Файл: Смирнова Е.Е. Гендерология пр. РИО.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Электронная версия

Историчность маскулинности и фемининности проявляется в изменениях, вносимых в их структуру в ходе исторических процессов. Под влиянием культурных и экономических факторов и технологического развития общества меняются социальные практики мужчин и женщин, что приводит к изменению традиционных гендерных ролей.

Ситуационность маскулинности и фемининности проявляется через социокультурную зависимость интенсификационных и инфляционных изменений, происходящих с их некоторыми характеристиками.

Гендерные стереотипы – cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о моделях (нормах) поведения мужчин и женщин.

Стереотип не только выделяет среднее статистическое мнение, но и дает норму, упрощенный образец социально одобряемого или социально допустимого поведения. Шаблоны, в том числе и вербальные, редшествуют самому действию: каждый индивид, вступая в социальный мир, обязан выбирать из готового набора стереотипов. В то же время стереотип может выступать и в качестве руководства к действию: люди не только опознают привычные образы, но и стараются следовать им, чтобы быть понятыми другими и собой.

Все существующие гендерные стереотипы можно разделить на 3 группы.

Первая группа – это стереотипы маскулинности-феминности – нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Мужчины компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами. Женщины более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны.

Вторая группа стереотипов касается содержания труда мужчин и женщин: традиционной для женщин считается деятельность обслуживающая, исполнительская; для мужчин характерна деятельность инструментальная, творческая, им «по плечу» организовывать и руководить.

Третья группа стереотипов связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин главные роли – профессиональные, для женщин – семейные. «Нормальный» мужчина стремится к построению карьеры, профессиональному успеху; «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей, вести домашнее хозяйство.

Согласно традиционным представлениям, крайне желательно, чтобы мужчина был мужественным, а женщина – женственной.

Если поведение отдельных людей соответствует ожиданиям окружающих, то обществу обеспечены стабильность и социальное

13


Электронная версия

равновесие. Мужчины с ярко выраженным «мужским началом» и женщины, у которых развито «женское начало», отличаются легко прогнозируемым поведением, образ действий их достаточно постоянен.

В настоящее время наблюдается процесс постепенной замены прежних стереотипов более динамичными, практичными и научно обоснованными стереотипами.

Впервые тот факт, что маскулинность и фемининность не противопоставлены друг другу, а человек может обладать одновременно и мужественными, и женственным чертами, был описан в исследованиях

психолога С.Бэм (1974) и обозначен термином андрогиния.

 

 

Андрогиния

это психологическая черта гибкого

отношения

к гендерным ролям,

позволяющая мужчинам и женщинам

вести

себя

в соответствии с

индивидуальными особенностями личности, а

не

с жесткими предписаниями половой роли, не всегда соответствующими ситуации.

Гендерная роль дифференциация статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нормативна, выражает определенные социальные ожидания, проявляется в поведении.

Гендерные роли выступают как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу.

Наши гендерные роли зависят от статусов, позиций, которые мы занимаем в семье, окружении, социуме. Их исполнение связано с тем, насколько мы осознаем то, что должны исполнять, насколько мотивированны и принимаем требования роли. В любом случае наши гендерные роли взаимосвязаны с представлениями о себе и отношением к себе, с тем, как человек решает проблему взаимоотношений «я» и «мы». В свою очередь и самооценка человека зависит от характера исполнения им гендерных ролей. Женская самооценка более подвержена влиянию социальных взаимоотношений, а мужская – зависит от успеха в делах.

Гендерные роли относятся к предписанным ролям. Статус будущего мужчины или женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную гендерную роль.

Традиционные гендерные роли ограничивают развитие личности и ведут к социальному неравенству.

Неравенство женщин проявляется во всем том, что касается работы, оплаты труда, статуса и власти в обществе.

Одним из значительных ограничений, налагаемых традиционной женской ролью в наше время, является то, что работающая женщина продолжает нести на себе бремя домашних забот и ответственности за детей.

14


Электронная версия

Взаимосвязанная природа женских и мужских ролей подразумевает, что изменения в одной из них непременно должны сопровождаться изменениями в другой.

Структура норм мужской гендерной роли складывается из трех факторов:

1.Норма успешности/статуса – гендерный стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка.

2.Норма твердости – существует у мужчин в нескольких формах: физической, умственной и эмоциональной. Норма физической твердости – стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен обладать физической силой и высокой биологической активностью. Норма умственной твердости – стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен быть знающим и компетентным. Норма эмоциональной твердости – стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих.

3.Норма антиженственности – стереотип, согласно которому мужчинам следует избегать специфически женских занятий, видов

деятельности и моделей поведения. У некоторых мужчин проявляется в виде фемифобии – страха показаться женственным.

Гендер не ограничивается понятием роли или совокупности ролей, предписанных обществом по признаку пола. В гендерной теории введено понятие гендерного дисплея, отражающего многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского, множественными, зачастую незамечаемыми культурными кодами, проявляющимися в социальном взаимодействии.

Гендер является элементом социального статуса индивида, проявляющегося в рамках культурного пространства данного сообщества, что позволяет говорить и существовании гендерной культуры. Гендер как элемент социального статуса определяет индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, проявления сексуальности, выполнения семейных ролей и репродуктивного поведения.

Свое поведение мужчины или женщины реализуют в гендерных стратегиях – совокупности предпочитаемых средств и методов достижения целей, обусловленных полом. Гендерные стратегии опираются на гендерные идеалы человека, на его понимание и следование гендерной роли.

Гендерные стратегии отражают различные системы поведения, направленные на достижение целей. Мужчина и женщина будут выбирать различные способы действия для решения своих задач. Особенности

15


Электронная версия

выбора пути достижения целей женщиной и мужчиной обусловлены теми гендерными идеалами, в соответствии с которыми они строят свое поведение.

Кэлементам гендерной культуры относятся также гендерная система

игендерный контракт.

Гендерная система – это институты, поведение и социальные взаимодействия, которые предписываются в соответствии с полом.

Гендерный контракт – это доминирующий тип гендерных отношений, как практических, так и символически репрезентируемых на каждом этапе развития гендерной системы.

Вопросы для самопроверки и контроля

1.Сравните понятия «гендер» и «пол».

2.Дайте определение гендерного стереотипа.

3.На какие группы можно разделить все существующие гендерные стереотипы?

4.Сравните понятия «маскулинность» и «фемининность».

5.Какие характеристики маскулинности и фемининности необходимо учитывать при их рассмотрении?

6.Какие ограничения несет в себе женская гендерная роль?

7.Какие нормы входят в структуру мужской гендерной роли?

8.Охарактеризуйте основные элементы гендерной культуры: гендерная стратегия, гендерный контракт, гендерная система.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1.Социальные и гендерные роли.

2.Сравнительный анализ понятий «культура пола», «маскулинность», «фемининность».

3.Стереотипы определения социальных норм и социальных ролей мужчин и женщин в обществе; возможность их изменения.

Практическое задание

1. Сформулируйте по 2–3 примера стереотипов, характеризующих поведениемужчиниженщинвследующихсферах жизнедеятельности:

стереотипы семейных ролей; стереотипы профессиональных ролей;

стереотипы маскулинности-фемининности.

В ходе семинарского занятия осуществляется групповая работа, целью которой является анализ сформулированных студентами стереотипов по следующей схеме:

а) подбор гендерной роли для каждого из гендерных стереотипов (или для группы схожих по содержанию стереотипов);

16


Электронная версия

б) анализ гендерной роли по следующим параметрам: лозунг, выгоды и недостатки, убеждения, ценности, действия, способности, контекст.

2. Проанализируйте воспоминания родственников (родителей, бабушек, дедушек и др.) о различиях в представлениях о фемининности и маскулинности во времена их молодости и в настоящий период времени.

Темы докладов

1.Гендерная символика в западной и восточной культурах.

2.Трактовка «женственности» и «мужественности» в контексте российской культуры.

3.Гендерные стереотипы культуры и языка.

Рекомендуемая литература

Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-

ЕВРОЗНАК, 2002. – 320 с.

Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов: пер. с англ. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с.

Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред И.В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 255с.

Гендер для «чайников». – М.: Звенья, 2006. – 262 с.

Гендерное общество: пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» РОССПЭН, 2006. – 464 с.

Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. –

704 с.

Гилмор Д. Становление мужественности: Культурные концепты

маскулинности: пер. с англ. / Д. Гилмор. – М., 2005.

 

Ерохина

Л. Д. Гендерология и феминология: учеб. пособие.

/

Л. Д. Ерохина. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 384 с.

 

Зуйкова

Е. М. Феминология и гендерная политика: учеб.

/

Е. М. Зуйкова, Р. И. Ерусланова – М.: Издательско-торговая корпорация

«Дашков и Ко», 2007. – 300 с.

Ильин Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с. Калабихина И. Е. Гендерные вопросы в России в конце ХХ века:

фокус-групповое исследование в городской и сельской местности / И. Е. Калабихина. – М.: Акисфлат, 2004. – 274 с.

Кон И. Мужчина в меняющемся мире / И. Кон. – М.: Время, 2009. –

496 с.

Коростылева Н. Н. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию (исследование гендерного конфликтогенеза) / Н. Н. Коростылева. – М.: Библионика, 2005. – 240 с.

17