ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 300
Скачиваний: 1
53
Техника и методика портретной съемки
кости зависит от глубины резко изображаемого пространства.
Если при съемке на натуре степень резкости фона регулируется в основном значением диафрагмы и лишь сравнительно редко — расстоянием между моделью и фоном, то при портретировании в павильоне резкость фона определяется в основном расстоянием между моделью и фоном.
Основными факторами, определяющими это расстояние, являются: 1) план изображения; 2) желаемая степень резкости главного объекта изображения и фона; 3) фокусное расстояние объектива; 4) использование контурного освещения.
Чем ближе портретируемый к аппарату и чем крупнее план изображения, тем меньше глубина резко изображаемого пространства и тем ближе портретируемый может находиться к фону. Это необходимо в случаях, когда фон должен быть передан достаточно резко.
Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резко изображаемого пространства, тем ближе объект может находиться к фону.
При съемке павильонной камерой с длиннофокусным объективом для получения нерезкого фона минимальное расстояние между моделью и фоном следует принять при портретировании крупным планом 1 м, средним планом (поясной портрет) — 1,5—2 м, общим планом — 2—3 м.
6.Антропологические признаки в фотопортрете
Фотографу-портретисту необходимы самые общие познания в области антропологии, так как одной из важных задач портретирования является
20. Схематическое обозначение положений лица перед фотоаппаратом
стремление к этнической и национальной типизации образов.
Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.
Еще в эпоху Возрождения такие великие художники, как Леонардо да Винчи, Рембрандт и Дюрер, написали ряд трактатов по антропологии. Этот интерес портретистов к антропологическому познанию человека объясняется возможностью более правдивого изображения натуры в разных ракурсах и с разных точек зрения.
И современные художники и фото- графы-портретисты проявляют большой интерес к классификации антропологических типов, что в первую очередь выражается в правдивом изображении национальных типов нашей многонациональной Родины.
54
Павильонная фотосъемка
21. Положение лица перед фотоаппаратом:
а — фас; б — легкий полуоборот; в — классический
полуоборот; г — критический полуоборот; г — профиль;
е — приходящий профиль; ж — уходящий профиль
Каждый новый поворот головы — даже самый незначительный — это изменение линейного многообразия контуров, изменение красочного многообразия поверхностей и их фактур, изменение пространственных форм и, наконец, изменение композиционных отношений между отдельными элементами лица. Кроме внешних, чисто конструктивных изменений, каждое положение лица перед фотокамерой таит в себе отличительные возможности антропологической, психологической и мимической характеристики человека. Так, при повороте головы мы можем часто наблюдать, как заметно преображается лицо.
Все многообразие положений лица перед фотоаппаратом (рис. 20) можно свести к пяти основным видам:
1) |
фас — симметричное |
изображе- |
|
ние лица (рис. 21, а); |
|
||
2) |
легкий |
полуоборот — отклоне- |
|
ние |
от фаса, |
при котором |
на мато- |
вом стекле исчезает изображение второго уха (рис. 21, б);
3) классический полуоборот — такая проекция лица, когда кончик но-
са |
проецируется |
в центре щеки |
(рис. 21, в); |
полуоборот — по- |
|
4) |
критический |
ворот, при котором кончик носа проецируется на контурную линию щеки (рис. 21, г);
5) профиль — проекция одной стороны лица (рис. 21,9).
Фазы поворотов головы после критического полуоборота и до профиля именуются приходящим профилем (рис. 21, е). Такое положение лица в портрете встречается редко, так как с выходом проекции носа за очертание щеки уходящий глаз прикрывается профильной линией носа. Это искажает форму глаза и потому неприемлемо. Дальнейший поворот головы после профильного положения лица — уходящий профиль (рис. 21,ж) — не является портретной формой изображения, так как он сильно искажает объемные формы лица и их линейный строй.
Определение положения головы в портрете зависит от объективных и субъективных факторов. К числу объективных факторов, побуждающих фотографа осуществить тот или иной поворот головы портретируемого, относятся форма головы и форма лица. Так, например, широкоскулое лицо будет казаться еще шире при съемке в фас, и наоборот, — зрительно сужаться, приближаясь к критическому полуобороту. К субъективным факторам можно отнести восприятие фотопортретиста. Индивидуальные особенности придают восприятию каждого человека особую окраску, делают отражение индиви-
55
Техника и методика портретной съемки
дуально своеобразным. Одну и ту же модель разные фотографы пожелают снять в разных поворотах, находя достоинства в своем выборе.
По форме головы бывают весьма различны. Некоторые исправления кажущихся неправильностей ее проекции на изображении путем поворота головы — безусловная обязанность портретиста.
Среди бесконечного множества форм лиц по фасу мы четко различаем четыре основных типа
(рис. 22):
1)прямоугольную, когда височные, теменные, скуловые и нижнечелюстные высшие точки расположены примерно по одной вертикали;
2)конусообразную с вершиной конуса внизу, когда вертикальная линия касается только височно-темен-
ных выпуклостей;
3)конусообразную с вершиной конуса вверху, когда вертикальная линия касается только наружных нижнечелюстных выступов;
4)ромбовидную, когда вертикальная линия касается только скуловых выступов.
Правильно определить тип лица чрезвычайно важно, так как от этого в значительной мере зависит выбор положения лица перед аппаратом. Так, при конусообразной форме
головы с усечением конуса книзу нам
предстоит фотографировать узколицего человека. Резко поворачивая лицо и приближая его к критическому полуобороту, мы зрительно сузим и без того узкое лицо. При съемке модели с ромбовидной формой головы поворот лица в одну из сторон выведет его из симметричного положения, причем ромбовидность будет тем менее заметна, чем ближе оно к профилю. При полном профиле ромбовидность совсем незаметна.
Находя выигрышное положение лица перед аппаратом, фотограф должен стремиться в основном сохранить характерную особенность его формы, памятуя, что, стремясь к изменению формы лица, мы можем грубо нарушить сходство изображаемого человека.
При определении положения лица было бы ошибкой учитывать лишь его линейную форму. Не менее важно оценить мимико-эмоциональный строй лица.
Пластическая анатомия выделяет три эмоциональные группы, которые различаются положением линий элементов лица по отношению к вертикальной средней линии — медиане
(рис. 23).
Схема первой группы представляет полную горизонтальность линий глаз, носа и рта и выражает спокойный тип человека (см. рис. 23, а),
56
Павильонная фотосъемка
22, Типы лица по фасу:
а — прямоугольный; б — конусообразный с усечением
конуса вниз; в — конусообразный с усечением конуса вверх; г — ромбовидный
Схема второй группы показывает линии тех же элементов, но с наклоном вниз. Она выражает тип недовольного человека, физическую слабость, утомленность (см. рис. 23, ,б).
23. Эмоиионалъные типы
людей:
а — спокойный;
б — мрачный;
в — веселый
Схема третьей группы изображает те же линии, но направленные вверх и характеризующие веселый тип человека (см. рис. 23, в).
Усиление или ослабление впечатления эмоционального типа человека на фотоснимке в известной мере определяется положением лица перед аппаратом. В первую очередь это относится к наклонам головы вокруг горизонтальной оси. При склонен-
ной вниз голове усиливается выражение усталости, при приподнятой голове — хорошего настроения.
Почти у всех людей душевное состояние вызывает соответствующий наклон или поворот головы и усиливает внешние признаки переживаний. Движение головы мы можем разделить на простые и сложные. К про-
В
стым относятся наклоны головы вперед и назад, вправо и влево, к сложным — наклон головы вперед и одновременно вправо или влево; запрокинутая голова, прижатая подбородком к шее и одновременно склоненная вправо или влево; голова без наклона, повернутая вправо или влево; при том же повороте шеи голова запрокинута или опущена. Таким образом, положение головы, шеи и плеч
57
Техника и методика портретной съемки
связано с выражением лица и с психологическим состоянием человека. Определенные положения головы должны соответствовать передаче настроения портретируемого.
Значительное влияние на положение лица в кадре оказывает степень и характер асимметрии лица. В большинстве случаев одна половина лица (правая или левая) несколько уже и выше, а другая — несколько шире и ниже по высоте. На черепе это выражается в некотором уплощении и относительно большей массивности широкой половины лица. Узкая половина лица имеет более профилированный и менее массивный скелет лицевых костей. При этом отдельные части лица на правой и левой половине располагаются различно.
Особенности строения лица человека, в данном случае несоответствие обеих сторон, указывают на биологическую асимметрию, при которой явно различимы два типа — правый и левый. При правом типе асимметрии правая половина лица более высокая и узкая, а левая — более широкая и низкая. Левый тип асимметрии характеризуется обратным соотношением.
Есть предположение, что между строением той или иной половины лица и его мимикой имеется непосредственная связь. В частности, в так называемой кривой улыбке, в которой принимает участие в основном лишь одна широкая половина лица, улыбка не выражает радости. При определенном мимическом движении, когда происходит поднятие одной брови, оно бывает только на узкой половине лица. Такие закономерности объясняются физиологической асимметрией лица.
Объективная оценка биологической и физиологической асимметрии лица
является главным критерием в определении положения лица перед аппаратом при портретировании. Так, в жизни «кривая» улыбка перестанет быть кривой на фотоизображении, если при проекции лица мы увидим лишь улыбающуюся часть рта. Если же поворот лица осуществить с противоположной стороны, то мы можем и вовсе не увидеть улыбки. При рассмотрении того же лица в фас «кривая» улыбка будет выглядеть подчеркнуто.
Таким образом, в положении фас на фотоснимке предельно отражаются все внешние различия в строении разных половин головы и лица. Такая форма изображения имеет ценность для идентификации личности по фотоснимку (опознание человека), но, как правило, не пригодна для художественного портрета.
Фас создает проекцию, при которой равномерно выявляются все элементы внешности, как выразительные, так и незаслуживающие внимания, что не дает возможности выделить наиболее интересные части лица.
Когда голова модели немного повернута, нарушается точное соответствие между обеими сторонами лица, а легкий наклон придает ему еще больше разнообразия по сравнению с прямыми и параллельными линиями полного фаса. На такое лицо смотреть всегда приятнее.
Учитывая физиогномические свойства личности (форму головы, эмоциональный тип, движения, асимметрию), т. е. подходя к оценке внешности аналитически, не следует упускать общего впечатления, памятуя, что удачное решение портрета не всегда заключается в синтезе до конца осмысленных и правильных, с точки зрения проекции, элементов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
58 |
Павильонная фотосъемка |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|||||
7. Точка съемки |
|
|
|
ментов и асимметрию лица, наиболее |
|||||
Выбор точки съемки — один из |
полно заметные |
при |
фронтальной |
||||||
проекции лица. |
|
|
|
||||||
важнейших элементов композицион- |
Направление съемки в портретной |
||||||||
ного решения портрета. Если пони- |
фотографии регулируется двумя спо- |
||||||||
мать композицию |
как |
осмысленное |
собами: нахождением соответствую- |
||||||
размещение фигуры в плоскости кад- |
щего положения объектива по отно- |
||||||||
ра и определение ее масштаба, то |
шению к модели или нахождением |
||||||||
точка зрения, с которой мы наблю- |
соответствующего положения |
моде- |
|||||||
даем фигуру, будет во многом решать |
ли по отношению к объективу. |
||||||||
удачу съемки. |
|
|
|
На практике бывает необходимость |
|||||
Точка съемки, определяя проекцию |
и в том и другом методе. |
|
|||||||
и пропорциональные |
соотношения |
По высоте точка съемки может |
|||||||
элементов фигуры, выражает субъ- |
быть средней, нижней и верхней. |
||||||||
ективное |
творческое |
устремление |
Окружающую |
нас |
действитель- |
||||
фотографа. Если она удачно выбрана, |
ность мы чаще всегда видим с уровня |
||||||||
обогащает сюжет, усиливая идею фо- |
нашего роста, который принято счи- |
||||||||
тоснимка, то о такой точке съемки |
тать нормальным, а соответствую- |
||||||||
можно сказать, что она выигрышна. |
щую этому уровню точку съемки — |
||||||||
Точка съемки характеризуется тре- |
так называемой |
нормальной |
точкой |
||||||
мя параметрами — расстоянием до |
съемки. Нормальная точка съемки |
||||||||
объекта, направлением и высотой. |
наиболее распространена, так как |
||||||||
От расстояния, с которого ведется |
дает привычное представление о ви- |
||||||||
съемка, зависит масштаб изображе- |
димом предметном мире. Однако при |
||||||||
ния. Масштаб обратно пропорциона- |
портретной съемке |
такая |
точка |
||||||
лен расстоянию от фотоаппарата до |
может оказаться высокой или низ- |
||||||||
модели, т. е. чем дальше модель от |
кой по отношению к снимаемой мо- |
||||||||
фотоаппарата, тем меньше ее изобра- |
дели. |
нормальной |
точкой |
||||||
жение. |
направления |
оптической оси |
В павильоне |
||||||
От |
съемки портрета следует считать вы- |
||||||||
объектива по отношению к объекту |
соту, соответствующую средней час- |
||||||||
съемки зависит передача на снимке |
ти сюжета (рис. 24). Исключение со- |
||||||||
объемов объекта и его линейных |
ставляет бюстовый портрет, в кото- |
||||||||
форм. |
|
|
|
|
|
ром нижняя граница кадра непосто- |
|||
Съемка с центральных точек созда- |
янна, а центральная точка определя- |
||||||||
ет симметричные построения. В порт- |
ется по лицевой части головы и |
||||||||
рете они бывают приемлемы лишь на |
соответствует, как правило, уровню |
||||||||
снимках для документов и при съем- |
носа. |
|
|
|
|||||
ке групп, где во избежание различий |
При нижней точке съемки верти- |
||||||||
масштабов лиц участники группы |
кальные линии кажутся укорочен- |
||||||||
должны |
находиться |
от |
объектива |
ными. Этим приемом пользуются, |
|||||
примерно на равном удалении. |
когда не хотят показать подлинные |
||||||||
При |
художественном |
портретиро- |
пропорции лица и фигуры. Модель |
||||||
вании фотограф часто избегает сим- |
кажется величественней, монумен- |
||||||||
метричного изображения лица, так |
тальней, ощущается |
своеобразная |
|||||||
как желает скрыть неправильность |
динамичность, которая еще более |
||||||||
и невыигрышность отдельных эле- |
усиливается при наклоне головы. |