Файл: Смирнова Е.Е. Гендерология пр. РИО.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Электронная версия

Григорьев С. И. Социальная работа с молодежью. Основные направления и современные формы: учеб. пособие. / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. Н. Павлов. – М., 2011. – 216 с.

Гуслова М. Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учеб. для нач. проф. образования / М. Н. Гуслова. – М.: ИЦ

«Академия», 2007. – 256 с.

Гуслова М. Н. Теория и методика социальной работы: учеб. для нач. проф. образования / М. Н. Гуслова. – М.: ИЦ «Академия», 2007. – 160 с.

Еремеева В. Д. Мальчики и девочки –

два разных мира /

В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. – СПб., 2000. – 184

с.

Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм, 1860–1930.: пер. с англ. – М.: РОССПЭН, 2004. – 616 с.

Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится? / под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. – М.: РОССПЭН, 2002. – 428 с.

Женщины, познание и реальность: исследования по феминистской философии. – М.: РОССПЭН, 2005. – 440 с.

Женщины. История. Общество: сб. науч. ст. / Твер. центр жен. истории и гендер. исследований; под ред. В. И. Успенской. – Вып. 2. – Тверь: Твер. обл. кн.-журн. изд-во: Твер. обл. типография, 2002. – 197 с.

Зубкова Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина. – 2-е изд., стер. – М. : ИЦ

«Академия», 2004. – 224 с.

История женщин на Западе: в 5 т. – Т. 2: Молчание средних веков / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро. – СПб., 2009. – 512 с.

История женщин на Западе: в 5 т. – Т. 3: Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро. – СПб., 2009. – 560 с.

История женщин: от древних богинь до христианских святых. –

СПб.: Алетейя, 2005. – 600 с.

Калабихина И. Е. Гендерные вопросы в России в конце ХХ века:

фокус-групповое исследование в городской и сельской

местности /

И. Е. Калабихина. – М.: Акисфлат, 2004. – 274 с.

 

Кампанелла Т. Город Солнца

/ Т. Кампанелла //

Зарубежная

фантастическая проза прошлых веков.

– М., 1989. – С. 19–132.

 

Кардапольцева В. Н. Женские лики России / В. Н. Кардапольцева. – Екатеринбург: Гуманит. ун-т, 2000. – 160 с.

Колесов Д. В. Биология и психология пола / Д. В. Колесов. – М., 2000. – 176 с.

Коростылева Н. Н. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию (исследование гендерного конфликтогенеза) / Н. Н. Коростылева. – М.: Библионика, 2005. – 240 с.

101


Электронная версия

Лушников А. М. Гендерное равенство в семье и труде: Заметки юристов / А. М. Лушников, М. В. Лушникова, Н. Н. Тарусина. – М.: Проспект, ТК «Велби», 2006. – 288 с.

Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб., 1999. – 684 с. Малышева М. М. Современный патриархат: соц.-эконом. эссе /

М. М. Малышева. – М.: Academia, 2001. – 352 с.

Мор Т. Золотая книга, столь же полезная, как забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии / Т. Мор // Зарубежная

фантастическая проза прошлых веков. – М., 1989. – С. 17–130.

 

 

Мудрик А. В.

Социализация человека / А. В. Мудрик. –

М.:

ИЦ

«Академия», 2004.

– 304 с.

 

 

Мудрик А. В.

Социальная педагогика / А. В. Мудрик. –

М.:

ИЦ

«Академия», 2002.

– 200с.

 

 

Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / под ред. Ф. Гардинер; пер. с англ. под общ. науч. ред. Е. Мезенцевой. – М.:

Идея-Пресс, 2000. – 312 с.

 

 

 

Омельченко Е. Молодежные

культуры и

субкультуры

/

Е. Омельченко. – М. : Ин-т социологии РАН, 2000. – 264 с.

 

Основы социальной работы: учеб. пособие для студентов высш.

учеб. заведений /

под ред. Н. Ф. Басова. – 3-е изд.,

испр. – М.: ИЦ

«Академия», 2007.

– 288 с.

 

 

 

Пизанская К.

Из «Книги о

Граде Женском» /

К. Пизанская

//

Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV– XV вв. – М., 1991. – С. 218–256.

Психология: учебник/ подред. А. А. Крылова. – Гл. 18. – М., 1998. – 688 с. Пфау-Эффингер Б. Опыт кросс-национального анализа гендерного

уклада / Б. Пфау-Эффингер // Социс. – 2000. – № 11. – С. 24–35. Разорвать круг молчания… О насилии в отношении женщин. – М.:

КомКнига, 2005. – 353 с.

Репина Л. П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого: очерки: хрестоматия – М.: РОССПЭН, 2002. – 351 с.

Ржаницына Л. С. Гендерный бюджет: первый опыт в России / Л. С. Ржаницына. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 272 с.

Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании /Жан Жак Руссо // Избр.

соч. – Т. 1. – М., 1961. – С. 545–711.

Смелзер Н. Социология/ Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1994. – 688 с. Современные дебаты о проституции: гендерный подход. – СПб.:

Алетейя, 2006. – 276 с.

Теория и история феминизма: курс лекций / под ред. Н. Жеребкиной. – Харьков; М., 1996. – 387 с.

Тончу Е. Женщина и общество / Е. Тончу. – М., 2009. – 552 с.

102


Электронная версия

Тюрюканова Е. В. Женщины. Миграция. Государство / Е. В. Тюрюканова, М. М. Малышева. – М.: Асаdеmiа, 2001. – 240 с.

Ушакин С. Поле пола / С. Ушакин. – М.: Вариант: Европ. гуманит.

ун-т, 2007. – 320 с.

Фромм Э. Мужчина и Женщина / Э. Фромм. – М., 1998. – 356 с. Хамитов Н. В. Философия и психология пола / Н. В. Хамитов. –

Киев, 2001. – 224 с.

 

 

 

 

 

Холостова Е. И.

Практикум

по

социальной

работе

/

Е. И. Холостова. – 2-е изд. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 296 с.

Холостова Е. И. Социальная работа: учеб. пособие. – М.: Изд.-торг.

корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 596 с.

 

Хоткина З. А. Гендерный подход к

анализу труда и занятости /

З. А. Хоткина // Гендерный калейдоскоп:

курс лекций / под общ. ред.

М. М. Малышевой. – М.: Academia, 2001. – С. 146–168.

Чернова Ж. Семейная политика в Европе и России: Гендерный анализ / Ж. Чернова. – М.: Норма, 2008. – 328 с.

Чирикова А. Е. Женщина-менеджер в современном обществе / А. Е. Чирикова // Гендерный калейдоскоп. – М.: Академия, 2001. – С. 378– 404.

Шепель В. М. Имиджелогия / В. М. Шепель. – М., 1994. – 320 с. Юзефавичус Т. А. Проблемы социальной работы с молодежью /

Т. А. Юзефавичус. – М., 2010. – 208 с.

Юкина И. И. История женщин России: Женское движение и феминизм в 1850–1920-е годы: материалы к библиографии. – СПб.:

Алетейя, 2003. – 234 с.

103

Электронная версия

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Бабетт Франсиз

(Сидней, июль 2000)

Гендер– социальныйконструктилибиологическийимператив?1

Споры о том, биология или среда определяют выбор человеком тех или иных поведенческих ролей и образа жизни, характерны для социобиологии. Начиная с 1970-х годов, завязалась общая дискуссия, может ли воспитание (культура) взять верх над биологией и определять собственно сам биологический пол? Предлагаемая статья подвергает критике «гендерный вопрос» современного феминизма и политизацию слова «гендер», которым пытаютсязаменитьслово«пол» поотношениюкчеловеку.

<...> …В течение десятилетия либеральный феминизм сменился на более радикальный «гендерный феминизм», который, опираясь на марксистскую идеологию, требовал упразднения не только экономических классов, но полов как классов, то есть требовал упразднения разделения людей на мужчин и женщин. Отсюда и возникла подмена слова «пол» на «гендер»… <...>

Согласно гендерным исследованиям, мужчина/женщина, маскулинность/фемининность – это не более чем культурные конструкты, а убежденность людей в том, что гетеросексуальность «естественная» форма проявления полового инстинкта, – ещеодинпримерсоциального конструирования «биологического».

<...> Взгляды... феминисток из Нью-Йорка поддерживают большинство членов комитетов ООН вот уже на протяжении десятилетия, что находит отражение во всех издаваемых ими документах. Согласно буклету, выпущенному Международным научноисследовательским и обучающим институтом по продвижению женщин при ООН, «принять гендерную перспективу означает разграничить, что являетсяприроднымибиологическим, а что – социально и культурно сконструированным, и в процессе обсуждения изменить границы между естественным (и, следовательно, неизменным) и социальным (следовательно, изменяемым)».

Врожденные аномалии (на которые ссылаются феминистки, доказывая, что гендеров больше, чем два) сравнительно редки, поэтому я утверждаю в своей статье, что они не доказывают того факта, что полов больше, чем два. Наличие аномалии также не доказывает того, что гетеросексуальность теперь не следует считать естественным поведением, как не доказывает факт рождения слепых детей того, что зрение не является естественным состоянием для людей. Биологический пол определяется не внешними органами (как считают феминистки), а генетической структурой. Каждая клетка человеческого тела четко может быть определена как мужская или женская, и человеческий мозг присутствия или отсутствия тестостерона – тоже является маскулинизированным или феминизированным уже на стадии вынашивания плода.

Более того, люди не существуют в континууме между мужским и женским. Те редкие случаи, когда дети рождаются с аномальными гениталиями, требуют сожаления и лечения в соответствии с их хромосомным полом. Наличие У-хромосомы свидетельствует о том, что ребенок – мальчик, а ее отсутствие – что ребенок является девочкой. Возникновение редких аномалий требует пересмотра пола у всего человечества. Женщины часто испытывают трудности, решая вопрос, что надеть сегодня, и мне представляется слишком обременительным заставлять их решать эту проблему путем самоопределениясебявгендерномконтинуумекаждыйконкретныйдень.

1 Доклад на 7-й конференции Австралийского научно-исследовательского института семьи (Сидней, июль 2000) / пер. с англ. Д. В. Воронцова. Дано в сокращении. Оригинал текста доступен: http://www.aifs.org.au, свободный.

104


Электронная версия

В1975 году я стала членом Викторианского комитета по равным возможностям в школе (Австралия). Из 12 членов этого комитета я была единственным человеком, имеющим отношение к науке. Так как я не была согласна с базовыми установками других членов комитета, которые считали, что большинство, если не все наблюдаемые различия в итоговых результатах по окончании школы между мальчиками и девочками, объясняются дискриминацией или социальными условиями, я в 1977 году написала свой Отчет Меньшинства. В нем я утверждаю: несмотря на то что культурные и родительские влияния, несомненно, играют свою роль в выборе профессионального пути мальчиков и девочек, их выборы основываются на врожденных предпочтениях; следовательно, агрессивный социальный инжиниринг, рекомендованный комитетом, ничем не оправдан.

Обзор литературы по половым различиям дает богатый материал для размышления, и приведенные в литературе данные признаются феминистскими учеными. Половые различия видны невооруженным глазом не только до рождения, но даже и до зачатия. Возможно, я была единственным членом комитета, который смотрел в микроскоп и видел различия в облике и в поведении между андроспермой (сперма, которая приводит

крождению мальчика) и гиноспермой (сперма, которая приводит к рождению девочки). На сперму не влияют социальные условияисексизм.

<...> Меня продолжает беспокоить убеждение феминистов в том, что человеческая природа – податливый материал и что социум может лепить из детей все что угодно, Я сама мать четверых девочек и четверых мальчиков и по своему опыту знаю, что девочки и мальчики различаются и вряд ли будут играть в политически корректные, несексистские игрушки. У нас в семье однажды чуть не разразился кризис, когда мой сын оторвал голову кукле старшей сестры: он просто хотелпосмотреть, каккукласделана.

ВДокладе Большинства Викторианского комитета по равным возможностям в школе не было отмечено, что в наших дискуссиях постоянно всплывало имя доктора Джона Мани, родившегося в Новой Зеландии, получившего степень по психологии в Гарварде, а затем специализировавшегося в качестве исследователя в Балтиморском госпитале имени Джона Хопкинса. Он считается первым, кто ввел понятие гендерной идентичности для описания внутреннего состояния личности с точки зрения ощущения себя мужчиной или женщиной. И он же основал и госпитале Джона Хопкинса первую в мире клинику по лечению проблем, связанных с гендерной идентичностью, в которой только и делали, что изменяли пол взрослым людям. Джон Мани стал всемирно признанным и бесспорным авторитетом в области психологической коррекции людей с неопределенными гениталиями и советником по вопросам, связанным с новаторскими операциями по изменению пола. Его влияние на академический и научный мир определило облик науки последних десятилетий. До сегодняшнего дня многие из его учеников, поддерживающих теорию психосексуальной дифференциации, занимают ведущие позиции в уважаемых университетах, научно-исследовательских институтах и научных журналах США. Теория врожденной психосексуальной гибкости людей стала краеугольным камнем целой медицинской специальности – педиатрической эндокринологии. <...>

Однако мало кто знает о показательном факте, опровергающем все построения доктора Мани. Это случай Брюса Раймера. Брюс и Брайан Раймеры были нормальными однояйцевыми близнецами-братьями, родившимися в Виннипеге, Канада, в 1965 году. Из-за неудачной операции по обрезанию, которая была проведена с грубыми ошибками, пенис Брюса был обожжен и поврежден. В конце концов врачи клиники Майо в Миннесоте, объясняя невозможность реконструкции органа, посоветовали родителям Брюса – Рону и Джанет Раймерам – попробовать возможность переделать

105


Электронная версия

Брюса в девочку и обратиться к доктору Джону Мани. Тот уверил родителей, что изменение мужского пола Брюса на женский может привести к успеху.

Родители не понимали, что предыдущие операции доктор Мани делал на гермафродитах и что рекомендованная им процедура – кастрация и формирование женских гениталий, которая при достижении мальчиком 11-летнего возраста должна была сопровождаться гормональной терапией, является экспериментом. Такие операции никогда не делались на детях, рожденных с нормальными гениталиями и нервной системой. Судьба предоставила Джону Мани возможность отличного эксперимента с хорошим «контролем» – однояйцевымблизнецом, чтобыловажнодлявалидизациирезультатов.

Педиатр семьи Раймеров в Виннипеге возражал против этой операции и рекомендовал, чтобы они подождали до того времени, пока ребенок не достигнет школьного возраста, чтобы сделать фаллопластику – хирургическое восстановление пениса. Однако Джон Мани, следуя одному из важных положений своей теории – представлению о сензитивном периоде для развития гендерной идентичности, требовал быстрого принятия решения. Согласно его представлениям, после возраста 2,5–3 года ребенок оказывается неспособным сформировать мужскую или женскую идентичность. Брюсу было тогда 19 месяцев. Мани писал: «Ребенок был еще очень мал, так что ему можно было приписать любой пол, а эротический интерес к противоположному полу почти наверняка можно было бы сформировать позднее, но времени для принятия окончательного решения было очень мало». В июле 1967года, в возрасте 22 месяцев, Брюсу была сделана операция по изменению пола. Ребенка переименовали в Бренду. Принимая решение, Рон и Джанет Раймеры нисколько не сомневались, так как боялись перспективы насмешек и унижения их сына в школе и других общественных местах. Они не могли даже нанять ему сиделку, потому что простая смена пеленок выставила бы напоказужаснуюрану.

В те времена пластическая хирургия была в зачаточном состоянии; считалось, что легче сформировать вагину, чем восстановить пенис. Поэтому в клинике Джона Мани гермафродитам чаще всего приписывали женский пол и кастрировали их. Однако Брюс Раймер не был гермафродитом. Его родители послушно следовали рекомендациям доктора Мани, воспитывая Бренду как девочку. На второй день рождения близнецов Джанет сшила «дочке» платье из белого сатина, из которого было сделано ее собственное подвенечное платье. «Оно было красивым, кружевным, – вспоминает Джанет. – Но девочка рвалаего, пытаясь содрать с себя платье. Я думала: Бог мой, она знает, что она – мальчик, и не хочет быть девочкой! Но потом я успокаивалась, надеясь, что смогу научить ее хотеть бытьдевочкой».

Эксперимент не удался с самого начала. Бренда не показывала никаких признаков фемининности, но демонстрировала все признаки маскулинного поведения, включая грубые, подвижные и силовые игры, и стоя мочилась в туалете. У нее не получалось завязать дружбу с одноклассницами и, несмотря на то что она училась н разных школах

иобращалась к психиатру, Бренда имела проблемное поведение и плохую успеваемость. Ее оставили на второй год, тогда как брат был переведен в следующий класс.

Перед операцией доктор Мани поставил условие, чтобы родители вместе с Брендой

иее братом-близнецом Брайаном ежегодно посещали его научное подразделение в госпитале. Эти поездки были настоящим испытанием для семьи Раймеров, а также вызывали у Бренды страх и смущение. В отсутствие родителей близнецов подвергали подробному опросу об их быте, о том, как Бренда принимает свою фемининность; ряд вопросов имел открытый сексуальный характер. Близнецов просили поиграть в сексуальные игры, чем-то напоминающие эксперименты Кинзи с младенцами, что в наше просвещенноевремяскорееможноназватьсовращениемдетей,

106