Файл: Смирнова Е.Е. Гендерология пр. РИО.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Электронная версия

44.Мягкость

45.Умение дружить

46.Агрессивность

47.Доверчивость

48.Малорезультативность

49.Склонность вести за собой

50.Инфантильность

51.Адаптивность, приспосабливаемость

52.Индивидуализм

53.Неприятие ругательств

54.Несистематичность

55.Дух соревнования

56.Любовь к детям

57.Тактичность

58.Амбициозность, честолюбие

59.Спокойствие

60.Традиционность, подверженность условиям

Обработка результатов:

Ключ: Маскулинность (ответ «да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.

Фемининность (ответ «да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Затем определяется показатель фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии с формулой:

F = (сумма баллов по фемининности):20 М = (сумма баллов по маскулинности):20

Основной индекс IS определяется как по формуле: IS = (F – M) *2,322

Если величина индекса заключается в пределах от -1 до +1, то делается заключение об андрогинности. Если индекс меньше -1, то делается заключение о маскулинности, если индекс больше +1 – о фемининности, в случае, когда индекс больше +2,025, говорят о ярко выраженной фемининности, а если индекс меньше - 2,025, говорят о ярко выраженной маскулинности.

111

Электронная версия

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Игра «Путешествие по планете»

Инструкция 1

Представьте себе некоторую солнечную систему, которая состоит из трех планет. Ваш корабль попал в эту систему. Ее необходимо исследовать. Вашей научноисследовательской группе предстоит высадиться на одной из планет, изучить ее и представить отчет о проделанной работе (5-минутный доклад на общей конференции). Попав на планету, вы поняли, что все ее жители обладают только мужскими качествами. Вы посетили Маскулинную планету. Опишите ее, пожалуйста, опираясь на предлагаемые ниже пункты.

Природные условия и явления (атмосфера; климат; количество материков; места, пригодные для жизни; комфорт и т. п.).

Социальные отношения (уровень развития цивилизации; общество, его структура и законы; основные занятия; социальные группы; отношение к жителям других планет; отношение к ним других обитателей системы и т. п.).

Материальные характеристики жителей (статус; уровень жизни; устроенность быта; обеспеченность и т. п.).

Межличностные отношения (наличие близких отношений; общепринятые формы взаимодействия между близкими людьми; воспитание детей, методы воспитания и т. п.).

Психологические характеристики жителей (потребности, интересы, преобладающие эмоции; ожидания; отношение к будущему и представление о нем; страхи и т. п.).

Кроме того, вашей группе необходимо представить на суд коллег некоторый «продукт маскулинной культуры». Можно, например, пересказать содержание популярной на планете книги или главы какого-нибудь учебника, рубрики из распространенного журнала/газеты и т. п.

Инструкция 2

Представьте себе некоторую солнечную систему, которая состоит из трех планет. Ваш корабль попал в эту систему. Ее необходимо исследовать. Вашей научноисследовательской группе предстоит высадиться на одной из планет, изучить ее и представить отчет о проделанной работе (5-минутный доклад на общей конференции). Попав на планету, вы поняли, что все ее жители обладают только женскими качествами. Вы посетили Фемининную планету. Опишите ее, пожалуйста, опираясь на предлагаемые ниже пункты.

Природные условия и явления (атмосфера; климат; количество материков; места, пригодные для жизни; комфорт и т. п.).

Социальные отношения (уровень развития цивилизации; общество, его структура и законы; основные занятия; социальные группы; отношение к жителям других планет; отношение к ним других обитателей системы и т. п.).

Материальные характеристики жителей (статус; уровень жизни; устроенность быта; обеспеченность и т. п.).

Межличностные отношения (наличие близких отношений; общепринятые формы взаимодействия между близкими людьми; воспитание детей, методы воспитания и т. п.).

112


Электронная версия

Психологические характеристики жителей (потребности, интересы, преобладающие эмоции; ожидания; отношение к будущему и представление о нем; страхи и т. п.).

Кроме того, вашей группе необходимо представить на суд коллег некоторый «продукт фемининной культуры». Можно, например, пересказать содержание популярной на планете книги или главы какого-нибудь учебника, рубрики из распространенного журнала/газеты и т. п.

Инструкция 3

Представьте себе некоторую солнечную систему, которая состоит из трех планет. Ваш корабль попал в эту систему. Ее необходимо исследовать. Вашей научноисследовательской группе предстоит высадиться на одной из планет, изучить ее и представить отчет о проделанной работе (5-минутный доклад на общей конференции). Попав на планету, вы поняли, что здесь не существует разделения на «мужское» и «женское», ее жители не понимают подобного разделения. Вы посетили Гендернонейтральную планету. Опишите ее, пожалуйста, опираясь на предлагаемые ниже пункты.

Природные условия и явления (атмосфера; климат; количество материков; места, пригодные для жизни; комфорт и т. п.).

Социальные отношения (уровень развития цивилизации; общество, его структура и законы; основные занятия; социальные группы; отношение к жителям других планет; отношение к ним других обитателей системы и т. п.).

Материальные характеристики жителей (статус; уровень жизни; устроенность быта; обеспеченность и т. п.).

Межличностные отношения (наличие близких отношений; общепринятые формы взаимодействия между близкими людьми; воспитание детей, методы воспитания и т. п.).

Психологические характеристики жителей (потребности, интересы, преобладающие эмоции; ожидания; отношение к будущему и представление о нем; страхи и т. п.).

Кроме того, вашей группе необходимо представить на суд коллег некоторый «продукт гендерно-нейтральной культуры». Можно, например, пересказать содержание популярной на планете книги или главы какого-нибудь учебника, рубрики из распространенного журнала/газеты и т. п.

113

Электронная версия

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Ситуации дискриминации по признаку пола

Ситуация 1. Нарушение трудовых и социальных прав, бедность

Ксения, 30 лет, образование общее среднее, безработная, воспитывает троих детей

Надеюсь, что вы мне поможете, потому что я прошла уже через все возможные инстанции, а результатов никаких.

Дело в том, что 26 февраля 2004 года я родила сына, но прошло уже больше двух лет, а я по сей день не получила ни «родовые», ни «послеродовые», ни даже 500 рублей на ребенка. Вы как женщина и мать поймете, что это значит. У нас в семье трое детей. У меня это второй брак, у моего мужа – тоже. Старший сын [мужа] учится в институте. У него умерла мама – он получает пенсию 1300 рублей. Еще ему помогают материально дедушка с бабушкой. Второму сыну 11 лет, учится в кадетском училище. На него я получаю от первого мужа алименты – 700 рублей в месяц. Общий доход нашей семьи – 5 тысяч рублей в месяц.

Как можно прожить с семьей из 5-и человек на 5 тысяч рублей? Я пошла на работу на комбинат «Полиэкс», согласилась на вредные условия труда, чтобы больше получить денег после родов, облегчить немного материальное положение семьи. И что же вышло? Комбинат разорился или обанкротился, я не знаю, что там у них случилось. Знаю только, что он мне должен около 40 тысяч рублей невыплаченной зарплаты, и когда я получу эти деньги, никто мне сказать не хочет.

У меня дети недоедают, я «в долгах, как в шелках», занимала у всех, у кого можно. Все думала: вот-вот получу деньги от комбината и сразу со всеми рассчитаюсь, а теперь даже во двор боюсь выходить, потому что стыдно с соседями встречаться, рассчитаться с людьми не могу.

В ответах на мои письма – куда только не обращалась – одни отписки, лишь бы отделаться. Я их вам посылаю для ознакомления. Я не очень грамотная, поэтому не знаю, куда еще нужно обратиться. От всего этого просто жить не хочется, от осознания, что мы никому не нужны.

Ведь я не прошу помощи, в нашем государстве ее не дождешься. Я свое заработанное получить не могу. Мне тридцать лет, я могла бы еще родить ребенка, но ни я, ни мои знакомые этого не сделают, потому что у нас ничего невозможно, нигде справедливости не добиться. Что я этими отписками детей своих накормлю?

Мне даже письмо лишний раз послать не по карману. За письмо нужно 15 рублей заплатить, а это две булки хлеба, которые я отрываю у детей. Чтобы лишний раз в суд или в прокуратуру съездить, нужно больше 20 рублей потратить, их у меня тоже нет. Как чумы боюсь, что ребенок вдруг не дай бог заболеет: лекарства не купить, цены запредельные. Я даже молока лишний литр не могу купить.

А ведь у меня растут трое будущих защитников отечества, какие же они будут от недоедания? Я не политик, но даже мне стыдно, что мы живем в такой богатой и такой бездушной стране.

Работы для меня нет. Я вот уже целый год стою в очереди на работу на такое предприятие, где платят заработную плату. Это «Алтайвитамины». Те, кто там работает, получают зарплату около 5 тысяч рублей. Для нашего города это много. Средняя зарплата у нас в городе 3700 рублей, зато цены на все услуги – автотранспорт, ЖКХ, детсады такие же, как в большом городе.

114


Электронная версия

Ситуация 2. Классический случай дискриминации на рынке труда

Мария, 30 лет, образование высшее, в отпуске по уходу за ребенком, одинокая мать

Обращаюсь к Вам за помощью в связи с нарушением прав матери и ребенка.

С 2000 года я работаю в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Москве (до реорганизации Комитет по регистрации, учреждение юстиции). В 2004 году с должности заместителя руководителя Контрольно-методического центра (одно из управлений учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы) я ушла в отпуск по беременности и родам.

За время моего нахождения в отпуске по уходу за ребенком учреждение юстиции было реорганизовано в порядке присоединения к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Москве (полное правопреемство).

Согласно ТК РФ, к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Москве перешла обязанность по перечислению мне пособия и иных полагающихся мне по закону выплат. Однако никакие пособия и компенсации мне не выплачиваются, а мой работодатель считает, что наши трудовые отношения закончились вместе с реорганизацией. Это противоречит ТК РФ, в силу которого смена собственника имущества не является основанием для расторжения трудовых договоров

сработниками организации.

Вавгусте 2005 года я письменно обратилась по месту работы (уже после завершения реорганизации) с просьбой проверить правильность начисления мне пособий и компенсаций, поскольку я воспитываю ребенка одна и не имею возможности приехать и лично выяснять, где потерялись гарантированные мне государством деньги.

Вответ я получила письмо с изложением позиции о том, что я уже не являюсь работником указанного государственного учреждения, поскольку оно реорганизовано, и никакие деньги мне выплачиваться не будут. Работодатель сообщал, что условием рассмотрения вопроса о возможности выплаты мне пособий на будущее время будет являться написание с моей стороны заявления о приеме меня на работу на должность главного или ведущего специалиста.

Объяснения, почему я должна еще раз устраиваться на работу в государственное учреждение, где я уже и так работаю, а также просить при этом о явном понижении в должности, даны не были.

Внастоящее время я обратилась по месту работы с просьбой предоставить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Ответ мне не дан. Отпуск не предоставлен. Получается, что женщину, ухаживающую за грудным ребенком, можно безнаказанно лишить и законных пособий (компенсаций) и рабочего места.

Прошу Вас помочь в восстановлении моих конституционных, трудовых прав.

Ситуация 3

Наталия, 20 лет, образование общее среднее, безработная

После шести лет бесконечных мытарств и обивания порогов, которые не дали никакого результата, решила обратиться к Вам.

Моя история такова:

Я родилась 26 апреля 1985 года в Красноярском крае Кежемского района в селе Кежма. В три года я с мамой, братом и отцом выехала на Украину, где мать с отцом,

115


Электронная версия

живя в Одессе, поменяли гражданство на украинское, так как это было необходимо – заставляли власти.

Вскоре, через несколько месяцев, я выехала из Украины к бабушке в Россию и всю свою жизнь прожила с ней. Я училась с 1 по 11 класс в городе Кодинске Красноярского края Кежемского района. Здесь я окончила школу и получила аттестат. Когда пришло время получать паспорт (в четырнадцать лет), я обратилась в паспортновизовую службу. Однако в получении паспорта мне отказали, мотивируя этот отказ тем, что я автоматически получила украинское гражданство по родителям.

В паспортно-визовой службе мне объяснили, что сначала нужно получить украинский паспорт, а уже затем обращаться к ним, чтобы поменять украинское гражданство на российское. Мои неоднократные обращения в посольство Украины в России результатов не дали. Выехать куда-либо, тем более в Украину, я не могу, так как у меня на руках имеется только свидетельство о рождении.

Я совершенно бесправна на своей Родине, а мне уже 20 лет и у меня уже родился ребенок. Ему 7 месяцев и мой ребенок в таком же положении, как и я: без прав и без документов. Мы никто. Трижды я отправляла необходимый пакет документов в Красноярск, но там говорят, что нужно сначала получить украинский паспорт. Как можно это осуществить, если у меня нет на руках никаких документов. Я не имею средств к существованию. Живу на иждивении мамы, у которой еще есть сын 15 лет. Моя мама и брат тоже приехали обратно в Россию и уже получили гражданство по упрощенной форме. А как же быть мне?

Вы моя последняя надежда. Разъясните мне, как можно выйти из этой ситуации. Возможно ли в судебном порядке, на основании показаний свидетелей доказать, что я гражданка России и получить российский паспорт. Ведь я практически не жила на Украине, а пробыла там лишь одно лето 1988 года.

Так как у меня нет паспорта, я не могу ни учиться дальше, ни устроится на работу, ни получать положенные по законодательству выплаты и пособия на ребенка. Нас как будто нет.

116

Электронная версия

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Опросник «Распределение ролей в семье»

Просим вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации семейной жизни.

Ваш пол___________________

1.От кого должны зависеть интересы и увлечения семьи? А. В основном от мужа.

Б. В большей степени должны зависеть от мужа, но и от жены тоже. В. В большей степени должны зависеть от жены, но и от мужа тоже. Г. В основном должны зависеть от жены.

2.От кого в большей степени должно зависеть настроение в семье? А. В основном должно зависеть от жены.

Б. В большей степени должно зависеть от жены, но и от мужа тоже. В. В большей степени должно зависеть от мужа, но и от жены тоже. Г. В основном должно зависеть от мужа.

3.Если возникнет необходимость, кто в первую очередь должен найти, где можно занять крупную сумму денег?

А. Это сделает жена.

Б. В первую очередь это сделает жена, но иногда муж. В. В первую очередь это сделает муж, но иногда жена. Г. Это сделает муж.

4.Кто в семье должен чаще приглашать в дом гостей?

А. Чаще муж.

Б. Обычно муж, но иногда жена. В. Обычно жена, но иногда муж. Г. Чаще жена.

5.Кто в семье в большей степени должен заботиться об уюте и удобстве в квартире?

А. В основном муж.

Б. В большей степени должен муж, в меньшей жена. В. В большей степени должна жена, в меньшей муж. Г. В основном жена.

6.Кто из супругов должен первым обнимать и целовать другого?

А. Это должен делать муж.

Б. Это должен делать муж, но может сделать и жена. В. Это должна делать жена, но может сделать и муж. Г. Это должна делать жена.

Печатаем по изданию.

117


Электронная версия

7.Кто в семье должен решать, какие газеты и журналы выписывать и покупать? А. Обычно должна решать жена.

Б. В большей степени это должно зависеть от жены, в меньшей – от мужа. В. В большей степени это должно зависеть от мужа, в меньшей – от жены. Г. Обычно должен решать муж.

8.По чьей инициативе супруги должны ходить в кино, театр?

А. По инициативе мужа.

Б. В основном по инициативе мужа, но иногда и по инициативе жены. В. В основном по инициативе жены, но иногда и по инициативе мужа. Г. По инициативе жены.

9.Кто в семье должен играть с маленькими детьми? А. В основном жена.

Б. Чаще жена, иногда муж. В. Чаще муж, иногда жена. Г. В основном муж.

10.От кого в семье должна зависеть взаимная удовлетворенность интимными отношениями?

А. В основном должна зависеть от мужа.

Б. В большей степени должна зависеть от мужа. В. В большей степени должна зависеть от жены. Г. В основном должна зависеть от жены.

11.Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях. Как Вы считаете, от кого это может зависеть (вольно или невольно) в большей степени?

А. Чаще от мужа.

Б. От мужа, но и от жены тоже. В. От жены, но и от мужа тоже. Г. Чаще от жены.

12.Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обязательность выполнения обещаний, невозможность опозданий и др.) должны быть определяющими

в семье?

А. Жизненные принципы жены.

Б. Как правило, жены, но в некоторых случаях мужа. В. Как правило, мужа, но в некоторых случаях жены. Г. Жизненные принципы мужа.

13.Кто в семье должен следить за поведением маленьких детей? А. Это должна делать жена.

Б. Это должна делать жена, но и муж не должен устраняться.

В. Это должен делать муж, но и жена тоже не должна устраняться. Г. Это должен делать муж.

14.Кто в семье должен ходить с ребенком в кино, театр, цирк и др.? А. Это должен делать муж.

Б. Это должен делать муж, но и жена тоже.

118

Электронная версия

В. Это должна делать жена, но и муж тоже. Г. Это должна делать жена.

15.Кто в семье в большей степени должен обращать внимание на самочувствие

другого?

А. Муж.

Б. В большей степени муж, но и жена тоже. В. В большей степени жена, но и муж тоже. Г. Жена.

16.Представьте себе такую ситуацию: у обоих супругов появилась возможность сменить работу на более высокооплачиваемую, но менее интересную. Кто это сделает в первую очередь?

А. Это сделает жена.

Б. Скорее жена, чем муж. В. Скорее муж, чем жена. Г. Это сделает муж.

17.Кто в семье должен заниматься повседневными покупками?

А. В основном муж.

Б. В большей степени муж, но и жена тоже. В. В большей степени жена, но и муж тоже. Г. В основном жена.

18.Кто в семье будет иметь больше оснований обижаться на равнодушие, черствость, бестактность другого?

А. Муж.

Б. В большей степени муж, но и жена тоже. В. В большей степени жена, но и муж тоже. Г. Жена.

19.Если в семье возникнуть денежные трудности, то кто из супругов должен заняться поисками дополнительного заработка?

А. Это должен сделать муж.

Б. Это должен сделать муж, но и жена тоже. В. Это должна сделать жена, но и муж тоже. Г. Это должна сделать жена.

20.Кто в семье должен планировать, как и где провести отпуск?

А. В основном жена.

Б. Чаще жена, но и муж тоже. В. Чаще муж, но и жена тоже. Г. В основном муж.

21. Кто в семье должен вызывать представителей различных ремонтных служб и вести с ними переговоры?

А. Это должна делать жена.

Б. Это должна делать жена, но и муж тоже. В. Это должен делать муж, но и жена тоже. Г. Это должен делать муж.

119