Файл: Экономика труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.08.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-психофизиологические – определяются возможностями человеческого организма, требованиями сохранения здоровья и работоспособности;

-социальные – выражается в субъективно отрицательном отношение работников к содержанию труда, проявление у них чувства неудовлетворенности своей трудовой деятельностью и желание переменить место работы.

Обязательным условием эффективной, высокопроизводительной работы исполнителей при любых формах разделения и кооперации труда является организация и обслуживание рабочих мест.

Рабочее место – часть производственного пространства со всем расположенным на нем основным и вспомогательным технологическим оборудованием, необходимым для производства определенного вида работ.

Внутри рабочего места выделяется рабочая зона – часть трехмерного пространства, в пределах которого осуществляются все основные трудовые действия работника.

Все рабочие места классифицируются по ряду признаков.

По степени механизации они делятся на пять групп: ручные, машинноручные, механизированные, аппаратурные.

По признаку специализации рабочие места делятся на специализированные и универсальные.

По признаку разделения труда выделяют два типа рабочих мест – индивидуальные и коллективные.

В зависимости от числа обслуживаемого оборудования рабочие места могут быть одностаночными и многостаночными.

Рабочие места могут классифицироваться по признаку их стабильности: стационарные, передвижные.

Но как бы ни были разнообразны рабочие места, существуют общие, обязательные требования для организации рабочих мест. Эти требования объединены в три группы: оснащение, планировка и обслуживание.

Под оснащением рабочего места понимается совокупность находящихся на нем средств труда: основного технологического и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснастки, средств связи, сигнализации, средств по охране труда и технике безопасности.

В основное технологическое оборудование включают станки, машины, агрегаты, автоматические линии, т.е. все то, при помощи чего ведется основной процесс производства.

К вспомогательному оборудованию относятся транспортеры, транспортные средства, грузоподъемные устройства и т.п.

В состав технологической оснастки входит режущий, мерительный инструмент, техническая документация.

Организационная оснастка представлена производственной мебелью, тарой, средствами сигнализации, связи, освещения, по охране труда и технике безопасности.

К основному и вспомогательному технологическому оборудованию и предметам технологической и организационной оснастки предъявляются жесткие эргономические требования.


Планировка рабочих мест как составная часть их организации является чисто организационной задачей. Различают внешнюю и внутреннюю планировку. Внешняя планировка рабочего места заключается в установлении его местоположения по отношению к смежным рабочим местам в подразделении, к рабочему месту руководителя, к проходам, проездам, подъездам.

При внешней планировке решаются следующие задачи:

-экономное использование производственных площадей;

-рациональная взаимосвязь между смежными рабочими местами, а так же с рабочим местом непосредственного руководителя;

-сокращение расстояний переходов рабочих и транспортировки мате-

риалов;

-изоляция рабочих мест с вредными условиями труда от остальных рабочих мест;

-обеспечение безопасности труда.

Внутренняя планировка рабочего места означает размещение на его площади всех предметов оснащения, их рациональную компоновку по отношению друг к другу и к работникам.

При внутренней планировке решаются следующие задачи:

-обеспечение наименьших затрат рабочего времени на выполнение работ, которые закреплены за рабочим местом;

-минимизация физиологических усилий и нервно-психической напряженности работника;

-удобство в выполнении работы и обслуживания оборудования;

-хороший обзор в активной рабочей зоне всех частей оборудования, приборов, механизмов;

-оптимизация маршрутов передвижения работников по рабочему месту; рационализация рабочей позы (положение) работника;

-

создание благоприятных

условий труда;

-

безопасность труда.

 

Организация обслуживания

рабочего места связана с установлением

системы взаимодействия какого-либо места и работника, занятого на нем с другими рабочими местами и работниками, которые призваны обеспечивать его бесперебойную и качественную работу.

Структура обслуживания образуется из обслуживания средств труда, предметов труда, работника.

Обслуживание средств труда выполняет следующие функции:

-ремонт оборудования (мелкий, средний, капитальный);

-межремонтное обслуживание оборудования (профилактический осмотр, чистка, смазка, настройка);

-энергообеспечение (обеспечение электроэнергией, паром, сжатым воздухом);

-поддержание в рабочем состоянии технологической и организационной оснастки (заточка и восстановление инструмента, ремонт мебели и другое);

-хранение и выдача технологической и организационной оснастки;


-поддержание в рабочем состоянии и уборка зданий, сооружений, тер-

ритории; Обслуживание предметов труда выполняет следующие функции:

-выдача, прием, хранение, комплектование материалов, заготовок, полуфабрикатов, канцтоваров;

-прием и выдача сырья;

-транспортные и погрузочно-разгрузочные работы;

-контроль качества сырья, материала, промежуточный и финишный контроль.

Обслуживание работника выполняет следующие функции:

-охрана труда и техника безопасности;

-санитарно-гигиеническое обслуживание;

-общественное питание;

-медицинское обслуживание;

-хозяйственно-бытовое обслуживание.

Научная организация обслуживания рабочих мест достигается путем соблюдения следующих принципов: системность, комплексность, плановость, предупредительность, своевременность, надежность, оперативность, экономичность.

Принцип системности заключается в том, что организация обслуживания должна быть продумана досконально. Здесь не должно быть второстепенных вопросов. Каждый вид обслуживания должен быть тщательно проработан с точки зрения организации работы внутри функционального подразделения, занятого его выполнением, а так же с учетом его взаимосвязи с другими видами обслуживания и с организацией работы того рабочего места, которое подлежит обслуживанию.

Комплексность обслуживания состоит в том, что необходимо организовать в равной степени хорошо все виды обслуживания.

Плановость обслуживания означает, что оно должно быть частью внутрипроизводственного планирования.

Предупредительность обслуживания означает такую его организацию, которая не допускает остановки производства из-за несвоевременного выполнения работ по обслуживанию рабочего места.

Своевременность обслуживания состоит в строгом соблюдении установленного регламента обслуживания.

Надежность обслуживания – это такое его качество, которое достигается системой дублирования, подстраховки на случай непредвиденных нарушений в выполнении функций обслуживания.

Оперативность заключается в способности системы обслуживания быстро реагировать на непредвиденные сбои в обслуживании и устраняет недостатки. Экономичность означает, что организуя систему обслуживания, необходимо рассчитывать разные варианты ее осуществления и выбрать тот из них, который при соблюдении всех вышеперечисленных принципов потребует наименьших затрат труда и материальных средств.


Существуют разные системы организации обслуживания рабочих мест: децентрализованная, централизованная и смешанная.

При децентрализованной системе функция обслуживания выполняются либо самими работниками на каждом рабочем месте, либо специальными вспомогательными работниками имеющимися в каждом подразделении.

Централизованная система обслуживания создает возможности для организации эффективного использования вспомогательного персонала. Эффективность достигается за счет того, что в рамках крупного подразделения или предприятия, сосредоточенного на выполнении какой-то функции по обслуживанию рабочих мест, можно создать специализированные участки по выполнению разных работ.

При смешанной системе обслуживания одна часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть децентрализовано

На предприятиях различают дежурное, планово-предупредительное и стандартное обслуживание.

Дежурное обслуживание – это обслуживание по вызову, его организуют, как правило в условиях единичного и мелкосерийного производства.

Планово-предупредительное обслуживание наиболее часто применяется в серийном производстве и проводится по планам-графикам (расписанию).

Стандартное обслуживание используют в поточно-массовых производствах. Оно проводится в строго регламентированном порядке по стандартным расписаниям и стандартным планам.

Разработку организации обслуживания рабочих мест целесообразно проводить в следующей последовательности:

-устанавливается состав и объем работ по обслуживанию в целом для подразделения;

-выделяются работы по обслуживанию, которые целесообразно передавать основным работникам;

-исходя из состава и объема работ рассчитываются нормы затрат труда вспомогательных работников для обслуживания рабочих мест (нормы численности, нормы обслуживания, нормы времени обслуживания);

-состав и объем работ по обслуживанию распределяется между вспомогательными работниками с учетом функционального разделения труда между ними и норм затрат труда;

-устанавливаются формы обслуживания (индивидуальная, коллективная) и разрабатываются условия их применения; рассчитываются физические нормы обслуживания;

-разрабатываются регламенты обслуживания (графики, расписания, маршруты движения);

-проектируется организация стационарных и передвижных рабочих мест вспомогательных работников.

Одним из основных направлений совершенствования разделения и кооперации труда служит совмещение профессий и должностей, расширение зон обслуживания и функций отдельных работников.


Совмещение профессий – это такая форма организации труда работников, когда в урочное (т.е. законодательно установленное и предусмотренное правилами внутреннего распорядка дня) рабочее время выполняет, наряду с работами по основной профессии (специальности), так же работы по одной или несколькими другим профессиям (специальностям).

Совмещение функций – это выполнение наряду с обязанностями по основной профессии отдельных функций, ранее выполнявшихся работниками других профессий.

Расширение зон обслуживания отличается от совмещения профессий тем, что здесь происходит совмещение работ в рамках одной профессии. На предприятиях нередко используется система многостаночного (многоагрегатного) обслуживания. Сущность его состоит в том, что одним или группой рабочих осуществляется одновременное обслуживание нескольких станков.

Студенту необходимо изучить виды многочисленного обслуживания и научить рассчитывать оптимальное количество обслуживаемых станков. В данной теме необходимо рассмотреть условия возможности совмещения профессий и функций, а так же многостаночного обслуживания.

Большими возможностями для совершенствования разделения и кооперации труда обладают коллективные формы организации труда, в частности бригадная форма организации и стимулирования труда.

Одним из направлений совершенствования организации труда является аттестация и рационализация рабочих мест.

Под аттестацией рабочих мест понимают их комплексную проверку на соответствие техническим, экономическим, организационным и социальным требованиям.

По итогам проверки принимает одно из трех возможных решений:

1 Аттестовать рабочее место для тех из них, показатели которых соответствовали всем требованиям;

2 Рабочее место подлежит рационализации (для тех рабочих рабочие показатели которых не соответствовали требованиям, но могли быть доведены до необходимого качества после рационализации);

3 Рабочее место подлежит ликвидации (в эту категорию попадают рабочие места, показатели которых не соответствуют требованиям и не могут быть доведены до необходимого качества в результате рационализации).

Рационализация рабочих мест заключается в доведении их показателей до современного технического и организационного уровней.

Студенту необходимо рассмотреть содержание работ по аттестации и рационализации рабочих мест.

Выявление лучшего опыта должно быть целенаправленным и исходить из потребностей развития потребностей развития предприятия, определение объекта – носителя прогрессивного опыта осуществляется разными способами:

- во-первых, выявление на предприятии лучшего исполнителя работы, значительно перевыполняющего нормы труда, применяющего эффективные способы ведения трудового процесса;