ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 293
Скачиваний: 1
184
Внепавилъонная съемка
движения объекта, под б — перемещение изображения в фотоаппарате. Если направление движения шторок в совпадает с направлением движения объекта (противоположно движению изображения в аппарате), то изображение объекта получится сжатым. Если движение шторок противоположно движению объекта, то изображение объекта удлиняется г. При движении щели затвора перпендикулярно направлению движения изображаемого объекта объект получается трансформированным по диагонали, деформация становится заметнее. Поэтому необходимо стремиться, чтобы направление движения шторок совпадало с направлением движения объекта.
У большинства отечественных аппаратов шторки движутся справа налево (если смотреть со стороны визира). Отсюда рекомендуется при съемке придерживаться следующих правил.
1. При горизонтальном кадре, если объект движется справа налево, камера должна находиться в нормальном положении; при движении слева направо камеру следует перевернуть.
2.При съемке с движущегося транспорта, если объект слева по направлению движения, камера находится в нормальном положении; при съемке справа по направлению движения камеру необходимо перевернуть.
3.При вертикальном кадре, если объект движется снизу вверх, спуск камеры находится с правой стороны; при движении объекта сверху вниз
спуск камеры должен быть слева. Для усиления эффекта движения при фотографировании подвижных объектов пользуются одним из трех приемов.
Смазанный объект и резкий фон —
эффект достигается при съемке неподвижным фотоаппаратом подвижного объекта с временем экспонирования от 1/60 до 1/30 с. Время экспонирования затвора зависит от скорости и направления движения объекта, расстояния до объекта и фокусного расстояния объектива.
Смазанный объект и смазанный фон — эффект достигается при пово-
202. Эффект
диагональной
композиции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
185 |
Репортажная съемка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
роте фотоаппарата за объектом съем- |
Условия ритуала не только не допус- |
|||||||||
ки, причем величины угловых пере- |
кают постановки сюжетов, но и ка- |
|||||||||
мещений объекта и фотоаппарата не |
тегорически |
запрещают |
в любой |
|||||||
совпадают. Время экспонирования от |
форме общение фотографа с присут- |
|||||||||
1/30 до 1/60 с. Фон должен быть сма- |
ствующими в зале. Успех съемки в |
|||||||||
зан сильнее, чем основной объект. |
значительной мере зависит от куль- |
|||||||||
Но при этом и объект съемки теряет |
туры фотографа, его творческих на- |
|||||||||
подробности изображения. |
|
выков, умения выбрать выигрышный |
||||||||
Резкий объект и смазанный фон — |
момент. Это усложняет задачу и |
|||||||||
эффект достигается |
при совпадении |
требует от фотографа сосредоточен- |
||||||||
угловых перемещений фотоаппарата |
ного внимания и навыка к этой рабо- |
|||||||||
и объекта съемки. Удерживая объект |
те. |
|
|
|
|
|
||||
в определенном месте видоискателя, |
Строительство Дворцов бракосоче- |
|||||||||
не останавливая движения рук с фо- |
тания, величественность и красота |
|||||||||
тоаппаратом, нажимают на спуско- |
их |
интерьеров, совершенствование |
||||||||
вую кнопку. Подобный прием полу- |
самого ритуала бракосочетания, его |
|||||||||
чил название съемки «с проводкой», |
торжественность привели к значи- |
|||||||||
или «со смазкой». Эффект совпадает |
тельному |
увеличению |
заказов на |
|||||||
со зрительным впечатлением, когда |
фотосъемку в |
момент |
регистрации |
|||||||
смотрящий |
сопровождает |
объект |
брака. |
|
|
|
|
|||
взглядом (рис. 101). |
|
|
Этот вид профессиональной фото- |
|||||||
Чем сильнее смазан фон, тем ско- |
графии в настоящее время составля- |
|||||||||
рость объекта кажется выше. Фон |
ет существенную часть всего объема |
|||||||||
смазывается тем больше, чем ближе |
внепавильонной съемки. |
определяет |
||||||||
находится объект съемки и чем боль- |
Содержание |
снимков |
||||||||
ше скорость поворота фотоаппарата |
хронология |
|
проведения |
ритуала. |
||||||
за объектом. |
|
прием нельзя |
Фотограф фиксирует все значитель-. |
|||||||
Однако |
подобный |
ные моменты: торжественное шест- |
||||||||
считать универсальным, так как |
вие, роспись, поздравления, вручение |
|||||||||
встречаются |
движущиеся |
объекты, |
свидетельства о браке и др. (рис. |
|||||||
движение отдельных частей которых |
103). На натуре молодоженов фото- |
|||||||||
не совпадает с движением объекта, |
графируют при посещении мемориа- |
|||||||||
объекты |
могут двигаться навстречу |
лов в память о воинах, погибших в |
||||||||
друг другу и т. д. |
|
|
Великой Отечественной войне, у па- |
|||||||
Важным также при передаче дви- |
мятных мест, на фоне живописного |
|||||||||
жения на снимке является фаза дви- |
пейзажа. |
на |
натуре |
предоставляет |
||||||
жения объекта в момент съемки, рас- |
Съемка |
|||||||||
положение объекта по отношению к |
фотографу |
большие |
возможности |
|||||||
горизонту и другие композиционные |
использования световых эффектов |
|||||||||
факторы (рис. 102). |
|
|
и композиционных решений. Подоб- |
|||||||
|
|
|
|
|
ную съемку предпочтительней вы- |
|||||
3. Съемка ритуала бракосочетания |
полнять на цветных фотоматериа- |
|||||||||
лах |
с последующим изготовлением |
|||||||||
Фотографирование в местах, где |
фотоотпечатков и диапозитивов. |
|||||||||
В крупных городах наряду с фото- |
||||||||||
производится |
регистрация |
бракосо- |
съемкой практикуют съемку сувенир- |
|||||||
четания,— репортажный вид съемки. |
фильмов. Это небольшие фильмы, по- |
186
Внепавилъонная съемка
священные торжеству бракосочетания. Кроме того, при некоторых Дворцах имеются стационарные фотографии для съемки молодоженов индивидуально и в группе.
Быстрота прохождения ритуала порой не дает возможности продублировать сюжет, а пропущенный или неудачно снятый момент невозможно восполнить. Отсюда и рекомендация
103 Регистрация ритуала бракосочета- ния—обмен кольцами
по ведению съемки: первый кадр любого сюжета надо стремиться снять в самом начале эпизода, чтобы иметь возможность повторить его.
Освещенность помещений в большинстве случаев малопригодна для ведения съемки: днем — свет из окон, который может быть контровым по отношению к объекту; вечером — потолочные люстры с типичным эффектом верхнего освещения. Применение осветительных приборов, специально предназначенных для фотографирования, обычно не разрешается. Этим объясняется необходимость использования импульс-
ных ламп при съемке, хотя, как известно, бестеневое освещение, создаваемое импульсными лампами, прикрепленными к фотокамере, не обладает изобразительными достоинствами.
В одних случаях свет направляют на стену или потолок, используя более мягкий отраженный свет (или на отражатель укрепляют светорассеиватель), в других случаях освещают объект прямым светом вспышки, при необходимости изменяя ее мощность.
При съемке многих сюжетов вспышку следует использовать лишь в качестве заполняющего света. Если имеющееся освещение не может служить основой светового решения, тогда импульсную лампу включают на полную мощность, хотя ее свет намного перекрывает яркости, образуемые другими источниками. В этом случае тональный рисунок и пластичность изображения будут во многом проигрывать из-за отсутствия собственных теней. Преобладание резких темных контуров сделает изображение похожим на штриховое.
Съемку осуществляют обычно малоформатными камерами. Тип фотоаппарата выбирает сам фотограф.
С точки зрения обеспечения оптического" качества изображения было бы лучше использовать для разных масштабов изображения разные по фокусному расстоянию объективы. Однако за короткое время ритуала не всегда можно успеть произвести смену объектива. Вот почему в большинстве случаев фотографы пользуются одним широкоугольным объективом. Пользуясь этим объектом, не рекомендуется чрезмерно приближаться к объекту во избежание нарушения пропорции фигуры человека. При съемке крупных планов ши-
|
|
|
|
|
187 |
Репортожноя съемка |
|
|
|
|
|
рокоугольными |
объективами не |
пленка или обнаружилась неисправ- |
|||
следует приближаться к модели бли- |
ность. |
||||
же чем на 1,6—1,7 м. Более крупного |
Учитывая, что съемка происходит |
||||
масштаба изображения, чем получен- |
при движении снимаемых людей, а |
||||
ный на негативе, достигают путем |
наводка на резкость отнимает много |
||||
увеличения при печати. |
|
|
времени и можно упустить интерес- |
||
Изображение людей на фотосним- |
ные моменты, фотограф часто поль- |
||||
ках бывает разным по масштабу. |
зуется шкалой расстояний, имеющей- |
||||
Так, например, снимок новобрачных |
ся на объективе. |
||||
в момент |
взаимного |
поздравления |
Наиболее важная сторона этой спе- |
||
относится к бюстовому портрету, |
цифической съемки — чувственно- |
||||
роспись в книге актов — к поясному, |
эмоциональное решение фотоснимка. |
||||
а торжественный вход и выход — к |
Оно удается лишь тем, которые обла- |
||||
ростовому. Исходя из масштаба |
дают даром портретиста, наблюда- |
||||
изображения, выбирают точку съем- |
тельностью и познаниями в физио- |
||||
ки по высоте. Желательно во всех |
гномике. Конечно, и не обладаю- |
||||
случаях |
придерживаться |
средней |
щие этими качествами могут запе- |
||
точки съемки, т. е. высоты установки |
чатлеть интересную эмоциональную |
||||
аппарата, соответствующей цент- |
фазу, но не в результате умения, а |
||||
ральной точке изображаемой фигу- |
чисто случайно. |
||||
ры. Это приобретает еще большее |
Во время съемки предметом при- |
||||
значение при работе с широкоуголь- |
стального наблюдения должны быть |
||||
ными объективами. |
|
|
только новобрачные. Состояние их |
||
Однако иногда встречается необ- |
внешности в момент съемки можно |
||||
ходимость съемки с более низких то- |
разграничить на две сферы: сферу |
||||
чек, чем средняя. Часто такое бывает |
чувств и сферу действия. Фотограф |
||||
при съемке росписи в книге актов. В |
должен стремиться найти характер- |
||||
зависимости от роста и особенностей |
ное решение, увязав эти два элемен- |
||||
зрения некоторые |
низко |
склоняют |
та. Однако если этого достигнуть не- |
||
голову. В кадре проецируется верх- |
возможно по причинам, не завися- |
||||
няя часть головы. Не имея возмож- |
щим от фотографа, то, несомненно, |
||||
ности обратиться к фотографируемо- |
предпочтение следует отдать отра- |
||||
му с просьбой держать голову выше, |
жению на фотоснимке эмоционально- |
||||
фотограф должен снимать с более |
го состояния молодоженов, так как |
||||
низкой точки. |
|
|
|
в торжественную минуту бракосо- |
|
При съемке общей группы фото- |
четания — это главное. |
||||
граф должен учитывать свойство ши- |
|
||||
рокоугольных объективов «завали- |
|
||||
вать» изображение по краям кадра. |
4. Съемка в детских садах и школах |
||||
Во избежание искажений фигур лю- |
Детей фотографируют не только в |
||||
дей, находящихся по краям, следует |
|||||
оставлять |
некоторое |
пространство |
условиях фотопавильона, но также |
||
незаполненным. |
|
|
|
в детских садах и школах. В фото- |
|
Во время съемки у фотографа дол- |
павильоне при наличии стационар- |
||||
жен быть под рукой второй аппарат, |
ного оборудования получаются более |
||||
которым без промедления продолжа- |
совершенные снимки. Однако в дет- |
||||
ют съемку, когда в одном кончилась |
ских учреждениях и на дому портре- |
188
Внепавилъоиная съемка.
ты детей чаще выходят более выразительными, что связано с привычной обстановкой, окружающей детей. Здесь фотографу легче найти оригинальное портретное решение.
Расширяется также круг тематики фотосъемки. Кроме обычного портрета, большую эмоциональную насыщенность обретает жанровый портрет. Его выполняют репортажно во время детских игр и занятий, когда
104. В живом уголке детского сада
влице ребенка отразилась реакция на захватывающее событие: рыбки
ваквариуме, белка в клетке и т. п. (рис. 104).
Интерес для родителей представляют также темы одевания, умывания, приема пищи, музыкальные занятия, выступления на праздниках и многое другое (рис. 105).
Хорошей памятью о детском садике останется общий групповой снимок вместе с воспитательницей, а также снимки небольших групп детей за игрой, во время выступлений, снимки
на натуре — на фоне пейзажа, здания детского сада, на площадке для игр.
Разнообразные сюжеты и условия съемки требуют от фотографа больших познаний в технике и технологии ведения съемки, представлений о психологии ребенка, а также умения подойти к детям, расположить их к себе.
Все виды съемок, производимые в детских садах, можно подразделить на две категории — снятые репортажно, по ходу события, и постановочные— обычные портреты детей: индивидуальные и групповые по методу павильонной съемки.
Умение вести репортажную съемку детей заключается в выборе интересной точки съемки, выборе световых условий, выразительного фона, фиксации фотографического момента, т. е. эмоционально насыщенной фазы.
Постановочное портретирование, если его выполнять на высоком уровне, значительно сложнее, так как, кроме перечисленных выше условий, необходимо также сосредоточить внимание ребенка на чем-то определенном и в результате добиться эмоционального и мимического настроя.
Появление фотографа вызывает обостренную внимательность ребенка. Напряженное ожидание каких-то неизвестных ребенку событий может проявиться в настороженности. Поэтому важно начать беседу на тему, понятную и доступную ребенку, придавая значение мягкости своего голоса и мимике. Осуществляемая ребенком познавательная деятельность при напряженном внимании может вызывать целую гамму глубоких, а порой тяжелых переживаний, выражающихся во внешности ребенка и не представляющих интереса с точки зрения портретного изображения.
Если беседа не привела к желаемо-
189
Репортажная съемка.
105. Интересная беседа
му результату, то пытаются отвлечь напряженное внимание какой-то игрушкой. Выбор игрушки должен соответствовать возрасту ребенка. От вида игрушки зависит и характер внимания, вызываемый у ребенка.
При съемке детей, когда их внимание привлечено к игрушке, можно получить разные результаты:
1) осознанное внимание — ребенок узнал Буратино, волка, зайчика и т. д. и выразил свое отношение в мимике;
2) неосознанное привлеченное внимание к игрушке или предмету, не
известных ребенку. Каким бы красочным или оригинальным по форме этот предмет ни был, он не в состоянии будет вызвать ничего иного, кроме напряженного внимания.
Предлагая ребенку игрушки или показывая их, надо стараться привлечь его внимание к одной из них и не отвлекать одновременно обращениями, хлопками в ладоши, шумом погремушек и т. п. Психологи указывают, что объем внимания у детей в короткий промежуток времени весьма ограничен. Чем меньше объектов, привлекающих внимание, а также звуков, тем больше возможности добиться концентрирования внимания к
|
|
|
|
|
|
190 |
Внепавилъонная съемка |
|
|
|
|
|
|
одному объекту или звуку и тем са- |
этой целью при съемке с использова- |
|||||
мым желаемого выражения. |
нием естественного освещения выби- |
|||||
По характеру движения детей и |
рают помещение с окнами на север- |
|||||
способности |
сосредоточиваться, |
ную сторону. |
контраста |
светотени |
||
осмысливать и реагировать на про- |
Смягчение |
|||||
исходящее их разделяют на внима- |
осуществляется за счет отраженного |
|||||
тельных, невнимательных и рассеян- |
света, для чего используют белый |
|||||
ных. Это нетрудно определить по |
экран. Для удобства его прикрепля- |
|||||
поведению ребенка во время съемки. |
ют к легкому складному штативу. |
по |
||||
Внимательному достаточно показать |
Необходимость вести |
съемку |
||||
игрушку или картинку, чтобы он |
нормали, на уровне центральной ча- |
|||||
сосредоточился на ней, рассеянного |
сти лица ребенка, не допуская сколь- |
|||||
легче привлечь обращением к нему, |
ко-нибудь заметных ракурсов, вы- |
|||||
звуками колокольчика, резкими дви- |
нуждает усаживать ребенка на более |
|||||
жениями. |
|
|
высокую мебель. В противном случае |
|||
Выбор или создание освещения при |
фотографу пришлось бы сильно на- |
|||||
съемке детей должно основываться |
клониться или вести съемку, стоя на |
|||||
на преобладании светлого тона. Поэ- |
коленях. |
|
|
|
||
тому основной поток света как при |
В качестве фона можно использо- |
|||||
естественном освещении, так и при |
вать стену комнаты, если она окра- |
|||||
искусственном должен освещать ли- |
шена в светлый тон, не дает бликов |
|||||
цо под углом в диапазоне диаго- |
и на ней нет каких-либо орнаментов |
|||||
нального направления при световых |
или изображений. В противном слу- |
|||||
полуоборотах. Теневые полуоборо- |
чае стену необходимо задрапировать |
|||||
ты малопригодны для съемки детей, |
отутюженной светлой тканью, без |
|||||
так как широкая часть лица оказы- |
вмятин и пятен. |
|
|
|||
вается в тени. |
|
|
Фотосъемку предпочтительнее вес- |
|||
Затруднено применение при съем- |
ти однообъективными зеркальными |
|||||
ке детей светового моделирования. |
аппаратами. Устройство |
зеркального |
||||
Его установка требует большой точ- |
видоискателя позволяет |
непрерывно |
||||
ности создаваемого эффекта, что |
наблюдать за ребенком во время |
|||||
возможно лишь при стабильных по- |
съемки. |
|
|
|
||
зах. Кроме того, транспортировка |
Съемка детей требует от фотографа |
|||||
большого количества |
осветительных |
максимальной |
концентрации внима- |
|||
приборов весьма затруднительна. |
ния на выражении лица ребенка. |
|||||
Резкие тени в портрете ребенка |
Лучшей фотоаппаратурой для этой |
|||||
нежелательны, |
что |
обусловливает |
цели окажется та, которая меньше |
|||
необходимость |
смягчения светового |
всего отвлекает внимание на управ- |
||||
потока. Пластичность изображения, |
ление ею. Поэтому предпочтение сле- |
|||||
широкая градация полутона, мяг- |
дует отдать камерам, позволяющим |
|||||
кость изображаемой фактуры дости- |
автоматически |
получать необходи- |
||||
гаются частичным светорассеянием |
мое время экспонирования в зависи- |
|||||
за счет установки впереди освети- |
мости от условий освещенности, зна- |
|||||
тельного прибора марлевых или ка- |
чений чувствительности |
пленки |
и |
|||
проновых сеток, арказоля и прочих |
диафрагмы. |
резкость |
значительно |
|||
рассеивателей, т. е. отказ от |
Наводка на |
|||||
освещения открытым прибором. С |
облегчается возможностью произво- |