Файл: фандрайзинг лекции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.08.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-первых, чтобы оценить степень эффективности работы в целом, и

понять, насколько удалось достичь поставленных целей. Подобное действие называется оценкой результатов (outcome evaluation). Во-вторых, может возникнуть необходимость получить сведения о ходе проекта, осуществ-

лении различных его этапов, чтобы можно было откорректировать проект непосредственно в ходе выполнения. Такая оценка называется оценкой хода работы (рrосеss evaluation) или мониторингом.

Все это даст Вам возможность по завершении проекта отчитаться перед донором о проделанной работе и о затраченных средствах.

Оценка результатов

По окончании Вашего проекта в процессе оценки результатов Вы должны будете определить:

-насколько достигнуты цели проекта,

-насколько по окончании проекта изменилась ситуация, описанная в разделе "Постановка проблемы",

-не имел ли Ваш проект какого-либо важного положительного или отрицательного эффекта, не учтенного ранее,

-хорошо ли были подобраны средства (методы),

-какие факторы способствовали успеху проекта и какие мешали достижению цели.

При написании заявки следует указать, кто и каким образом даст ответ на вышеприведенные вопросы. Будет ли проект оцениваться только Вами, или предполагается проведение проверок, инспекций, экспертиз со стороны вышестоящих или сторонних организаций? Как о Вашей оценке узнает донор? Укажите критерии, которые Вы предполагаете использовать для оценки.

Задачи, поддающиеся измерению, готовят почву для эффективной оценки. Если, при написании этого раздела. Вам сложно определить, какие критерии лучше использовать в оценке проекта, заново просмотрите цели и задачи. Вероятно, они недостаточно конкретны. Часто на оценку результатов влияет

150

субъективизм. Он особенно заметен, если Вы сами оцениваете результаты своей работы, чувствуя, что от видимых хороших результатов зависит Ваше дальнейшее финансирование. Один из способов достичь более объективной, а зачастую и более профессиональной оценки - попросить какую-нибудь постороннюю организацию сделать оценку за Вас. Иногда возможно, чтобы такая организация сама предложила план оценки, подходящий для представления донору как часть Вашей заявки. Это не только обеспечит более объективную оценку, но и повысит доверие к Вам.

Мониторинг

Мониторинг - это непрерывный контроль за ходом выполнения проекта. В процессе мониторинга руководитель проекта собирает информацию о соблюдении графика работы, поступлениях ресурсов и других предпосылках (т.е. о внешних по отношению к проекту условиях), проверяет, имеет ли место предполагавшийся эффект. По этим данным в любой момент времени Вы должны знать, выполняется ли проект в соответствии с планом, Важно выстроить план мониторинга уже в заявке, и начать оценку проекта с самого старта. Начать мониторинг, когда работа близка к завершению, трудно, так как к этому моменту ряд ценных данных о ходе проекта может быть уже упущен.

Отчетность

Письменные и устные отчеты могут быть предназначены для донора, контролирующей или поддерживающей организации, государственных контрольных органов или для руководителей Вашей организации. Содержание и порядок представления отчетов оговариваются в договоре, заключаемом с донором при получении гранта. Заключительный отчет, характеризующий степень достижения целей и выполнения задач, представляется в установленный срок по завершении проекта руководству Вашей организации и донору. Кроме него могут представляться промежуточные (квартальные, полугодовые, годовые) отчеты. Кроме

151


общего отчета по проекту могут предоставляться также финансовый, а иногда - научный и некоторые другие отчеты. Финансовая отчетность обычно ведется в соответствии с законодательством государства, в котором находится Ваша организация. Сверх этого, фонды указывают свои требования к финансовому отчету, часто достаточно подробные. Полученные в ходе проекта материалы, оформленные в виде публикаций, карт, фотоальбомов, кино- и видеофильмов и др. также могут использоваться как отчетные материалы.

Рекомендуемый объем: 0.5 -1 стр.

Критерии оценки раздела "Оценка и отчетность":

1)Из раздела ясно, как Вы предполагаете оценить в конце, достиг ли проект цели, и как Вы будете контролировать процесс выполнения проекта.

2)Каков план оценки степени достижения целей (насколько точно достигнуты цели).

3)Каков план оценки и корректировки методов в процессе выполнения проекта (как будет контролироваться процесс выполнения проекта).

4)Достаточно ясно, кто будет проводить оценку и как эти люди (организации) будут отбираться.

5)Четкость установленных критериев успеха проекта.

6)Описывается, как будут отбираться данные, и процесс их анализа.

7)Объясняется, какие способы анализа будут применяться (ревизии, инспекции, вопросники).

8)Указывается форма отчетности.

9.Дальнейшее финансирование

Вэтом разделе Вы должны кратко изложить свои представления о дальнейшей деятельности в том же направлении после завершения гранта. Одним словом, что будет после того, как Вы потратите даньги. Как собираетесь обеспечивать финансирование Вашей деятельности в дальнейшем.

152

Учтите: ни один донор не горит желанием Вас "усыновить". Фонды обычно желают знать, откуда Вы возьмете средства по окончании периода, обеспечиваемого грантом. Если Вам потребуются деньги для организации некоторой новой программы или для реорганизации уже существующей, то, что Вы будете делать, когда деньги кончатся? Заверений, что Вы будете стремиться найти нового донора, недостаточно. Вы должны представить план, который, насколько возможно, убедил бы донора, что у Вас будет достаточно средств по истечении срока предоставления гранта. Если Вы сейчас стеснены в средствах, то, что будет потом, когда Ваша программа будет на полном ходу? Может быть, нынешнее финансирование вообще не пойдет Вам впрок, если в будущем году Вам потребуется запрашивать еще большие суммы. Какие возможны источники финансирования по окончании проекта? Найдутся ли местные частные или государственные учреждения, готовые продолжить финансирование, если Ваш проект окажется успешным? Можете ли Вы получить письменное подтверждение такой готовности? Способен ли сам проект дать необходимые средства - например, за счет платы за услуги, предоставляемые в рамках проекта, обеспечения клиентов информацией и т.п.? Существуют ли какие-либо третьи организации (лица), способные оплачивать услуги, которые Вы предоставляете Вашим клиентам? Собираетесь ли Вы заниматься поиском иных источников финансирования?

Наилучший план будущего финансирования - план, не требующий последующей поддержки от донора.

Рекомендуемый объем: 0.5-1 стр.

Критерии оценки раздела "Дальнейшее финансирование":

1)Представлен конкретный план получения финансирования в будущем.

2)Описывается, будут ли получены средства из других источников и как именно.

3)Заявитель минимально полагается на дальнейшую поддержку донора.

4)Имеются рекомендательные письма и письма поддержки.

153


10. Бюджет

Бюджет, или смета расходов, вытекающая из объемов запланированных в проекте работ.

Собственный материальный вклад грантозаявителя отражается в графе "Имеющиеся средства".

Бюджет, или смета расходов, - возможно, самая главная часть заявки. Не всегда требуется подробно описывать существующую проблему, не все доноры дотошно интересуются применяемыми Вами методами, однако бюджет просматривают все. Разные фонды предъявляют разные требования к составлению бюджета. Частные фонды обычно запрашивают менее подробные сведения, чем государственные. Разные фонды предъявляют разные требования к бюджету. Однако, есть общие рекомендации:

1.Главное - бюджет должен точно соответствовать содержательной части заявки.

2.Как правило, бюджет состоит из трех разделов: "оплата труда или индивидуальная финансовая поддержка"; "основные прямые расходы", "непрямые расходы".

3.Необходимо произвести собственные расчеты по тем расходам, которые Вы планируете, и заручиться документацией, подтверждающей обоснованность проектных расходов. Исходные для расчетов суммы не должны браться спонтанно. Если нет другого способа, ориентируйтесь на аналог, на средний статистический показатель и т.д. В расчеты должны быть включены все налоги и платежи, вытекающие из российского законодательства. Ваши расчеты могут стать комментариями к бюджету, документы войти в приложение.

Предлагаемый пример бюджета удовлетворит большинство организаций, и с небольшими изменениями может быть использован для

154

обращения как в частные, так и в государственные инстанции. Рекомендуемый бюджет состоит из трех разделов:

Оплата труда Основные прямые расходы Непрямые расходы

Планируя бюджет, полезно заглянуть в разделы "Цели и задачи" и "Методы" для выработки подходящего плана. Вам необходимо учесть все, на что Вы будете тратить деньги (ресурсы), а также основные факторы, влияющие на размеры расходов.

Прежде, чем Вы начнете распределять деньги по статьям бюджета,

внимательно изучите налоговое законодательство и особенности финансовой отчетности, принятые в Вашей стране (районе и т.д.), чтобы не оказаться в ситуации, когда половина полученных Вами денег уйдет на непредвиденные налоги и выплаты.

Вот примерный перечень статей расходов и требующихся ресурсов:

Люди: штатные работники + эксперты + консультанты + контракты с другими организациями.

Оплата труда: зарплата + стоимость контрактных услуг + налоги + уровень инфляции.

Помещение: оплата аренды (покупки) + коммунальные платежи. Командировочные и транспортные расходы: цена билетов на самолет, поезд и т.д. + суточные + цена жилья в гостиницах + уровень инфляции.

Отчет: оплата редактирования + оплата перевода + оплата печати. Рассылка и связь: почтовые расходы + расходы на факс, телефон, электронную почту.

Критерии оценки бюджета:

1)четко разграничиваются средства, получаемые от донора и из других источников.

2)Соответствует описательной части заявки.

155


3)Сумма достаточна для обеспечения всех работ, указанных в описательной части заявки.

4)Подробен.

5)Включает все статьи, финансируемые донором.

6)Включает все статьи, финансируемые из других источников (в том числе из собственных ресурсов заявителя).

7)Включает все виды работ на добровольной безвозмездной основе.

8)Отделяет расходы на пособия и налоги от заработной платы.

9)Включает оплату консультантов и других работников по контракту.

10)Отделяет оплату труда от прочих прямых расходов.

11)Включает все непрямые расходы, если нужно.

12)Учитывает текущий уровень инфляции.

Приложение

Приложение к заявке, как правило, включает следующие ксерокопии документов и материалы: устава организации и свидетельства о государственной регистрации; лицензии на определенную деятельность (если таковая предполагается проектом); рекомендации и письма поддержки от местных властей, от авторитетных деятелей и/или организаций, от фондов или спонсоров, которые уже имели с вами дело (каждое такое письмо должно содержать имя человека, давшего рекомендацию, его должность, место работы, адрес и телефон с кодом города); резюме, т.е. краткие биографии ответственных исполнителей проекта; материалы, характеризующие деятельность Вашей организации (газетные публикации о вас, ваши издания, отчеты о предыдущей деятельности и т.д.); договоры о партнерстве, если таковое предполагается; образцы, произведенной ею продукции (газеты, книги и пр.), если по проекту предполагается их выпуск; другие материалы, относящиеся к данному проекту.

Главное правило - приложения не должны быть объемнее, чем сама заявка.

156

Очень часто процедуру написания заявки начинают с основательной проработки ее костяка - логической цепочки "проблема - цель - задачи - методы". Далее пишут об ожидаемых результатах, перспективах проекта, бюджете. Заканчивают описанием организации, формированием приложений, оформлением титульного листа и написанием аннотации проекта.

Если Вашу заявку не оценили по достоинству в выбранном Вами фонде, то уж Вы-то цену ей безусловно знаете, ибо получили готовую программу работы Вашей организации. Средства гранта далеко не единственный источник финансового обеспечения работы организации по реализации программы. Можно привлекать вступительные и членские взносы, взносы учредителей, добровольные взносы, целевые (спонсорские) поступления, в определенных случаях - ассигнования из бюджета и, наконец, средства поступающие от предпринимательской деятельности.

157