ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 0
Электронная версия
Историчность маскулинности и фемининности проявляется в изменениях, вносимых в их структуру в ходе исторических процессов. Под влиянием культурных и экономических факторов и технологического развития общества меняются социальные практики мужчин и женщин, что приводит к изменению традиционных гендерных ролей.
Ситуационность маскулинности и фемининности проявляется через социокультурную зависимость интенсификационных и инфляционных изменений, происходящих с их некоторыми характеристиками.
Гендерные стереотипы – cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о моделях (нормах) поведения мужчин и женщин.
Стереотип не только выделяет среднее статистическое мнение, но и дает норму, упрощенный образец социально одобряемого или социально допустимого поведения. Шаблоны, в том числе и вербальные, редшествуют самому действию: каждый индивид, вступая в социальный мир, обязан выбирать из готового набора стереотипов. В то же время стереотип может выступать и в качестве руководства к действию: люди не только опознают привычные образы, но и стараются следовать им, чтобы быть понятыми другими и собой.
Все существующие гендерные стереотипы можно разделить на 3 группы.
Первая группа – это стереотипы маскулинности-феминности – нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Мужчины компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами. Женщины более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны.
Вторая группа стереотипов касается содержания труда мужчин и женщин: традиционной для женщин считается деятельность обслуживающая, исполнительская; для мужчин характерна деятельность инструментальная, творческая, им «по плечу» организовывать и руководить.
Третья группа стереотипов связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин главные роли – профессиональные, для женщин – семейные. «Нормальный» мужчина стремится к построению карьеры, профессиональному успеху; «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей, вести домашнее хозяйство.
Согласно традиционным представлениям, крайне желательно, чтобы мужчина был мужественным, а женщина – женственной.
Если поведение отдельных людей соответствует ожиданиям окружающих, то обществу обеспечены стабильность и социальное
13
Электронная версия
равновесие. Мужчины с ярко выраженным «мужским началом» и женщины, у которых развито «женское начало», отличаются легко прогнозируемым поведением, образ действий их достаточно постоянен.
В настоящее время наблюдается процесс постепенной замены прежних стереотипов более динамичными, практичными и научно обоснованными стереотипами.
Впервые тот факт, что маскулинность и фемининность не противопоставлены друг другу, а человек может обладать одновременно и мужественными, и женственным чертами, был описан в исследованиях
психолога С.Бэм (1974) и обозначен термином андрогиния. |
|
|
||
Андрогиния |
– |
это психологическая черта гибкого |
отношения |
|
к гендерным ролям, |
позволяющая мужчинам и женщинам |
вести |
себя |
|
в соответствии с |
индивидуальными особенностями личности, а |
не |
с жесткими предписаниями половой роли, не всегда соответствующими ситуации.
Гендерная роль – дифференциация статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нормативна, выражает определенные социальные ожидания, проявляется в поведении.
Гендерные роли выступают как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу.
Наши гендерные роли зависят от статусов, позиций, которые мы занимаем в семье, окружении, социуме. Их исполнение связано с тем, насколько мы осознаем то, что должны исполнять, насколько мотивированны и принимаем требования роли. В любом случае наши гендерные роли взаимосвязаны с представлениями о себе и отношением к себе, с тем, как человек решает проблему взаимоотношений «я» и «мы». В свою очередь и самооценка человека зависит от характера исполнения им гендерных ролей. Женская самооценка более подвержена влиянию социальных взаимоотношений, а мужская – зависит от успеха в делах.
Гендерные роли относятся к предписанным ролям. Статус будущего мужчины или женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную гендерную роль.
Традиционные гендерные роли ограничивают развитие личности и ведут к социальному неравенству.
Неравенство женщин проявляется во всем том, что касается работы, оплаты труда, статуса и власти в обществе.
Одним из значительных ограничений, налагаемых традиционной женской ролью в наше время, является то, что работающая женщина продолжает нести на себе бремя домашних забот и ответственности за детей.
14
Электронная версия
Взаимосвязанная природа женских и мужских ролей подразумевает, что изменения в одной из них непременно должны сопровождаться изменениями в другой.
Структура норм мужской гендерной роли складывается из трех факторов:
1.Норма успешности/статуса – гендерный стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка.
2.Норма твердости – существует у мужчин в нескольких формах: физической, умственной и эмоциональной. Норма физической твердости – стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен обладать физической силой и высокой биологической активностью. Норма умственной твердости – стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен быть знающим и компетентным. Норма эмоциональной твердости – стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих.
3.Норма антиженственности – стереотип, согласно которому мужчинам следует избегать специфически женских занятий, видов
деятельности и моделей поведения. У некоторых мужчин проявляется в виде фемифобии – страха показаться женственным.
Гендер не ограничивается понятием роли или совокупности ролей, предписанных обществом по признаку пола. В гендерной теории введено понятие гендерного дисплея, отражающего многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского, множественными, зачастую незамечаемыми культурными кодами, проявляющимися в социальном взаимодействии.
Гендер является элементом социального статуса индивида, проявляющегося в рамках культурного пространства данного сообщества, что позволяет говорить и существовании гендерной культуры. Гендер как элемент социального статуса определяет индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, проявления сексуальности, выполнения семейных ролей и репродуктивного поведения.
Свое поведение мужчины или женщины реализуют в гендерных стратегиях – совокупности предпочитаемых средств и методов достижения целей, обусловленных полом. Гендерные стратегии опираются на гендерные идеалы человека, на его понимание и следование гендерной роли.
Гендерные стратегии отражают различные системы поведения, направленные на достижение целей. Мужчина и женщина будут выбирать различные способы действия для решения своих задач. Особенности
15
Электронная версия
выбора пути достижения целей женщиной и мужчиной обусловлены теми гендерными идеалами, в соответствии с которыми они строят свое поведение.
Кэлементам гендерной культуры относятся также гендерная система
игендерный контракт.
Гендерная система – это институты, поведение и социальные взаимодействия, которые предписываются в соответствии с полом.
Гендерный контракт – это доминирующий тип гендерных отношений, как практических, так и символически репрезентируемых на каждом этапе развития гендерной системы.
Вопросы для самопроверки и контроля
1.Сравните понятия «гендер» и «пол».
2.Дайте определение гендерного стереотипа.
3.На какие группы можно разделить все существующие гендерные стереотипы?
4.Сравните понятия «маскулинность» и «фемининность».
5.Какие характеристики маскулинности и фемининности необходимо учитывать при их рассмотрении?
6.Какие ограничения несет в себе женская гендерная роль?
7.Какие нормы входят в структуру мужской гендерной роли?
8.Охарактеризуйте основные элементы гендерной культуры: гендерная стратегия, гендерный контракт, гендерная система.
Вопросы для обсуждения на семинаре
1.Социальные и гендерные роли.
2.Сравнительный анализ понятий «культура пола», «маскулинность», «фемининность».
3.Стереотипы определения социальных норм и социальных ролей мужчин и женщин в обществе; возможность их изменения.
Практическое задание
1. Сформулируйте по 2–3 примера стереотипов, характеризующих поведениемужчиниженщинвследующихсферах жизнедеятельности:
стереотипы семейных ролей; стереотипы профессиональных ролей;
стереотипы маскулинности-фемининности.
В ходе семинарского занятия осуществляется групповая работа, целью которой является анализ сформулированных студентами стереотипов по следующей схеме:
а) подбор гендерной роли для каждого из гендерных стереотипов (или для группы схожих по содержанию стереотипов);
16
Электронная версия
б) анализ гендерной роли по следующим параметрам: лозунг, выгоды и недостатки, убеждения, ценности, действия, способности, контекст.
2. Проанализируйте воспоминания родственников (родителей, бабушек, дедушек и др.) о различиях в представлениях о фемининности и маскулинности во времена их молодости и в настоящий период времени.
Темы докладов
1.Гендерная символика в западной и восточной культурах.
2.Трактовка «женственности» и «мужественности» в контексте российской культуры.
3.Гендерные стереотипы культуры и языка.
Рекомендуемая литература
Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-
ЕВРОЗНАК, 2002. – 320 с.
Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов: пер. с англ. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с.
Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред И.В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 255с.
Гендер для «чайников». – М.: Звенья, 2006. – 262 с.
Гендерное общество: пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» РОССПЭН, 2006. – 464 с.
Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. –
704 с.
Гилмор Д. Становление мужественности: Культурные концепты
маскулинности: пер. с англ. / Д. Гилмор. – М., 2005. |
|
|
Ерохина |
Л. Д. Гендерология и феминология: учеб. пособие. |
/ |
Л. Д. Ерохина. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 384 с. |
|
|
Зуйкова |
Е. М. Феминология и гендерная политика: учеб. |
/ |
Е. М. Зуйкова, Р. И. Ерусланова – М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и Ко», 2007. – 300 с.
Ильин Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с. Калабихина И. Е. Гендерные вопросы в России в конце ХХ века:
фокус-групповое исследование в городской и сельской местности / И. Е. Калабихина. – М.: Акисфлат, 2004. – 274 с.
Кон И. Мужчина в меняющемся мире / И. Кон. – М.: Время, 2009. –
496 с.
Коростылева Н. Н. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию (исследование гендерного конфликтогенеза) / Н. Н. Коростылева. – М.: Библионика, 2005. – 240 с.
17