ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 663

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи психологии развития.

2. Структура психологии развития. Детская, возрастная, генетическая психология в структуре псих. Развития.

3. Специфика методов психологии развития.

4. Рост. Биологический и психологический смысл понятия. Кривые роста. Созревание: эндогенные и экзогенные факторы.

5. Дифференциация и централизация. Концепции дифференциации.

6. Научение. Виды научения (Скинер, Бандура, Халл)

7.Запечатление (Лоренц). Сенсибильность. Критические и сензитивные периоды.

8. Социализация. Модели социализации.

9. Понятия направления, теории, модели в науке.

10. Постановка проблемы развития в контексте взаимоотношений «субъект-среда». Научно-теоретические направления в психологии развития.

11. Общая характеристика теорий эндогенного направления.

12. Общая хар-ка теорий экзогенного направления. Ранние бихевиористические трактовки.

13. Отход от классического бихевиоризма (теория Сирса).

14. А. Бандура и теория соц. Обучения.

15. Классический психоанализ Фрейда и его трактовка стадий развития.

16. Эпигенетическая теория развития Эриксона.

17. Возникновение когнитивных теорий развития. Теория развития интеллекта ж. Пиаже.

18. Теория морального развития л. Колберга.

19. Теория развития умений к. Фишера.

20. Культурно-историческая теория Выготского.

21. Диалектическая теория развития а. Валлона.

22. Деятельностная теория онтогенеза Леонтьева. Внешняя и внутренняя плоскости деятельности.

23. Модель развития общения Лисиной.

24. Модель развития личности Божович.

25. Экопсихологическая теория у. Бронфенбреннера.

26. Антиравновесная теория Ригеля.

27. Теория персонализации Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.

28. Психологическая теория развития деятельности Лернера, основные положения его теории.

29. Системные теории развития.

30. Понятия социальной ситуации развития, ведущей и базовой психических функций, возрастного новообразования.

31. Механизм интериоризации психической функции.

32. Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы.

33. Возрастные кризисы психического развития во взрослом возрасте.

34. Понятие периодизации. Выготский о критериях периодизации психического развития.

35. Группы периодизаций детского развития. Достоинства и недостатки.

36. Периодизации зрелого возраста. Достоинства и недостатки.

37. Попытки построения системной периодизации психического развития (Слободчиков, Карандашев).

38. Детство как историческая категория. Феномен человеческого детства.

39. Пренатальный период рождения в развитии чел-ка.

40. Общепсихологическая характеристика новорождённости. Особенности психической жизни новорождённого.

41. Младенческий возраст как отправной пункт сенсорного развития. Общепсихологическая хар-ка младенчества.

42. Развитие сенсорики и моторики ребёнка в младенчестве. Предпосылки развития психических процессов.

43. Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца.

44. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.

45. Предпосылки перехода от младенческого возраста к раннему. Основные линии психического развития.

46. Основные линии психического развития в раннем возрасте. Основные новообразования раннего детства.

47. Развитие психических процессов в раннем возрасте.

48. Специфика развития речи в раннем детстве.

49. Предпосылки развития личности в раннем детстве. Особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка.

50. Развитие предметно-практической деятельности в раннем возрасте. Роль орудийных действий в развитии наглядно-действенного мышления.

51. Предпосылки перехода от раннего возраста к дошкольному. Основные линии психического развития дошкольников.

52. Игровая деятельность и её значение для психического развития ребёнка. Этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте.

53. Анализ теорий детской игры. Структура детской игры.

54. Развитие познавательной сферы ребёнка в дошкольный период.

55. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. Становление детской субкультуры.

56. Специфика детского мировозрения. Становление личности в дошкольном возрасте.

57. Развитие речи в дошкольном возрасте. Роль речи в развитии познавательных процессов.

58. Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте.

59. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка в дошкольный период.

60. Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе. Структура психологической готовности к обучению.

1. Личностная готовность.

2. Интеллектуальная готовность.

62. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности.

63. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем школьном возрасте.

1. Развитие внимания

2. Развитие восприятия

4. Развитие речи

5.Память

64. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.

65. Развитие личности младшего школьника.

67. Предпосылки перехода от младшего школьного к подростково-юношескому возрасту.

68. Кризис подросткового возраста.

69. Анализ психологических исследований подросткового возраста (Выготский, Драгунова, Холл, Шпрангер, Бюлер, Штерн)

70. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте.

72. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.

73. Эмоции в подростковом возрасте. «Подростковый комплекс» эмоциональности.

74. Развитие личности подростка.

75. Развитие мотивационно-потребностной сферы в подростковом возрасте.

76. Психосоциальное развитие в юношеском возрасте.

77. Развитие мировоззрения в юношеском возрасте.

78. Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте.

79. Развитие интеллектуальной сферы юношеском возрасте.

80. Эмоциональное развитие в юношеском возрасте.

81.Определение понятия «взрослость». Биологическое и физическое развитие во взрослом возрасте.

82. Теории развития взрослого человека.

83. Ранняя взрослость как социально-историческая категория.

84. Развитие личности в возрасте ранней взрослости.

85. Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости.

86. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости.

87. Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости.

88. Общепсихологическая характеристика взрослости. Границы возраста. Проблемы переходов от возраста к возрасту. Акмеология.

89. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости.

90. Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни.

91. Аффективная сфера в период средней взрослости.

92. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте.

93. Общая характеристика периода поздней взрослости и старости. Границы и стадии возраста.

94. Биологические аспекты геронтогенеза. Психологическое переживание старение и старости. Теории старения.

95. Старческий возраст. Причины и факторы, влияющие на процессы старения.

96. Морфологическое, физиологическое и моторное развитие в старческом возрасте.

97. Сенсорное развитие в старческом возрасте.

98. Когнитивные особенности в возрасте поздней взрослости и старости. Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости.

99. Особенности личности пожилого человека. Типы старения.

100. Инволютивное развитие личности: нарушение развития детей.

101. Инволютивное развитие личности: нарушения развития взрослых.

102. Феномен смерти. Теоретические осмысления проблемы смерти и умирания. Психологические аспекты умирания.

51. Предпосылки перехода от раннего возраста к дошкольному. Основные линии психического развития дошкольников.

Ведущая деятельность — игра, освоение норм поведения и деятельности людей.

Возраст 3-4 года характеризуется самоутверждением («Я сам», «Я сам знаю»). Возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость. Ребенок нередко обзывает взрослых. Играет сам по себе (это предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры). Этап 5-6 лет отличается целым рядом признаков.

Среди них:

♦ Гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к ним — критический возраст для формирования способности любить другого человека.

♦ Установление отношений со сверстниками, совместные игры (сюжетно-ролевые, по правилам), включение в отношения лидерство/подчинение, которые существуют среди детей, «игры-соревнования».

♦ Развитие способностей к конструкторским играм, практического мышления.

♦ Развитие способностей к рисованию, музыкальных (понимание музыки, умение петь, танцевать), творчества.

♦ Эгоцентризм мышления: проявляется в том, что ребенок воспринимает ситуацию только со своего угла зрения, не способен посмотреть на мир с чужой точки зрения и уловить связь между предметами.

♦ Синкретизм мышления: проявляется в том, что ребенок вычленяет из целого отдельные детали, но не может их связать друг с другом и с целым; он не способен установить связи между разными деталями ситуации, путает причины и следствия.

♦ Мышление ребенка характеризуется анимизмом (он проецирует свое Я на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: машины, солнце, облака, реки).

♦ Развитие восприятия (усвоение перцептивных действий и эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным).

♦ Интерес к сказкам (они выступают средством эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей).

♦ Становление воли, произвольности действий.

♦ Любознательность (в 4-5 лет дети — «почемучки»),

♦ Развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному). Это имеет познавательное и интеллектуальное значение, а также выполняет аффективно-защитную функцию (уход от тяжелых переживаний благодаря воображаемой ситуации). Активизируется изобразительная деятельность ребенка (детское искусство экспрессивно: ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает — свои чувства и эмоциональные состояния


♦ Появляется способность вступать в диалоги с другими людьми (к 6 годам лексикон ребенка возрастает до 14 тысяч слов, происходит полное усвоение грамматических норм языка). Формируется и эгоцентрическая речь (она сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия), которая затем перерастает во внутреннюю.

♦ Ребенок начинает оперировать понятиями (в 3-5 лет слова, как ярлыки, заменяющие предметы или действия; к 6-7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия).

♦ Развивается мышление на дооперациональном уровне (Пиаже), происходит постепенный переход к операциональному уровню.

♦ Появляется интерес к половым органам, к рождению детей. Это фаллическая стадия психосексуального развития (в 3-4 года). Складывается и преодолевается эдипов комплекс (в 5-6 лет), формируется совесть — цензор моральных суждений.

♦ Первые проявления инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо, в случае негативного развития, пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам.

В этот период отмечается множество новшеств:

♦ У ребенка впервые возникает цельное мировоззрение, попытка осмыслить закономерности отношений.

♦ Рождается соподчинение мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям).

♦ Становление произвольного поведения (стремление управлять собой и своими поступками).

♦ Проявление личного сознания (самооценки). Ребенок начинает понимать, что может не все, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества: хороший, злой, добрый и т. п.

♦ Готовится к школе, что проявляется не в формальном овладении навыками счета, письма, чтения. Это результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель его психического, умственного, эмоционального и социального развития.

♦ Обнаруживается произвольность поведения: умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам.

♦ Появляется мотивация к учебе (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость.

♦ В интеллектуальной сфере — концентрация внимания, понимание на слух, формирование основного словарного запаса, развитие речи и наглядно-образного мышления; наличие фонематического слуха, способностей к обобщению; рациональный подход к действительности; логическое запоминание; зрительно-двигательная координация (способность управлять движениями руки и пальцев).


♦ В личностной и социальной сфере: сотрудничество со сверстниками, отношение ко взрослому как к учителю; уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям.


52. Игровая деятельность и её значение для психического развития ребёнка. Этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте.

Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и произвольной памяти. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения

Этапы формирования игровой деятельности детей

Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность.


Следующий этап игровой деятельности получил название Отобразительной игры в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.

Сюжетно-ролевая игра - на данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

53. Анализ теорий детской игры. Структура детской игры.

1)К. Гроос. описал лишь биологическое значение игры, но не ее сущность; не ставит игру в центр развития; натуралистический подход к игре человека (ребенка). 2) Ф. Бойтендайк. в) В основе игры лежат не отдельные инстинкты, а более общие влечения. Три исходных влечения, приводящих к игре: влечение к освобождению, влечение к слиянию, тенденция к повторению. Игра возникает при столкновении указанных первоначальных влечений с вещами, являющимися частично знакомыми благодаря особенностям динамики молодого животного.  г) Игра есть всегда игра с чем-либо. Играют только с вещами, которые «играют» с самим играющим, т.е. играют только с предметами, которые вызывают ориентировочную реакцию.  Минусы: особенности динамики молодого организма и основные жизненные влечения не могут быть основанием игры: натуралистический подход; игра в своей исходной форме есть не что иное, как проявление ориентировочной деятельности. 3) В.Штерн. Игра есть инстинктивное самообразование развивающихся задатков, бессознательное предварительное упражнение будущих серьезных функций. Штерн, разделяя взгляды Грооса, вносит в них некоторые дополнения. Этих дополнений три: первое — представление о преждевременности созревания способностей; второе — признание игры особым инстинктом; третье — необходимость для подготовки созревающих способностей интимного соприкосновения их с впечатлениями внешнего мира. Внешний фактор окружающей среды доставляет исключительно возможные материалы и образцы для игр, то, что служит для подражания, но только внутренний фактор инстинкта игры определяет, когда и как выйдут из них действительные подражания.  Минусы: усугубляет ошибки Грооса, связанные с непониманием принципиального отличия развития детей от развития детенышей животных. 4) З.Фрейд.  Детство это период непрерывных травм, а игра есть единственное средство овладения (путем повторения) теми невыносимыми переживаниями, которые несут с собой эти травмы. Игра выступает как естественное терапевтическое средство против возможных неврозов, которыми чревато детство.  Сами по себе предметы, так же как и роли, которые в более старшем возрасте берет на себя ребенок, безразличны — лишь бы они давали возможность чрезвычайно субъективного символического воспроизведения смысла ситуации Игра находится под влиянием желания, доминирующего в их возрасте, — стать взрослыми и делать так, как это делают взрослые. Минусы: теория игры исходит из представления о детстве как о периоде непрерывных травматических ситуаций; сама форма игры возникает на основе тех же механизмов, которые лежат в основе снов и неврозов взрослых; пансексуализм. 5) Ж..Пиаже.  Ж. Пиаже выделяет три основные, связанные в один ряд структуры игры: игры-упражнения, символические игры и игры с правилами. Все они являются формами поведения, в которых преобладает ассимиляция; их различие в том, что на каждом этапе развития действительность ассимилируется разными схемами.  Минусы: биологическая концепция, ребенок должен жить в раздвоенном мире — в своем мире и в мире взрослых, рассматривает роль игры в развитии мышления слишком узко, игра - чисто эгоцентрическая деятельность. 6) К.Коффка. Принимает концепцию двух миров. Из неудовлетворенности первичных желаний ребенка и возникает детский мир субъективности, аутизма и воображения. Развитие ребенка представляется как механическое вытеснение миром взрослых детского мира. Ребенок врастает в мир взрослых, будучи враждебен ему; ребенок формируется сам в своем мире, а структуры из мира взрослых просто вытесняют детские структуры и становятся на их место. Минусы: субъективный мир ребенка и мир объективности с самого начала противопоставлены друг другу; детский мир представляется как мир изначально существующих желаний, которые не удовлетворяются. 7) К.Левин. Минусы: нет попыток выяснить психологическую природу игры или определить ее значе-ние для психического развития. 8) Л.С.Выготский. Игра ребенка направлена на будущую деятельность социального характера. Ребенок видит деятельность окружающих его взрослых людей, подражает ей и переносит ее в игру, в игре овладевает основными социальными отношениями. а) Игра возникает, когда появляются нереализуемые немедленно тенденции и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры заключается в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных аффектов.  б) Центральным и характерным для игровой деятельности является создание «мнимой» ситуации, заключающейся в принятии ребенком на себя роли взрослого, и осуществление ее в создаваемой самим ребенком игровой обстановке. в) Всякая игра с «мнимой» ситуацией есть вместе с тем игра с правилами, и наоборот. г) В игре ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия. д) Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют от ребенка действий не по непосредственному импульсу, а с подчинением правилу, заключенному в роли. е) Игра является хотя и не преобладающим, но ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Игра содержит в себе все тенденции развития; она источник развития и создает зоны ближайшего развития.