ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2024
Просмотров: 801
Скачиваний: 0
Существенное влияние на формирование «нового стиля» оказали открытия и идеи Зигмунда Фрейда. Опираясь на них сторонники стиля модерн апеллировали не к разуму зрителя, а к его интуиции и подсознанию, не к чувству, а к страсти, не к нравственным ценностям, а к эротизму, не к прекрасному в его классической понимании, а к той красоте первозданного хаоса где она граничит с безобразным и ужасным.
Следует отметить, что в своем творчестве представители «стиля модерн» широко использовали выразительные возможности фотографического изображения. Влияние фотографической выразительности отчетливо видно в картине Климта «Зал старого городского театра»(1888).Будучи выдающийся портретистом Климт, нередко писал свои портреты по фотографиям, добиваясь при этом поразительной жизненной достоверности и сходства.
В состав объединения «Сецессион», как в Европе так и в Америке входили и талантливые фотохудожники, которые стали основателями нового, отличного от «живописного» (пикториалистского) направления в фотографическом творчестве т. н. -«живую фотографию».Его главной эстетической особенностью было стремление использовать в творческих целях выразительные возможности «чистого»(нехудожественного), моментального фотографического снимка. Творческие эксперименты представителей «живой фотографии» открывали путь развитию фотографии, как самостоятельного автономного, по отношению к живописи, искусству.70
Постоянно использовал фотографический материал при создании своих произведений М. Врубель , как и Климт он писал и лепил по фотографиям, но всегда, категорически высказывался, при этом ,против копирования фотоснимков. Он стремился использовать их для придания художественному изображению объективности, «живой достоверности»,а так же, выражаясь его словами, как средство обнаружения «в реальном фантастического».71
Уже в начале ХХ века «стиль модерн» утрачивает свое прежнее значение и сохраняется затем как мода, интерес к которой ,как и к импрессионизму будет периодически возникать вновь, пока его место не займет новое модное веяние т.к. для моды «важно только изменение»,хотя ей, как и каждому образованию свойственна тенденция к сохранению сил».72Поэтому, несмотря на утрату доминирующего значения в общекультурном процессе оба эти стиля сохраняют свое значение в качествесимволов современной моды на протяжении всего ХХ века, проникая в самые различные области жизни и деятельности современного человека и присутствуя в них, то в виде репродукции на стене частной квартиры или номера отеля, то в декоративном узоре на ткани или в интерьере, то в звучании музыкальной фразы или поэтической строки.
Диалектика стиля и моды- характернейшая черта современной культуры, сохраняющаяся на всем протяжении ее развития. «В том, что в современной культуре мода имеет огромное значение – проникая в до того чуждые ей области и беспрерывно усиливая изменения там, где она уже укоренилась есть лишь усиление психологической черты нашего времени. Наш внутренний ритм требует все более коротких периодов в смене впечатлений, или другими словами, акцент раздражения все больше сдвигается с его субстанционального центра к началу и концу…Специфически «нетерпеливый» темп современной жизни свидетельствует не только о жажде быстрой смены качественных содержаний, но и о силе формальной привлекательности начала и конца; привлекательности новизны и вместе с тем преходящести…одним из оснований господства моды в наши дни в сознании людей является так же то, что глубокие, прочные, несомненные убеждения все более теряют свою силу…при этом мода проявляет удивительное свойство: каждая мода выглядит так будто она будет существовать вечно…мода является подлинной ареной для таких индивидов, которые внутренне несостоятельны, нуждаются в опоре, но которые вместе с тем ощущают потребность в отличии, внимании .Особом положении…Мода возвышает незначительного человека тем, что превращает его в особого представителя общности, в воплощение особого общего духа».73
Диалектика стиля и моды, столь характерная для современной культуры, показывает , как это следует из приведенного рассуждения Георга Зиммеля, что ее объективной основой явился процесс угасания культуры новой индивидуальностии ее трансформации вкультурумассового человека, для которого важна не столько полнота его реализации как свободной личности, сколько степень возможности выступить в роли «особого представителя духовной общности».т.е. в качестве «модного человека»,В этом отношении характерен, появившийся в Англии, особый вариант «стиля модерн» т.н. «дендизм»,создателем которого и наиболее ярким представителем был Оскар Уайлд.
Конец XIXи начало ХХ века отмечено появлением многочисленных и чрезвычайно разнообразных стилей в изобразительном искусстве. В нашу задачу не входит ни их анализ и даже не их более или менее полный обзор-это дело истории изобразительного искусства. С точки зрения интересующего нас предмета , а им является характеристика современной культуры, важно отметить лишь несколько моментов существенных для понимания особенностей развития современной культуры в кульминационный момент ее развития.
Тот факт, что проблема стиляприобрела , в этот период в искусстве приоритетный характер, было не случайностью, а закономерным результатом его развития в предшествующий период. Уже импрессионизм «вывел» искусство за его собственные «границы».74Вопреки традиции импрессионисты, создавая свои произведения руководствовались не законами живописи, которые их предшественники считали непререкаемыми, а непосредственными впечатлениями от восприятия «живой жизни»,находящейся в процессе непрерывного становления и обновления. В результате произведение становилось не отражением «видимого мира» в его предметных формах и чувств художника связанного с восприятием этих форм, а тех состояний в которых пребывал мир и человек его воспринимающий в тот или иной момент времени. В результате возникало произведение в котором воссоздавалось особое духовное состояние единства человека с окружающим его миром в котором «вещи внешнего мира» трансформировались в собственнуювнутреннуюкартину художника ,которую он и изображает. Уже опыт импрессионизма в последней четверти ХIXвека, дал основание некоторым теоретикам искусства провозгласить «создание новой, духовной реальности»,определяющим принципом современного искусства, окончательное же утверждение его произошло в процессе эволюции модернизма.
Авангард.
Эпоху авангарда иногда называют «золотым веком модернна»,однако переход к нему носил весьма драматический характер так как выпестованный культурой ХIXтип человека, оказался в его конце и начале нового ХХ века в условиях глубочайшего духовного кризиса. Он был обусловлен, вначале разочарованием в итогах культурной деятельности прошедшего века не сумевшей ничего противопоставить негативному влиянию на личность нового буржуазного образа жизни, кроме его литературно-публицистической критики, а затем многократно усугублен 1-й Мировой войной. Может быть никто не выразил с такой проникновенностью всю глубину этого кризиса так, как выдающийся французский поэт и публицист Поль Валери в своей статье «Кризис духа».опубликованной в 1919 году.Он писал: «Мы видели собственными нашими глазами, как истовый труд, глубочайшее образование, внушительнейшая дисциплина и прилежание, были направлены на страшные замыслы
Все эти ужасы были бы немыслимы без стольких же качеств. Нужно было, несомненно, много знаний, чтобы убить столько людей, разметать столько добра, уничтожить столько городов в такую малую толику времени; но не меньше нужно было нравственных качеств. Знание и Долг- вот и вы на подозрении!…
Кризис военный, быть может уже на исходе. Кризис экономический еще явственен во всей своей силе; но кризис интеллектуальный, более тонкий и по самой своей природе принимающий наиболее обманчивую видимость…-это кризис с трудом позволяет распознать свою подлинную ступень, свою фазу».Эта характеристика начинающегося «века авангарда» поразительно точна. Она являет собой, вначале, обстановку, которая характеризуется бесконечное множество самых разнообразных стилевых форм, радикальнейших в своей «новизне» идей, деклараций .каждая из которых «революционнее» другой. И все это вместе с тем, изначально пронизано идеей модернизма-отрицания всего, что прежде всего считалось святым и незыблемым. «Прощайте ,призраки! Миру вы более не нужны. Как не нужен и я»-восклицает поэт. « Европа 1914 года дошла пожалуй, до пределов этого модернизма. Любой мозг известной высоты служил перекрестком для всех видов мнений; что не мыслитель то всемирная выставка идей!.. этот переход от войны к миру еще более темен, более опасен, нежели переход от мира к войне; все народы поколеблены им.75Вот эта эпоха безвремения и тип человеческой личности порожденный ей.,стояли у истоков «золотого века» модерна. Пройдет двадцать лет и он закончится, классический период модернизма это произойдет когда стабилизируется экономическая и социальная жизнь и сформируется новый «массовый» тип человека.
Многообразие стилей не мешало тому, что представители каждого из них претендовали на роль авангардасовременной культуры. Вместе с тем правомерность этих претензий определялась тем насколько каждый из них был последователен в стремлении вывести свое творчество за пределы традиционных художественных и культурных ценностей. Только решение этой задачи могло , по мнению идеологов модернизма, вывести это движение из стадии экспериментов и поисков новых стилевых форм и придать его идеологии значениепророчестваи нового, наиболее адекватного современной эпохемировоззрения. В последнее десятилетиеXIX-первое двадцатилетие ХХ века определилась ведущая роль трех стилевых форм модернизма, каждое из которых претендовала на то, чтобы сыграть в истории современной культуры подобную роль ими былиэкспрессионизм, абстракционизм и сюрреализм ставшиеклассикой авангарда. Их появлению предшествовал целый ряд стилистических образований, которые внесли определенный вклад в их оформление такие как фовизм, кубизм, дадаизм, футуризм и целый ряд других. Особое место в культуре авангарда принадлежит великому испанскому художнику Пабло Пикассо, творчество которого впитало в себя, практически все достижения и стилевые формы классического модерна, «рождение» авангарда иногда связывают с его известным произведением «Авиньонские девушки»(1907), открывающим в его творчестве период кубизма.
Отрицая стиль, вкус, форму, моду представители авангарда стремились тем не менее придать своим творениям черты новой классики.
Характеризуя отношение модернизма к классическому Юрген Хабермас в статье «Модернизм незавершенный проект» писал: «Модернистским является то, что способствует объективному выражению, актуальности духа эпохи, Сигнатурой таких произведений является новое, опережаемое и обесцениваемое очередным новшеством в области стиля. Но при том, что модное оттесняется в прошлое и становится старомодным модернизм сохраняет некое скрытое отношение к классическому…модернизм сам создает свою образцовость -так мы говорим о классическом модернизме, как о чем то естественном»76
«Классичность» авангарда определяется прежде всего тем, что он пытается занять в современной культуре доминирующее положение. В свою очередь, такого рода претензия с неизбежностью требует от модернизма постоянной «заботы о самом себе» и становится политикой. Соответственно этому модернизм не ограничивает свою деятельность только областью творческой практики, но создает свою философию и эстетику и претендует на то, чтобы реализоваться себя идеологически в качестве определенной культурной политики. Поэтому, является вполне логичным то, что при всей элитарности своих творческих устремлений, результаты творческой практики модернизма, с течением времени, достаточно естественно интегрируются в сферу культинрдустрии.
Для понимания модернизма, как феномена современной культуры принципиально важно иметь ясное представление о его главной культурной установке, противопоставляемой не только «классической» традиции ,но и реализму, который ничуть не менее решительно чем модернизм выступал против этой традиции. Суть этой установки состояла в том, что современный этап развития культуры может быть связан только с «абсолютным тотальным освобождением духовного «Я» человека, а не с процессом самореализации индивида, т. к прежде чем осуществить акт «свободной самореализации» он должен полностью освободится от ограничивающих его свободу связей с той формой духовности, которая была традиционно ориентирована на связь с идеалом .
Для всех трех форм авангарда было характерено стремление «вытеснить» из сферы творчества не только связь его с реальностью, но и с искусством, стремление к созданию «новой реальности» лишенной эстетического смысла и «неискусства»77лишенного художественного содержания. С этой точки зрения достаточно убедительно звучит, определениекредо авангарда,как «принципа безграничного воплощения»(Д.Белл),78.Для того чтобы реализовать этот принцип сторонники этого течения отказываются от всего того, что связывает искусство с природой и человеком. Цвет, линия, звук, движение, история больше не являются основой изображения. Место традиционных эстетических категорий занимают «медиумы»-посредники изображения в качестве которых выступают сны, экранные иллюзии, фотографии, сама техника, создания изображений.79