ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 0
Электронная версия
широкое обсуждение статуса женщин и предубеждений (гендерных предрассудков), сформировавшихся в социуме и находящих отражение в литературе и образовании. С одной стороны, эти исследования требовали междисциплинарного подхода, с другой – претендовали на статус самостоятельной дисциплины. Междисциплинарный характер женских исследований указывал на их интеграцию с традиционными отраслями знания, что обусловило появление таких дисциплин, как психология женщин, историческая феминология, женская литература, феминистская педагогика и др.
3-й этап – 1985–1990гг. ХХ в. – оформление концепции множественной идентичности женщин (включение в концепцию женственности классовых и расовых различий, опыта меньшинств);
4-й этап – с 1990 гг. ХХ в. – активная работа по проведению женских и гендерных исследований в Европе, изучение международных проблем женщин, гендерной идентичности и репрезентации, семейных ролей женщины, проблем соблюдения прав женщин, насилия в отношении женщин и др. В 1996 г. при Гендерном институте Лондонской школы экономики организована Международная сеть гендерных исследований. В это период начинают осуществляться гендерные исследования в Восточной Европе и России, где гендерология и феминология получают статус университетской науки.
Гендерный анализ – это процесс оценки различного воздействия, оказываемого на женщин и мужчин существующими или предлагаемыми программами, законодательством, государственным политическим курсом – во всех сферах жизни общества и государства. Гендерный анализ – это также сбор качественной информации и понимание гендерных тенденций в экономике и обществе, использование этих знаний для выявления потенциальных проблем и поиска решений в ежедневной работе. Одновременно это инструмент для понимания социальных процессов. Он позволяет увидеть и сравнить, каким образом и почему политические, экономические, социальные и иные факторы влияют на женщин и мужчин?
Для гендерного анализа разработан ряд методов.
1.Картирование. Этот метод заключается в том, что жители одной и той же местности рисуют ее карту. Сравнение карт дает возможность выявить приоритеты мужчин и женщин, отражающие различия их рабочей нагрузки и образа жизни, и учитывать эти данные при разработке программ деятельности в данной местности.
2.Гарвардский метод анализа. Состоит из трех основных элементов: обзор видов деятельности, обзор доступа и контроля к ресурсам, необходимым для выполнения этих видов деятельности, обзор факторов, влияющих на разделение труда, доступ, контроль в местном сообществе.
8
Электронная версия
3.Планирование, ориентированное на людей. Данный метод используется Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев. Описанные выше обзоры делаются дважды: до переселения и после переселения. При заполнении части «доступ и контроль» указывается не только то, что имеет или не имеет группа беженцев, но и то, кто и что потерял и приобрел.
4.Анализ возможностей и уязвимых моментов. Схема данного метода позволяет выявить уязвимые точки в жизни женщин, мужчин и детей в чрезвычайной ситуации и их возможности преодолеть эту ситуацию. Она основана на матрице, которая описывает различные категории факторов,
влияющих на жизнь людей, и отношения между этими факторами: 1) физические и материальные ресурсы (земля, климат, здоровье, навыки, технологии); 2) социальные и организационные ресурсы (социальные связи, политические организации, системы распределения продуктов и услуг, образование); 3) комплекс убеждений и верований, подходов и ожиданий, который обуславливает реакцию людей на ситуации.
5. Иерархия нужд Лонгве. Этот метод может быть применен в любой ситуации, чтобы выяснить основную направленность предполагаемой деятельности. Положение мужчин и женщин рассматривается в отношении к следующим ключевым индикаторам развития; 1) контроль над ресурсами; 2) участие в принятии решений; 3) справедливость/равенство мужчин и женщин; 4) доступ к ресурсам; 5) материальное благополучие. Эти индикаторы расположены в иерархическом порядке начиная с самого важного. Метод предполагает, что равный контроль над ресурсами не может быть достигнут раньше, чем будет достигнуто равенство в четырех других сферах. Данная схема позволяет оценить существующие достижения и определить, что остается сделать.
Вопросы для самопроверки и контроля
1.Дайте определение феминологии как науки.
2.Что является объектом изучения феминологии?
3.В чем причины возникновения гендерных исследований?
4.Дайте определение гендерологии как научной дисциплины.
5.Перечислите концепции изучения гендера.
6.Каковы философские и научные предпосылки развития гендерныых исследований?
7.Назовите социальные предпосылки развития гендерныых исследований.
8.Охарактеризуйте этапы развития женских и гендерных исследований.
9.В чем сущность и назначение гендерного анализа?
10.Какие методы используются для проведения гендерного анализа?
9
Электронная версия
Вопросы для обсуждения на семинаре
1.Гендерология и феминология как научные дисциплины. Исторические предпосылки их развития.
2.Понятия «гендер» и «пол» в современной теории и практике.
3.Антропобиологические аспекты гендерных исследований.
4.Количественные и качественные методы гендерного анализа.
5.Использование методов гендерного анализа в практике деятельности специалиста по социальной работе.
Практическое задание
1.Осуществление исследования с использованием метода картирования.
Каждому студенту необходимо принести на занятие две-три карты, нарисованные жителями одной местности (желательно разнополыми) без указания авторства. В ходе занятия осуществляется анализ карт (работа в группах с предварительным обменом картами) с целью определения мужских и женских карт и выявления характерных для мужчин и женщин видов деятельности, содержания и особенностей их жизни, существующих затруднений и возможных проблем.
2.Анализ статьи Б. Франсиз «Гендер – социальный конструкт или
биологический императив?», посвященной гендерным проблемам
(прил. 1).
Как автор текста определяет понятия «гендер» и «гендерная идентичность»? Соответствует ли это понимание тому, которое принято в гендерных исследованиях? Какие признаки поведения Бренды (в описании случая Джона Мани) отмечаются автором в качестве маскулинных/фемининных? Соответствует ли это пониманию маскулинности/фемининности в гендерных исследованиях? Что, на ваш взгляд, могло выступить причинами психологических проблем Бренды с точки зрения гендерного подхода?
3. Измерьте рост у студентов вашей группы. Рассчитайте среднюю арифметическую величину для группы в целом и отдельно для представителей мужского и женского пола. Проанализируйте результаты. (Подготовительный – расчетный – этап выполняется студентами до занятия, на семинаре представляются результаты анализа).
Рекомендуемая литература
Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-
ЕВРОЗНАК, 2002. – 320 с.
Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред И. В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 255с.
Гендер и культура / отв. ред. М. Хегай. – Душанбе, 2000. – 72 с.
10
Электронная версия
Гендер как инструмент познания и преобразования общества: сб. текстов докладов участников Междунар. конф. «Гендерные исследования: люди и темы, которые объединяют сообщество». – М.: РОО МГЦИ при участии ООО «Солтэкс», 2006. – 394 с.
Гендерное общество: пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» РОССПЭН, 2006. – 464 с.
Гилмор Д. Становление мужественности: Культурные концепты маскулинности: пер. с англ. / Д. Гилмор. – М.: «Российская политическая энициклопедия» (РОССПЭН), 2005. – 264 с.
Зуйкова Е. М. Феминология и гендерная политика: учебник / Е. М. Зуйкова, Р. И. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 300 с.
Ильин Е. П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с. Коростылева Н. Н. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию
(исследование гендерного конфликтогенеза). – М.: Библионика, 2005. – 240 с.
Основы гендерной политики (гендерология). – М.: Перспектива, 2008. – 208 с.
Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: учеб. пособие / Р. Г. Петрова. – 5-е изд., перераб. и доп.. – М.: Изд.-торг. корпорация
«Дашков и Ко», 2009. – 272 с.
Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клециной – 2-е
изд. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. – М.: Информация, 2002. – 256 с.
Социальная работа: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – 2-е изд. – М. : Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 364с.
Социальная работа и социальная педагогика: словарь-справочник / сост. Н. Ф. Басов, Е. Е. Смирнова, А. И. Тимонин; под ред. Н. Ф. Басова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. – 222 с.
Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / под ред. О. А. Ворониной. – М.: МЦГИ – МВШСЭН, 2001. – 416 с.
Ушакин С. Поле пола / С. Ушакин. – М.: Вариант; Европ. гуманит.
ун-т, 2007. – 320 с.
11
Электронная версия
ТЕМА 2 КУЛЬТУРА ПОЛА
Понятие, сущность и характеристики маскулинности и фемининности. Гендерные стереотипы, группы гендерных стереотипов. Мужская и женская гендерные роли и входящие в них нормы. Элементы гендерной культуры
Гендер характеризует индивида по критерию соответствия его поведения мужественной (маскулинной) или феминной (фемининной) гендерной роли.
Маскулинность (мужественность) представляет собой комплекс характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику группы, объединенной по признаку мужского пола.
Фемининность (феминность, женственность) – комплекс характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику группы, объединенной по признаку женского пола.
Другими словами, маскулинность и фемининность – это то, что добавлено к анатомии для получения мужской и женской гендерных ролей.
Существует представление, что фемининность – особая «равная-но- различная» противоположность маскулинности, что не совсем верно, поскольку маскулинные черты полагаются ценными для всех людей, включая женщин, а фемининные – желательны только для женщин с точки зрения их привлекательности для мужчин. Сущность фемининности – в установлении для женщин ограничений, которые мужчины находят полезными и безопасными для себя.
Соотношение мужского и женского в индивиде рассматривается в трех основных вариантах:
1)маскулинность и фемининность противопоставляются и понимаются дихотомически (либо одно, либо другое);
2)маскулинность и фемининность рассматриваются как полюсы одного континуума: то, что отдаляется от мужественности, автоматически приближается к женственности;
3)маскулинность и фемининность рассматриваются как независимые автономные измерения, и каждый человек может содержать в себе определенные маскулинные и фемининные признаки.
При рассмотрении маскулинности и фемининности необходимо учитывать их множественность, историчность и ситуационность.
Множественность проявляется в наличии в каждом обществе нескольких моделей маскулинности и фемининности.
12