ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2024
Просмотров: 596
Скачиваний: 0
Понятие и организация маркетинга
Основные принципы маркетинга
•Производство, основанное на знании потребностей, рыночной ситуа- ции и возможностей фирмы.
• Эффективная реализация товара на определенных рынках в запланиро- ванных объемах и в намеченные сроки.
•Активная адаптация к изменяющимся потребностям, воздействие на формирование и стимулирование потребностей.
•Обеспечение долговременной прибыльности фирмы с учетом научно- технического прогресса.
Эти принципы реализуются посредством выполнения маркетинговым подразде- лением компании следующих функций.
Основные функции маркетинговых подразделений фирмы
•Изучение рынка и спроса.
•Планирование товарного ассортимента.
•Ценообразование.
•Оптимизация хранения, транспортировки товаров, сбыта и торговых отношений.
•Стимулирование сбыта.
•Создание имиджа компании.
•Организация и ведение конкурентной борьбы.
•Комбинирование и координация средств и направлений деятельности компании.
•Прогнозирование.
Не каждая фирма работает на принципах маркетинга. Многим более привычен традиционный подход, когда фирма, не тратя денег на изучение рынка и потребителя, производит товар по отработанной схеме, минимизируя издержки производства товара. Однако данная схема имеет ряд «минусов». Сравним маркетинговый и «традиционный» подходы.
Таблица 1.7
Сравнение «традиционного» и маркетингового подхода фирмы
Объект |
Деятельность фирмы |
|
|
Маркетинговый подход |
«Традиционный» подход |
Рынок |
Постоянно изучается всеми доступными |
Воспринимается только через |
|
средствами, прогнозируется его развитие. |
поток приходящей клиентуры и |
|
Регулярно обновляется досье рынка. |
ее реакцию («вчерашний» |
|
|
рынок). |
Клиентура |
Идет активный поиск новой и постоян- |
Формируется засчетклиентов, |
|
ной клиентуры, оценивается уровень |
приходящих«пособственной» |
|
«удержания» имеющейся клиентуры. |
инициативе. Количественная и |
|
База данных клиентов содержит полную |
персональнаяинформация об |
|
и актуальную информацию. |
уходестаройи новойклиентуры |
|
|
неоценивается илиоценивается |
|
|
аврально. |
|
|
21 |
Маркетинг
Объект |
Деятельность фирмы |
|
|
Маркетинговый подход |
«Традиционный» подход |
Конкуренты |
Активно и планово изучаются всеми дос- |
Время от времени «прозванива- |
|
тупными методами (анализ рекламы, |
ются» с целью узнать уровень |
|
клиентуры, «засланный» клиент и т.д.). |
цен. Разрозненная информация, |
|
Ведется досье конкурентов. |
получаемая от клиентов. |
Сбытовые сети |
Активно ищутся посредники в регионах |
Работа с посредниками не поощ- |
|
и развиваются разные формы сбытовых |
ряется, предпочтение отдается |
|
каналов. Налаживается регулярный |
сбыту через центральный офис и |
|
стандартизованный обмен информаци- |
штатную службу сбыта. |
|
ей, осуществляется взаимная координа- |
|
|
ция планов сбыта и т.д. |
|
Формы оплаты |
Активно ищутся формы оплаты, гибко |
Только стопроцентная предопла- |
заказов клиен- |
учитывающие особенности клиентуры и |
та и «вынужденный» бартер. |
турой |
текущую и перспективную финансово- |
|
|
экономическую ситуацию на рынке и в |
|
|
самой фирме. Четкая и ясная для клиен- |
|
|
тов системы скидок и стимулирования. |
|
Сотрудничество |
На постоянной основе. Совместный по- |
Эпизодическое. Службы стара- |
со службой |
иск наиболее эффективных решений на |
ются «не лезть в дела друг дру- |
снабжения и |
рынке. Гибкое варьирование дебитор- |
га». Отсутствие или отказ во вза- |
финансовой |
ской и кредиторской задолженностью. |
имном предоставлении инфор- |
службой |
Система подготовки. |
мации. |
Оплататруда |
Сильно привязана к реальным объемам |
Трудовые оклады и небольшие |
сотрудников, |
сбыта, показателям сохранения и расши- |
премии. |
связанныхсо |
рения клиентуры. |
|
сбытом |
|
|
Статус подраз- |
Маркетинг и сбыт фигурируют как ве- |
Маркетинг и сбыт имеют статус |
делений марке- |
дущие подразделения предприятия. Ди- |
ординарной (равной среди про- |
тинга и сбыта |
ректор по маркетингу (сбыту) – второе |
чих) службы. Руководитель под- |
|
лицо в руководстве, непосредственно |
разделения сбыта – на уровне |
|
влияющее на формирование стратегии |
других руководителей, главной |
|
предприятия. |
задачей которого является только |
|
|
организация «проталкивания» |
|
|
потребителю продукции. |
Взаимоотноше- |
Активное прогнозирование сбыта, объе- |
Позиция производства: «Мыпро- |
ние производст- |
мов и ассортимента производства. Со- |
изводимтоварпоотлаженной |
ва и сбыта |
вершенствование технологии и товара |
технологии снаименьшими из- |
|
идет с учетом требований маркетинга, |
держками, ато, чтосклады забиты |
|
как проводника мнения потребителя. |
непроданными товарами– это |
|
|
значит, чтосбыт плохоработает». |
Политика ком- |
Активное и планомерное осуществление |
Бессистемная подача рекламных |
муникаций |
рекламных мероприятий, планирование |
объявлений по случайным пред- |
|
бюджета рекламы, координация рекламы |
ложениям рекламных фирм, |
|
и мероприятий по стимулированию сбы- |
финансирование рекламы по |
|
та, наличие концепции имиджа и фир- |
остаточному принципу. |
|
менного стиля компании. |
|
Таким образом, маркетинговый подход компании отличает системность, ориента- ция на потребности и конъюнктуру рынка, соответствие общерыночным целям фирмы.
22
Понятие и организация маркетинга
1.5. Виды маркетинга
На современном рынке выделяют различные концептуальные подходы и соответ- ствующие им виды маркетинга. Так, в маркетинге различают:
• |
идеологический аспект |
– маркетинговый образ мышления менеджеров (точка |
|
|
|
отсчета и конечный пункт процесса обоснования ре- |
|
|
|
шений: спрос, потребитель, конкурентоспособность, |
|
|
|
рынок); |
|
• |
аналитический аспект |
– обязательное понимание, а значит и исследование рынка; |
|
• |
прикладной аспект |
– адаптация к рынку, создание и стимулирование спроса. |
|
|
Кроме того, выделяется: |
||
|
|
|
|
• |
пассивный маркетинг |
– ориентация на товар, производство (ограниченность |
|
предложения); |
|||
|
|
||
• |
организационный |
– ориентация на обнаружение и организацию рынка |
|
|
маркетинг |
сбыта; |
|
• |
активный маркетинг |
– изменение старых и создание новых потребностей, за- |
|
бота о потребителе. |
|||
|
|
Концепция «5Р» (комплекс) на практике реализуется в структуре функционально- го маркетинга.
Рис. 1.3. Структура функционального маркетинга
Маркетинг
Маркетинговые |
|
Маркетинговый инструментарий |
|
|
исследования |
товарная |
ценовая |
сбытовая |
политика |
|
политика |
политика |
политика |
коммуника- |
|
|
|
|
ций |
Потребитель (спрос, рынок)
Кроме функциональной выделяется отраслевая структура маркетинга: индустри- альный (ориентированный на корпоративных клиентов) и потребительский (ориентиро- ванный на конечного потребителя) маркетинг, маркетинг промышленных и маркетинг продовольственных товаров, торговый маркетинг (идеология: отношения к посреднику как к клиенту, потребителю), маркетинг розничной торговли, агромаркетинг, маркетинг интеллектуального продукта, маркетинг услуг и т.д.
Взависимостиотхарактераспросанатоварыразличаютследующиевидымаркетинга:
−конверсионный маркетинг, связанный с наличием пассивного спроса, например на стоматологические услуги. Задача конверсионного маркетинга – зарождение спроса на продукцию;
23
Маркетинг
−стимулирующий маркетинг, связанный с наличием товаров и услуг, на которые нет спроса, например на энциклопедии по причине полного безразличия или не заинтересованности потребителей. Задача стимулирующего маркетинга – учесть причины безразличия и преодолеть их;
−развивающий маркетинг, связанный с формирующимся спросом на товары (услу- ги). Задача развивающего маркетинга – превращение потенциального спроса в фактический (продвижение, убеждение);
−ремаркетинг, связанный со снижением спроса. Задача ремаркетинга – оживление спроса при помощи новых возможностей маркетинга, например с помощью новых рыночных свойств;
−синхромаркетинг, связанный с колеблющимся спросом, например, сезонным. Сглаживание или усиление (в зависимости от целей) сезонных колебаний спроса – задача синхромаркетинга;
−поддерживающий, маркетинг используемый когда уровень и структура спроса на товары полностью соответствуют уровню и структуре предложения;
−демаркетингиспользуемыйкогдаспроснатоварчрезмернопревышаетпредложение;
−противодействующий маркетинг используется для снижения спроса, который с точки зрения общества, потребителя расценивается как иррациональный, напри- мер, спрос на наркотики.
1.6.Планирование маркетинга
Всовременной экономике любая компания должна строить свою деятельность на основе планирования. Планирование должно охватывать любые сферы деятельности компании (производственную, кадровую, финансовую, инвестиционную, маркетинго- вую, технологическую, налоговую и т.д.), однако для различных функциональных на- правлений деятельности фирмы акценты в планировании могут различаться. Для марке- тинговой, инвестиционной, технологической деятельности свойственно смещение в сто- рону стратегического управления, в то время как для производственной, финансовой и налоговой – в сторону оперативного.
Обычно компании составляют годовые, долгосрочные и стратегические планы.
Входе планирования деятельности компании соблюдается определенная последо- вательность этапов планирования.
|
|
Таблица 1.8 |
|
Этапы планирования |
|
|
|
|
|
Этапы |
Содержание |
1. |
Стратегическое планирование |
Определение целей развития компании (или ее функ- |
(высший менеджмент компании). |
ционального направления деятельности) и определе- |
|
|
|
ние основных направлений, по которым должно про- |
|
|
исходить это развитие. |
2. |
Тактическое планирование (среднее |
Определение конкретных мероприятий и сроков их |
звено управленцев при участии выс- |
исполнения, которые позволят компании двигаться в |
|
шего руководства фирмы). |
заданных стратегией направлениях. |
|
3. |
Оперативное планирование (кон- |
Определение конкретных исполнителей и шагов (ме- |
кретные исполнители под контролем |
тодов), способствующих реализации мероприятий, ут- |
|
менеджеров среднего уровня). |
вержденных в тактическом плане. |
24
Понятие и организация маркетинга
Таблица 1.9
Роль маркетинга в стратегическом планировании компании
Обеспечивает руководящие методологические принципы – маркетинговую концепцию, которая предполагает ориентацию стратегии компании на нужды важнейших групп потребителей.
Предоставляет исходные данные для разработчиков стратегического плана, помогая выявить привлекательные возможности рынка и позволяя оценить потенциал фирмы.
Помогает разрабатывать стратегию в рамках каждого отдельного подразделения компании.
Общая стратегия компании и ее маркетинговая стратегия во многом совпадают. Маркетинг заботится о нуждах потребителей и о способности компании удовлетворять их, эти же условия определяются миссией и задачами компании. В стратегическом планирова- нии компании используют многие понятия маркетинга и порой бывает сложно отделить стратегическое планирование от маркетингового. На практике некоторые компании назы- вают свое стратегическое планирование «стратегическим маркетинговым планированием».
Для большинства успешных современных компаний маркетинг является осново- полагающей идеологией ведения бизнеса, определяющей стратегическое и тактическое поведение фирмы на рынке.
В связи с этим выделяют два основных прикладных аспекта маркетинговой дея- тельности фирмы:
1)аналитический (понимание рынков, всесторонний их анализ);
2)активный (проникновение на рынки, воздействие на них).
Первое направление реализуется посредством стратегического маркетинга, вто- рое– посредством операционного.
Поэтому в условиях современной экономики для маркетинга компании уже не- достаточно только опираться на одну из маркетинговых концепций, необходимо иметь четко выраженное разделение на два направления: стратегический (политика создания товаров и услуг) и операционный маркетинг (краткосрочное планирование, направлен- ное на уже существующие рынки).
Роль стратегического маркетинга – прослеживать эволюцию заданного рынка и выявлять различные существующие или потенциальные рынки и их сегменты на основе анализа потребностей, нуждающихся в удовлетворении. Роль операционного маркетинга заключается в получении заданного объема продаж путем использования тактических средств, относящихся к товару, сбыту, цене и коммуникациям.
25