ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 299
Скачиваний: 1
|
59 |
Техника и методика портретной съемки |
|
|
|
На натуре предметы проецируются |
ные линии выглядят лучеобразно, |
на фоне облаков, кроны деревьев, |
подчеркивая глубину пространства. |
верхних частей зданий. Линия гори- |
Изображение предмета на плоско- |
зонта при этом опускается вниз, а |
сти кадра может быть выполнено |
иногда совсем уходит за пределы |
двумя способами — по нормали и в |
кадра. Изображение освобождается |
ракурсе. Изображение по нормали |
от ряда второстепенных деталей, |
подразумевает, что главный луч зре- |
расположенных в глубине кадра. Та- |
ния перпендикулярен плоскости объ- |
кую точку видения принято называть |
екта, а при изображении в ракурсе |
«лягушачьей». |
главный луч зрения находится под |
При верхней точке съемки в порт- |
углом к ней. Иначе говоря, ракурс — |
ретном изображении просматривают- |
это изобразительный прием, при ко- |
24. Средняя |
точка |
съемки |
|
тором снимок выполнен с более верх- |
|
ся верхние плоскости головы и эле- |
ней или более нижней точки, чем |
||||
нормальная. Ракурс всегда имеет |
|||||
ментов лица. Нос заметно удлиняется |
подчеркнутые перспективные |
сок- |
|||
и приближается к губе, наблюдается |
ращения линий, уходящих в глу- |
||||
сплюснутость лица. В портретной |
бину. |
|
|||
съемке |
верхняя |
точка встречается |
Перспектива при ракурсной съемке |
||
значительно реже, чем нижняя. Она |
во многом определяется расстоянием |
||||
бывает оправданна в некоторых слу- |
от аппарата до ближайшего объекта. |
||||
чаях при съемке лица с непропорцио- |
Чем шире угол изображения объек- |
||||
нальными элементами. |
тива, тем ближе может быть распо- |
||||
При верхней точке съемки на нату- |
ложен аппарат к объекту, тем под- |
||||
ре весь сюжет проецируется на фоне |
черкнутей перспективные сокраще- |
||||
земли. Удаленные верхние точки вы- |
ния и ощутимей ракурс. |
|
|||
разительны |
для |
показа больших |
Ракурс как логически осмыслен- |
||
пространств и площадей. Линия го- |
ный композиционный прием |
давно |
|||
ризонта поднимается вверх и чаще |
известен в портретной живописи |
||||
всего совсем выходит из кадра. Чем |
(рис. 25). В отечественной фотогра- |
||||
выше точка съемки, тем меньше за- |
фии ракурс широко применялся ху- |
||||
метна высота предметов. Параллель- |
дожником и фотографом А. Родчен- |
60
Павильонная фотосъемка
ко. Он опроверг мнение, будто ракурсы являются лишь формалистическим приемом, и доказал, что этот новаторский прием фотоизображения необычностью проекции усиливает зрительное представление о предмете. Им была создана серия ракурсных портретов — необычных, производящих сильное впечатление неожиданной точкой зрения. Эти работы послужили толчком к широкому распространению нового при-
25. Портрет в малоощутимом ракурсе
ема. Неудачи на первых порах часто заключались в необоснованности применения ракурса, так как деформация и искажение форм представляли для некоторых фотографов самоцель. Это были формальные эксперименты. Другие использовали ракурс для фотошуток или карикатур.
Карикатурные изображения получались при ракурсной съемке с минимально короткой дистанции широкоугольным объективом. И только подлинные фотохудожники отнеслись к ракурсному фотопортрету как к новой изобразительной идее. Они увидели в ракурсе принципиально новую, оригинальную и вполне оправданную в смысловом отношении точку съемки (рис. 26).
Существенная разница наблюдается при ракурсном портретировании для репортажа и в павильоне. Фоторепортер может оказаться ниже снимаемого человека. Ведя съемку событий, он не властен менять позу портретируемого. Остается лишь выждать момент. Не дождавшись выигрышного фотографического момента, приходится запечатлеть одну из маловыразительных фаз. Вот почему на репортажных снимках часто наблюдается излишняя запрокинутость головы, взгляд фотографируемого устремлен выше аппарата, а нос заметно укорочен, видны ноздри.
Портретирование в условиях павильона дает фотографу возможность находить контрракурсную композицию. Запрокинутую голову наклоняют несколько вниз, чтобы проекция носа, оставаясь в некоторой степени в ракурсе, не приняла уродливой формы.
Для ракурсного портретирования павильон специально оборудуют пьедесталом. Модель, находясь на пьедестале, оказывается выше фотокамеры. Модель ставят или усаживают таким образом, чтобы голова приходилась выше объектива. В таком положении можно создавать разнообразные интересные позы. В первую очередь это относится к позам со склоненной головой. При съемке с нормальных точек при подобных
61
Техника и методика портретной съемки
26 Портрет в значительном нижнем ракурсе
положениях головы в портрете не видны глаза, а при нижнем ракурсе просматриваются даже нешироко открытые глаза. При склоненной голове появляются благоприятные условия для различных поворотов головы, шеи, плеч и корпуса. Ракурсная проекция обогащает композицию новыми возможностями.
Нижний ракурс — это точка зрения, при которой объект, как бы лишившись статической опоры, устремлен вперед или назад. При ракурсе фигура оказывается в динамическом положении, которое может быть усилено диагональным построением, резкими наклонами и поворотами, имеющимся впереди свободным пространством и динамичным световым решением, при котором расширяются возможности применения нижних
источников освещения как рисующего, так и моделирующего назначения.
Верхний ракурс в портретной фотографии применяется весьма редко, да и то легкий, едва ощутимый (рис. 27). Это в первую очередь обусловлено трудностью нахождения верхних точек. В кинопортретах, т. е. в кадрах, где люди сняты крупным планом, верхний ракурс встречается значительно чаще, так как в киностудиях имеются специальные краны, поднимающие вверх операторскую площадку. Это дает возможность достижения любой желаемой верхней точки.
Верхний ракурс в портретной фотографии таит в себе большие возможности и является потенциальным резервом разнообразия приемов портретной съемки. Это подтверждается рядом оригинальных портретов, выполненных фоторепортерами. Им значительно более доступен выбор верхних точек, так как они не связаны с тяжелой камерой и штативом,
27 Портрет в легком верхнем ракурсе
62
Павильонная фотосъемка
а ведут моментальную съемку легкими ручными камерами. Но во всех случаях ракурсом не следует злоупотреблять.
Ракурсную съемку можно подразделить на два вида: явный ракурс, т. е. когда на этой основе построено композиционное решение портрета, и легкий ракурс — прием, дающий возможность несколько изменить строй лица или отдельных его элементов. Так, при съемке лиц с конусообразными формами по фасу вполне оправдано применять легкий ракурс, верхний или нижний, в зависимости от того, сужается голова книзу или кверху.
Новаторство в фотопортрете надо понимать как поиск новых композиционных решений, отказ от штампа и от необязательного повторения одних и тех же нормальных точек съемки.
Таким образом, успех портретирования во многом зависит от определения наиболее выигрышной точки съемки.
8.Перспектива фотографического изображения
Великие художники Ренессанса создали стройную теорию перспективы, установили ряд закономерностей, трактующих пространство как соотношение масштабов удаляющихся предметных изображений, потерю четкости их очертаний и высветление далей.
Между предметами переднего и заднего плана имеется определенное пространство. От того, как на фотоизображении выдерживаются пространственные пропорции, т. е. соотношения предметов и фигур, зависит решение линейной перспекти-
вы (рис. 28). Иначе говоря, линейная перспектива — это перспектива масштабов.
Предметы по мере удаления от глаз наблюдателя кажутся меньшими по сравнению с ближе расположенными. Это объясняется оптическими свойствами нашего глаза и особенностями зрительного восприятия. Соотношения удаляющихся предметов на изображении дают нам верное представление об их подлинных размерах лишь тогда, когда объектив, создающий это изображение, по своим особенностям близок к оптическим свойствам глаза. Перспективу, полученную на фотоснимке с применением такого объектива, мы называем нормальной.
Как известно, поле зрения глаза составляет около 30°, при котором достаточно хорошо различаются предметы. Это так называемая зона ясного зрения.
Фотообъективы, имеющие угол изображения 30° (по длинной стороне кадра), должны иметь следующие фокусные расстояния:
Формат |
Фокусное |
Формат |
Фокусное |
|
кадра, |
расстояние |
кадра, |
расстояние |
|
см |
объектива, см |
см |
объектива, см |
|
2,4X3,6 |
6,5 |
9X12 |
|
22,3 |
6X6 |
11,1 |
13X18 |
|
33,7 |
6X9 |
16,6 |
18X24 45,5 |
|
|
Работая над композицией
снимка, фотограф часто отказывается от соз-
дания нормальной перспективы. Изобразительный прием в этом случае заключается в значительном увеличении масштаба предметов переднего плана. Иными словами, речь идет об изменении эффекта перспективы, а он в свою очередь определяется точкой зрения. В первую очередь на перспективу фотоизображения влия-
63
Техника и методика портретной съемки
ет расстояние, с которого ведется съемка. Чем ближе к объективу предмет, тем более крупно он будет изображаться в фотокадре, а предметы, находящиеся в глубине пространства, будут уменьшаться, если сравнить соотношения тех же объектов, снятых в нормальной перспективе.
Если фокусное расстояние короче диагонали кадра, то объектив назы-
28 Перспектива масштабов
кофокусную перспективу (преувеличенную, подчеркнутую по сравнению
снормальной, привычной глазу). Длиннофокусной называется перс-
пектива, создаваемая объективами, фокусное расстояние которых в два и более раз превышает диагональ кадра.
Длиннофокусную перспективу можно получить, ведя съемку с дальних дистанций. Из-за большего расстояния до переднего плана сюжета
вается короткофокусным (широко- |
разница в масштабах |
удаляющихся |
угольным), а создаваемая им при |
объектов мало ощутима. Здесь не |
|
съемке перспектива — короткофокус- |
может быть заметного ритма сокра- |
|
ной. Короткофокусные объективы по- |
щения линейных величин по мере |
|
зволяют снимать на одном кадре ши- |
их удаления в пространство. Съемка |
|
рокое пространство, а при построении |
крупным планом отдаленных объек- |
|
кадра располагать объектив близко |
тов возможна лишь |
специальными |
к передней границе объекта съем- |
длиннофокусными |
объективами, |
ки. Разность масштабов, получаемая |
имеющими незначительный угол изо- |
|
при подобной съемке, создает корот- |
бражения. |
|
64
Павильонная фотосъемка
29. Формы перспектив: а — центральная; б — со смещением от
центра; в — крайняя;
г — прерванная;
д — наклонная
Таким образом, можно заключить,
что степень масштабных сокращений предметов по мере их удаления в глубину пространства определяет характер перспективы: нормальной, короткофокусной или длиннофокус-
ной.
На большом киноэкране или на маленьком экране телевизора люди не кажутся нам ни великанами, ни карликами, если между ними не нарушены естественные пропорции. Несмотря на разность масштабов, они воспринимаются нами, как имеющие одну и ту же постоянную величину. Причиной тому является не столько непосредственное зрительное ощущение, сколько образование прочного условного рефлекса, на который указывал великий физиолог И. П. Павлов.
Такое мироощущение психологи называют константностью восприятия. В данном случае это следует понимать как закономерность ощущения и восприятия глубины пространства.
Фотографируя короткофокусными или длиннофокусными объективами и тем самым сознательно нарушая константность восприятия перспективы, фотограф с первых же дней
своей практики должен выработать опыт аконстантного видения. Это означает умение представлять себе предметы, фигуры, цвета и тона по замыслу такими, какими они будут выглядеть на изображении при съемке их короткофокусным или длиннофокусным объективом, т. е. в новом, непривычном, но желаемом виде.
Особенности линейной перспективы на фотоснимке можно также проследить на примере того, под каким углом устремляются к одной точке фактически параллельные линии, уходящие в глубину.
Признаками линейной перспективы являются грани предметов, направленные по лучу зрения объектива, которые кажутся короче, чем в действительности.
Желая изобразить многоплановый пространственный сюжет, фотограф может использовать разнообразные возможности перспективного построения кадра. В зависимости от точки съемки можно по-разному показать линии, устремленные в глубину пространства. В одном случае, напоминая солнечные лучи, они равномерно сойдутся с разных сторон, олицетворяя порядок и спокойствие, в другом — неожиданно, подобно стрелам, произведут мощный динамический эффект, вызывая неустойчивость и напряженность композиции.
От выбора перспективного решения зависит, войдут ли в кадр все наличные элементы сюжета или лишь не-