Файл: Смирнова Е.Е. Гендерология пр. РИО.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Электронная версия

Помимо ежегодных визитов, Раймеры переписывались с Джоном Мани по поводу проблем, возникающих и воспитании Бренды, но тот вместе с коллегами все время уверял их, чтомальчишескоеповедениеБренды– этопреходящийэтапвееразвитии.

Несмотря на все признаки того, что эксперимент потерпел полное фиаско, а сама Бренда получила массу психологических и поведенческих проблем, в декабре 1972 года, четыре месяца спустя после того, как Бренда начала второй год учебы в первом классе, доктор Мани представил свой знаменитый «случай близнецов» и опубликовал данные в своейкниге«Мужчинаиженщина, мальчикидевочка».

Содержащая примеры о гермафродитах, прошедших курс лечения в отделении психогормональных исследований Джона Мани, книга освещает вопросы генетики, эмбриологии, нейроэндокринологни, нейрохирургии, социальной, медицинской и клинической психологии и социальной антропологии. Это очень путаная книга, основная идея которой достаточно ясна: первичными факторами, управляющими процессом психосексуальной дифференциации у человека, являются научение и социальная среда, но не биология.

Мани писал, что плановые эксперименты на людях невозможны по этическим причинам и можно использовать только «внеплановые» возможности, как, например, в случае нормального новорожденного мальчика, которому пришлось удалить пенис в результате неудачного обрезания. И доктор использовал такую возможность. С его точки зрения, этот эксперимент был чрезвычайно успешен. Он сопоставлял интересы Брайана к машинкам, насосам, орудиям и Бренды – к куклам, кукольным домикам и коляскам. Он сравнивал чистоплотность Бренды и полное отсутствие интереса Брайана к этому вопросу. Брендаинтересоваласькухоннойработой, тогдакакБрайанпренебрегалею.

Джон Мани описывал Бренду как доминантного ребенка, доминантность которогоквозрастутрехлетпревратиласьв«девочкину» заботуобрате. Близнецыказались воплощением почти зеркального разделения вкусов, темпераментов и поведения в гендерном отношении, их можно было считать самым веским доказательством того, что мальчиками идевочками нерождаются.

Влияние случая близнецов (на развитие гендерных исследований) нельзя переоценить. Он тут же был взят на вооружение феминистским движением, которое всегда возражало прочив биологической интерпретации половых различий. Работы Джона Мани 1950-х годов о психосексуальной нейтральностиноворожденныхдосихпориспользуются в качестве основного доказательства (приоритета воспитания над биологией) в современном феминизме. Кейт Миллет в своем безусловно феминистском произведении «Сексуальные политики» цитирует работы Дж. Мани в качестве научного подтверждения того, что различия между мужчинами и женщинами отражают не биологические закономерности, а ожидания и предрассудки общества. И случай близнецов предоставляет неопровержимые доказательства вподдержку этого взгляда.

На протяжении еще нескольких лет Дж. Мани продолжал представлять случай Бренды как успех. А в это время девочка приходила к нему хмурой, угрюмой, односложно отвечала на его вопросы и не желала его видеть, так что родителям приходилось упрашивать ее пойти к доктору, обещая за это поездку в Диснейленд. Раймерам пришлось нарушить конфиденциальность и все-таки рассказать консультантам, к которым они обратились по поводу поведенческих проблем Бренды в школе, историю ее болезни. А Дж. Мани втожесамое времяутверждал, чтоееповедение вполненормальнодляактивной маленькой девочки, ясно отличается от мальчишеского образа жизни, который ведет ее брат-близнец, и что оно не вызывает ни у кого никаких подозрений. Основываясь на сообщениях доктора Мани, обозреватель Линда Воулф писала в Книжном обозрении газеты «Нью-Йорк Таймс» (май 1975) о «мальчике – однояйцевом близнеце, пенис которого был обожжен после рождения и который с согласия родителей на хирургическую

107


Электронная версия

операцию по перемене пола довольно успешно был воспитан в качестве настоящей девочки». В действительности же у Бренды в возрасте 11 лет стали происходить определенные физиологические изменения: она стала раздаваться в плечах, начали расти мускулы, ее шея и бицепсы укрупнились, а голос стал ломаться. Она противилась употреблению таблеток эстрогена, которые должны были увеличить ее грудь, и категорически не хотела идти па плановую операцию по дальнейшему формированию вагины. Во времявизитакдоктору Манив 1978 году, когдаонорганизовалдля неебеседу с транссексуалом, Бренда пришла в такой ужас, что сбежала из клиники, и когда ее, наконец, вернули в гостиницу к родителям, она сказала, что покончит с собой, если они еще раз привезут ее насильно к доктору. Родители Бренды все еще надеялись на превращение их ребенка в девочку, но в мае 1980 года, когда она начала настойчиво убеждать своих эндокринолога и психиатра в Виннипеге, что не хочет быть девочкой, те посоветовали родителям открыть ей правду. Чувство злости и удивления Бренды сочетались с чувством глубокого облегчения. Она сказала: «Неожиданно я поняла, почемуястрадала. Янебылакакой-тоизвращенкой, янебыла сумасшедшей».

Несмотря на то, что взгляды Дж. Мани на психосексуальную неопределенность или гибкость гендерной идентичности стали непреложной истиной в ученом сообществе и, в частности, в феминистском движении, все-таки нашелся по крайней мере один исследователь, который поставил под сомнение сделанные Дж. Мани выводы. Биофизик Мильтон Даймонд, руководитель передовой группы эндокринологов Канзасского университета в 1950-х годах, и его коллеги в опытах над морскими свинками установили, что внутриутробные половые гормоны не только играют важную роль в развитии репродуктивной системы и внешних половых органов плода, но также влияют на процессы маскулинизации или феминизации мозга.

Результаты этих исследований были опубликованы в 1959 году в журнале «Эндокринология». В последующей статье, озаглавленной «Критическая оценка онтогенеза полового поведения человека», Даймонд полностью опроверг теорию Мани. Сообщая о результатах, полученных на морских свинках, этот исследователь утверждал, что дородовые факторы ограничивают влияние культуры, научения и социальной среды на гендер человека. Приводя примеры из биологии, психологии, психиатрии, антропологии и эндокринологии, он доказывал, что гендерная идентичность жестко связана с мозгом начиная с момента зачатия. Позднее данные, полученные на морских свинках, были подкреплены наблюдениями за девочками, которые испытывали влияние тестостерона в утробном периоде (случайно или в результате приема таких препаратов их матерями).

Статья Даймонда, опубликованная в 1959 году, стала прямым вызовом научному авторитету Джона Мани, ставшему одним из гуру феминистского движения. С этого момента начались долгие и язвительные академические дебаты. Именно они позволяют объяснить, почему доктор Мани так рьяно ухватился за возможность экспериментальной проверки своей теории на однояйцевых близнецах и почему он так не хотел видеть явные признаки провала того эксперимента.

Средства массовойинформацииужепроявилиинтерескставшему известнымслучаю близнецов, подтверждающему первичность воспитания над биологией в формировании гендерной идентичности. Однако когда корреспондент ВВС начал журналистское расследование, онстолкнулся со слухами, согласно которым этот случай представляет собой совсем не то, что о нем думают. Так на ВВС появился документальный фильм «Первый вопрос», рассказывающий о самом первом вопросе родителей при рождении ребенка – «Мальчикилидевочка?». Также былиидругиестатьивпрессе, какипродолжающиесяспоры в научном мире, в центре внимания которых был не Мильтон Даймонд, а сама Бренда (в последующем получившая имя Давид), узнавшая о себе правду и вернувшая себе свою

108


Электронная версия

сексуальную идентичность. К своему 15-летию этот ребенок уже жил как мальчик. Он стал принимать инъекции тестостерона, в 1980 году прошел болезненную операцию по удалению грудей. В 1981 году ему была сделана операция по восстановлению пениса. К 22 годам последовала повторная, более успешная фаллопластика. В сентябре 1990 года Давид РаймерженилсянаДжейнФонтэйн, матери-одиночке, имеющейтрехдетей.

Новое имя мальчика стало символом его борьбы против Голиафа в лице Джона Мани и медицинского сообщества, а также мужества в отстаивании своей собственной идентичности. До тех пор пока Давид Раймер не заявил публично о суровом испытании, которое ему довелось пройти, медицинская общественность не была восприимчива к опасностям, которыми полна практика лечения детей-гермафродитов. Такая глухота, без всякого сомнения, поддерживалась их уважительным отношением к феминистскому движению, которое до сих пор убеждено в возможности создания андрогинного общества посредством принятия контр-сексистских образовательных практик.

Так, в Австралии в общепринятом «Руководстве по работе центров ухода за детьми» воспитателям запрещено говорить девочке, что ее платье красивое. «Контрсексистская» образовательная практика поощряет игры мальчиков в куклы, что напоминает кошмары из эйфоричных сообщений доктора Мани о Бренде. С другой стороны, феминистская идеология, основывающаяся на первичности социальных факторов по отношению к биологическим, подрывается гомосексуальным лобби, которое в борьбе за свои гражданские права настаивает на том, что они «рождены такими», а не получились в результате(неправильного) социального влияния.

Вконце концов медицинская общественность повернулась лицом к реальности, по крайней мере, в США. Клиника по лечению расстройств гендерной идентичности в госпитале имени Джона Хопкинса была закрыта, а противоречивый учебный курс Джона Мани по сексологии был отменен в конце 1970-х годов. Уролог Уильям Райнер из госпиталя им. Джона Хопкинса сообщил, что 25 мальчиков, рожденных без пениса, но с нормальными яичками, несмотря на гормональную терапию и операции, воспитывающиеся после как девочки, сохранили мужские характеристики, и многие из них опять стали мужчинами. В своей статье в журнале «Американский ученый» за 1992 год доктор Ноль Макхью, заведующий психиатрическим отделением госпиталя им. Джона Хопкинса, критиковал операции по изменению пола как «наиболее радикальную форму терапии из когда-либо предложенных в XX веке психиатрами». Он сравнил эту операцию с широко распространенной прежде фронтальной лоботомией. Доктор Ион Мейер, психиатр этого же госпиталя и бывший директор клиники по лечению расстройств гендерной идентичности, провел долгосрочное последующее наблюдение за 50 взрослыми транссексуалами, которые лечились в клинике. Он сообщил, что ни один из них не достиг желаемого улучшения качества жизни, из чего сделал вывод, что «операция по изменению поланедаетникакихобъективныхпреимуществвотношениисоциальнойреабилитации».

Можно только удивляться, почему способность видеть реальность до сих пор не достигла австралийских берегов. В парламенте до сих порнерассмотрензаконогендерной идентичности и сексуальной ориентации, операции но изменению пола продолжаются. Нормальных мальчиков калечат в процессе феминистского воспитания, и это только начинает привлекать внимание политиков.

ВСША уролог Уиллиам Райнер отложил свой скальпель и вернулся к практике детского психиатра, специализирующегося по транссексуальности. Он уверен, что операции по изменению пола – ошибка. И мое убеждение таково, что дети должны воспитываться, а взрослые – жить в соответствии с тем полом, который соответствует их хромосомному набору. Мозг так же запрограммирован на то, чтобы быть мужским или женским. Перефразируя Кассия из «Юлия Цезаря», можно сказать: «Ошибаются, дорогой Брут, не звезды, амы– этозаложеновнашихгенах».

109


Электронная версия

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Опросник С. Бэм

Инструкция: оцените наличие (или отсутствие) у себя названных ниже качеств. Можно отвечать только «да» или «нет».

1.Вера в себя

2.Умение уступать

3.Способность помочь

4.Склонность защищать свои взгляды

5.Жизнерадостность

6.Угрюмость

7.Независимость

8.Застенчивость

9.Совестливость

10.Атлетичность

11.Нежность

12.Театральность

13.Напористость

14.Падкость на лесть

15.Удачливость

16.Сильная личность

17.Преданность

18.Непредсказуемость

19.Сила

20.Женственность

21.Надежность

22.Аналитичность

23.Умение сочувствовать

24.Ревнивость

25.Способность к лидерству

26.Забота о людях

27.Прямота, правдивость

28.Склонность к риску

29.Понимание других

30.Скрытность

31.Быстрота в принятии решений

32.Сострадание

33.Искренность

34.Самодостаточность

35.Способность утешить

36.Тщеславие

37.Властность

38.Тихий голос

39.Привлекательность

40.Мужественность

41.Теплота, сердечность

42.Торжественность, важность

43.Собственная позиция

110