Файл: Маркетинг_Пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 635

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сбытовой маркетинг

Агенты в свою очередь подразделяются:

а) Агенты продавца:

Вид агента

Характеристика

Оптовый (сбытовой)

работает по договору с производителем, за его счет, может иметь право

 

 

исключительного сбыта в определенном районе.

Коммивояжер

специализируется на разъездной продаже по образцам.

Торговый агент

юридически самостоятельное лицо, продает товар на различных усло-

 

 

виях (обслуживания одной или нескольких фирм, консигнации и т.д.) от

 

 

чужого имени за чужой счет, может продавать др. дополняющие друг

 

 

друга товары, особенно если в отдельные сезоны для загрузки агента не

 

 

хватает продукции предприятия, часто берется за обслуживание клиен-

 

 

тов, техническое консультирование. В отличие от коммивояжера сам оп-

 

 

ределяет порядок своей работы.

б) Агенты покупателя

 

 

 

Вид агента

 

Характеристика

Агент по закупкам

 

по договору берет ответственность за сохранность, транспортировку,

 

 

качество и ассортимент закупаемого товара, может иметь право исключи-

 

 

тельных закупок в определенном районе.

Профессиональные требования к агенту включают: готовность к работе, управ- ляемость, знание товара, знание рынка, обработка рекламаций, знание возможностей производства.

7.6.Отношения в канале товародвижения

Основные принципы отношений с посредником

До выбора КТД: – избегать сосредоточенности на одном посреднике не класть все яйца в одну корзину»);

первоначальноезаключениекраткосрочныхсоглашенийопосредничестве.

После выбора КТД доверительные отношения с персоналом посредника;

использование вознаграждений для стимулирования активной работы;

«обучение эффективнее наказания»;

стандарты обслуживания одинаковы для всех посредников;

периодические встречи с посредником на высоком уровне;

регулярные отчеты о ходе и итогах сбыта.

Критерии выбора посредников

размер торговой фирмы (объем продаж);

качество услуг;

техническая компетентность и оснащенность.

Epson. Японская компания лидер в области производства принтеров, планирова- ла заняться сборкой персональных компьютеров. Но менеджмент компании испытывал сомнения в их способности вести дела с новыми типами розничных магазинов. Поэтому

203


Маркетинг

было принято решение постепенно обновить список посредников. Epson обратилась к услугам фирмы Hergenrather & Company, специализировавшейся на подборе посредников, со следующими указаниями:

Необходимы претенденты, имеющие опыт распределения в канале производство- дистрибьютор дилер, либо в каналах «черных» (телевизоры и т.д.) и «белых» то- варов (холодильники и пр.).

Дистрибьютора должен представлять высший менеджер компании, имеющий программу создания собственной распределительной сети.

Основная заработная плата управляющего компанией-посредником будет состав- лять $80 тыс. в год плюс премии, плюс $375 тыс., которые Epson выделит партнеру для организации нового бизнеса.

Кроме того, каждый посредник должен вложить в дело собственные $25 тыс.

Каждому из них будут обеспечены равные права.

Посредники обязуются заниматься только товарами Epson, однако им разрешается распространение программных продуктов других фирм. Каждая торговая компания должна нанять специалиста для обучения персонала и содержать полностью оборудо- ванный сервисный центр.

Формы контроля и стимулирования работы посредника

1.Комиссионная система оплаты.

2.Юридическая основа взаимоотношений производителя и посредника (права, обязанности, ответственность) – контракт.

Указанные критерии выбора служат в качестве ориентиров. Как правило, по сбыту необходимо искать индивидуальные решения.

Формы сотрудничества уровней канала товародвижения

По характеру взаимодействия участников выделяют конвенциональные и коор- динированные каналы товародвижения.

Таблица 7.10

Непрямые КТД по характеру взаимодействия участников

Вид непрямого КТД

Признаки

Конвенциональные (независимые)

каждый уровень действует независимо;

 

ориентирован на максимизацию собственной прибыли;

 

не заботится об эффективности всего КТД (может дей-

 

ствовать в ущерб другим, могут быть согласованы только

 

объемы продаж).

Координированные

участники полностью или частично координируют

 

функции;

 

один берет инициативу контроля;

 

цель взаимодействия: экономия на операциях, усиле-

 

ние рыночной силы КТД, товара.

Координации может осуществляться в различных направлениях:

204


Сбытовой маркетинг

1)вертикальная координация (по пути товародвижения)

прямая (прогрессивная, вперед каждое следующее звено контролируется пре- дыдущим);

обратная (регрессивная, назад);

2)горизонтальная (экспансия) – приобретаются в собственность компании аналогич- ного профиля.

Вертикальная координация вышла на ведущее место на развитом рынке в послед- ние 30 лет, как результат вертикальной конкуренции. Вертикальная конкуренция дает возможность одному уровню в КТД:

а) противостоять рыночной силе других уровней; б) устранить конфликты независимых КТД; в) коллективно оптимизировать деятельность.

Координированные КТД называют вертикальными маркетинговыми системами (ВМС). Среди ВМС выделяют корпоративные, контролируемые и договорные КТД.

Корпоративные (интегрированные) ВМС создаются на базе общей собственности по всей длине КТД, контроль производства и сбыта осуществляется владельцем.

 

Таблица 7.11

Достоинства и недостатки корпоративных КТД

 

 

Достоинства

Недостатки

позволяет фирме получить большую независи-

ограничивает конкуренцию;

мость;

сохраняет неэффективность сбыта и про-

обеспечивать снабжение;

изводства;

сократить расходы на посредничество;

оказывает давление на потребителя.

контролировать канал сбыта;

 

координировать сроки прохождения товаров.

 

Контролируемые ВМС (управляемые неформальным лидером) – это бесконтракт- ная форма кооперации участников КТД. Наиболее влиятельный член КТД определяет сбытовую политику, продвижение товара, возможность продажи товара под собственной маркой.

Договорные ВМС независимые равноправные участники КТД, координируют дей- ствия в рамках соглашения об условиях сбыта, правах и обязанностях участников. Среди них различают:

добровольные цепи под эгидой оптового торговца;

кооперативы розничных торговцев;

франшизные системы (франчайзинг).

Стратегии фирмы по привлечению посредников

Стратегия «вталкивания» («нажима») принуждение илипобуждение посредников к:

принятию марки в свой ассортимент;

созданию необходимых товарных запасов;

выделению хорошего места в торговом зале;

стимулированию потребителей осуществить покупку.

205


Маркетинг

Рис. 7.4. Стратегия «вталкивания»

производитель

посредник

потребитель

Цель стратегии: добиться добровольного сотрудничества и гармоничных отноше- ний с посредником.

Особенности стратегии:

издержки пропорциональны объему продаж, легко переносятся малыми и сред- ними фирмами;

возможна зависимость от торговца.

Основные методы внедрения стратегии:

предложение посреднику привлекательных условий;

продвижение товара любым доступным способом;

активное использование торговых агентов.

Стратегия «притягивания» («втягивания») – более дорогая, чем стратегия «вталкива- ния» («нажима»): черезсоздание спроса потребителей обеспечение поддержки посредников.

Рис. 7.5. Стратегия «притягивания» («втягивания»)

Производитель

Посредник

Потребитель

Цель стратегии: создать вынужденное сотрудничество с посредником, благопри- ятное отношение к товару или марке на уровне конечного спроса с тем, чтобы пользова- тель сам побуждал посредника к торговле товаром производителя.

Условия применения стратегии:

новый производитель с неизвестным потенциалом сбыта и возможностями под- держки;

производитель с хорошей репутацией.

Особенности стратегии:

рассматривается фирмой как долгосрочные инвестиции по приобретению капи- тала известности, созданию имиджа марки;

206


Сбытовой маркетинг

большиезатратынапродвижение, распределенныенадлительныйпериодвремени;

необходимыгарантиисбытаилиприбыли(компенсациявслучаеневыполнения);

затраты фиксированы, велики;

успех нейтрализует возможность давления со стороны торговли и обеспечивает широкомасштабное сотрудничество.

Основные методы внедрения стратегии:

реклама в средствах массовой информации;

политика торговой марки;

бесплатная раздача товара;

купоны на возврат части денег купившим;

выставки, ярмарки;

прямая реклама.

Смешанные стратегии распределение усилий между конечным спросом и сбыто- вым звеном.

Исторически доминирующее положение в КТД смещается от производителя по направлению к рознице.

Альтернативой сотрудничеству является конфронтация уровней КТД. Формы кон- фронтации:

производитель

задерживает отправку;

отказывается иметь дело с определенным посредником;

ограничивает финансирование;

не оказывает помощи в продвижении;

розничное звено КТД

задерживает платежи;

плохо размещает товар в торговом зале;

отказывается от определенных товаров;

делает большие возвраты.

Все участники товародвижения в общем имеют одни и те же цели: прибыльность, доступ к товару, эффективное распределение и сбыт, лояльность потребителей. Но пред- ставления о путях достижения этих целей у них расходятся, например, производитель, имея множество конкурирующих розничных посредников, не хочет, чтобы они продава- ли продукцию конкурентов, или каждый желает лояльности потребителей по отноше- нию к себе, а не к другому. Кроме того, существуют естественные различия между участ- никами, связанные с

разным положением в КТД;

выполняемыми функциями;

стремлением к максимизации собственной прибыли;

контролем над собственной стратегией.

Также посредники могут располагать несколькими видами товаров, которые кон- курируют между собой.

207