ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 484

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

XVIII век по праву называют «освободительным» и «философским». Опальный Радищев считает его незабвенным столетием», которое дарует «радостным... смертным истину, вольность и свет». В русской культуре XVIII век показал значение антропоцентрической модели мира, выдвинув в качестве идеала человека просвещенного, ищущего истину, подчиняющего свои поступки пониманию добра, чувствующего красоту. Попытка теоретического осмысления единства этих ценностей приводит к постановке вопросов: что такое красота, каково назначение искусства и что представляет собой эстетика? Философское осмысление мира в России XVIII века реализовывалось и в художественной деятельности: развивается новое изобразительное искусство, архитектура, поэзия, театр. XIX век, затмивший по своей духовной значимости век предыдущий, получил от него мощное художественно-теоретическое наследие.

Художественно-эстетические ценности XVII века в целом, столь многогранные и красочно яркие, нашедшие воплощение во всех видах и формах искусства, а не только иконописи, составляют важный, необходимый этап в русской эстетической культуре. Противоположные оценки и споры вокруг проблемы эстетических ценностей этого периода, не утихающие до сих пор, говорят о жизненной силе и плодотворности идей этой эпохи, явившейся началом многих начал в развитии русского эстетического сознания.

17.


  1. Эстетика природы.

Чем больше наука углубляется в изучение природы, тем больше она получает свидетельств о премудрых Божественных принципах мироустроения. Объяснить бытие мира, не привлекая к этому представлений о его Творце и Вседержителе, в настоящее время уже просто невозможно. Это относится к самым различным сферам научного знания. И одной из таких сфер является эстетика.

Эстетические закономерности загадочны и совершенно не вписываются в рамки всех распространенных в настоящее время мировоззренческих систем. Возьмем, к примеру, широко известный факт из области биологии. Строение животных и растений тяготеет к геометрически правильным формам, среди которых особое место занимает пропорция, названная в свое время Леонардо да Винчи "золотым сечением". Эту пропорцию современные исследователи обнаруживают в морфологической организации растений и животных, птиц и человека, в строении глаза, в биоритмах головного мозга, и в электрокардиограмме. Некоторые исследователи обнаруживают ее даже в закономерностях расположения космических объектов. И все, кто изучал проблему наличия золотой пропорции в природных объектах, едины в одном: золотое сечение – это феномен, пронизывающий собой все уровни организации материальных объектов, и поэтому он наделен глубоким онтологическим смыслом. Но к пониманию этого таинственного смысла современная нам материалистически-ориентированная наука так и не приблизилась. Единственное, что она смогла сделать – это засвидетельствовать о своей несостоятельности в объяснении эстетических закономерностей мироустроения.

Так, современная биология со всей определенностью указала на невозможность объяснения эстетического принципа организации живой материи с позиции "функциональной оптимальности" организмов. Этот вывод известный русский биолог Любищев сформулировал еще в 1925 г. Он показал, что морфологические структуры биологических объектов лишь в частных случаях определяются выполняемыми функциями, а в более общем случае подчиняются некоторым математическим законам гармонии. В многообразии форм есть своя, не зависимая от функции упорядоченность. Другими словами можно сказать, что эстетически правильные формы в строении живых существ, к которым, в частности, относится и пропорция золотое сечение – абсолютно бесполезны в плане повышения жизнеспособности организмов.

В самом деле, зачем, к примеру, злаковым растениям нужен стебель, разбитый на отдельные колена, соотношение длин между которыми тяготеет к золотой пропорции? Такое деление стебля нисколько не повышает его прочность и абсолютно бесполезно с точки зрения повышения возможностей выживания вида. И, тем не менее, это явление широко встречается у злаков. У стрекоз общая длина тела и его частей – хвоста и корпуса, часто также связаны между собой пропорцией золотое сечение, хотя это никак не повышает их летательную способность. У человека с золотой пропорцией связан целый ряд морфологических структур его тела, в частности, соотношение длин фаланг пальцев руки, хотя это нисколько не повышает способности брать предметы.


Таких примеров можно привести довольно много. Все они, по большому счету, указывают на несостоятельность дарвиновской концепции видообразования. Ведь если бы в основе механизма образования биологического вида лежал естественный отбор,– способность выживать наиболее приспособленных к условиям обитания особей, – то откуда бы тогда в природе появилось множество абсолютно бесполезных в плане выживания эстетически-организованных структур. При всем этом, чем больше ученые изучают природу, тем больше они находят в ней эстетических закономерностей, которые выявляются, как правило, не сразу, но после детального математического анализа. Это, в частности, касается и пропорции золотое сечение, которая в природе в большинстве случаев распространена в виде своих производных, скрытых от поверхностного наблюдения. Такой же скрытый характер чаще всего имеет и симметрия биологических объектов. Так, исследования последних лет показали, что эстетически воспринимаемые формы живой природы большей частью связаны с неевклидовой симметрией, выявляемой лишь после тщательного математического анализа.

Итак, вся окружающая нас природа наполнена эстетически правильными структурами. И вся эта красота свидетельствует не о борьбе за выживание, а о чем–то другом, совершенно непонятном для современной науки.

Дарвинизм, как известно, в последние годы столкнулся с целым комплексом проблем, по-видимому, совершенно неразрешимых для него. В научной среде все более и более популярными становятся креационные идеи, согласно которым наш мир во всей его сложности и многообразии появился не в результате каких–то случайных процессов, но является продуктом Божественного Сотворения. С креационной точки зрения эстетически правильные структуры в природе – вещь вполне закономерная, свидетельствующая о Божественной благости и премудрости, которые раскрываются через творение. Присущая миру красота свидетельствует о том Ипостасном Слове, через Которое все в нашем мире "начало быть" (Ин. 1,3). В частности, об этом говорит и пропорция золотое сечение. Чтобы лучше понять это, полезно заострить внимание на самом математическом смысле золотой пропорции.

Золотое сечение – это разделение какого-либо отрезка на две неравные части таким образом, что меньшая часть относится к большей, как большая – к длине всего отрезка. Количественно такое отношение приблизительно равняется числу 0,618. Но само по себе это число ничего не говорит о том глубоком смысле, который оно в себе заключает.


Задумаемся о сущности золотой пропорции. Любой отрезок можно разделить на бесчисленное число неравных частей. Но только в одном случае соотношение между ними и целым будет идеально правильным, идеально простым. Этот случай – золотое сечение. Можно сказать, что в этой пропорции материальными средствами передается смысл, идея. Аналогичный смысл заключен и в других геометрически–правильных, простых формах окружающей человека природы. Само представление о каком–либо смысле у нас всегда сочетается с представлением о слове – носителе этого смысла. Нечто подобное мы можем сказать и о том смысле, которым наполнены природные объекты. Этот смысл свидетельствует о том Ипостасном Слове, через Которое "начал быть" наш мир. Вот что об этом свидетельствует христианская богословская мысль, выраженная священником Георгием Флоровским: "Все в мире есть тайна Божия и символ. Символ Слова, ибо откровение Слова. Весь мир есть Откровение, – некая книга неписанного откровения. Или, в другом сравнении, – весь мир есть одеяние Слова. Во многообразии и красоте чувственных явлений Слово как бы играет с человеком, чтобы завлечь его и привлечь, чтобы он поднял завесу, и под внешними и видимыми образами прозрел духовный смысл".

Преподобный Григорий Палама об этом духовном смысле писал следующее: "Бог устроил этот видимый мир, как некое отображение надмирного мира, чтобы нам через духовное созерцание его, как бы по некой чудесной лестнице достигнуть оного мира".

В таком понимании смысл эстетически правильных форм окружающей нас природы напоминает нам о том, что не вмещается в рамки каких либо земных целей, но связано с неземным, надмирным, вечным. Характерно, что у растений золотая пропорция наиболее явно проступает тогда, когда они развиваются при нормальных условиях, то есть когда земные стихии бушуют не столь сильно и сквозь их хаос проступают очертания неземного, связанного с тем Ипостасным Словом-Логосом, Которым "держится" весь наш мир. Эти представления о логосном основании мироздания наиболее полно выражены в творениях преподобного Максима Исповедника.

Согласно взглядам св. Максима, бытие каждой вещи, каждого явления нашего мира определяется ее трансцендентно-идеальным "корнем" – логосом, являющимся энергией Логоса Ипостасного. Имея внепространственную и вневременную природу, логос принципиально недоступен для прямого научного изучения. В то же время его "присутствие" ощущается по характеру производимых им законов, определяющих бытие всякого объекта нашего мира. Сущность целостного, при таком подходе, не будет сводиться к сумме своих составных элементов, о чем в последнее время стала со всей убедительностью свидетельствовать и наука. Кроме элементарного в целостном будет "присутствовать" еще и нечто трансцендентно-идеальное, связанное с логосом явления, вокруг которой как бы кристаллизуется материя нашего мира. Этот логос определяет морфо-функциональный статус каждого объекта мироздания. Каждое явление нашего мира, в таком понимании, имеет свои бытийные истоки в сфере нетварного, Божественного, наделяющего все в мире Своим особым смыслом. Только признав это, можно понять, почему из одних и тех же элементов – атомов и молекул, в нашем мире "складывается" множество неповторимых в своей сущности и устойчивых в своем бытии феноменов. Истоки этой неповторимости и этой устойчивости уходят в сферу трансцендентно-идеального, логосного.


При всем этом, формирующее действие Логоса отпечатлевается и во внешнем облике объектов нашего мира, наделяя их чертами, выходящими за рамки всяких земных целей. Ведь мир, при таком подходе, можно считать как бы "облачениями" Логоса, Его "одеждой". Ну а сквозь "одежду" всегда проступают и очертания "тела", в данном случае – Ипостасного Логоса или Слова. В то же время Слово всегда несет в себе какой-либо смысл. Поэтому смысл, Ипостасного Слова и "проступает" сквозь материю нашего мира, проявляясь в структуре золотой пропорции и других правильных математических закономерностей живой материи. Это проявление логосного смысла мироздания человек и способен воспринимать непосредственно, созерцательно, с участием своего эстетического чувства, "настроенного" на совершенство и простоту эстетически правильных форм. Ведь скрупулезные научные эксперименты показали, что человек предпочитает золотую пропорцию среди всех других геометрических форм. Основоположник психофизики Г. Фехнер еще в XIX столетии провел эксперимент по выяснению эстетического предпочтения золотого сечения по сравнению с другими геометрическими пропорциями. Он предлагал испытуемым 10 прямоугольников, среди которых один был построен в соответствии с золотой пропорцией, и предлагал указать, какой из этих прямоугольников является более привлекательным для испытуемого. Этот опыт был впоследствии неоднократно повторен другими исследователями приблизительно с теми же результатами.

Такое же предпочтение человек оказывает и другим математически правильным, простым формам живой природы. В частности, красота цветков растений есть реализация сложного через правильное, простое расположение простых составных частей цветка – лепестков. Аналогичным образом дело обстоит в соцветиях. Но красота цветов и соцветий – это не только проявление простоты в геометрической плоскости, но и в оптической. Яркие краски цветущих растений – это определенный шаг в сторону простоты в спектральных характеристиках отраженного ими цвета. Ведь этот отраженный цветками растений свет гораздо ближе к простым спектральным характеристикам монохроматического света, чем "скучные" серые тона.

В таком понимании эстетически правильные формы и краски живой природы свидетельствует о Боге–Вседержителе нашего мира. Задумаемся: прекрасное, относясь одновременно и к объекту созерцания, и к созерцающей душе, по самой своей природе указывает на "присутствие" третьего Начала, способного онтологически связать и то и другое в одно органическое целое. Это Начало, по словам св. Дионисия Ареопагита, есть для всего сущего "связывающая и объединяющая Основа". Ее св. Дионисий счел возможным назвать Красотой, потому что от Нее "сообщается собственное для каждого очарование". Можно говорить о том, что онтологические истоки красоты неизбежно связаны с онтологическими истоками самого мира. Наш мир не может не быть причастен красоте, ибо его бытие определяется Совершенной Красотой, – то есть Богом, – Первопричиной земного бытия, а следовательно, – и всякой земной красоты. Св. Дионисий Ареопагит писал по этому поводу следующее: "Мир сей, получив бытие от Истинной Красоты в устройстве всех своих частей отражает следы духовной красоты", поэтому и "прекрасным мы называем то, что причастно Красоте, а красотой – причастие к делающей красивым Причине всякой красоты".