ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2024
Просмотров: 635
Скачиваний: 0
Сбытовой маркетинг
Агенты в свою очередь подразделяются:
а) Агенты продавца:
Вид агента |
Характеристика |
|
Оптовый (сбытовой) |
– работает по договору с производителем, за его счет, может иметь право |
|
|
|
исключительного сбыта в определенном районе. |
Коммивояжер |
– специализируется на разъездной продаже по образцам. |
|
Торговый агент |
– юридически самостоятельное лицо, продает товар на различных усло- |
|
|
|
виях (обслуживания одной или нескольких фирм, консигнации и т.д.) от |
|
|
чужого имени за чужой счет, может продавать др. дополняющие друг |
|
|
друга товары, особенно если в отдельные сезоны для загрузки агента не |
|
|
хватает продукции предприятия, часто берется за обслуживание клиен- |
|
|
тов, техническое консультирование. В отличие от коммивояжера сам оп- |
|
|
ределяет порядок своей работы. |
б) Агенты покупателя |
||
|
|
|
Вид агента |
|
Характеристика |
Агент по закупкам |
|
– по договору берет ответственность за сохранность, транспортировку, |
|
|
качество и ассортимент закупаемого товара, может иметь право исключи- |
|
|
тельных закупок в определенном районе. |
Профессиональные требования к агенту включают: готовность к работе, управ- ляемость, знание товара, знание рынка, обработка рекламаций, знание возможностей производства.
7.6.Отношения в канале товародвижения
Основные принципы отношений с посредником
До выбора КТД: – избегать сосредоточенности на одном посреднике («не класть все яйца в одну корзину»);
– первоначальноезаключениекраткосрочныхсоглашенийопосредничестве.
После выбора КТД – доверительные отношения с персоналом посредника;
–использование вознаграждений для стимулирования активной работы;
–«обучение эффективнее наказания»;
–стандарты обслуживания одинаковы для всех посредников;
–периодические встречи с посредником на высоком уровне;
–регулярные отчеты о ходе и итогах сбыта.
Критерии выбора посредников
–размер торговой фирмы (объем продаж);
–качество услуг;
–техническая компетентность и оснащенность.
Epson. Японская компания – лидер в области производства принтеров, планирова- ла заняться сборкой персональных компьютеров. Но менеджмент компании испытывал сомнения в их способности вести дела с новыми типами розничных магазинов. Поэтому
203
Маркетинг
было принято решение постепенно обновить список посредников. Epson обратилась к услугам фирмы Hergenrather & Company, специализировавшейся на подборе посредников, со следующими указаниями:
•Необходимы претенденты, имеющие опыт распределения в канале производство- дистрибьютор – дилер, либо в каналах «черных» (телевизоры и т.д.) и «белых» то- варов (холодильники и пр.).
•Дистрибьютора должен представлять высший менеджер компании, имеющий программу создания собственной распределительной сети.
•Основная заработная плата управляющего компанией-посредником будет состав- лять $80 тыс. в год плюс премии, плюс $375 тыс., которые Epson выделит партнеру для организации нового бизнеса.
•Кроме того, каждый посредник должен вложить в дело собственные $25 тыс.
•Каждому из них будут обеспечены равные права.
Посредники обязуются заниматься только товарами Epson, однако им разрешается распространение программных продуктов других фирм. Каждая торговая компания должна нанять специалиста для обучения персонала и содержать полностью оборудо- ванный сервисный центр.
Формы контроля и стимулирования работы посредника
1.Комиссионная система оплаты.
2.Юридическая основа взаимоотношений производителя и посредника (права, обязанности, ответственность) – контракт.
Указанные критерии выбора служат в качестве ориентиров. Как правило, по сбыту необходимо искать индивидуальные решения.
Формы сотрудничества уровней канала товародвижения
По характеру взаимодействия участников выделяют конвенциональные и коор- динированные каналы товародвижения.
Таблица 7.10
Непрямые КТД по характеру взаимодействия участников
Вид непрямого КТД |
Признаки |
Конвенциональные (независимые) |
– каждый уровень действует независимо; |
|
– ориентирован на максимизацию собственной прибыли; |
|
– не заботится об эффективности всего КТД (может дей- |
|
ствовать в ущерб другим, могут быть согласованы только |
|
объемы продаж). |
Координированные |
– участники полностью или частично координируют |
|
функции; |
|
– один берет инициативу контроля; |
|
– цель взаимодействия: экономия на операциях, усиле- |
|
ние рыночной силы КТД, товара. |
Координации может осуществляться в различных направлениях:
204
Сбытовой маркетинг
1)вертикальная координация (по пути товародвижения)
•прямая (прогрессивная, вперед – каждое следующее звено контролируется пре- дыдущим);
•обратная (регрессивная, назад);
2)горизонтальная (экспансия) – приобретаются в собственность компании аналогич- ного профиля.
Вертикальная координация вышла на ведущее место на развитом рынке в послед- ние 30 лет, как результат вертикальной конкуренции. Вертикальная конкуренция дает возможность одному уровню в КТД:
а) противостоять рыночной силе других уровней; б) устранить конфликты независимых КТД; в) коллективно оптимизировать деятельность.
Координированные КТД называют вертикальными маркетинговыми системами (ВМС). Среди ВМС выделяют корпоративные, контролируемые и договорные КТД.
Корпоративные (интегрированные) ВМС создаются на базе общей собственности по всей длине КТД, контроль производства и сбыта осуществляется владельцем.
|
Таблица 7.11 |
Достоинства и недостатки корпоративных КТД |
|
|
|
Достоинства |
Недостатки |
– позволяет фирме получить большую независи- |
– ограничивает конкуренцию; |
мость; |
– сохраняет неэффективность сбыта и про- |
– обеспечивать снабжение; |
изводства; |
– сократить расходы на посредничество; |
– оказывает давление на потребителя. |
– контролировать канал сбыта; |
|
– координировать сроки прохождения товаров. |
|
Контролируемые ВМС (управляемые неформальным лидером) – это бесконтракт- ная форма кооперации участников КТД. Наиболее влиятельный член КТД определяет сбытовую политику, продвижение товара, возможность продажи товара под собственной маркой.
Договорные ВМС – независимые равноправные участники КТД, координируют дей- ствия в рамках соглашения об условиях сбыта, правах и обязанностях участников. Среди них различают:
–добровольные цепи под эгидой оптового торговца;
–кооперативы розничных торговцев;
–франшизные системы (франчайзинг).
Стратегии фирмы по привлечению посредников
Стратегия «вталкивания» («нажима») – принуждение илипобуждение посредников к:
−принятию марки в свой ассортимент;
−созданию необходимых товарных запасов;
−выделению хорошего места в торговом зале;
−стимулированию потребителей осуществить покупку.
205
Маркетинг
Рис. 7.4. Стратегия «вталкивания»
производитель
посредник
потребитель
Цель стратегии: добиться добровольного сотрудничества и гармоничных отноше- ний с посредником.
Особенности стратегии:
−издержки пропорциональны объему продаж, легко переносятся малыми и сред- ними фирмами;
−возможна зависимость от торговца.
Основные методы внедрения стратегии:
−предложение посреднику привлекательных условий;
−продвижение товара любым доступным способом;
−активное использование торговых агентов.
Стратегия «притягивания» («втягивания») – более дорогая, чем стратегия «вталкива- ния» («нажима»): черезсоздание спроса потребителей обеспечение поддержки посредников.
Рис. 7.5. Стратегия «притягивания» («втягивания»)
Производитель
Посредник
Потребитель
Цель стратегии: создать вынужденное сотрудничество с посредником, благопри- ятное отношение к товару или марке на уровне конечного спроса с тем, чтобы пользова- тель сам побуждал посредника к торговле товаром производителя.
Условия применения стратегии:
−новый производитель с неизвестным потенциалом сбыта и возможностями под- держки;
−производитель с хорошей репутацией.
Особенности стратегии:
−рассматривается фирмой как долгосрочные инвестиции по приобретению капи- тала известности, созданию имиджа марки;
206
Сбытовой маркетинг
−большиезатратынапродвижение, распределенныенадлительныйпериодвремени;
−необходимыгарантиисбытаилиприбыли(компенсациявслучаеневыполнения);
−затраты фиксированы, велики;
−успех нейтрализует возможность давления со стороны торговли и обеспечивает широкомасштабное сотрудничество.
Основные методы внедрения стратегии:
−реклама в средствах массовой информации;
−политика торговой марки;
−бесплатная раздача товара;
−купоны на возврат части денег купившим;
−выставки, ярмарки;
−прямая реклама.
Смешанные стратегии – распределение усилий между конечным спросом и сбыто- вым звеном.
Исторически доминирующее положение в КТД смещается от производителя по направлению к рознице.
Альтернативой сотрудничеству является конфронтация уровней КТД. Формы кон- фронтации:
–производитель
•задерживает отправку;
•отказывается иметь дело с определенным посредником;
•ограничивает финансирование;
•не оказывает помощи в продвижении;
–розничное звено КТД
•задерживает платежи;
•плохо размещает товар в торговом зале;
•отказывается от определенных товаров;
•делает большие возвраты.
Все участники товародвижения в общем имеют одни и те же цели: прибыльность, доступ к товару, эффективное распределение и сбыт, лояльность потребителей. Но пред- ставления о путях достижения этих целей у них расходятся, например, производитель, имея множество конкурирующих розничных посредников, не хочет, чтобы они продава- ли продукцию конкурентов, или каждый желает лояльности потребителей по отноше- нию к себе, а не к другому. Кроме того, существуют естественные различия между участ- никами, связанные с
−разным положением в КТД;
−выполняемыми функциями;
−стремлением к максимизации собственной прибыли;
−контролем над собственной стратегией.
Также посредники могут располагать несколькими видами товаров, которые кон- курируют между собой.
207