ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 310
Скачиваний: 1
81
Методика освещения при портретировании
ту, рефлекс — тени, а поэтому рефлекс всегда темнее полутона. Эти соотношения являются обязательными и составляют закономерность выявления объемов форм с кривыми поверхностями.
Если создать такое освещение, при котором будет наблюдаться четкая граница света и тени без полутона между ними, то эта граница будет представлять собой прямую линию
33. Характерная светотень при освещении куба (а) и шара (б)
разделенным по профилю на световую и теневую части. Объем в этом случае будет выражен предельно. Но каков характер этого объема? В данном случае достигнут типичный объем фигуры с четкими гранями, когда светотень разделена по прямой линии. Полученный таким образом объем головы будет казаться угловатым и плохо передаст округлую форму.
и будет казаться гранью, т. е. изло- |
Если же осветить голову по-иному |
мом сферического объема. |
и создать плавные переходы тонов |
На этом основании можно сделать |
от светлого к темному, а резкие |
вывод, что выражение объема зави- |
границы света и тени, присущие дей- |
сит от раскладки светотени на объек- |
ствию направленного света, смяг- |
те и может по-разному — правильно |
чить другими источниками или дей- |
и естественно или искаженно — со- |
ствием отраженного света, то такая |
здавать представление об этом объек- |
градация светотени ощутимо пере- |
те. |
даст характерный для головы объем |
Голова человека — главный эле- |
и создаст правильное представление |
мент портрета — также относится к |
о ее форме. |
категории шарообразных форм. Вот |
Плавный, ничем не нарушаемый |
почему для фотографа-портретиста |
переход тональностей от светлого к |
очень важно усвоить правильное |
темному составляет понятие пластич- |
решение данной формы. |
ности освещения. Четкие линии гра- |
Если на человека направить пучок |
ниц света и тени на лице нарушают |
света сбоку, то создастся светотень, |
пластичность формы, создают опре- |
при которой одна часть лица, по |
деленный психологический эффект. |
профилю, будет освещена, а другая — |
Световые эффекты — блики, пят- |
полностью в тени. Если не смягчить |
на, контуры — при произвольном на- |
густоту тени, то лицо будет казаться |
несении меняют представление о |
82
Павильонная фотосъемка
подлинной форме. Чересчур броское освещение, выражающееся в очень четких и ярких бликах и контурах по соседству с участками плотных теней, нарушает пластичность освещения.
Следует ли всегда скрупулезно соблюдать пластичность освещения? Если бы на этот вопрос ответ был положительным, то в освещении портрета не было бы разнообразия. Фо-
34. Разнообразные эффекты освещения: а — фронтальное; 6 — диагональное; в — боковое;
г — заднедиагоналъноё;
д — контровое;
е— верхнее; ж — нижнее
тографа-художника всегда будет отличать умение излагать пластический мотив, абсолютно не поддающийся словесному описанию. Ощущение и выражение пластики исходит не столько от сознания, сколько от чувств. Пластика форм — это их гармоническая взаимосвязь, логическое соотношение освещенных и неосвещенных частей. Поэтому нет возможности дать практический совет — в каком месте и какой величины и яркости можно или нельзя вписать блик, рефлекс или контур.
Изучив светотень по схеме, не художник, опасаясь плоского изображения, очень легко впадает в другую крайность — сверхобъемность. Такое сверхобъемное изображение еще больше искажает форму, чем плоское.
Умение видеть и создавать пластические мотивы и при этом правильно выражать объем вещей вырабатывается в творческой практике в постоянном наблюдении жизни и изучении произведений изобразительного искусства.
Приступая к портретированию, фотографу необходимо оценить внешность модели, подобрать соответствующую позу и определить, при ка-
ком освещении она выглядит наиоолее выразительно.
Идею любого светотеневого рисунка составляют разнообразные световые акценты, определяющие своеобразие освещения, т. е. эффекты освещения.
Эффекты освещения можно подразделить на две группы — реальные
иусловные.
Воснове реальных эффектов осве-
щения, создаваемых в павильоне, лежит рисующий свет (рис. 34). Им имитируют эффекты солнечного света на натуре в разное время дня, разной степени направленности и контраста. Рисующим светом воссоздают также эффекты освещения, встречающиеся в реальной жизни и представляющие собой типичные
условия освещения: эффект потолоч-
83
Методика освещения при портретировании
ной люстры, эффект стенного бра, эффект настольной лампы, эффект свечи и др. Воссоздавая реальный эффект, фотограф должен заботиться о его правдивости и натуральности.
Условные эффекты относятся к та-
ким видам освещения, которые не вызывают каких-либо ассоциаций с реальностью. Они бывают вполне оправданными, когда объясняются
правый
35. Световые потоки, направляемые на модель
поиском особой выразительности и заметно не нарушают единства светового потока. Однако нередки случаи, когда фотограф направляет на модель потоки света с разных сторон, не придавая значения их соотношениям, грубо нарушая пластичность, искажая объемную форму лица. В основе такого эффекта не заложено никакой идеи, не найдено так называемого «психологического освещения».
Такой эффект создан ради эффекта и может быть оценен как самоцель, как формалистический прием, отделяющий форму от содержания.
На схемах в необходимых случаях следует показывать пунктиром основные направления световых потоков, а целой линией — направление светового потока, падающего на модель (рис. 35).
Чтобы уметь записать большое количество оригинальных световых решений, а также зафиксировать свои собственные творческие находки, необходимо знать, как графически обозначить любой эффект освещения, подсвет и светосочетание на модели. Для этого приводятся условные обозначения осветительных приборов, съемочной аппаратуры, фонов и экранов.
Павильонная фотосъемка
Условные обозначения к схемам освещения
модель;
Фотоаппараты;
крупноформатный;
среднеформатный
малоформатный;
Фона: жесткий;
мягкий;
овальный (фон Андреева).
Экраны:
экран-отражатель; экран-затенитель.
Осветительные приборы:
направленнорассеянного освещения;
направленного освещения с тубусом;
направленного
освещения
прожекторного типа;
отраженного света (зонтичного типа);
рассеянного освещения (многоламповая рампа);
направленнорассеянного освещения со шторками;
84
направленнорассеянного освещения со светорассеивателем;
рассеянного освещения;
многокамерный потолочный.
Назначение прибора:
создание рисующего света;
создание заполняющего света;
равномерное освещение фона;
локальное освещение фона;
световое моделирование и создание бликов;
световое моделирование для подсветки головы сверху;
создание заливающего света;
создание основного освещения при съемке для документов;
Расположение осветительного прибора по высоте:
выше головы модели;
на уровне головы модели;
ниже уровня головы модели.
85