Файл: Экономика труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.08.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г) разработать классификатор затрат рабочего времени.

13 Линейный руководитель выполняет разнообразные функции:

а) организатор производственного процесса, администратор, технический руководитель, специалист, воспитатель и общественный деятель;

б) разработка технической политики предприятия, планирование и внедрение новой техники, установление должностной компетенции работников, организация, анализ и диагноз;

в) оперативное регулирование выполнения производственных заданий, обеспечение необходимой согласованности в действиях подчиненных, изучение вопросов настроения людей, морального климата.

14 Производительность труда характеризуется:

а) объемом товаров и услуг, которые можно провести на предприятии; б) нормами выработки, установленными для конкретного вида деятель-

ности;

в) времени, необходимым для выполнения единицы объема работ; г) ценой единицы продукции.

15 Норма выработки – это:

а) объем производства, произведенный в единицу времени и отнесенный на одного работника;

б) количество произведенных объектов, которые работник или группа работников обязаны обслужить за установленное время;

в) регламентированный объем работ, т.е. количество изделий, которое должно быть сделано одним работником или группой работников соответствующей квалификации в единицу времени;

г) регламентированное время выполнения единицы работы одним или несколькими работниками соответствующей квалификации в определенных ор- ганизационно-технических условиях.

16Регламентация управленческого труда зависит от: а) ценностных ориентаций; б) технического объема информации;

в) исследований трудоспособности; г) исследований затрат рабочего времени.

17Законченная часть подфункции управления логически связанных между собой операций есть:

а) процедура управления; б) функция управления; в) трудоемкость операции;

г) трудоемкость процедуры.

18Производительность регламентированного труда определяется:

а) как отношение количества произведенной продукции к затраченному времени;

б) как отношение разности между результатами и затратами труда; в) косвенно по результатам деятельности всего предприятия; г) прямым счетом определить нельзя.


19 Объем производства с использованием β-труда можно увеличить за

счет:

а) увеличение численности рабочих и повышения коэффициента использования оборудования;

б) за счет более интенсивного использования оборудования; в) той же численности рабочих и того времени работы более производи-

тельного оборудования; г) новых технических, организационных и предпринимательских идей,

на основе которых создаются новые виды изделий, улучшаются параметры существующих, снижаются затраты труда и средств производства на единицу полезного эффекта продукции (услуг).

20 Труд, как экономическая категория – это:

а) совокупность умственных и физических усилий человека, вкладываемых им в процессе преобразования предмета труда;

б) целесообразная сознательная деятельность в ходе которой люди преобразовывают вещества и силы природы для удовлетворения собственных потребностей;

в) характеризуется численностью работников, их квалификацией, длительностью и интенсивностью выполнения производственных функций;

г) воздействие трудовых процессов на физиологические характеристики человека.

21 Расчетно-аналитические методы нормирования труда применятся… а) при регламентации управленческого труда; б) при установлении штучных и штучно-калькуляционных норм време-

ни;

в) при определении норм выработки; г) при определении норм обслуживания.

22 Производительность труда определяется как… а) отношение объема производства в стоимостной форме к затратам

вложенного труда; б) отношение объема производства в норма-ч. к реальному фонду вре-

мени работника; в) отношение объема производства (в стоимостной форме или нормой-

ч.), к произведенному в единицу времени численности промышленнопроизводственного персонала;

г) отношение объема производства (в натуральном измерении), произведенного одним рабочим, ко времени работы.

23 Трудовое поведение:

а) комплекс действий и поступков работника; б) поведенческий аналог трудовой деятельности;

в) форма приспособления работника социальному окружению; г) все вышеперечисленное.

24 Мотиватор человеческого поведения:

а) функциональное состояние личности, успешность реализации различных видов деятельности;


б) система устойчивых взглядов, социальных ценностей, идеалов и ценностей;

в) направленность интересов личности относительно форм реализации активности;

г) стремление работника реализовать социальную роль. 25 Общая профессиональная подготовка на рабочем месте:

а) будет оплачена работником в форме сокращенной з/платы; б) повышает ценность работника для фирмы, предоставляющей обуче-

ние, чем для других фирм.

в) помогает защитить работника от увольнения в случае сокращения спроса на продукцию фирмы.

г) сокращает ценность работника для фирмы, т.к. з/плата работника должна возрасти в соответствии с более высокой производительностью.

1.9 Методические рекомендации студентам по организации изучения дисциплины

Студент может в достаточном объеме усвоить и успешно реализовать конкретные знания, умения и навыки в своей практической деятельности при выполнении следующих условий:

1)систематическая работа на учебных занятиях под руководством преподавателя и самостоятельная работа по закреплению полученных знаний и навыков;

2)добросовестное выполнение заданий преподавателя на практических

занятиях;

3)выяснение и уточнение отдельных предпосылок, умозаключений и выводов, содержащихся в учебном курсе; взаимосвязей отдельных его разделов, используемых методов, характера их использования в практической деятельности специалиста;

4)сопоставление точек зрения различных авторов по затрагиваемым в учебном курсе проблемам; выявление неточностей и некорректного изложения материала в периодической и специальной литературе;

5)периодическое ознакомление с последними теоретическими и практическими достижениями в области «Экономики и социологии труда» и связанных с ней учебных курсов;

6)проведение собственных научных и практических исследований по одной или нескольким актуальным для конкретного предприятия проблемам;

7)ознакомление с идеями и предпочтениями специалистов в области «Экономики и социологии труда» обмен опытом со специалистами в смежных отраслях науки и практики;

8)разработка предложений преподавателю в части доработки и совершенствования учебного курса;

9)подготовка научных статей для опубликования в периодической печати, выступление на научно-практических конференциях, участие в работе сту-


денческих научных обществ, круглых столах и диспутах по проблемам «Экономики и социологии труда».

В соответствии с учебным процессом ряда экономических специальностей студенты выполняют курсовой проект по курсу «Экономика и социология труда». Цель курсового проекта – закрепление теоретических знаний и их адаптация к производственным и коммерческим условиям конкретного предприятия или его подразделения.

Выбор темы курсового проекта осуществляется студентом самостоятельно и должен быть ориентирован на последующее выполнение дипломного проекта, поэтому тема курсового проекта согласуется не только с преподавателем курса «Экономика и социология труда», но и будущим научным руководителем дипломного проекта.

Курсовой проект включает 30-35 страниц рукописного текста, выполненного через одинарный интервал, число строк на странице 42-45, число символов в одной строке – не менее 70.

Курсовой проект должен включать: -титульный лист (Приложение А);

-задание на выполнение курсового проекта (Приложение Б);

-содержание;

-основной текст, в который входят введение, три части, заключение, список использованных источников, приложения;

а) введение (актуальность темы проекта, его цель и задачи, объект и предмет исследования, методы исследования), объем 1-2 с.;

б) теоретическая часть, содержащая аналитический обзор литературы по теме исследования, обоснование выбранных методов работы и прочие теоретические аспекты проекта, объем 10-12 с.;

в) аналитическая часть (экономический анализ, исследование состояния объекта, результаты исследования, выявленные проблемы развития объекта исследования), объем 10-15 с.;

г) практическая часть (разработки студента по совершенствованию деятельности объекта исследования; оценка социально-экономической эффективности, рекомендации по решению исследуемой задачи и др.), объем 8-10 с.;

-заключение (основные выводы по работе, направления дальнейшего совершенствования исследования), объем 1-2 с.;

-список использованных источников (не менее 15 наименований);

-приложения.

2 Конспект лекций

2.1 Понятие о труде и его роли в развитии человека и общества

Труд – целесообразная деятельность человека по изменению вещества природы для удовлетворения своих потребностей.

Труд – взаимодействие людей в процессе труда и обмена продуктами деятельности.

Основные функции труда:

1)Экономические – воспроизводство жизнедеятельности человека

2)Социальные – воспроизводство обстоятельств социальной жизни. В экономическом плане характеристиками труда выступают:

-предмет труда;

-средства труда;

-продукт труда;

-содержание труда;

-цель труда.

Предмет труда – вещество природы (сырье, материалы) Средства труда – инструменты, оборудование.

Продукт труда – результат, законченная вещь, конечная цель простого

труда.

Содержание труда – изменение вещества природы.

Цель труда – удовлетворение общественных потребностей.

В социально-психологическом плане характеристиками труда выступа-

ют:

-удовлетворенность трудом – эмоционально-окрашенное состояние сбалансированности между запросами и степенью их реализации.

-стимулы труда – внешние факторы, побуждающие к трудовой актив-

ности.

-мотивы труда – внутренние факторы, побуждающие к трудовой активности.

В любом виде деятельности человека выделяют две компоненты:

1) регламентированный труд, характеризует труд, выполняемый по заданной технологии, когда исполнитель работы не вносит в нее ни каких элементов новизны, собственного творчества.

2) творческий труд, характеризует труд, направленный на создание новых духовных благ, новых методов производства.

Необходимость выделения двух компонент труда объективно обусловлена различиями в них влиянием на формирование дохода предприятия и национального дохода страны.

Увеличение конечного продукта за счет б-труда возможно при увеличении численности работников, продолжительности времени труда и его интенсивности.


За счет в-труда рост объема продукции возможен при неизменных затратах времени и интенсивности. На основе новых технических, организационных и предпринимательских идей создаются новые виды изделий, снижаются затраты труда и средств производства на единицу полезного коэффициента продукции или услуг.

Дисциплина «Экономика и социология труда» раскрывает вопросы экономики трудовых отношений, формирования и использования трудового потенциала предприятия в тесной связи с социальными процессами, которые являются неотъемлемой частью труда человека.

Экономика труда изучает конкретные формы и методы сознательного использования экономических законов для повышения эффективности производства, материального и морального стимулирования, воспроизводства рабочей силы.

Предметом экономики труда является организация общественного труда, стороны производственных отношений и их взаимосвязь.

Социология труда изучает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.

Предметом социологии труда является структура и механизм социальнотрудовых отношений и социальных процессов в сфере труда.

2.2 Производительность и эффективность труда

Производительность труда – это затраты живого труда на производство продукции или услуг, которые признаются важнейшими показателем его эффективности и реального экономического роста продукции и дохода.

Производительность труда исчисляется делением общего объема продукции или услуги на количество затраченного на его производство труда или реальной часовой выработки на одного работающего.

Производительность труда и эффективность труда обобщающие экономические показатели.

Под эффективностью труда следует понимать экономическую категорию, определяющую степень достижения цели, соотнесенную со степенью рациональности расходования использованных при этом ресурсов.

С качественной стороны эффективность определяется как соотношение между результативностью труда и экономичностью произведенных затрат.

Под результативностью труда понимается степень достижения заданной

цели.

Экономичность затрат определяется интенсивностью труда и продуктивностью использования вещественных ресурсов.

Интенсивность труда – степень напряженности труда в процессе производства, измеряемая затратами физической и нервной энергии человека.

Продуктивность труда характеризуется соотношением объема произведенной продукции и затратами трудовых ресурсов.