Файл: Feldman_-_Tehnika_i_tehnologiya_fotosyemki.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 310

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

81

Методика освещения при портретировании

ту, рефлекс — тени, а поэтому рефлекс всегда темнее полутона. Эти соотношения являются обязательными и составляют закономерность выявления объемов форм с кривыми поверхностями.

Если создать такое освещение, при котором будет наблюдаться четкая граница света и тени без полутона между ними, то эта граница будет представлять собой прямую линию

33. Характерная светотень при освещении куба (а) и шара (б)

разделенным по профилю на световую и теневую части. Объем в этом случае будет выражен предельно. Но каков характер этого объема? В данном случае достигнут типичный объем фигуры с четкими гранями, когда светотень разделена по прямой линии. Полученный таким образом объем головы будет казаться угловатым и плохо передаст округлую форму.

и будет казаться гранью, т. е. изло-

Если же осветить голову по-иному

мом сферического объема.

и создать плавные переходы тонов

На этом основании можно сделать

от светлого к темному, а резкие

вывод, что выражение объема зави-

границы света и тени, присущие дей-

сит от раскладки светотени на объек-

ствию направленного света, смяг-

те и может по-разному — правильно

чить другими источниками или дей-

и естественно или искаженно — со-

ствием отраженного света, то такая

здавать представление об этом объек-

градация светотени ощутимо пере-

те.

даст характерный для головы объем

Голова человека — главный эле-

и создаст правильное представление

мент портрета — также относится к

о ее форме.

категории шарообразных форм. Вот

Плавный, ничем не нарушаемый

почему для фотографа-портретиста

переход тональностей от светлого к

очень важно усвоить правильное

темному составляет понятие пластич-

решение данной формы.

ности освещения. Четкие линии гра-

Если на человека направить пучок

ниц света и тени на лице нарушают

света сбоку, то создастся светотень,

пластичность формы, создают опре-

при которой одна часть лица, по

деленный психологический эффект.

профилю, будет освещена, а другая —

Световые эффекты — блики, пят-

полностью в тени. Если не смягчить

на, контуры — при произвольном на-

густоту тени, то лицо будет казаться

несении меняют представление о


82

Павильонная фотосъемка

подлинной форме. Чересчур броское освещение, выражающееся в очень четких и ярких бликах и контурах по соседству с участками плотных теней, нарушает пластичность освещения.

Следует ли всегда скрупулезно соблюдать пластичность освещения? Если бы на этот вопрос ответ был положительным, то в освещении портрета не было бы разнообразия. Фо-

34. Разнообразные эффекты освещения: а фронтальное; 6 диагональное; в боковое;

г заднедиагоналъноё;

д контровое;

еверхнее; ж нижнее

тографа-художника всегда будет отличать умение излагать пластический мотив, абсолютно не поддающийся словесному описанию. Ощущение и выражение пластики исходит не столько от сознания, сколько от чувств. Пластика форм — это их гармоническая взаимосвязь, логическое соотношение освещенных и неосвещенных частей. Поэтому нет возможности дать практический совет — в каком месте и какой величины и яркости можно или нельзя вписать блик, рефлекс или контур.

Изучив светотень по схеме, не художник, опасаясь плоского изображения, очень легко впадает в другую крайность — сверхобъемность. Такое сверхобъемное изображение еще больше искажает форму, чем плоское.

Умение видеть и создавать пластические мотивы и при этом правильно выражать объем вещей вырабатывается в творческой практике в постоянном наблюдении жизни и изучении произведений изобразительного искусства.

Приступая к портретированию, фотографу необходимо оценить внешность модели, подобрать соответствующую позу и определить, при ка-

ком освещении она выглядит наиоолее выразительно.

Идею любого светотеневого рисунка составляют разнообразные световые акценты, определяющие своеобразие освещения, т. е. эффекты освещения.

Эффекты освещения можно подразделить на две группы — реальные

иусловные.

Воснове реальных эффектов осве-

щения, создаваемых в павильоне, лежит рисующий свет (рис. 34). Им имитируют эффекты солнечного света на натуре в разное время дня, разной степени направленности и контраста. Рисующим светом воссоздают также эффекты освещения, встречающиеся в реальной жизни и представляющие собой типичные

условия освещения: эффект потолоч-


83

Методика освещения при портретировании

ной люстры, эффект стенного бра, эффект настольной лампы, эффект свечи и др. Воссоздавая реальный эффект, фотограф должен заботиться о его правдивости и натуральности.

Условные эффекты относятся к та-

ким видам освещения, которые не вызывают каких-либо ассоциаций с реальностью. Они бывают вполне оправданными, когда объясняются

правый

35. Световые потоки, направляемые на модель

поиском особой выразительности и заметно не нарушают единства светового потока. Однако нередки случаи, когда фотограф направляет на модель потоки света с разных сторон, не придавая значения их соотношениям, грубо нарушая пластичность, искажая объемную форму лица. В основе такого эффекта не заложено никакой идеи, не найдено так называемого «психологического освещения».

Такой эффект создан ради эффекта и может быть оценен как самоцель, как формалистический прием, отделяющий форму от содержания.

На схемах в необходимых случаях следует показывать пунктиром основные направления световых потоков, а целой линией — направление светового потока, падающего на модель (рис. 35).

Чтобы уметь записать большое количество оригинальных световых решений, а также зафиксировать свои собственные творческие находки, необходимо знать, как графически обозначить любой эффект освещения, подсвет и светосочетание на модели. Для этого приводятся условные обозначения осветительных приборов, съемочной аппаратуры, фонов и экранов.

Павильонная фотосъемка

Условные обозначения к схемам освещения

модель;

Фотоаппараты;

крупноформатный;

среднеформатный

малоформатный;

Фона: жесткий;

мягкий;

овальный (фон Андреева).

Экраны:

экран-отражатель; экран-затенитель.

Осветительные приборы:

направленнорассеянного освещения;

направленного освещения с тубусом;

направленного

освещения

прожекторного типа;

отраженного света (зонтичного типа);

рассеянного освещения (многоламповая рампа);

направленнорассеянного освещения со шторками;

84

направленнорассеянного освещения со светорассеивателем;

рассеянного освещения;

многокамерный потолочный.

Назначение прибора:

создание рисующего света;

создание заполняющего света;

равномерное освещение фона;

локальное освещение фона;

световое моделирование и создание бликов;

световое моделирование для подсветки головы сверху;

создание заливающего света;

создание основного освещения при съемке для документов;

Расположение осветительного прибора по высоте:

выше головы модели;

на уровне головы модели;

ниже уровня головы модели.


Методика освещения при портретировании
3. Метод освещения модели чисто субъективной как в самовыражении фотографа, так и при вос-
Освещение создает изобразительприятии зрителем.
ную форму фотографического снимНатуральность изображения, пока, воспринимаемую нами в чернонимаемая в данном случае как пробелой фотографии только посредстпорциональное натуре различие в вом контраста света и тени. Можно светлоте тонов, т. е. правдивость указать на две функции освещения, тональных отношений, будет казатьчасто между собой не взаимосвязанся тем реальнее, чем ближе оно буные,— объективную и субъективную. дет к привычным зрительным впе- Объективная функция — сугубо чатлениям. При этом наблюдательизобразительная, где при помощи ный фотограф окажется перед параосвещения подчеркивают трехмердоксальным фактом: чем ближе он ность объема и находят пластику к воссозданию натуры, чем скрупуформ. При этом выразительные элелезнее он фиксирует подлинные свементы освещения — свет, полутон, тотеневые отношения, наблюдаемые тень и рефлекс, которые мы создаем в природе, тем более фотоизображена объекте, не являются абстрактние будет похоже на уменьшенную ными пятнами; они неразрывно свякопию натуры, своеобразную объемзаны с планами, гранями формы, ную репродукцию. Все мельчайшие уточнением линий. Степень удачи нюансы света окажутся настолько или неудачи изображения будет вособъективно переданными, что исчезпринята зрителями примерно одинанет, растворится индивидуальность ково, так как она исходит из общих фотографа. Его зрение не явится для всех людей представлений об средством обобщения видимого. объеме. Именно это составляет объекЗдесь уже невозможна индивидуальтивную сущность освещения. ная интерпретация формы. Такой ме-
Объективную функцию освещения тод можно смело назвать натуралиотождествляют с изобразительной стическим.
задачей освещения, понимая последПолученное изображение может нюю, как стремление получения казаться трехмерным и перспективобъемного трехмерного изображения но выдержанным, если, конечно, сона плоскости фотографической бумаздать объемное освещение и примеги, имеющей только два измерения. нить соответствующий объектив.
Субъективная функция заключаетОднако умение воспроизводить объся в том, что интерес к освещению емные формы натуры на плоскости ограничивается его символикой, софотографической бумаги средствами здаваемым настроением, отражением освещения — это только часть решеощущений фотографа, возникающиния формы портрета. Сущность изоми ассоциациями, где нет и не может бражаемого человека не всегда перебыть общих критериев восприятия и дается светотенью, образующейся понимания сущности изображаемопри реальном освещении. Вполне го, где смысловая цельность основыоправданными могут оказаться и вается не на гармонии между челоформальные эффекты, кажущиеся веком и окружающим его миром, а фотографу уместными для образной скорее на их противоречии. Поэтому характеристики модели. Например, такая функция освещения является тревожные блики на фоне, резко

85