ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2024
Просмотров: 629
Скачиваний: 0
Маркетинг
Типы конкуренции в канале товародвижения |
Таблица 7.12 |
|
|
||
|
|
|
Тип конкуренции |
Определение |
|
Горизонтальная конкуренция |
Конкуренция между одноуровневыми |
посредниками |
|
одного типа, продающими типовые товары. |
|
Межвидовая горизонтальная конку- |
Конкуренция между одноуровневыми |
посредниками |
ренция |
разного характера действия. |
|
Вертикальная конкуренция |
Конкуренция между посредниками разных уровней. |
|
Межканальная конкуренция |
Конкуренция между каналами сбыта. |
|
Эволюция системы сбыта последнего времени обострила все виды конкуренции и стимулировала создание маркетинговых вертикальных систем.
Франчайзинг как форма координации
Одно из значений слова «франчайзинг» – право, привилегия; «франшизы» (франц-franchise) – место, где разрешена торговля. Корнями эти понятия уходят во вре- мена средневековья, когда король предоставлял баронам право собирать налоги на опре- деленной территории, а гражданам была дана франшиза продавать товары на рынке оп- ределенного города и т.п.
Франчайзинг – это тип организации бизнеса, предполагающий создание ши- рокой сети однородных предприятий, это ВМС потребительских товаров, предусматривающая долгосрочные договорные отношения, создающаяся,
Определение как правило, для сбыта.
Фирма-франшизер (франчайзер):
1)предоставляет другой фирме (франчайзи) право (лицензию, франшизу) на веде- ние определенного бизнеса:
а) на ограниченной территории; б) при соблюдении установленных правил (контроля за качеством ведения биз-
неса и т.д.); в) под определенной маркой (принадлежащей или ассоциирующейся с фран-
чайзером).
2)является собственником нематериальных активов предприятия, принадлежащего франчайзи.
Покупатель франшизы (франчайзи):
1)уплачивает франшизеру некоторую начальную сумму и отчисления от валовой выручки (gross receipts) или прибыли (gross profit) или обязуется выкупать товары на сумму, не менее определенной за период;
2)остается юридически самостоятельным и несет ответственность за свои действия;
3)получает право на:
а) использование коммерческой марки; б) постоянную поддержку;
в) использование опыта организации бизнеса.
208
Сбытовой маркетинг
Таблица 7.13
|
|
|
|
Функции франчайзера |
|
|
|
|
|
Начальные |
− |
исследование рынка; |
||
функции |
− |
анализ расположения торговой точки; |
||
|
− поддержка при переговорах об аренде помещения; |
|||
|
− |
советы по интерьеру; |
||
|
− |
подготовка персонала; |
||
|
− модели бухгалтерского учета и финансового анализа. |
|||
Текущие функции |
− |
наблюдение за ведением дел; |
||
|
− |
рекламные материалы; |
||
|
− переподготовка менеджеров и персонала; |
|||
|
− |
контроль качества; |
||
|
− реклама в масштабах страны, централизованное снабжение; |
|||
|
− |
маркетинговая информация, аудит, коллективное страхование. |
||
|
|
|
|
Таблица 7.13 |
|
|
|
|
Классификация франшиз |
|
|
|
||
Критерий классификации |
|
Содержание |
||
По сферам взаимодействия |
1) франшизы первого поколения: |
|||
|
|
|
− |
изготовитель и розничный торговец; |
|
|
|
− |
изготовитель и оптовик; |
|
|
|
− |
оптовик и розница. |
|
|
|
2) франшизы второго поколения (бизнес-формат) |
|
|
|
|
− |
торговая марка (имя); |
|
|
|
− |
лицензиар; |
|
|
|
− |
розница. |
По размерам первоначаль- |
1) |
рабочая франшиза; |
||
ных инвестиций (для фран- |
2) |
коммерческая франшиза; |
||
шиз бизнес-формата) |
|
|
3) |
инвестиционная франшиза. |
По числу уровней |
|
|
1) |
2 уровневая система: франчайзер – франчайзи; |
|
|
|
2) |
3 уровневая: франчайзер– главныйдистрибьютор франчайзи. |
Способы возникновения франчайзинга:
−создание на основе нового товара;
−адаптация существующего товара для франчайзинга (из другой страны);
−преобразование фирменной сети во франчайзинговую;
−импорт.
Условия применения франчайзинга:
−благоприятная экономическая и политическая ситуация;
−географические факторы;
−бизнес-фактор;
−товарный фактор.
209
Маркетинг
|
|
Таблица 7.15 |
|
Преимущества франчайзинга как системы сбыта |
|
|
|
|
Для |
1. Создание новогоисточникадохода, основанного накоммерческом ноу-хау. |
|
франчайзера |
2. Доступ к источнику капитала без потери контроля над МС, увеличение |
|
|
торговой сети без дополнительных инвестиций. |
|
|
3. |
Быстрое расширение продаж с использованием начального успеха для |
|
создания эффекта «снежного кома». |
|
|
4. |
Реализация принципа «экономии на масштабе», отсутствие накладных |
|
расходов по содержанию собственных магазинов, оплату персонала и др. |
|
|
5. |
Независимые посредники мотивированы на успех дела. |
|
6. |
Сотрудничество с посредниками, интегрированными в местную среду, |
|
воспринимаемыми населением как местные. |
|
|
7. |
Долголетняя привязанность франчайзи к франчайзеру |
Для франчайзи |
1. Использование опыта, известности, гарантийимиджа(марки) франчайзера. |
|
|
2. |
Возможность начать дело с малым капиталом. |
|
3. |
Снижение риска и неопределенности, успех проекта уже доказан. |
|
4. |
Создание собственного дела с одновременным вхождением в крупную ор- |
|
ганизацию. |
|
|
5. |
Повышение рыночной силы в связи с созданием сети. |
|
6. |
Удешевление и проверка на качество поставки. |
|
7. |
Возможность идти в ногу со спросом, возможность использовать научные |
|
технологические разработки. |
|
|
8. |
При обширном территориальном рынке возможность управлять допол- |
|
нительной торговой точкой, не ограничивая первое предприятие. |
Для потребителя 1. Как правило, одно из условий контракта – продленные часы работы, вы- сокий уровень обслуживания.
2.Общая торговая марка позволяет рассчитывать на определенные стандар- ты качества.
3.Франчайзинг гарантирует от бесследного исчезновения какой-либо точки, дает возможность обращения в головную организацию.
4.Поддерживает разнообразие выбора благодаря поддержке малого бизнеса в период растущей концентрации бизнеса.
Традиционнойсистемойявляетсяфраншизарозничноготорговцаподэгидойпроизводителя. Так, компания Ford выдает дилерам лицензии на право торговли своими автомобилями, а дилерами являются независимые коммерсанты, согласные придерживаться определенных ус-
ловий продаж и предоставлять определенные услуги.
Привилегии могут предоставляться оптовым компаниям и под эгидой производителя. К примеру, компания Coca-Cola выдает лицензии на право торговли на различных рынках вла- дельцам заводов по розливу напитков (а они и являются оптовиками), которые закупают у нее необходимый концентрат, производят напиток, разливают его в бутылки и реализуют мест- ным розничным торговцам.
210
|
|
Сбытовой маркетинг |
|
|
Таблица 7.15 |
|
|
Недостатки франчайзинга как системы |
|
|
|
Для |
1. репутация одного франчайзи сильно влияет на всю систему при отсутствии |
|
франчайзера |
полного контроля (управления) |
|
|
2. |
нет уверенности в правдивости отчета о деятельности франчайзи |
|
3. |
в случае противоречий в целях (франчайзера и франчайзи) невозможность |
|
воздействия на деятельность франчайзи, пока не нарушен договор |
|
|
4. |
отсутствие гибкости в перемещении точек, изменении стратегий и т.п. |
|
5. |
проблемы информационной связи |
|
6. |
проблемы с набором франчайзи |
|
7. |
торговые точки франчайзи приносят меньше прибыли, чем если бы они |
|
были собственностью франчайзера |
|
|
8. |
противоречие: собственность предполагает личную заинтересованность и |
|
участие, но товар должен быть стандартизован для создания у потребителя |
|
|
чувства надежности |
|
Для франчайзи |
1. Мало возможностей для самовыражения, самостоятельности. |
|
|
2. Возможность пострадать из-за ошибок франчайзера или других франчайзи. |
|
|
3. Привязанность к франчайзеру чревата невыгодной структурой затрат. |
|
|
4. |
Продажа франчайзером всей франшизы как уже работающего предпри- |
|
ятия может вызвать радикальное изменение в политике предприятия и не- |
|
|
уверенность франчайзи. |
|
|
5. |
В контракте может оговариваться необходимость продажи фирмы после |
|
смерти франчайзи (ущемляются права родственников на наследование). |
|
|
6. |
Базирование на узкоспециализированном товаре, отсутствие диверсифика- |
|
ции повышает вероятность того, что НТП, изменения законодательства, вку- |
|
|
сов потребителей отрицательно скажутся на бизнесе. |
|
Для |
1. Ограничивает конкуренцию между франчайзи |
|
потребителя |
2. Административная неэффективность франчайзи разрушает потребитель- |
|
|
ские ожидания, основанные на отношениях с другими франчайзи. |
Контрольные вопросы:
1.Дайте определение понятия сбытовой маркетинг.
2.Каковы задачи сбытового маркетинга?
3.Назовите основные функции сбыта.
4.Перечислите этапы сбыта.
5.Какую роль выполняют посредники?
6.Благодаря чему посредники экономят коммуникационные и транспорт- ные ресурсы?
7.Каковы основные причины, по которым производитель отказывается от использования посредников в процессе сбыта товаров?
8.Приведите квалификацию посредников.
9.Каковы основные принципы управления каналами товародвижения?
10.Охарактеризуйте стратегии по привлечению посредников.
211