по уровню педагогической техники), 4) оптимальности (по выбору эффективных средств), 5) продуктивности (по результату). Чем выше технологичность педагога, тем выше уровень его мастерства.
На этапе становления педагогического мастерства будущего учителя необходимо сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить способности и овладеть педагогической техникой.
Вопросы и задания
Каждый ли учитель может стать мастером?
Каковы пути овладения педагогическим мастерством?
Приведите примеры деятельности педагогов-мастеров.
Изучив опыт учителя, составьте портрет педагога-мастера.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Считают ли другие, что Вы человек обидчивый, ранимый, уязвимый в общении (в ответ на критику, замечания)?
2. У Вас долго сохраняется в душе осадок от разного рода переживаний, возникающих в общении (досады, радости, печали)?
3. У Вас часто бывают подъемы и спады настроения?
4. Вы тяжело и долго переживаете критику в свой адрес?
5. Вас сильно утомляет шумная веселая компания?
6. Вы заметно испытываете затруднения, стесняясь, когда приходится знакомиться с новыми людьми?
7. Вам легче и приятнее узнать о чем-либо из книги, чем спросить об этом других?
8. Вы часто испытываете желание отдохнуть в одиночку, побыть в тишине?
9. Вы долго подыскиваете нужные слова, когда Вам приходится разговаривать?
10. Вы предпочитаете узкий круг постоянных знакомых широкому кругу новых знакомств?
Если Вы на большинство вопросов ответили «да» Вам предстоит большая работа над собой, чтобы добиться успеха в профессии учителя.
Рекомендуемая литература
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М., 1985.
Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии М., 1989.
Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. — М. 1997.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М., 1991.
Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А. Зязюна. - М., 1989.
Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995. Гл.4.
Периодические издания: журн. "Педагогические технологии", "Учитель", "Завуч", "Классный руководитель" и др.
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1997.
Педагогический поиск /Сост. И.Н.Баженова. — М., 1987.
Российская педагогическая энциклопедия.
Советы педагогу-воспитателю /Сост.Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина. — Рязань, 1995.
Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1997.
Теория и практика воспитания / Под. ред. Л.А. Байковой, Л.К.Гребенкиной. — Рязань, 1997.
Технология игровой деятельности: Учебное пособие.
Учителю о педагогической технике /Под ред. Л.И. Рувинского. — М., 1987.
Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993.