Файл: Налоги как цена услуг государства (Налоги как цена услуг государства).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
- признак индивидуальной безвозмездности, то есть уплата налога не означает предоставление услуг конкретному налогоплательщику эквивалентно сумме налога, так как государство удовлетворяет коллективные потребности общества.
- признак целевого характера взимания налогов. Основная цель сбора налогов – финансирование деятельности государства, всех его расходов в целом. Но есть и целевые налоги, которые предназначены для покрытия определенного направления расходов.
- признак относительной регулярности уплаты налога, то есть налог это не разовый, а производимый с определенной регулярностью платеж[15]. Согласно определению, данному в Налоговом кодексе, можно выделить следующие признаки:
- обязательность платежа
- индивидуальная безвозмездность
- отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества в денежной форме
- источник финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований
Признаками сбора являются:
- обязательность платежа
- возмездность
Между сбором и налогом есть как общие, так и отличительные черты. К общим чертам можно отнести:
- законность
- уплата в денежной форме
-уплата в обязательном порядке
- направляются на финансовое обеспечение деятельности государства.
Различия по следующим признакам:
- по выполняемой роли – сборы имеют меньшее фискальное значение
- по характеру обязанности – налоги обязаны платить при наличии объекта налогообложения, сбор – относительно добровольный взнос, за неуплату которого физические и юридические лица не несут ответственности, но в отношении них не будут проведены юридически значимые действия со стороны государственных органов.
- по характеру регулярности платежа – сборы платятся бессистемно, при необходимости оказания юридически значимых действий.
- по характеру возмездности – в обмен на уплату сбора государственные службы и другие уполномоченные органы выполняют в отношении физических и юридических лиц определенные действия.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что уплата налога носит односторонний характер, уплата сбора выражает двусторонние отношения. Налоги имеют четыре функции, представленные на рисунке 3.
Рис.3 Функции налогов
а) фискальная функция – основная функция налога. Заключается в формировании бюджета государства с помощью взимания налогов.
б) социальная (распределительная) функция – с помощью этой функции происходит разрешение ряда социально-экономических задач, налог позволяет перераспределить общественный продукт между разными категориями населения, компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами. Снижается социальное неравенство и поддерживается социальная стабильность в обществе.
в) регулирующая функция – возможность государства влиять на экономическое развитие страны при помощи комплекса мер в сфере налогообложения и направлять необходимые средства в отдельные отрасли. Возможность увеличения темпов роста экономики и стимулирование инвестиций. Регулирующая функция разделяется на три подфункции:
1) стимулирующая – способствует развитию
2) дестимулирующая – ограничивает развитие
3) воспроизводственная – направлена на восстановление ресурсов
д) контрольная функция – контроль над своевременностью и полнотой уплаты налогов в бюджет. Целью контроля является противодействие в уклонении от оплаты налогов и развитии теневого сектора экономики. Позволяет оценить эффективность налоговой системы и определить необходимость проведения налоговых реформ [13].
В соответствии со ст.17 Налогового кодекса Российской Федерации «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения». Налогоплательщиками в соответствии со ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации «признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы». На рисунке 4 отображены элементы налога.
Рис.4 Элементы налога
Объекты налогообложения подробно представлены на рисунке 5.
Объекты налогообложения |
||||||||||||||
↙ |
↘ |
|||||||||||||
права |
деятельность |
|||||||||||||
↙ |
↘ |
↙ |
↘ |
|||||||||||
имущественные |
неимущественные |
результат |
действия |
|||||||||||
↓ |
↓ |
↓ |
↓ |
|||||||||||
право собственности |
право пользования |
прибыль |
реализация товаров, работ, услуг |
|||||||||||
право пользования |
право на вид деятельности |
доход |
ввоз товаров на таможенную терр-ию |
|||||||||||
добавленная стоимость |
отдельные фин-хоз. операции |
Рис. 5 Объекты налогообложения [2, с. 88]
Налоговая база – это количественная характеристика объекта налогообложения, определяется на основании данных бухгалтерского учета, справках о доходах, специальных налоговых документов и так далее.
Налоговая ставка – характеризует размер или величину налога на единицу измерения налоговой базы. Устанавливается в фиксированном размере или в процентах.
Налоговый период – промежуток времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога. Налоговым периодом может быть месяц, квартал или год.
Порядок исчисления налога – совокупность способов, определяющих итоговую сумму платежа с учетом налоговой базы и установленных налоговых ставок. Можно выделить три способа исчисления налога:
- налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога
- сумма налога исчисляется налоговыми органами
- сумма налога исчисляется налоговыми агентами
Порядок и сроки уплаты налога – установленные законом сроки и способы внесения налога. К способам относят внесение в наличной и безналичной форме. Сроки платежа – конкретная дата, истечение периода времени, указание события или действия, которое должно произойти. При нарушении сроков оплаты может начисляться пеня, которая подлежит уплате помимо уплаты налога [5].
Система налогов и сборов Российской Федерации
Налоговая политика, налоговый механизм Российской Федерации
Законодательством о налогах и сборах регулируются отношения по установлению, ведению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а так же отношения, возникающие при осуществлении налогового контроля. Налоговая политика это составная часть экономической политики, представляющая собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по организации налоговой системы для обеспечения финансовых потребностей государства, социальных групп обществ и развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Характеризуется последовательными действиями государства по разработке концепций развития налоговой системы, контролем над ее эффективностью и использованием налогового механизма. Существую различные методы осуществления налоговой политики: управление, информирование, консультирование, льготирование, контроль, принуждение [15]. Основные направления налоговой политики РФ:
- Развитие малого предпринимательства.
- Улучшение инвестиционного климата. Разработано несколько
«дорожных карт», мероприятия которых направлены на:
- устранение барьеров для развития экспорта
- упрощение процедуры регистрации ООО, кроме страховых, кредитных и других финансовых организаций.
- создание международного финансового центра
- упрощение налогового администрирования
3. Совершенствование налогообложения физических лиц
А также сокращение времени взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, упрощение ведения бухгалтерского и налогового учета. Основой налоговой политики государства являются два взаимосвязанных направления: формирование доходной части бюджетов разных уровней за счет налоговых поступлений и использование налогообложения в качестве инструмента регулирования социально-экономической деятельности. Выделяют три типа налоговой политики:
- Политика максимальных налогов, она направление на получение
максимальных платежей в бюджет государства. Минусом такой политики является вероятное использование «теневых» схем предпринимательским сектором, в связи с чем, снижается объем налоговых поступлений.
- Политика разумных налогов, предусматривает минимальное
вмешательство государства в экономическую сферу. Данная политика положительна для предпринимательского сектора, но может отрицательно повлиять на развитие социальной сферы из-за недостаточного объема поступлений в бюджет.
- Политика, предусматривающая достаточно высокий уровень
налогообложения, но при значительной социальной защите.
На выбор варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, уровень инфляции, денежно-кредитная политика государства, изменение в системе собственности, банковской системе и так далее. Налоговая политика Российской Федерации сочетает в себе первый и третий тип [1].
Задачи налоговой политики:
- фискальная – мобилизация части созданного ВВП в бюджетную систему и внебюджетные фонды для финансирования расходов государства.
- экономическая – повышение экономического развития государства, содействие в решении социальных проблем, развитие международных экономических связей.
- социальная- сглаживание неравенства в уровнях дохода населения путем предоставления налоговых льгот.
- международная – укрепление экономических связей с другими странами, посредством заключения соглашений по устранению двойного налогообложения
Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм, методов и инструментов управления налогообложением [16]. Элементы налогового механизма изображены на рисунке 7.
Налоговый механизм |
||||
↙ |
↓ |
↘ |
||
налоговое планирование |
налоговое регулирование |
налоговый контроль |
||
Рис.7 Элементы налогового механизма
2.2. Налоговая система Российской Федерации
Переход российской экономики к рыночным отношениям потребовал создания современной налоговой системы. В связи с тем, что частной собственностью была заменена государственная собственность на все предприятия, между государством и хозяйствующими субъектами возникли главным образом налоговые правоотношения. При формировании современной налоговой системы Российской Федерации в 90-х годах с помощью налоговых реформ решались следующие задачи:
- повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы
- снижение общего налогового бремени
- упрощение налоговой системы
- обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы
- создание эффективного инструмента государственного противодействия «проблемных налогоплательщиков» на налоговую систему
В настоящее время процесс совершенствования налоговой системы Российской Федерации продолжается. В основу налоговой системы Российской Федерации заложен налоговый федерализм, то есть разграничение и распределение налогов между разными уровнями бюджетов страны. Принцип налогового федерализма это основной принцип налоговой системы страны, при котором разные уровни государственного правления наделяются полномочиями и ответственностью по поводу установления налогов и распределения поступлений между бюджетов разных уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности [16]. Выделяют несколько принципов налогового федерализма:
- зависимость налоговых поступлений от деятельности органов власти и управления, то есть контроль над поступлением налогов возлагается на региональные и местные власти.