Файл: Налоги как цена услуг государства (Налоги как цена услуг государства).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
- степень мобильности облагаемой базы. В связи с этим налоги на труд и капитал закреплены за федеральным бюджетом, а налоги на природные ресурсы и имущество за региональными и местными.
- экономическая эффективность отдельных видов объектов налогообложения
- регулирование на макроэкономическом уровне, то есть основные налоги закрепляются за федеральным бюджетом
Существует четыре основных способа реализации налогового федерализма:
- Кумулятивный – в налоговой ставке объединены ставки разных
уровней власти, налоги распределяются по разным бюджетам, согласно данным ставкам.
- Нормативный – устанавливается соотношение в процентах, на
основании которых происходит распределение между бюджетами
- Дистрибутивный – налоги изначально поступают на единый счет,
затем распределяются по бюджетам.
- Фиксированный – за разными уровнями управления закрепляются
отдельные виды налогов [1].
Налоговая система Российской Федерации регулируется Налоговым кодексом РФ. Налоговый кодекс – это законодательный акт, состоящий из двух частей и устанавливающий систему налогов и сборов. Налоговая система Российской Федерации является трехзвенной, то есть выделяют федеральные, региональные и местные налоги. Контроль деятельности налоговой системы осуществляется налоговыми администраторами, которыми являются государственные и местные органы власти. Органы налогового контроля изображены на рисунке 6.
Рис. 6 Органы налогового контроля
3. Виды налогов и сборов в Российской Федерации
3.1. Классификация налогов
Существует множество налоговых форм и методов налогообложения, в связи с этим возникла необходимость создать классификацию по ряду признаков. Наиболее распространена классификация по следующим признакам:
- способу взимания
- субъекту налогообложения
- объекту налогообложения
- характеру налогообложения
- способу налогообложения
- источникам покрытия налога
- органу, который устанавливает и конкретизирует налоги
- уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж
- целевой направленности налоговых платежей
По способу взимания налоги разделяют на прямые и косвенные:
- прямые взимаются государством непосредственно с доходов или имущества физических или юридических лиц. К этим налогам относят налог на прибыль, имущество, НДФЛ.
- косвенные налоги можно определить как надбавка к цене товаров и услуг, таким образом, плательщиками этого вида налогов являются конечные потребители (покупатели). К этим налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины[1]. Характеристика прямых и косвенных налогов представлена в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика прямых и косвенных налогов
Признак сравнения |
Прямые налоги |
Косвенные налоги |
Субъекты, вступающие в правоотношения по поводу взимания налогов |
Два субъекта: государство и налогоплательщик |
Три субъекта: государство, носитель налога и юридический налогоплательщик, как посредник между ними |
Зависимость величины налога от результатов финансово-хозяйственной деятельности |
Непосредственно зависит от деятельности налогоплательщика |
Не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщика |
Объект обложения |
Налоги являются подоходно-имущественными |
Обороты от реализации товаров, работ, услуг |
Метод изъятия |
У источника, декларационный, кадастровый |
Каскадный, по однократности изъятия |
Наименование налога |
Налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ, транспортный, земельный, водный налог, налог на полезные ископаемые, налог на игорный бизнес. |
НДС, акцизы, пошлины |
[2, с. 105]
По субъекту налогообложения (налогоплательщику) разделяют на три группы:
- налоги с физических лиц – налогоплательщиками являются только физические лица, например НДФЛ
- налоги с юридических лиц - налогоплательщиками являются только
юридические лица, например налог на прибыль организаций
- комбинированные налоги - налогоплательщиками являются юридические
и физические лица, например транспортный налог
В зависимости от объекта налогообложения:
- имущественные налоги, которые взимаются с объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности. Взимается, как с физических лиц, так и с юридических лиц. Например, земельный налог, налог на имущество.
- ресурсные налоги, которые взимаются в связи с добычей и использованием природных ресурсов. Например, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых.
- вмененные налоги, особенностью этого налога является то, что объектом налогообложения является доход определенный государством и не зависит от финансовых показателей деятельности налогоплательщика. Например, единый налог на вмененный доход.
- налоги на потребление, которые взимаются с производителей товаров, включающих их в цену товара, и таким образом перекладывают на потребителя. Например, НДС, акцизы.
По характеру налогообложения – выделяют три группы:
- пропорциональные, то есть налоговая ставка неизменна
- прогрессивные, то есть налоговая ставка увеличивается по мере роста дохода – регрессивные, то есть доля налога в доходе с ростом дохода падает.
По способу налогообложения выделяют три группы:
- взимание налога у источника, в данном случае обязанность по удержанию и перечислению в бюджет лежит на налоговом агенте. Налог удерживается одновременно с получением дохода. Примером служит налог на доходы физических лиц, который удерживается с заработной платы работника и перечисляется в бюджет.
- взимание налога по декларации – налогоплательщики должны самостоятельно в установленный срок подать декларацию, на основании которой налоговые органы проверяют правильность расчета налога, и оплатить налог в бюджет. Оплата налога происходит после получения дохода. Примером является налог на доход, полученный от продажи имущества.
- взимание налога по кадастру или уведомлению – применяется к налогам, по которым не изменяется налоговая база. Расчет налога производится на основании кадастра. Рассчитывается сумма налога и выписывается уведомление налогоплательщику. Примером является транспортный и земельный налог для физических лиц.
В зависимости от источников покрытия:
- включаемые в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг)
- уплачиваемые из выручки от реализации товаров, работ, услуг
- относимые на финансовый результат организации
- уплачиваемые из доходов (прибыли)
В зависимости от органа, который устанавливает и конкретизирует налоги:
- федеральные
- региональные
- местные
По уровню бюджета, в который зачисляется платеж
- закрепленные, то есть налоги в полном объеме поступают в определенный бюджет
- регулирующие, то есть платежи по налогам распределяются между бюджетами в определенной пропорции
В зависимости от целевой направленности налоговых платежей:
- специальные, то есть используются для финансирования конкретных затрат государства
- общие, то есть они направлены на финансовое обеспечение текущих расходов государства, по направлениям которые государство считает необходимыми и не закреплены за отдельными направлениями расходов
Существует большое количество классификаций, их можно объединить в две группы:
- традиционная классификация налогов и сборов. В ее основе лежит деление всех налогов на три класса:
1) прямые налоги
2) косвенные налоги
3) пошлины и сборы
- международная классификация налогов и сборов:
1) Организации ОЭСР (наиболее подробная и простая классификация. В зависимости от объекта, каждый налог имеет свой кодовый номер и отнесен к определенной группе и подгруппе)
2) ЕСЭИС (выделяет следующие группы: налоги на доходы и импорт (то есть объединяет в одну группу внутренние и косвенные налоги и таможенные пошлины, что не характерно для остальных классификаций) налоги на капитал, регистрационные сборы и пошлины)
3) МВФ (в классификации МВФ и классификации ОЭСР общие принципы формирования и названия основных групп налогов) [2, с.107].
3.2. Федеральные, региональные, местные налоги и сборы
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов:
- федеральные
- региональнве
- местные
Из общего числа видов налогов большее количество насчитывают федеральные налоги. Список региональных и местных налогов является закрытым. Ни один орган законодательной власти не имеет права ввести налог, не предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации. К федеральным налогам относятся:
- НДС
- акцизы
- НДФЛ
- налог на прибыль
- водный налог
- госпошлина
- сбор за пользование объектами животного мира и за пользование водных биологических ресурсов.
К региональным налогам относят:
- налог на имущество организаций
- транспортный налог
- налог на игорный бизнес.
К местным налогам относят:
- налог на имущество физических лиц
- земельный налог
- торговый сбор
Рассмотрим более подробно существующие налоги.
НДС - налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость определяется как разница между себестоимостью и стоимостью реализованных товаров, работ услуг. В соответствии со ст. 143 НК РФ налогоплательщиками являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а так же лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации. Является косвенным налогом, то есть это надбавка к цене, оплачиваемая конечным потребителем. Этот налог формирует большую часть бюджета. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход), не являются плательщиками НДС. Объектами налогообложения являются:
- реализация товаров, работ, услуг
- передача товаров, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе
- ввоз товаров на таможенную территорию
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления
-передача на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимаются ( в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль. Предусмотрены две группы налоговых ставок: основная и расчетная.
- основная налоговая ставка применяется для определения суммы налога путем умножения налоговой базы на соответствующую налоговую ставку. Есть три основные налоговые ставки:
1) 0 процентов
2) 10 процентов
3) 20 процентов (с 01.01.2019г.)
Ставка 10 процентов применяется для определенных групп товаров, которые перечислены в закрытом перечне Налогового кодекса, при выполнении ряда условий. Так же указан перечень операций, облагаемых по данной ставке. Для того чтобы применять ставку 0 процентов, нужно предоставить в налоговые органы необходимый пакет документов. Ставка 20 процентов применяется в большинстве случаев.
- расчетная налоговая ставка применяется для выделения НДС из показателя, уже включающего в себя сумму налога. Выделяют две расчетные ставки: 20/120 и 10/110. Расчетные ставки применяются в случаях:
- получения аванса под предстоящую поставку
- при удержании налога налоговым агентом
- при продаже имущества, в первоначальную стоимость которого был включен налог на добавленную стоимость
- при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Налоговым периодом является квартал. Подача декларации и уплата налога не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Налогоплательщик имеет право уменьшить налог, воспользовавшись налоговыми вычетами. Виды налоговых вычетов и необходимые для предоставления вычета документы сгруппированы в таблице 3.
Таблица 3
Виды налоговых вычетов
№ п/п |
Вид вычета |
Необходимые документы |
1 |
Вычет при ввозе товаров на территорию РФ |
Документы, подтверждающие оплату НДС при ввозе товаров |
2 |
Вычет НДС, удержанный налоговым агентом |
Документы, подтверждающие оплату НДС |
3 |
Вычет с предоплаты, оплаченной поставщику |
Договор поставки с наличием в нем условий по предоплате (частичной оплате) |
4 |
Вычет НДС, восстановленного по имуществу, полученному в уставный капитал |
Акт приема на учет имущества |
5 |
Вычет по полученным от покупателей авансам в момент реализации |
Документ, подтверждающий факт оплаты |