ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
красочного оттиска (при линиатуре растра 60 лин/см) воспринимаются не раздельно, а в виде сплошного пятна, цвет которого зависит от соотношения количеств единичных красок.
Аддитивный синтез подчиняется законам Грасмана. Согласно первому закону, любой цвет может быть получен при смешении трех линейно независимых цветов. А это означает, что при смешении любых двух из этих цветов не должен получаться третий. При этом комбинация основных цветов состоит из : красного, зеленого и синего. В международной системе измерений этим цветам соответствуют параметры X, У, Ζ, представляющие собой векторы единичных цветов. Для получения цвета Ц их нужно смешать в количествах х, у, z, называемых координатами цвета, и это сочетание может быть описано следующим линейным уравнением:
Ц = хХ + уУ + zΖ. |
(1) |
Другой закон аддитивности определяет цвет как самостоятельную величину. Согласно этому закону, цвет смеси зависит только от цветов смешиваемых компонентов и не зависит от их спектрального состава. Поэтому если смешивается не-
сколько цветов, например Ц1, Ц2, Ц3: |
|
Ц = Ц1 + Ц2 + Ц3, |
(2) |
то при замене одного из цветов в правой части этого уравнения другим цветом, вызывающим одинаковое с ним возбуждение глаза, результирующий цвет левой части уравнения не нарушится. Таким образом, цвет простого излучения можно заменить цветом сложного излучения, и наоборот.
Этот закон позволяет описывать цвета простыми математическими соотношениями. Так, например, чтобы сложить несколько цветов, достаточно каждый из цветов представить в виде суммы основных цветов в соответствии с первым законом:
Ц1 = х1Х + у1У + z1Ζ. |
(3) |
Ц2 = х2Х + у2У + z2Ζ.
Ц3 = х3Х + у3У + z3Ζ.
После сложения получим:
Ц = Ц1 + Ц2 + Ц3 = (х1 + х2 + х3)Х + (у1 + у2 + у3)У + (z1 + z2 + z3) Ζ (4)
Уравнение (4) свидетельствует, что при сложении цветов складываются координаты цветов, ее составляющих.
2. Субтрактивный синтез получения заданного цвета. Субтрактивный синтез, в отличие от аддитивного, основан не на сложении, а на вычитании цветов. Образование цвета происходит при прохождении белого цвета, содержащего основные цвета, через прозрачные окрашенные среды. В этом случае цвет возникает вследствие избирательного поглощения части излучения Цп из общего ∑Ц. После прохождения через окрашенную среду общее излучение изменит свой цвет на цвет Ц:
Ц = ∑Ц − Цп (6)
Если на пути излучения будет находиться несколько сред, то вычитаемое в уравнении (6) будет состоять из нескольких элементов. Поскольку при субтрактивном синтезе используется несколько сред, они не могут быть окрашены в основные цвета, так как каждая из таких сред поглощала бы по две трети спектра. При попарном сочетании эти среды будут полностью поглощать проходящее через них
излучение. В связи с этим для субтрактивного синтеза применяют среды, окрашенные не в основные, а в дополнительные цвета: желтый, пурпурный, голубой. Среды, окрашенные в эти цвета, пропускают две трети и поглощают одну третью часть спектра светового излучения. Поэтому для многокрасочного печатания применяют краски, окрашенные в эти цвета, комплект которых называется триадой.
При трехкрасочном печатании синтез цветов осуществляется на основе применения трех красок, каждая из которых поглощает один из основных цветов. Особенность его заключается еще и в том, что в красочном слое избирательное вычитание одних излучений и пропускание других происходит дважды. Излучение сначала проходит через красочный слой до подложки, а затем, отражаясь от нее, вторично проходит тот же слой и поступает в глаз наблюдателя.
Чтобы пропущенная часть излучения имела максимальную величину, краска должна обладать в зоне пропускания прозрачностью, а подложка должна характеризоваться высокими неизбирательным значением спектрального коэффициента отражения. Поэтому при проведении трехкрасочного печатания используют главным образом мелованную бумагу, отличающуюся высокой белизной.
Рассмотрим схемы образования цветов при субтрактивном синтезе.
Рисунок иллюстрирует случай идеального субтрактивного синтеза, выполненного при условии:
1)использования источника с единичными основными излучениями;
2)красок, абсолютно прозрачных в зонах пропускания и полностью поглощающих одну третью часть спектра;
3)подложки, полностью отражающей падающий свет.
При таком идеальном синтезе отраженные излучения по интенсивности не будут отличаться от падающих. Причем, как бы ни менялась толщина красочных слоев, эффект отражения не будет меняться. Если вместо идеальной подложки, характеризующейся 100%-ным отражением по всему спектру, взять, например, отражающую равномерно 80% упавшего света, то все отраженные излучения, прошедшие слой краски, не будут больше этой величины. Отсюда следует, что для получения цветов, кроме рассмотренных, надо менять интенсивность основных излучений. Практически это осуществить невозможно, и не нужно по той причине, что у реальных триадных красок, в отличие от идеальных, поглощающая способность в зонах поглощения зависит от толщины слоя краски или от концентрации в ней пигмента. Чем меньше толщина слоя краски, тем в большем количестве проходит излучение в зоне поглощения и тем выше светлота полученного цвета и меньше его насыщенность. Именно эта особенность реальных красок создавать при наложении разнотолщинных слоев различные комбинации цветов использована в глубокой печати.
3. Явление муара при многокрасочном печатании. На цветоделенных формах высокой и офсетной печати растровые элементы расположены под определенным углом. Это связано с условиями проведения печатного процесса, и в первую очередь, с оптическими свойствами печатных красок и точностью их совмещения.
При изготовлении цветоделенных форм часто применяют растры линиатурой
54 и 60 лин/см и более. При таких линиатурах минимальный диаметр круглого растрового элемента на формах офсетной печати равен 15—20 мкм. На формах высокой печати он несколько больше — 20—30 мкм. Следовательно, при полном совмещении четырех растровых элементов допуск на приводку должен быть ±0,001 мм. Допуск может быть обеспечен как формными, так и печатными процессами, при условии использования абсолютно недеформирующихся материалов (фотопленки, бумаги). При этом данный допуск должен быть выдержан на протяжении печатания всего тиража.
В настоящее время полиграфические предприятия могут обеспечить допуск на совмещение многокрасочной продукции ±0,1 мм и менее. Именно поэтому оказался целесообразным поворот систем отдельных красок. Это позволило увеличить допуск на совмещение.
Однако, как показала практика, поворот растровых систем не может производиться произвольно, поскольку при любой комбинации углового расположения растровых систем на оттисках возникает цветной узор или муар. Изучение муара при различных углах поворота, одной из двух растровых крестообразных сеток показало, что он отсутствует при установке их на один и тот же угол. Но при незначительном угловом смещении одной из них он появляется. Причем сначала возникает резко заметный муар, получивший название квадратного, так как его узор состоит из подобных элементов. При увеличении угла поворота он уменьшается и при 20° практически становится невидимым. При дальнейшем-повороте одной из растровых сеток появляется малозаметный розеточный муар с переменным характером его рисунка. При 70° вновь возникает сначала малозаметный, а затем все более возрастающий вплоть до 90° квадратный муар. Указанная закономерность чередования двух видов муара повторяется по всей окружности четыре раза.
Присутствие квадратного муара на оттиске из-за его резкой выраженности недопустимо. Поэтому формы для двухкрасочного печатания изготавливают таким образом, чтобы углы между растровыми сетками обеспечивали получение на оттиске только розеточного муара. Наименее заметен розеточный муар при 30-градусной установке второго растра. Таким образом, углы поворота растровых систем для двухкрасочной печати должны быть 0° и 30°.
Рассмотрим общую причину появления муара. Вследствие поворота отдельных растров на разные углы растровые элементы различных красок в принципе не должны совпадать друг с другом, однако на практике они совпадают. Если один растр неподвижен, а второй повернут, то центр его вращения может совпадать с центром растровой точки второго растра. В результате на отдельных участках оттиска растровые элементы будут разобщены, на других они будут частично перекрыты, а на некоторых будут полностью совпадать. А это сопровождается периодическим изменением оптической плотности отдельных участков изображения и их цвета от некоторого минимума до некоторого максимума, что определяет не только характер рисунка муара, но и его контраст. Наиболее явно подобная периодичность наблюдается при возникновении квадратного муара, в вершинах которого располагаются полностью совмещенные растровые элементы. Расстояние между ними вдоль одной из сторон квадрата называется периодом муара.
Величина периода d, выраженная в мм, зависит от угла поворота α и линиа-
туры растра. Для системы, состоящей из двух растров, период будет равен:
d = |
a |
, |
|
2sin α/ 2 |
|||
|
|
где а — растровое расстояние, мм (а = 10/А; А — линиатура растра, лин/см).
Из выражения следует, что с увеличением линиатуры растра (т. е. с уменьшением а) и угла поворота период квадратного муара уменьшается. Это выражение применимо и при использовании трех и более растровых систем, так как в этих случаях квадратный муар чаще всего возникает из-за неправильной установки одного из растров.
Различимость квадратного муара зависит от оптических свойств печатных красок, толщины их слоя, порядка наложения и от условий печатания ("по-сырому" или "посухому").
Чем выше оптическая плотность красок, тем выше контраст муара. Поэтому черные краски обеспечивают наиболее заметный муар. При многокрасочном печатании наибольшую роль в его образовании, помимо черной, играют голубая и пурпурная краски. Желтая краска в сочетании с этими красками муара практически не образует. Но это правило справедливо только при соблюдении некоторых условий печатания. На практике часто угол между растровыми сетками желтой и пурпурной красками равен 15°. При такой установке растров образуется квадратный муар, но он наблюдается только при использовании оптически темных, например черных красок. При использовании светлых желтой и пурпурной красок он не будет видим только при условии печатания пурпурной краской по уже высохшему слою желтой краски. Если в желтую краску ввести коричневую или красную краску, то при тех же условиях печатания возникает малоконтрастный, однако, вполне различимый квадратный муар. При печатании "по-сырому" вследствие проникновения в желтую краску более темных пигментов других красок она также становится темнее, что приводит к появлению видимого муара.
Чем больше толщина слоя краски и выше четкость растровых элементов на оттиске, тем муар заметнее. Поэтому на оттисках высокой печати его контраст выше, чем на оттисках офсетной печати.
Контраст муара зависит также от соотношения площади печатающих и пробельных элементов на оттиске. В наибольшей степени это положение сказывается в глубокой печати. Площадь печатающих элементов форм глубокой печати, как правило, значительно больше площади пробельных. После печатания пробелы в тенях и полутонах изображения затягиваются растекающейся краской. В светах слой краски имеет малую толщину, а сами печатающие элементы характеризуются нечеткостью. Поэтому на оттисках глубокой печати муара не возникает. Вследствие этого формы глубокой печати для трехкрасочного печатания изготавливаются с одним углом поворота растров.
Качество печатной продукции
1.Субъективные и объективные критерии оценки качества печатного изображения. Единичные показатели качества.
2.Условия проведения стабильного процесса печатания. Дефекты, возникающие при печатании