Файл: 5_КУЛЬТУРА современная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2024

Просмотров: 803

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главной целью этих новаций являлось по их мнению «революционное обновление» духовного мира человека, очищение его от связи его с далекими от жизни, и утратившими ценность в условиях современной цивилизации формами традиционной культуры. Представители авангарда считали, что только «революция»,а точнее бунт , способен полностью разрушить здание традиционной культуры иы духовно обновить человека.

В процессе эволюции все основные формы авангарда прошли период ,когда многие представители этого течения были тесно связаны с революционным движением, борьбой с фашизмом и установлением демократии. Однако далеко не всегда эти связи носили достаточно прочный характер т.к. не социальная сторона революционного процесса, а «революция в области духа» всегда оставались их главной целью.

Каждая из трех названных форм авангарда, которые объединяла общая культурная установка ,связанная с поиском «новой реальности» и новых форм «творчества духа», имела и свою творческую специфику. В рамках данной работы нет возможности и необходимости подробно на ней останавливаться тем более, что при всей их специфичности эти стилевые формы многое и объединяло. Так, сюрреализм и абстракционизм многое позаимствовали из творческой практики экспрессионизма, который ,как особое стилевое направление возник раньше их. Объединяла их и тесная связь с эпохой наполненной острейшими социальными конфликтами, а также особый интерес к фотографии и кино, которые по их мнению открывали новые возможности в создании новой реальности и новой области творчества духа.80

Первым из названных выше течений авангарда сложился экспрессионизм,который декларируя свою приверженность идее независимости искусства от действительности» и принципу интуитивизма искал истоки «новой духовности» в движении к «первоосновам»,в одиночестве, повышенной экзальтации, в «переживании человеком духовной сущности в отвлеченных вещах».В нем отразилась драма личности утрачивающей в новом обществе всякую надежду на свободную реализацию своих индивидуальных устремлений. «Живопись для меня, -писал экспрессионист Ж. Руо ,-средство забыть жизнь, крик в ночи, заглушенное рыдание, подавленная улыбка. Я молчаливый друг тех, кто страдает в пустынных полях. Я плющ вечной нищеты, цепляющийся за изъеденную проказой стену, за которой бунтарское человечество прячет свои пороки и добродетели».81

В. Кандинский, один из основателей т.н. абстрактногоэкспрессионизма, видел в абстрактном творчестве прообраз философии будущего: Думается, что будущая философия, помимо сущности вещей, займется с особой внимательностью их духом…эта атмосфера являет собою необходимое условие для переживания человеком сначала духовной сущности в материальных вещах, а позже духовной сущности и в отвлеченных вещах. И путем этой новой способности, которая будет стоять в знаке «Духа», родится наслаждение абстрактным- абсолютным искусством».82В этом рассуждении видна очевидная связь с абстракционизмом, поставившим своей целью «перевернуть представления о плоскости» и поставить на место изображения тел в пространстве , «освобождение» цвета и линии от форм реальной действительности, путем замены их простейшими геометрическими формами и линиями. Целью этих экспериментов было выражение «духовного» простейшими изначальными средствами, что придает ему особую силу и выразительность т.к. «дух» при этом присутствует в подобных изображениях в наиболее «чистом» виде т.к. не отягощен связью со сложными материальными и телесными структурами. Экспрессионисты постоянно подчеркивают, что их главной целью является не искусство, а «духовное освобождение» человека. Не «искусство»,а «духовное в искусстве»-таков определяющий лейтмотив двух книг Василия Кандинского- выдающегося художника, оставившего значительный след как в истории экспрессионизма так и абстракционизма.


Для сторонников экспрессионизма было характерно стремление выступить в роли «пророков».обличающих настоящее и указывающих путь в будущее. Символом этих устремлений может служить чрезвычайно выразительный образ пророка созданный Э. Нольде, в котором казалось бы воплотились все драмы и чаяния индивида в ту «экспрессионистскую»,по выражению О. Шпенглера, эпоху которой был канун 1-й Мировой войны.

Для трансформации авангарда из стилевой формы изобразительного искусства в «мировоззрение эпохи» типичным примером может служить эволюция сюрреализма.

Сюрреализм , как феномен культуры представляет собой достаточно целостную систему философских, эстетических и социально-политических взглядов главной целью которой является радикальное изменения духовной ориентации культуры в этом он близок к экспрессионизму, но и не только в этом.

Не поиск новых путей в искусстве, науке, морали, а революция в области духа- такова главная цель сюрреалистического движения: «Единственное, что еще может меня вдохновить, так это слово свобода…Следует признать, что среди множества доставшихся нам в наследство невзгод нам была предоставлена и величайшая свобода духа. Мы недостаточно ею злоупотребляем»83,-писал идеолог сюрреализма Андре Бретон. Принципиально отвергается, как «устаревшая» и «примитивная», вся шкала традиционных культурных ценностей и все, связанные с ней институты литература, наука, искусство. Вся культура прошлого объявляется несостоятельной, как основанная на «произволе и рутине».Радикализм сюрреалистов в таких негативных оценках культуры был связан с их убеждении , что результатом всей предшествующей культурной деятельности было создание у человека принципиально неверного представления о действительности в результате чего за действительность была принята не подлиннаяреальность, а ее внешняя видимость. Действительное же истинное представление о реальности имеет своим источником не «картины» мира создаваемые, философией, наукой, искусством, а некаяпервоначальная субстанциязаложенная в глубинах человеческого духа, существующая независимо от человеческой деятельности и разума, а поэтому абсолютно свободная от воздействия их деформирующего влияния. Ее постижение возможно только путем интуиции, а выражена она может быть лишь с помощью«автоматического»,84спонтанного, экспрессивного действия. В момент этого действия следует абстрагироваться от своего гения, таланта, замысла ,отречься от литературы (сюжета, повествования, диалога, характера) и чисто интуитивно «выплескивать свою духовность».


В результате такого акта появляется «сюрреалистический объект», являющийся предметным воплощением «сверх реальности»(истинной реальности). Сюрреалистическим «объектом»(предметом) может стать любое тело , вещь если их выбрал художник - сюрреалист. В качестве таковых могут быть предметы промышленного производства, технические чертежи, фотографии, если ,в процессе «автоматического акта» художник их как-то изменил, отретушировал, снабдил надписью.

«Наиболее эффектно сюрреализм проявил себя в живописи».85Примером сюрреалистического произведения или «объекта», как именовали свои создания сюрреалисты, может служить знаменитое изображение автомобильной свечи со стертой заводской маркировкой, обозначенное, как

«Портрет американской девушки в состоянии обнаженности».

При всей видимой парадоксальности своей теории и практики сюрреализм , тем не менее, вполне вписывается в общий процесс формирования современной культуры, характерной чертой которого является не только критика традиционной культуры, но и постоянное использование в своих творческих экспериментах тех или иных ее образов и идей. В своем стремлении передвинуть границы . реальности и «погрузится в глубины духа», или противопоставить искусству видимой реальности, «чисто внутренную модель», 86сюрреалисты систематически включают в свои «объекты»,элементы предметного мира и фрагменты традиционной живописи. Утверждению главного теоретика сюрреализма А. Бретона(см.2-й Манифест сюрреализма) о принципиальном разрыве с литературой, «метафизикой поэзии»,с романической формой противостоит тот бесспорный факт, что философско-эстетическая концепция сюрреализма является не чем иным как модернизацией идей романтиков, Ницше в духе интуитивизма Бергсона и психоанализа Фрейда. Рассуждение того же Бретона о том, что сюрреализм полностью «отлучает» себя от искусств опровергает, то ,что именно в искусстве живописи сюрреалистическая идея нашла свое наиболее адекватное предметное воплощение. Не является оригинальным «изобретением» сюрреализма и идея связи «истинной реальности» не с предметным миром, а с «глубинами духа»,Эта идея является результатом повального увлечения интеллектуальной Европы восточной, прежде всего ведийской философией. Не оригинален сюрреализм и в его стремлении использовать для «революционных преобразований в области освобождения духа» новых технических средств фотографии и кино87( о том ,как они использовались другими ,вполне традиционными формами духовной деятельности ,мы говорили выше). Оригинальность сюрреализма, в полной мере, проявилась в другом, прежде всего в его упорном, постоянном стремлении всем своим новациям в области «тотальной революции в области духа» придавать политическую окраску и истолковыватьидею сюрреальности, в качестве основы «идеологии века».


Стремление представителей авангарда, прежде всего экспрессионистов и сюрреалистов к политизации своего движения явилось в конечном счете причиной внутреннего раскола и кризиса этих течений.Он стал явственно ощутим уже в 30-е годы, когда ряд выдающихся экспрессионистов Германии объявили себя создателями нового Пролетарского искусства, а наиболее талантливые представители сюрреализма во Франции стали членами КПФ. Этот процесс во многом был обусловлен распространением в Европе социалистических идей и возникновением тоталитарных режимов в Германии и России в которых эти идеи выраженные в крайних своих проявлениях (национал- социализма и диктатуры пролетариата) приобрели характер диаметрально противоположных и непримиримых идеологических систем .В этих странах деятельность представителей авангарда оказалась под запретом и трактовалась, как продукт «буржуазного разложения», «искусство сточных канав» и проявление индивидуализма и космополитизма» идеологически враждебного этим режимам, культивировавшим идеи неоклассицизма и неоромантизма, которым придавался характер официальной идеологии. Еще одним важным обстоятельством, постепенного ослабления, а затем и упадка авангардного движения был, начавшийся в З0-е годы процесс «омассовления», культуры ,который непрерывно нарастая достигает кульминации к 60- годам.

От массового человека к культиндустии

Процесс омассовления культуры, начинается в конце «20-х годов, когда наметились признаки экономического процветания в результате ликвидации последствий послевоенной разрухи и развития индустриального общества. В этот период появляется и начинает играть в социальной жизни Европы новый общественный слой, который постепенно расширяясь трансформируется в развитом индустриальном обществе в социальную группу, которая получит определение т.нсреднего класса. В него войдут помимо буржуазии и те представители рабочего класса и интеллигенции, которые в короткий период процветания, добились определенного материального благосостояния и известной стабильности обеспеченной жизни.

После военного лихолетья в 20-е годы наступает короткий период, получил, который окрестили, как «безумные годы».Они отличались «беззаботностью, удовольствиями, роскошью, изобилием Европа испытавшая лишения войны стремилась любой ценой развлечься»88.Для большей части общества лишенной не только благосостояния, но зачастую и элементарных средств существования такой образ жизни становился пределом мечтаний и своего рода идеалом. Не будучи способными реально обрести тот уровень жизни, который бы дал им возможность вести подобный образ жизни это большинство сремилось приобщиться к нему хотя бы иллюзорно. Результатом этого было то, что менталитет свойственный представителям зарождавшегося и пока еще достаточно немногочисленного «среднего класса» приобретает универсальный характер и становится той идейной основой на , которой формируется новый тип личности- «массовый человек».Выразителем его чаяний и устремлений и становится «массовая культура».


В этот ранний период огромную, решающую роль в ее становлении сыграл кинематограф. Родившийся, как техническое изобретение, «вышедшее из фотографии»,кинематограф стремительно развивается. К концу 20-х годов он уже заявляет о себе, как о новом искусстве, обладающем своей эстетикой, творческим методом и языком. Одновременно в нем обнаруживаются и свойства ,принципиально отличающие его от традиционных искусств такие, как способность мифотворчества и потребность в массовой аудитории. Для периода становления кино как новой формы образного творчества, в силу его органической связи с новой техникой было характерно тяготение к опыту авангарда, широко использовавшего выразительные возможности фотографического изображения. В конце 20-х годов, когда завершился этот период закончился и кино заявило о себе, как о самостоятельном и самом массовом из искусств эта ориентация достаточно резко изменяется и начинается активный процесс освоения кинематографом творческой практики классической художественной культуры.В 30-50 годы ,созданные кинематографом образы, в которых органически сочетались жизненная правда и мифотворчество стали тем, что объединяло людей самых различных социальных слоев. В массовой кинопродукции этих лет, с равным успехом «облагораживалась» пошлость буржуазной жизни и удовлетворялась потребность неимущих в иллюзиях «красивой жизни».Наиболее ярко это проявилось в деятельности классического Голливуда, который на десятилетия превратился в «фабрику грез».,что касается лучших произведений киноискусства этого периода, то они в массе своей имели не модернистскую, а реалистическую направленность. Массовый кинематограф уже в этот период обретает черты культиндустрии. После 2-й Мировой войны возникает мировой кинорынок в результате чего массовая кинопродукция окончательно становится товаром со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Кинематограф в силу своей синтетической природы явился своего рода «локомотивом»,втягивавшим в сферу «массовой культуры».как реалистические так и авангардные формы культурной деятельности и тем самым положил начало глобальной трансформации всей современной культуры из прежней личностной, в новуюмассовуютипологическую форму.

Массовая культура явление сложное и противоречивое. Не является случайностью, что начиная с момента своего зарождения и вплоть до наших дней она вызывает весьма разноречивые оценки и суждения нередко противоположные. С ее возникновением и глобальным распространением связываются , как надежды на будущее культуры , так и те несомненные признаки кризиса современной культуры, которые угрожают самому ее существованию