Файл: тутушкин распечатки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.08.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одной из первых стала применять специальную игровую те- апию детей Анна Фрейд. Она использовала ее в работе с детьми, ережившими бомбежки Лондона во время второй мировой вой- ы. В ее работе дети строили домики из кубиков и сбрасывали на их бомбы. Дома горели, завывали сирены, кругом были убитые раненые, и «скорая помощь» увозила их в больницы. Такого ода игры продолжались несколько недель. Дети получали пози- ивный опыт стабилизации своего психического состояния в при- утствии взрослого, который их понимает и поддерживает. Когда ебенок имел возможность в игре отреагировать и выразить свои ереживания, то он освобождался от страхов и пережитое не раз­далось в психическую травму.

Как известно, игра представляет собой попытку детей не толь- э отреагировать, но и организовать свой опыт. В ней у ребенка издаются условия для концептуализации, структурализации тре- эжащего опыта и вынесения на осознаваемый уровень своих пе- гживаний. Вместо того чтобы выражать свои чувства в словах [его он еще не умеет), ребенок может закопать в песок или за- грелить дракона или отшлепать куклу, замещающую маленько- > братца. Игрушки для детей — слова, а игра — его речь. Ребе- ж проигрывает свои чувства и таким образом выводит их на эверхность, получая возможность взглянуть на них со" стороны либо научиться управлять ими, либо отказаться от них. Гнев, •pax, соперничество между братьями и сестрами, кризисы и се- ейные конфликты могут изображаться непосредственно, когда ебенок разыгрывает сценки с человеческими фигурками. Кроме iro, ребенок игрой управляет, то есть он становится активным.

Другим способом дать отреагировать ребенку свои проблемы шяется рисунок (арт-терапия). В этом случае рисунок выступа- ■ как средство усиления чувства идентичности ребенка, помога- • узнать себя и свои возможности. Так, каракули, представляю- ие в норме исходную стадию детского рисунка, обнаруживаясь более старшем возрасте, отражают чувство одиночества и бес- >мощности. Наблюдаемые у детей постарше стереотипные, схе- 1тические изображения типа пиктограмм часто реализуют функ- 1ю сублимации и манифестируют защиту. Работая с детьми, пе- :ходя от наблюдения особенностей рисунков данного ребенка обучению его другим формам отражения действительности, мож- | опосредованно корригировать подсознательные очаги напря- енности.

Как уже упоминалось, одним из признаков проявления оппо­зиции является систематическая лживость ребенка. Вскрыть этот очаг помогает изменение установки по отношению к знаниям. Пси­холог Франкен провел специальный эксперимент, выясняя, какие свойства определяют склонность ко лжи. Он задавал детям вопрос, на который надо было отвечать только «да» или «нет». Например: «Знаете ли вы, на какой реке стоит город Велцар?» После того как были получены общие ответы, на ряд вопросов предложили дать уточнения типа: «На какой реке он стоит?» Об­наружилось следующее. Чем больше человек склонен прене-. брегать истинным знанием, с тем чтобы хвастаться и создать видимость наличия у него каких-то важных сведений, тем. чаще он лжет. Менее всего правдивы люди со средними знаниями. Большая правдивость лиц с незначительными знаниями возника­ет оттого, что меньшие знания связаны с меньшим честолюби­ем. Чем больше человек знает, тем больше у него осторожность в суждениях. Поэтому для исключения лжи надо с детства развивать у человека уважение к знанию, с одной стороны, и к мужеству в признании своей ограниченной осведомленности — с другой.


Другой вид компенсации преодолевается, если удовлетворяет­ся жажда риска. Как известно, жажда острых ощущений обус­ловлена опытом преодоления опасности и наслаждением разряд­кой, возникающей после этого. Это вид катарсиса, сопровождаю­щийся гордостью и удовлетворением. Переживания такого рода и поддерживают вкус к риску. Особенно ярко эта жажда выра­жена у подростков, что требует от воспитателей определенной изо­бретательности для направления этой потребности в безопасное русло. Туристические походы, спортивные достижения на грани возможности и т. п. позволяют достичь желаемых переживаний. Такое общение предоставляет хорошую возможность узнать себя и свои проблемы путем обсуждения сходных мечтаний и фанта­зий, а.также претензий к окружающим взрослым. Понимание об­щих проблем делает их менее тайными и дает возможность раз­рядки очага напряженности и ставит на повестку конструктивные подходы к решению проблем.

Как уже упоминалось, многие формы защиты провоцирова­лись проблемами взаимоотношений с родителями. Показано, что когда ребенок теряет родителей или когда они теряют для него ценность (душевное заболевание, преступления), то нарушается структура «СВЕРХ-Я» ребенка. Знание того, что его очень люби­ла мать, делает молодого человека более уверенным в отношени­ях с девушками и позволяет ему проще компенсировать свои

недостатки. Поэтому продуктивным подходом в таких случаях яв­ляется «возврат в прошлое» и исправление нарушений «там».

Преодоление защиты по типу компенсации часто достигается не по месту недостатка или нарушения, а в другой далекой сфере. В этом случае усилия направляются на то, чтобы приблизить ком­пенсаторный процесс к месту дефицита. Когда хромота, ни­зкий рост, заикание вызывают стремление приобрести власть или престиж другим путем — это компенсация в далекой сфере, так как обычно реализуется не путем развития пораженного органа или функции до полного восстановления, а самоутверждением за счет других способностей и возможностей. Перспективнее путь, когда, напротив, недостаток тренируют до уровня его гиперком­пенсации. Хромой Байрон становится известным пловцом, низко­рослый Наполеон — полководцем. Однако оптимальным являет­ся путь Демосфена, когда'заика стал знаменитым оратором и ему уже никогда не нужно было говорить: «Зато я могу...»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ

Когда дело доходит до самооправдания, тут мы все гении.



З.Фрейд

Можно обобщить представления о специфике отдельных за­щитных механизмов в целостную систему психологических барьеров как организацию ловушек и преобразователей опасной для личности информации. Ее схема приведена на рис.41.

Информация, представляющая для человека опасность раз­личного рода, то есть в разной мере угрожающая его представле­нию о себе, проходит цензуру не одинаково. Наиболее опасная отклоняется уже на уровне восприятия, менее опасная — воспри­нимается, а затем частично трансформируется. Чем меньше пос­тупающая информация грозит нарушить картину мира человека, тем глубже она продвигается от чувственного входа к двигатель­ному выходу и тем меньше она видоизменяется на этом пути.

Отрицание. Игнорирование потенциально тревожной инфор­мации, уклонение от нее с помощью переориентации внимания. Нежелательная информация не пропускается уже на входе вос­принимающей системы. Она необратимо теряется для человека и не может быть впоследствии восстановлена.

Подавление. Блокировка неприятной информации либо при ее поступлении в память из воспринимающей системы, либо при выводе из памяти при воспоминании. Оно осуществляется путем такого эмоционального маркирования информации, которое за­трудняет последующее произвольное ее воспоминание. Задержан­ная информация сохраняется в каком-то виде и даже может про­являться в невротических симптомах.

Вытеснение. Фильтрация мотивационной компоненты инфор­мации при переводе ее из памяти на вход сознания. Осуществля­ется замена: неприемлемый мотив действий замещается приемле­мым. Вместе с тем, другие компоненты, касающиеся содержания действий и эмоциональной их оценки, при приемлемом мотиве, могут пробиться в сознание и в таком виде осознаваться.

Проекция. Замена в сознании компонентов информации, ка­сающихся принадлежности неблаговидного действия или качест­ва себе самому, на принадлежность этого поступка или качества другому конкретному лицу: информация осознается с подменой ее принадлежности. Вытеснение и проекция предотвращают осоз­нание. При вытеснении нежелательная идея отбрасывается об­ратно в ОНО, а при проекции — во внешний мир.

Отрицание) (Подавление) ( Рационализация) (Катарсис)- (Вытеснение)

( Идентификация) (Проекция)■ Отчуждение)

Рис. 41. Архитектоника психологической защиты.

(Замещение ^ Сновидение) (Сублимация)

Рационализация. Отфильтровывание и замена в сознании од­новременно двух компонентов информации, касающихся истин­ных мотивов и оценки неблаговидного действия или качества.


Социально неодобряемый мотив заменяется на социально прием­лемый, оценка отрицательная, при истинном мотиве, на положи­тельную, при измененном, теперь уже приемлемом мотиве. Аргу­ментация социальной приемлемости нового мотива обеспечивает­ся мышлением, а коррекция оценки — эмоциональной сферой.

Отчуждение. Отфильтровывание компонентов информации, ка­сающихся отрицательной эмоциональной оценки собственных не­благовидных действий или качеств и их принадлежности себе. Они не заменяются на другие, а капсулируются и поэтому не отражаются в сознании, блокируются. Таким образом, прерыва­ются связи между содержательной частью информации и ее оцен­кой. Человек не ощущает эмоциональной связи некоторого факта с собственным действием или качеством. Либо теряет связи с дру­гими частями своей личности.

Замещение. Отклонение неприемлемого действия от исходной мишени и направление его либо на другую мишень, либо в другое пространство реализации, например, в мир фантазий.

Сновидение. Переориентация (по типу замещения) — перенос действия в иной план; из мира реальных событий в мир событий в фабуле сновидения, где реальные тревожащие факторы маски­руются символами. Упорядочивание фактов в бессознательном состоянии представляет собой динамический процесс. Ощущения оживают в образах, и чем сильнее переживания, тем ярче выра­жающий их образ.

Сублимация. Переадресация (по типу замещения) энергети­ческого потенциала с сексуальных и агрессивных реакций на творческие усилия. Объекты и способы реализации сексуальных и агрессивных импульсов заменяются на приемы и объекты при­ложения творческих усилий. Защита реализуется с участием эмо­циональной сферы.

Катарсис. Перестройка самой системы ценностей человека. В отличие от других видов защиты, воздействие катарсиса не при­водит к изменению отношения к локальному событию или к пере­мене направленности действия под влиянием сложившийся сис­темы ценностей, а, в результате чрезвычайно мощного возбужде­ния эмоциональной сферы, происходит корректировка самой иерархии ценностей. Механизм защиты состоит в изменении мас­штаба значимости.

Из приведенной схемы видно, как, в каких структурах и в ка­кой последовательности инерционная система барьеров служит препятствием на пути сохранения душевного равновесия и психи­ческого здоровья. Однако представленная модель системы барь­еров не единственно возможная. Не менее правдоподобна систе­ма, связанная не с последовательностью продвижения информа­ции от сенсорных или ментальных входов к выходу на командные структуры, а по последовательному усложнению способов пере­работки травмирующей личность информации. Можно предпо­ложить, что наиболее травмирующая и наименее замаскирован­ная информация будет улавливаться и преобразовываться систе­мой цензуры раньше, а менее страшная или более замаскированная (закодированная) проходить глубже. Тогда на этом пути, состоя­щем из системы ловушек, будут меняться формы анализа и спосо­бы обезвреживания травмирующей информации: продвижение будет идти как бы по суживающемуся коридору (лабиринту), пе­регороженному системой фильтров и преобразователей.