Файл: Маркетинг_Пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 596

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие и организация маркетинга

Основные принципы маркетинга

Производство, основанное на знании потребностей, рыночной ситуа- ции и возможностей фирмы.

• Эффективная реализация товара на определенных рынках в запланиро- ванных объемах и в намеченные сроки.

Активная адаптация к изменяющимся потребностям, воздействие на формирование и стимулирование потребностей.

Обеспечение долговременной прибыльности фирмы с учетом научно- технического прогресса.

Эти принципы реализуются посредством выполнения маркетинговым подразде- лением компании следующих функций.

Основные функции маркетинговых подразделений фирмы

Изучение рынка и спроса.

Планирование товарного ассортимента.

Ценообразование.

Оптимизация хранения, транспортировки товаров, сбыта и торговых отношений.

Стимулирование сбыта.

Создание имиджа компании.

Организация и ведение конкурентной борьбы.

Комбинирование и координация средств и направлений деятельности компании.

Прогнозирование.

Не каждая фирма работает на принципах маркетинга. Многим более привычен традиционный подход, когда фирма, не тратя денег на изучение рынка и потребителя, производит товар по отработанной схеме, минимизируя издержки производства товара. Однако данная схема имеет ряд «минусов». Сравним маркетинговый и «традиционный» подходы.

Таблица 1.7

Сравнение «традиционного» и маркетингового подхода фирмы

Объект

Деятельность фирмы

 

Маркетинговый подход

«Традиционный» подход

Рынок

Постоянно изучается всеми доступными

Воспринимается только через

 

средствами, прогнозируется его развитие.

поток приходящей клиентуры и

 

Регулярно обновляется досье рынка.

ее реакцию вчерашний»

 

 

рынок).

Клиентура

Идет активный поиск новой и постоян-

Формируется засчетклиентов,

 

ной клиентуры, оценивается уровень

приходящих«пособственной»

 

«удержания» имеющейся клиентуры.

инициативе. Количественная и

 

База данных клиентов содержит полную

персональнаяинформация об

 

и актуальную информацию.

уходестаройи новойклиентуры

 

 

неоценивается илиоценивается

 

 

аврально.

 

 

21


Маркетинг

Объект

Деятельность фирмы

 

Маркетинговый подход

«Традиционный» подход

Конкуренты

Активно и планово изучаются всеми дос-

Время от времени «прозванива-

 

тупными методами (анализ рекламы,

ются» с целью узнать уровень

 

клиентуры, «засланный» клиент и т.д.).

цен. Разрозненная информация,

 

Ведется досье конкурентов.

получаемая от клиентов.

Сбытовые сети

Активно ищутся посредники в регионах

Работа с посредниками не поощ-

 

и развиваются разные формы сбытовых

ряется, предпочтение отдается

 

каналов. Налаживается регулярный

сбыту через центральный офис и

 

стандартизованный обмен информаци-

штатную службу сбыта.

 

ей, осуществляется взаимная координа-

 

 

ция планов сбыта и т.д.

 

Формы оплаты

Активно ищутся формы оплаты, гибко

Только стопроцентная предопла-

заказов клиен-

учитывающие особенности клиентуры и

та и «вынужденный» бартер.

турой

текущую и перспективную финансово-

 

 

экономическую ситуацию на рынке и в

 

 

самой фирме. Четкая и ясная для клиен-

 

 

тов системы скидок и стимулирования.

 

Сотрудничество

На постоянной основе. Совместный по-

Эпизодическое. Службы стара-

со службой

иск наиболее эффективных решений на

ются «не лезть в дела друг дру-

снабжения и

рынке. Гибкое варьирование дебитор-

га». Отсутствие или отказ во вза-

финансовой

ской и кредиторской задолженностью.

имном предоставлении инфор-

службой

Система подготовки.

мации.

Оплататруда

Сильно привязана к реальным объемам

Трудовые оклады и небольшие

сотрудников,

сбыта, показателям сохранения и расши-

премии.

связанныхсо

рения клиентуры.

 

сбытом

 

 

Статус подраз-

Маркетинг и сбыт фигурируют как ве-

Маркетинг и сбыт имеют статус

делений марке-

дущие подразделения предприятия. Ди-

ординарной (равной среди про-

тинга и сбыта

ректор по маркетингу (сбыту) – второе

чих) службы. Руководитель под-

 

лицо в руководстве, непосредственно

разделения сбыта на уровне

 

влияющее на формирование стратегии

других руководителей, главной

 

предприятия.

задачей которого является только

 

 

организация «проталкивания»

 

 

потребителю продукции.

Взаимоотноше-

Активное прогнозирование сбыта, объе-

Позиция производства: «Мыпро-

ние производст-

мов и ассортимента производства. Со-

изводимтоварпоотлаженной

ва и сбыта

вершенствование технологии и товара

технологии снаименьшими из-

 

идет с учетом требований маркетинга,

держками, ато, чтосклады забиты

 

как проводника мнения потребителя.

непроданными товарамиэто

 

 

значит, чтосбыт плохоработает».

Политика ком-

Активное и планомерное осуществление

Бессистемная подача рекламных

муникаций

рекламных мероприятий, планирование

объявлений по случайным пред-

 

бюджета рекламы, координация рекламы

ложениям рекламных фирм,

 

и мероприятий по стимулированию сбы-

финансирование рекламы по

 

та, наличие концепции имиджа и фир-

остаточному принципу.

 

менного стиля компании.

 

Таким образом, маркетинговый подход компании отличает системность, ориента- ция на потребности и конъюнктуру рынка, соответствие общерыночным целям фирмы.

22


Понятие и организация маркетинга

1.5. Виды маркетинга

На современном рынке выделяют различные концептуальные подходы и соответ- ствующие им виды маркетинга. Так, в маркетинге различают:

идеологический аспект

маркетинговый образ мышления менеджеров (точка

 

 

отсчета и конечный пункт процесса обоснования ре-

 

 

шений: спрос, потребитель, конкурентоспособность,

 

 

рынок);

аналитический аспект

обязательное понимание, а значит и исследование рынка;

прикладной аспект

адаптация к рынку, создание и стимулирование спроса.

 

Кроме того, выделяется:

 

 

 

пассивный маркетинг

ориентация на товар, производство (ограниченность

предложения);

 

 

организационный

ориентация на обнаружение и организацию рынка

 

маркетинг

сбыта;

активный маркетинг

изменение старых и создание новых потребностей, за-

бота о потребителе.

 

 

Концепция «5Р» (комплекс) на практике реализуется в структуре функционально- го маркетинга.

Рис. 1.3. Структура функционального маркетинга

Маркетинг

Маркетинговые

 

Маркетинговый инструментарий

 

исследования

товарная

ценовая

сбытовая

политика

 

политика

политика

политика

коммуника-

 

 

 

 

ций

Потребитель (спрос, рынок)

Кроме функциональной выделяется отраслевая структура маркетинга: индустри- альный (ориентированный на корпоративных клиентов) и потребительский (ориентиро- ванный на конечного потребителя) маркетинг, маркетинг промышленных и маркетинг продовольственных товаров, торговый маркетинг (идеология: отношения к посреднику как к клиенту, потребителю), маркетинг розничной торговли, агромаркетинг, маркетинг интеллектуального продукта, маркетинг услуг и т.д.

Взависимостиотхарактераспросанатоварыразличаютследующиевидымаркетинга:

конверсионный маркетинг, связанный с наличием пассивного спроса, например на стоматологические услуги. Задача конверсионного маркетинга зарождение спроса на продукцию;

23


Маркетинг

стимулирующий маркетинг, связанный с наличием товаров и услуг, на которые нет спроса, например на энциклопедии по причине полного безразличия или не заинтересованности потребителей. Задача стимулирующего маркетинга учесть причины безразличия и преодолеть их;

развивающий маркетинг, связанный с формирующимся спросом на товары (услу- ги). Задача развивающего маркетинга превращение потенциального спроса в фактический (продвижение, убеждение);

ремаркетинг, связанный со снижением спроса. Задача ремаркетинга оживление спроса при помощи новых возможностей маркетинга, например с помощью новых рыночных свойств;

синхромаркетинг, связанный с колеблющимся спросом, например, сезонным. Сглаживание или усиление (в зависимости от целей) сезонных колебаний спроса задача синхромаркетинга;

поддерживающий, маркетинг используемый когда уровень и структура спроса на товары полностью соответствуют уровню и структуре предложения;

демаркетингиспользуемыйкогдаспроснатоварчрезмернопревышаетпредложение;

противодействующий маркетинг используется для снижения спроса, который с точки зрения общества, потребителя расценивается как иррациональный, напри- мер, спрос на наркотики.

1.6.Планирование маркетинга

Всовременной экономике любая компания должна строить свою деятельность на основе планирования. Планирование должно охватывать любые сферы деятельности компании (производственную, кадровую, финансовую, инвестиционную, маркетинго- вую, технологическую, налоговую и т.д.), однако для различных функциональных на- правлений деятельности фирмы акценты в планировании могут различаться. Для марке- тинговой, инвестиционной, технологической деятельности свойственно смещение в сто- рону стратегического управления, в то время как для производственной, финансовой и налоговой в сторону оперативного.

Обычно компании составляют годовые, долгосрочные и стратегические планы.

Входе планирования деятельности компании соблюдается определенная последо- вательность этапов планирования.

 

 

Таблица 1.8

 

Этапы планирования

 

 

 

 

Этапы

Содержание

1.

Стратегическое планирование

Определение целей развития компании (или ее функ-

(высший менеджмент компании).

ционального направления деятельности) и определе-

 

 

ние основных направлений, по которым должно про-

 

 

исходить это развитие.

2.

Тактическое планирование (среднее

Определение конкретных мероприятий и сроков их

звено управленцев при участии выс-

исполнения, которые позволят компании двигаться в

шего руководства фирмы).

заданных стратегией направлениях.

3.

Оперативное планирование (кон-

Определение конкретных исполнителей и шагов (ме-

кретные исполнители под контролем

тодов), способствующих реализации мероприятий, ут-

менеджеров среднего уровня).

вержденных в тактическом плане.

24


Понятие и организация маркетинга

Таблица 1.9

Роль маркетинга в стратегическом планировании компании

Обеспечивает руководящие методологические принципы маркетинговую концепцию, которая предполагает ориентацию стратегии компании на нужды важнейших групп потребителей.

Предоставляет исходные данные для разработчиков стратегического плана, помогая выявить привлекательные возможности рынка и позволяя оценить потенциал фирмы.

Помогает разрабатывать стратегию в рамках каждого отдельного подразделения компании.

Общая стратегия компании и ее маркетинговая стратегия во многом совпадают. Маркетинг заботится о нуждах потребителей и о способности компании удовлетворять их, эти же условия определяются миссией и задачами компании. В стратегическом планирова- нии компании используют многие понятия маркетинга и порой бывает сложно отделить стратегическое планирование от маркетингового. На практике некоторые компании назы- вают свое стратегическое планирование «стратегическим маркетинговым планированием».

Для большинства успешных современных компаний маркетинг является осново- полагающей идеологией ведения бизнеса, определяющей стратегическое и тактическое поведение фирмы на рынке.

В связи с этим выделяют два основных прикладных аспекта маркетинговой дея- тельности фирмы:

1)аналитический (понимание рынков, всесторонний их анализ);

2)активный (проникновение на рынки, воздействие на них).

Первое направление реализуется посредством стратегического маркетинга, вто- роепосредством операционного.

Поэтому в условиях современной экономики для маркетинга компании уже не- достаточно только опираться на одну из маркетинговых концепций, необходимо иметь четко выраженное разделение на два направления: стратегический (политика создания товаров и услуг) и операционный маркетинг (краткосрочное планирование, направлен- ное на уже существующие рынки).

Роль стратегического маркетинга прослеживать эволюцию заданного рынка и выявлять различные существующие или потенциальные рынки и их сегменты на основе анализа потребностей, нуждающихся в удовлетворении. Роль операционного маркетинга заключается в получении заданного объема продаж путем использования тактических средств, относящихся к товару, сбыту, цене и коммуникациям.

25